Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м
Подборка главных новостей, статей и сервисов из мира проектного менеджмента. От обзоров Scrum и Agile до плачущего гендиректора.
Привет! Это pmclub. В блоге на vc.ru мы рассказываем обо всём из мира менеджмента продуктов и проектов: личные истории экспертов, кейсы, разборы и переводы. В свежем материале — самое интересное за месяц:
Исследование: что происходит в проектном менеджменте в 2022 году
Project Management Institute подготовил огромный отчёт (в PDF-файле 27 страниц) о рабочих местах в проджект-менеджменте. Проанализированы рынки Азии, Европы, Северной и Южной Америки — в общем, всё, что можно было охватить. В нём данные о количестве рабочих мест, уровне зарплат и особенностях работы в разных странах.
К примеру, к 2030 году на мировом рынке появятся 25 млн новых менеджеров проектов — это 2,3 млн рабочих мест ежегодно. Самыми перспективными секторами для специалистов станут: производство и строительство, медиа, финансы, управление и коммунальные службы.
В отчёте немало говорят и о болях. Вот эксперт Элизабет Хэррин в своём блоге выделила ключевые (но лучше читайте исследование целиком):
- Проблемы с цепочками поставок замедляют производство продукта и процессы в компании. Также они привели к скачку инфляции на 5%, что отразится на зарплате сотрудников.
- Растёт спрос на ИТ-специалистов — вместе с ним и на менеджеров. Также менеджеры проектов стали более востребованы при переходе на удалёнку: они помогают лучше контролировать работу в онлайне.
- Нужна ли гибридная работа? Этот вопрос не могут решить между собой менеджеры и директора. Первые хотят больше гибридных и удалённых форматов, а бизнес собирается вернуть сотрудников обратно в офисы.
Самое крупное исследование проектного управления в России
Руководитель проектного офиса «СберМаркета» Дмитрий Ирешев и его команда семь месяцев работали над исследованием проектного управления в РФ. В итоге опросили 405 респондентов из 46 городов и 198 компаний. Сейчас это самое крупное и наиболее полное изучение темы.
Из исследования вы узнаете, какие книги советуют читать менеджеры по проектам, какие курсы проходить, что самое сложное в профессии и какие зарплаты.
Как ИТ-компании в России нанимают персонал после «спецоперации»
Forbes и hh.ru проанализировали количество вакансий и выяснили, насколько просел российский рынок. В этом июле вакансий стало на 9% меньше, чем в аналогичном периоде 2021-го, и на 29% по сравнению с февралём 2022-го. В мае произошёл «отскок», и компании продолжили нанимать сотрудников после затишья. Но это условное оживление — в целом тенденция сохраняется негативная, считают эксперты.
В условиях нестабильной экономики 78% компаний в США предпочитают нанимать фрилансеров
Руководители боятся рецессии в США, поэтому 85% местных компаний собираются заморозить наём, а 78% и вовсе сократить штат. Поэтому пока никто не хочет устраивать людей в штат — и работают с фрилансерами, пишет Bloomberg.
«Тревожные звоночки» на собеседованиях
vc.ru перевёл Twitter-тред с историями о собеседованиях, с которых надо бежать. В материале полно примеров манипуляций со стороны бизнеса. Например, если на интервью скажут «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает», у сотрудника останется только два выхода: «уволиться или спиться».
Пользователи LinkedIn платят по $1000 за фотографии для профилей
WSJ рассказала о новой волне в LinkedIn — предприниматели не хотят публиковать в своих аккаунтах селфи, им нужны профессиональные фото. Если есть спрос — будет и предложение: фотографы теперь дают тренировки по мимике лица, советы по гардеробу, причёске и макияжу. К примеру, Питер Херли называет себя «стратегом по выражению лица» и берёт по $1500 за фотосессию и $300 за каждый снимок. Вот как выглядят его работы.
Кажется, сейчас увольняют везде: криптостартапы сокращают сотрудников сотнями, в России западные компании уходят с рынка и распускают работников (Autodesk, Ericsson, Nokia — лишь часть грустной статистики). На этом фоне издание WSJ заметило неожиданный эффект: из-за частых сокращений сотрудникам всё сложнее наладить дружбу на работе. Поэтому внутри компаний растёт напряжённая атмосфера и падает уровень доверия.
В США увольняются десятки миллионов сотрудников — это рекордный и опасный показатель для рынка. Бизнес назвал эту тенденцию «великим оттоком кадров». Во многом он связан с выгоранием во время пандемии. Но CNBC пишет, что «великий отток» может стать «великим возвращением» — четверть уволившихся сотрудников жалеют о своём решении.
Стартапы учатся увольнять
Бизнес на этапе резкого роста активно нанимает сотрудников, а когда рост замедляется — приходится массово сокращать людей, чтобы не уйти в сильный убыток. Отсюда все эти новости о том, как кто-то уволил почти тыячу сотрудников одним зум-коллом. «Проблема в том, что уволенные люди чувствуют себя мусором, а оставшиеся — больше не доверяют компании», — пишет Bloomberg.
Плачущий гендиректор
Глава агентства HyperSocial Брэйден Уоллак написал в LinkedIn, что принял «самое трудное решение в жизни» и уволил«несколько сотрудников. И прикрепил своё фото в слезах. Пост стал вирусным — и теперь мы гадаем всем интернетом, кринж это или нет.
Как сократить бесконечные созвоны
Если у вас обычно миллион созвонов в день, продакт Антонио Нето рассказал, что с этим можно сделать. Постарайтесь дать команде максимум информации: составляйте справки, документы, инструкции, общайтесь в мессенджерах, делегируйте задачи. И когда без вас будет точно не обойтись — планируйте звонок.
Культура управления продуктом должна измениться
Мнение менеджера Камиллы Фурнье о том, что хватит уже заморачиваться на технологиях и деньгах — пора посмотреть в сторону удобства сервисов для пользователей, принимать обратную связь, не усложнять процессы микроменеджментом и вовлечь разработчиков в развитие продукта.
Зумеры против переработок
Молодые сотрудники избегают работы и отстраняются от неё, если нагрузка слишком высокая. Они не вовлечены в работу, относятся к ней несерьёзно и больше времени уделяют личным увлечениям. Многие считают, что зумеры просто ленятся — но на самом деле это своеобразный способ защиты от выгорания.
Топ ПО для управления проектами в 2022 году
Forbes проанализировал десятки программ и показывает, какие подойдут под ваши запросы. Описания, оценки, интеграции, тарифы и особенности каждого приложения — в подборке.
Почему мы продолжаем пользоваться таблицами, несмотря на неудобный интерфейс?
Потому что это классика. Мы можем придумать сотни новых приложений, но таблицы останутся таблицами. В них нет никакого дружелюбного интерфейса и подсказок, только клетки и формулы (порой настолько хардкорные, что по Excel проводят киберспортивные соревнования). Зато это надёжный инструмент, который не подводит уже десятки лет, и его можно применить везде: от научных вычислений до записи кулинарных рецептов.
Как вести проекты в Obsidian — три способа
Путешественница Кара Монро рассказывает в блоге, как ведёт проекты в сервисе Obsidian. Объясняет как базовые вещи (добавление тегов и категорий), так и более сложные — использование шаблонов, плагинов и канбан-метода.
Лонгрид об инструментах Scrum
Детальный материал для новичков: от базовых понятиях о фреймворке до практических советов: как это применять в работе и как вам помогут сервисы вроде Jira, Monday, Airtable и Trello.
Как я использовал 5 методов управления продуктами, чтобы за год выучить французский
Продакт в Monday.com Ран Ерец рассказывает, что решил подойти к обучению так же, как к созданию продуктов. Начал с исследования, поставил цели, создал воронку, после — решил измерить прогресс. В итоге спустя год обучения Ран смог сдать экзамен по французскому на уровень B2.
Как быстро создавать продукты без вреда для команды
Продуктовый менеджер Ричард Холмс более 10 лет работал в eBay и британских банках. Он рассказал, как ускорить создание продукта, замотивировать команду, распределить ответственность и не дёргать сотрудников по пустякам. А мы — pmclub — перевели его колонку и опубликовали на vc.ru.
15 метрик продукта, которые необходимо отслеживать
Полезная табличка, в которой все метрики разделены на категории «активация», «вовлечённость», «удержание», «монетизация» и прочие. Автор рассказывает, на каких категориях не стоит заострять внимание, а какие вам действительно пригодятся.
Методология для проектов в датасаинсе
Непростой материал для непростого бизнеса. Автор применяет методологию CRISP-DM на дата-проектах. Рассказывает, почему важно сначала понять цели бизнеса, после проанализировать, какие данные у компании есть, как она их собирает и что мы можем по ним прогнозировать. Далее — уже моделирование, анализ и развёртывание.
Спасибо, что дочитали до конца! Это наш первый дайджест. Подскажите, каких материалов вам не хватило, что стоит добавить, а что показалось лишним? Какие статьи вы бы хотели почитать в переводе? За новыми материалами вы можете следить в нашем Telegram-канале.
Отличный дайджест, спасибо!
Слишком много всего в одной статье. Но было интересно, спасибо.
Нормас) Спасибо!
Столько всего произошло! Благодарим за количество полезных ссылок в статье.
Спасибо за статью. Сейчас будет бум на обучение ИТ специальностям