{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как сделать карьеру продакта и проджекта, если в руках у вас только диплом, желание и плоскогубцы

Юлия Колзина

Карьерный консультант IT-руководителей.Сертифицированный и практикующий карьерный консультант для специалистов и менеджеров на рынке IT. Специалист по управленческой HR-экспертизе IT-компаний.

20 лет опыта в подборе IT-функции во внешнем кадровом консалтинге.

Автор статей в профессиональных журналах. Автор обучающих ботов, курсов и преподаватель онлайн-школ (SkillFactory, GeekBrains).

Содержание статьи:

На что обращают особое внимание работодатели при выборе продакт- или проджект-менеджера?

На портфолио. Интересно и ясно оформленное портфолио — ваш первый шаг к работодателю. Лучше оформить портфолио в Notion или Tilda. Так будет красиво. Но можно и стандартно — в Google Slides/Google Docs.

Изучая портфолио или отправляя вам тестовое задание, работодатель ожидает увидеть, что вы воспользуетесь похожим на его продукт кейсом (это называется аналогичная деятельность). Только затем он оценивает логику решения.

Работодатель смотрит на аккуратность оформления кейса и ясность изложения.

Оценивает все этапы создания и развития продукта: работу с рынком, конкурентами, ЦА, способ и точность расчета юнит-экономики, первые продажи, маркетинговую стратегию и кампанию, коммуникацию в процессе решения задачи и сроки.

Важно, что ваш потенциальный руководитель наблюдает за тем, как и и какие вопросы вы задаете. Задаете ли вы их вообще?

Да, если можете нагуглить неизвестную информацию сами, гуглите. Если вы все еще не уверены, уточните с формулировкой «правильно ли я понимаю, что ...».

Есть ли специфические стоп-сигналы для работодателя?

Менеджеры проектов и продуктов должны отвечать за риски, сроки, команду, бюджет, результат. Вот вокруг этих зон ответственности работодатели будут кружить, чтобы понять, как вы вели проект.

Стоп сигналы для работодателя на собеседованиях:

1. Кандидат прикрывается NDA.

Значит, не хочет отвечать на вопросы или не знает как.

2. Кандидат начинает много рассказывать, где он учился.

Работодателей подбешивают онлайн-школы и выход на рынок «тысячи миллионов» джунов, которые ничего не знают, зато онлайн-школа «гарантирует трудоустройство».

Поэтому я пропагандирую продуктовый подход к поиску работы — с позиции продажи своей пользы: «Я полезен вам, потому что уже сделал это и то, и вот какие мои доказательства».

3. У кандидата нет вопросов после интервью.

Сразу провал — значит, вам совсем не интересно или вы ничего не понимаете.

Я рекомендую перед собеседованием ответить на вопросы:

  1. Какую задачу мы должны решить (что конкретно нужно сделать).
  2. Какие метрики успешности реализации проектов, KPI, OKR существуют (определены ли они, кто их определяет).
  3. Сколько проектов в параллели нужно вести.
  4. Какие трудозатраты проектов.
  5. Кто принимает конечное решение о работе с клиентом / составе задач в спринте.
  6. Что сейчас сделано, какой статус задач (уже начали что-то «пилить» или делаем все с нуля).
  7. Что за архитектура у проекта.
  8. Ресурсы: команда, методологии и инструменты.
  9. Какова структура подчинения.
  10. Расскажите о взаимодействии со смежными подразделениям (маркетинг, продажи, контент).
  11. Был ли другой специалист на этой позиции до меня? Если да, то почему ушел (не поленитесь позже найти через соцсети этого спеца и расспросите о причинах ухода).
  12. Бюджет и условия оффера.
  13. Сколько дней на принятие решения (когда ждать обратную связь от работодателя).

Какую стратегию поиска работы выбрать продакту и проджекту?

Ваша задача подойти к поиску работы как к исследованию рынка

  1. Определите таргет компаний и проектов, которые вы хотите вести.
  2. Изучите рынок и выясните, какие типы компаний вам близки. Какие проекты нравятся. Поймите, с какими проектами точно не хотите работать.
  3. Решите, на каком рынке вы хотите работать, в какой отрасли. Между b2b и b2c аудиториями большая разница с точки зрения проектного подхода.
  4. Если это IT-рынок, четко определите предметную область интересующих вас проектов.
  5. Чтобы лучше понять что и как устроено, вступайте в профсообщества, участвуйте в митапах, общайтесь.

Проанализируйте потребности

  1. Выясните, что хочет рынок от таких РМ как вы.
  2. Составьте список релевантных компаний. Посмотрите их вакансии.
  3. Найдите тех, кто работает на позициях директоров управления проектами / руководителей проектных офисов. Прочитайте их профильный контент.
  4. Проанализируйте, на что они обращают внимание в проектной деятельности.
  5. Это могут быть: сроки, погружение в предметную специфику, работа с командой или бюджетом проекта, что-то еще.
  6. Попробуйте понять, какой проектный подход существует в компании.
  7. Оцените, на сколько вам пригодится опыт работы в той или иной компании.
  8. Что он вам даст в профессиональном и карьерном плане.

Как подготовиться к собеседованию?

Собеседование обычно длится 1-2 часа.

Подготовьте ответы на вопросы о вашем опыте: истории, описывающие ваш опыт, релевантные требованиям вакансии.

Покажите свою заинтересованность — пригодится информация о компании, проектах и продуктах, которую вы нашли на этапе подготовки.

Часто этот этап принимает вид панельного интервью. В таком случае в интервью принимает несколько человек. В этом случае важно уделять внимание каждому интервьюеру: держите зрительный контакт, отвечайте на вопросы.

На этом этапе могут дать тестовое задание, которое нужно выполнить на месте или забрать домой, обговорив чёткие сроки выполнения и обратной связи.

Много ли рутины в работе на управленческой должности? С какими не рутинными задачами придется столкнуться?

Профессия менеджера проектов — это работа с процессами. Профессия продакт-менеджера — творчество и предпринимательство.

Рутины много и в той и в другой профессии, просто надо научиться делать такие задачи, а потом уметь их делегировать.

У проектных менеджеров это работа с документацией, оформлением документов и паспортов проектов и т.п. Если в команде будет администратор, то менеджер сможет заняться больше вопросами реализации проектов с точки зрения своих сильных сторон: у кого-то коммуникации с заказчиками, у кого-то работа с командой, у кого-то расчет рисков и т.п.

В продуктовом мире все так же. Никто не любит заниматься документацией и вести информационную систему (заполнять CRM, списываться в JIRA), некоторым не нравится вести бэклог и записывать юзер-стори, но...без этого никуда!

В каких компаниях и на каких ресурсах искать вакансии?

Стандартные сайты с вакансиями: geekjob.ru, moikrug.ru, hh.ru

Профильные телеграм-каналы, например, https://t.me/job

Посты в fb от РП компаний из вашего таргет-листа.

Профессиональные статьи, там же и вакансии на vc.ru

Напишите, что ищите работу в своих соцсетях.

Лайфхак: если есть руководитель проектного офиса, с кем вы хотите работать, узнайте, возможно он преподает где-нибудь. Запишитесь к нему на курс и постарайтесь быть в числе лучших учеников.

Как составить конкурентное предложение?

Придумайте, как кастомизировать ваше резюме, исходя из полученных вводных.

Подготовьте релевантный кейс для компании. Подумайте, какая боль может быть у компании, какую проблему видите и распишите, как бы вы ее решали, реализовав проект. Приходите на собеседование сразу с кейсом.

Какие должности лучше других подходят для старта в этой сфере?

Хорошие менеджеры проектов/продуктов получаются из бизнес-, продуктовых, системных аналитиков.

Менеджеру проекта, работающему в любой отрасли необходимо:

  1. Обладать техническим бэкграундом (без него очень сложно).
    Адекватно воспринимать технические ограничения — понимать, что можно сделать, а что нельзя. Уметь общаться с разработчиками на их языке.
    Начните со знакомства с IT-индустрией – разберитесь, как происходит процесс разработки ПО, какие подходы используют команды. Можно не уметь писать код, но, если вы его умеете читать, это уже хорошо.
  2. Знать предметную область проекта, понимать особенности рынка или его отраслевую специфику.
  3. Отвечать за риски, сроки проекта (различных этапов, пилотных вариантов/релизов), команду, бюджет и результат проекта.
  4. Понимать реальные потребности заказчика или клиента.
  5. Уметь планировать, декомпозировать и каскадировать большие цели на понятные задачи, которые можно выполнить в обозначенные сроки.
  6. Понимать принципы ресурсного менеджмента.
  7. Управлять рисками — уметь предугадать возможные сценарии развития событий и заранее «подстелить соломку».
  8. Знать особенности разных методологий разработки: Agile, Scrum, Kanban, Waterfall.
  9. Уметь работать с распределенными командами проекта, знать роли каждого члена команды и быть для них всем: мамой, папой, другом, ментором, наставником.
  10. Обладать опытом реальных проектов.
  11. Владеть soft skills: навыками коммуникации, готовности к рутине, дотошностью, многозадачностью, умению мотивировать команду и добиваться результата вопреки всему, работать с заказчиком в условиях сжатых сроков и нехватки ресурсов. Самое главное – ясный ум, клиентоориентированность и умение лечить «боли» клиентов.

На что следует обратить внимание в оффере?

Оффер — это не юридический документ. Это договор о намерениях, где прописано обычно то, что кандидат будет делать, что и сколько за свою деятельность получать.

Нужно уметь договориться на берегу обо всем с работодателем, а вот обращать внимание необходимо на трудовой договор и положение о мотивации (премировании), которое вы будете подписывать в первый рабочий день.

Мы все работаем за деньги, поэтому, отбросив все эмоциональные и идеологические вопросы, нужно понимать что ты будешь делать, в какие сроки и что ты за это получишь и когда. А самое главное -— готовы ли вы к такой работе?

Обязательно на финальном собеседовании надо обговорить вопросы KPI, чтобы выйдя из компании, у вас было полное понимание того как и за что вам будут платить.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда