Быстрое реагирование: как взаимодействовать с командой в кризисное время

Главное, что пугает людей в переломные моменты — это неизвестность. Если компания выберет стратегию молчания, это может значительно усилить тревожность сотрудников, поэтому действовать нужно проактивно. Что может сделать руководство в период турбулентности, чтобы сохранить спокойствие и продуктивный настрой в команде? Рассказывает HR-директор компании ВсеИнструменты.ру Алеся Ракитина.

Быстрое реагирование: как взаимодействовать с командой в кризисное время

1. Получить от сотрудников обратную связь

Как принимаются решения в бизнесе? Компания реагирует на обратную связь от клиентов. Если речь идет о принятии решений в области HR, поступайте точно так же — спросите у сотрудников: «Что вас волнует?». У нас всегда работает система обратной связи, но в кризисные времена она особенно актуальна для команды.

В конце февраля мы провели в компании подобный опрос. За первые 15 минут пришли десятки вопросов. К утру следующего дня их было уже больше сотни. Все вопросы можно разбить на 4 подтемы, которые волновали работников больше всего:

  • Какие у компании планы, насколько у нее сейчас финансово устойчивое состояние?
  • Что говорить клиентам насчет ценообразования? Как будут меняться цены на товары?
  • Будут ли в команде сокращения? Будет ли меняться заработная плата, уменьшаться премии?
  • Личные вопросы: например, куда стоит вкладывать деньги и стоит ли вообще это делать.

2. Дать команде максимум информации

Действовать нужно быстро, чтобы не подорвать доверие сотрудников. Например, опрос мы провели в понедельник, а с обратной связью вернулись через 1 рабочий день. На каждый блок вопросов ответил генеральный директор компании. Это был внеплановый прямой эфир, и к нему подключилась четверть всех сотрудников компании. Многие досматривали эфир в записи позже.

При первом появлении тревожных новостей лучшим решением будет выслать команде обращение генерального директора. Это успокоит сотрудников и даст им возможность продолжать работать в штатном режиме: команда будет знать, что с ней обязательно свяжутся в случае важных новостей.

Выходить на связь должны ключевые лица компании: топы, собственники бизнеса, генеральные директора. Помимо этого, каждый руководитель должен проводить летучки внутри дирекций и подразделений, отвечать на вопросы. Задействуйте все возможные каналы связи. Например, мы использовали почту, телеграм-канал, push-рассылку, прямые эфиры, личные встречи и видеообращения.

Также важно подумать о том, что в компании могут быть люди, которые оказались близко к эпицентру событий и их последствий. Их родные и близкие могли остаться заграницей или попасть в трудную ситуацию. Эти события будут отвлекать сотрудника от работы, вызывать тревогу. Дайте работникам возможность сообщить, если кто-то из их близких людей столкнулся со сложностями (не работают карты, нет наличных денег и т.д.). Например, мы в компании оповестили всех сотрудников, что в таких случаях можно обращаться к конкретному человеку в HR.

Быстрое реагирование: как взаимодействовать с командой в кризисное время

3. Организовать финансовую поддержку

Если у компании есть возможность, команду нужно поддержать финансово. Например, мы выдали запланированные бонусы за прошлый год раньше, чем обычно. Это необходимо, чтобы сотрудники получили поддержку здесь и сейчас. Мы выплачиваем бонусы за стаж работы в компании (3 и 7 лет), а также бонусы для некоторых других категорий сотрудников.

Некоторые компании выплатили сотрудникам зарплату за полный месяц в начале марта, но это может быть расценено по-разному и даже вызвать панику у некоторых сотрудников: кто-то может решить, что эта зарплата — последняя, и в дальнейшем его ждет сокращение. А вот выплата дополнительной зарплаты будет стратегически правильным решением.

4. Поддержать сотрудников психологически

Некоторые компании в кризисные моменты привлекают психологов. Но выбирать специалистов по ментальному здоровью нужно очень тщательно, и на это может уйти время. Некомпетентный психолог скорее навредит сотрудникам, чем окажет поддержку. Поэтому мы решили не задействовать психологов со стороны, ведь в спешке тем более сложно найти подходящих специалистов.

При этом поддержку можно черпать из внутренних ресурсов команды. В кризисные моменты важно найти сотрудников, которые помогут стабилизировать настроение в коллективе. Например, в одном отделе у нас есть сотрудник с психологическим образованием, и он проводит для коллег небольшие митапы, на которых рассказывает, как справиться с тревогой и неопределенностью.

Отдельно работайте с людьми, в поведении которых видны депрессивные признаки. Некоторые сотрудники закрываются от коллег, становятся грустными и подавленными. К ним важно проявить неравнодушие: узнать, что их беспокоит, спросить, не нужна ли помощь. По нашему опыту: сотрудники, которые замкнулись в себе, после таких разговоров буквально «оживают». Руководителю стоит проявить личное внимание: выразить беспокойство за человека, узнать, что его сейчас тревожит, а если за переживаниями прячутся реальные проблемы, то предложить помощь.

5. Выстроить процессы работы, найма и обучения

Сейчас сотрудникам нужно отвлекаться от новостного потока, давать возможность поговорить друг с другом, успокоиться. И самое важное — работать в правильной деловой обстановке. Мы оставляем офисы открытыми и видим, что их посещаемость за последнее время выросла. Некоторые компании, наоборот, переводят сотрудников на «удаленку», но это чревато ухудшением их психологического состояния: люди останутся наедине с новостями и будут еще больше переживать.

Что касается набора новых сотрудников, то здесь тоже очень важно следить за ситуацией. Соберите руководителей подразделений и попросите их пересмотреть свои запросы: кто им сейчас действительно нужен, а какую вакансию можно поставить на паузу? Есть критически важные для бизнеса процессы, которые не должны останавливаться.

При любой возможности нужно продолжать корпоративное обучение. Для сотрудников это способ вернуться к обычной жизни, продолжать думать о своем профессиональном развитии. Это отвлекает от новостей и позволяет взять контроль над собственной жизнью.

6. Сохранять экспертизу и сильных сотрудников

В перспективе компаниям нужно максимально рассчитывать на рост сотрудников внутри компании и внутренний подбор. В ближайшее время будут сложности с привлечением иностранных специалистов. Поэтому как никогда важно сохранять в компании сильных сотрудников, которые понимают, в каком направлении движется компания. В кризисное время многие квалифицированные кадры выходят на рынок. Кого-то сокращают, кто-то недоволен условиями в нынешней организации. Это тоже шанс для компании получить опытного специалиста в команду.

Повышение зарплат и должностей становится довольно сложным вопросом в условиях неизвестности. Но если вы согласовали сотруднику повышение еще до всех событий, это обещание лучше выполнить — так вы повысите его лояльность и сохраните в компании ценный кадр. То же касается индексации заработных плат.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Помните, что в сложные времена важна коммуникация. В ситуации, когда привычные опоры ускользают, люди должны чувствовать плечо, на которое можно опереться. Инвестируйте время и силы в их психологическое здоровье. И вы увидите, как выстроенная атмосфера доверия и взаимоподдержки поможет сотрудникам пройти через кризис и стать еще сильнее — не только в профессиональном плане, но и в человеческом.

1010
12 комментариев

в моем кабинете сидит hr, бухгалтер, маркетолог и генеральный директор, с кем мне поговорить, если все эти люди я...

1

Сложная тема. Внутренняя поддержка и рассказы о том, что действительно происходит в компании — это хорошая практика, но чаше всего это лишь в теории. В реальности, я чаще работала с теми, кто отмалчивался и начинал разговор только в самый пиковый и острый момент.

Тем не менее, существование и примеры компаний, которые придерживаются такой стратегии только радует. Вопрос вот какой: распространяется ли поддержка на всех сотрудников или только сотрудников офиса? )

Софья, спасибо за комментарий!
В нашем случае распространяется вообще на всех командных игроков, не только офис.

1

Добрый день, «бедные всеинструменты» и их клиенты!всеинструменты ру – оказывается просто помойка, не обращайтесь туда. От слова совсем!Они ваш заказ за 112 рублей не смогут выполнить даже за месяц, операторам на вас плевать - удавятся…От 27.11.2022 22:26 Заказ 2211-246248-87930 оплачен. Далее все: - «Вы им не интересны», даже через месяц - никакой реакции, ничего не отправлено, на обращения ответа нет. Заказ сами не отменяют, информации от службы поддержки = 0 После (клиентских) ваших звонков на тех поддержу, тупо меняют дату возможной выдачи на следующую неделю – вперед! Кстати, про цены: они выше розничного рынка на 20%. + услуги доставки… Мои даты для получения, после каждого обращения по телефону к ним (интернет помойки – всеинструменты) = 29.11/03.12/06.12/16.12/ 24.12 и т.д.

Здравствуйте! Нам очень жаль, что произошла такая ситуация! Приносим извинения за неудобства с доставкой, с которыми вам пришлось столкнуться.

Мы передали информацию о вашем заказе и задержки доставки коллегам, они разберутся в причинах и свяжутся с вами.

Также эту ситуацию обязательно проработают с менеджерами "горячей линии", чтобы в дальнейшем у вас и других клиентов не было непонимания о причинах задержки и переноса доставки.

Некоторые компании в кризисные моменты привлекают психологов

Часто читаю про привлечение каких-то мифических психологов, но как-то это даже в голове не укладывается - типа берут какого-то психолога на "аутсорсе" и его контакт расшаривают по всем коллегам?) Как это вообще выглядит?

Есть очень удобные сервисы, которые подключаешь к компании, и там сотрудник может сам выбирать себе психолога по отзывам.

Можно включить услугу "Психолог" в ваш ДМС и тогда сотрудник обратится в конкретную поликлинику.

Третий вариант - взять штатного психолога, но на наш взгляд, это самая сложная задача, потому что сотрудников тысячи. Тогда должно быть много психологов, чтобы всем хватило внимания.