Карьера
Лайфхакер

7 шагов, которые помогут сохранить работоспособность команды в трудные времена

«Лайфхакер» составил инструкцию для руководителей, которые хотят пережить кризис и поддержать коллектив.

1. Не создавайте «розового слона в комнате»

Когда все вокруг тревожатся, руководитель может выбрать роль опоры, которая не замечает проблем и работает как обычно. Но все всё понимают. Поэтому сотрудники, скорее всего, не поверят, что дела в бизнесе идут по-прежнему. Без информации команде не станет спокойнее — люди просто сделают выводы, основываясь на волнении и слухах. И эти выводы могут быть куда хуже, чем реальное положение дел. Лучше честно рассказать обо всех изменениях и обновлять информацию по мере развития ситуации.

Собирать созвон или составлять письмо в панике — плохая идея. Говорить с командой стоит, когда вам есть что сказать. Поэтому важно сначала проанализировать, как кризис отразится на вашей компании. В пандемию, допустим, многие бизнесы перегруппировались и использовали ситуацию как точку роста.

Когда понимание есть, можно собирать команду. Как вы это сделаете — лично, письменно, в аудио- или видеоформате — ваш выбор. Вы лучше знаете любимый способ коммуникации своих людей. Но говорить нужно обязательно. Молчание со стороны руководства в такие моменты повышает тревожность команды.

Мария Пчёлкина
Исполнительный директор «Лайфхакера»

Простые слова поддержки — лучше, чем ложные надежды или заверения, что скоро всё вернётся в норму. Важно транслировать, что компания проходит через непростые времена, но вы есть друг у друга.

Хорошие средства против неопределённости — понятная информация и последовательность. Не нужно говорить о том, за что вы не можете ручаться. В период нестабильности особенно важно, чтобы ваши слова и действия совпадали. Людям уже хватает непредсказуемости. Если вы пообещаете что-то сотруднику, но этого не случится, доверие упадёт, а тревожность только усилится. Слова должны подкрепляться фактами.

Елена Котова
Корпоративный психолог «Лайфхакера»

2. Чаще созванивайтесь с командой (и поручите тимлидам делать то же самое)

Когда сотрудники ходят в офис, отследить их настроение проще. Даже если человек не жалуется вслух, можно заметить тревожные звоночки: усталый вид, отсутствие энтузиазма, нежелание выпить вместе кофе или сходить на бизнес-ланч в любимое кафе.

Если команда работает удалённо, улавливать такие нюансы сложнее. Поэтому стоит проводить созвоны и узнавать, как дела у каждого сотрудника — не ограничиваясь рабочими задачами. Руководитель и тимлиды могут интересоваться, что важного случилось в жизни коллег за неделю: какие сериалы сейчас в топе отдела, что помогает справляться со стрессом. Устраивайте такие встречи регулярно — например, каждую пятницу.

3. Проводите опросы, чтобы узнать настроение сотрудников

Подключите к мониторингу настроения команды HR-отдел. Хороший инструмент — письменные опросы. Да, в какой-то степени это «средняя температура по больнице». Но благодаря анкетированию вы оцените общий климат в коллективе. А ещё — заметите сферы, которые точно надо улучшить, потому что они беспокоят многих.

Если один сотрудник из ста отвечает, что ему сложно даётся общение с коллегами — это, скорее всего, индивидуальная особенность человека. Но когда так считают 60% опрошенных, бизнесу явно стоит пересмотреть внутренние коммуникации. Хотите максимально честные ответы — делайте опросы анонимными.

Опросы здорово помогают держать руку на пульсе настроения. Главное — проводить их не тогда, когда грянул гром, а регулярно. Только так вы сможете сравнивать показатели и следить, насколько эффективен ваш стиль управления.

Главное — принимать во внимание полученный фидбэк. На разные сложности есть свои решения. Если сотрудники сообщают о плохом настроении или мелких неприятностях, такие проблемы можно решить встречей один на один с руководителем. Задача менеджера — выслушать, при необходимости дать совет, предложить отпуск, отгул или другую помощь от компании.

Мария Пчёлкина
Исполнительный директор «Лайфхакера»

4. Обновите инструкции и алгоритмы работы

Если у вас уже отточены процессы и каждый знает, что нужно делать, — здорово. Адаптируйте их под настроение в инфополе: проверьте тон коммуникаций, оставьте в работе уместные для ситуации форматы. Но если алгоритмы не отстроены — самое время это исправить. Даже в спокойные времена сотрудники могут допускать ошибки, потому что не так поняли задачу. В периоды нестабильности хаос только нарастает, поэтому важно давать подчинённым чёткие инструкции.

Отмечайте все достижения вашей команды похвалой. Можно даже добавить в алгоритмы работы шаг «Поблагодарить коллег» — пусть им заканчивается каждый проект. За дедлайнами, правками и думскроллингом легко упустить момент, когда все радуются результату. А если старые методы поощрения, вроде повышения или прибавки к зарплате, пока не доступны — придумайте новые. Такими могут стать обучающее мероприятие, одноразовый бонус, интересная задача.

5. Не отказывайтесь от стратегического планирования

Сейчас трудно даже предположить, что будет с экономикой завтра или через месяц. Но планировать дела всё равно можно и нужно — это позволит наметить приоритеты и поставить сотрудникам конкретные задачи. Забегать на много лет вперёд не стоит. Но в светлое будущее (а оно когда-то наступит!) нужно прийти сильными и подготовленными, а значит — важно не опускать руки.

Придерживайтесь гибкой стратегии: постоянно анализируйте ситуацию и корректируйте свои планы по обстановке. Если вчерашние цели не актуальны сегодня, надо ставить новые — допустим, переориентироваться на другие рынки, найти клиентов на разных площадках, нанять специалистов с нужными навыками.

В условиях неопределённости важно сохранить хотя бы какую-то часть рутинных задач. Это помогает ощутить землю под ногами. От долгосрочных планов лучше отказаться. Скорее всего, они будут иметь мало общего с реальностью. Краткосрочная стратегия, быстрое реагирование на внешние изменения, максимальная клиентоориентированность — лучшие техники, которые можно использовать в кризис.

Мария Пчёлкина
Исполнительный директор «Лайфхакера»

6. Найдите корпоративного психолога

Тревожность, выгорание, сложности с концентрацией, отсутствие мотивации — со всеми этими проблемами помогает справиться психолог. А также он скорректирует отношения между членами команды и научит техникам ненасильственного общения. К тому же сотрудникам будет приятно, что вы заботитесь об их ментальном здоровье. Поэтому наличие психолога в штате поможет даже тем, кто не планирует сразу записываться на приём.

Корпоративный психолог фокусируется как на запросе клиента, так и всей компании. Специалист помогает улучшить эффективность работы или лояльность сотрудников. Но к корпоративному психологу можно приходить и с личными вопросами, потому что порой они отражаются на работе.

Специалист не должен разглашать информацию о сотруднике без его согласия. Он может предоставить руководству только обезличенные сведения о психологическом климате в команде.

Елена Котова
Корпоративный психолог «Лайфхакера»

7. Не забывайте позаботиться о себе

Совет про кислородную маску актуален и в отношении работы — настроение руководителя влияет на работу всей команды. Забота о других отнимает много сил, поэтому важно не только помочь сотрудникам, но и уделить время себе. Обращайте внимание на своё самочувствие. Возьмите паузу и переключитесь на что-то другое до того, как внутреннее напряжение достигнет пика.

Выберите занятие, которое наполняет вас ресурсом, и выделяйте на него время. Можно погулять с собакой, провести вечер без гаджетов, обратиться к психологу — варианты для каждого человека могут быть разные. Это даст запас энергии на то, чтобы управлять командой и сохранять трудоспособность.

Елена Котова
Корпоративный психолог «Лайфхакера»
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null