Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м

Подборка главных новостей, статей и сервисов из мира проектного менеджмента. От обзоров Scrum и Agile до плачущего гендиректора.

Муд к концу августа
Муд к концу августа

Привет! Это pmclub. В блоге на vc.ru мы рассказываем обо всём из мира менеджмента продуктов и проектов: личные истории экспертов, кейсы, разборы и переводы. В свежем материале — самое интересное за месяц:

Исследование: что происходит в проектном менеджменте в 2022 году

Project Management Institute подготовил огромный отчётPDF-файле 27 страниц) о рабочих местах в проджект-менеджменте. Проанализированы рынки Азии, Европы, Северной и Южной Америки — в общем, всё, что можно было охватить. В нём данные о количестве рабочих мест, уровне зарплат и особенностях работы в разных странах.

К примеру, к 2030 году на мировом рынке появятся 25 млн новых менеджеров проектов — это 2,3 млн рабочих мест ежегодно. Самыми перспективными секторами для специалистов станут: производство и строительство, медиа, финансы, управление и коммунальные службы.

Ключевые навыки в проджект-менеджменте — построение связей, умение управлять в команде, стратегическое мышление, творческий подход и погружение в бизнес (например, когда вы в курсе последних новостей своей отрасли)
Ключевые навыки в проджект-менеджменте — построение связей, умение управлять в команде, стратегическое мышление, творческий подход и погружение в бизнес (например, когда вы в курсе последних новостей своей отрасли)

В отчёте немало говорят и о болях. Вот эксперт Элизабет Хэррин в своём блоге выделила ключевые (но лучше читайте исследование целиком):

  • Проблемы с цепочками поставок замедляют производство продукта и процессы в компании. Также они привели к скачку инфляции на 5%, что отразится на зарплате сотрудников.
  • Растёт спрос на ИТ-специалистов — вместе с ним и на менеджеров. Также менеджеры проектов стали более востребованы при переходе на удалёнку: они помогают лучше контролировать работу в онлайне.
  • Нужна ли гибридная работа? Этот вопрос не могут решить между собой менеджеры и директора. Первые хотят больше гибридных и удалённых форматов, а бизнес собирается вернуть сотрудников обратно в офисы.

Самое крупное исследование проектного управления в России

Руководитель проектного офиса «СберМаркета» Дмитрий Ирешев и его команда семь месяцев работали над исследованием проектного управления в РФ. В итоге опросили 405 респондентов из 46 городов и 198 компаний. Сейчас это самое крупное и наиболее полное изучение темы.

Из исследования вы узнаете, какие книги советуют читать менеджеры по проектам, какие курсы проходить, что самое сложное в профессии и какие зарплаты.

Шаг зарплат на разных уровнях — почти 100 тысяч рублей. Большинство Middle-специалистов зарабатывают от 100 до 200 тысяч, а Senior — 200-300 тысяч рублей.
Шаг зарплат на разных уровнях — почти 100 тысяч рублей. Большинство Middle-специалистов зарабатывают от 100 до 200 тысяч, а Senior — 200-300 тысяч рублей.

Как ИТ-компании в России нанимают персонал после «спецоперации»

Forbes и hh.ru проанализировали количество вакансий и выяснили, насколько просел российский рынок. В этом июле вакансий стало на 9% меньше, чем в аналогичном периоде 2021-го, и на 29% по сравнению с февралём 2022-го. В мае произошёл «отскок», и компании продолжили нанимать сотрудников после затишья. Но это условное оживление — в целом тенденция сохраняется негативная, считают эксперты.

Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м

В условиях нестабильной экономики 78% компаний в США предпочитают нанимать фрилансеров

Руководители боятся рецессии в США, поэтому 85% местных компаний собираются заморозить наём, а 78% и вовсе сократить штат. Поэтому пока никто не хочет устраивать людей в штат — и работают с фрилансерами, пишет Bloomberg.

«Тревожные звоночки» на собеседованиях

vc.ru перевёл Twitter-тред с историями о собеседованиях, с которых надо бежать. В материале полно примеров манипуляций со стороны бизнеса. Например, если на интервью скажут «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает», у сотрудника останется только два выхода: «уволиться или спиться».

«"Нам нужны рок-звёзды, которых не пугает бешеный ритм". То есть "болваны, которых можно эксплуатировать"»
«"Нам нужны рок-звёзды, которых не пугает бешеный ритм". То есть "болваны, которых можно эксплуатировать"»

Пользователи LinkedIn платят по $1000 за фотографии для профилей

WSJ рассказала о новой волне в LinkedIn — предприниматели не хотят публиковать в своих аккаунтах селфи, им нужны профессиональные фото. Если есть спрос — будет и предложение: фотографы теперь дают тренировки по мимике лица, советы по гардеробу, причёске и макияжу. К примеру, Питер Херли называет себя «стратегом по выражению лица» и берёт по $1500 за фотосессию и $300 за каждый снимок. Вот как выглядят его работы.

Скриншот личного <a href="https://peterhurley.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a> Питера
Скриншот личного сайта Питера

Кажется, сейчас увольняют везде: криптостартапы сокращают сотрудников сотнями, в России западные компании уходят с рынка и распускают работников (Autodesk, Ericsson, Nokia — лишь часть грустной статистики). На этом фоне издание WSJ заметило неожиданный эффект: из-за частых сокращений сотрудникам всё сложнее наладить дружбу на работе. Поэтому внутри компаний растёт напряжённая атмосфера и падает уровень доверия.

В США увольняются десятки миллионов сотрудников — это рекордный и опасный показатель для рынка. Бизнес назвал эту тенденцию «великим оттоком кадров». Во многом он связан с выгоранием во время пандемии. Но CNBC пишет, что «великий отток» может стать «великим возвращением» — четверть уволившихся сотрудников жалеют о своём решении.

Стартапы учатся увольнять

Бизнес на этапе резкого роста активно нанимает сотрудников, а когда рост замедляется — приходится массово сокращать людей, чтобы не уйти в сильный убыток. Отсюда все эти новости о том, как кто-то уволил почти тыячу сотрудников одним зум-коллом. «Проблема в том, что уволенные люди чувствуют себя мусором, а оставшиеся — больше не доверяют компании», — пишет Bloomberg.

Плачущий гендиректор

Глава агентства HyperSocial Брэйден Уоллак написал в LinkedIn, что принял «самое трудное решение в жизни» и уволил«несколько сотрудников. И прикрепил своё фото в слезах. Пост стал вирусным — и теперь мы гадаем всем интернетом, кринж это или нет.

Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м

Как сократить бесконечные созвоны

Если у вас обычно миллион созвонов в день, продакт Антонио Нето рассказал, что с этим можно сделать. Постарайтесь дать команде максимум информации: составляйте справки, документы, инструкции, общайтесь в мессенджерах, делегируйте задачи. И когда без вас будет точно не обойтись — планируйте звонок.

Знакомая картина?
Знакомая картина?

Культура управления продуктом должна измениться

Мнение менеджера Камиллы Фурнье о том, что хватит уже заморачиваться на технологиях и деньгах — пора посмотреть в сторону удобства сервисов для пользователей, принимать обратную связь, не усложнять процессы микроменеджментом и вовлечь разработчиков в развитие продукта.

Зумеры против переработок

Молодые сотрудники избегают работы и отстраняются от неё, если нагрузка слишком высокая. Они не вовлечены в работу, относятся к ней несерьёзно и больше времени уделяют личным увлечениям. Многие считают, что зумеры просто ленятся — но на самом деле это своеобразный способ защиты от выгорания.

Топ ПО для управления проектами в 2022 году

Forbes проанализировал десятки программ и показывает, какие подойдут под ваши запросы. Описания, оценки, интеграции, тарифы и особенности каждого приложения — в подборке.

Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м

Почему мы продолжаем пользоваться таблицами, несмотря на неудобный интерфейс?

Потому что это классика. Мы можем придумать сотни новых приложений, но таблицы останутся таблицами. В них нет никакого дружелюбного интерфейса и подсказок, только клетки и формулы (порой настолько хардкорные, что по Excel проводят киберспортивные соревнования). Зато это надёжный инструмент, который не подводит уже десятки лет, и его можно применить везде: от научных вычислений до записи кулинарных рецептов.

Киберспортивная битва All-star Excel

Как вести проекты в Obsidian — три способа

Путешественница Кара Монро рассказывает в блоге, как ведёт проекты в сервисе Obsidian. Объясняет как базовые вещи (добавление тегов и категорий), так и более сложные — использование шаблонов, плагинов и канбан-метода.

Лонгрид об инструментах Scrum

Детальный материал для новичков: от базовых понятиях о фреймворке до практических советов: как это применять в работе и как вам помогут сервисы вроде Jira, Monday, Airtable и Trello.

Проектный дайджест за август: почему все всех увольняют, какие инструменты использовать и как управлять в 2022-м

Как я использовал 5 методов управления продуктами, чтобы за год выучить французский

Продакт в Monday.com Ран Ерец рассказывает, что решил подойти к обучению так же, как к созданию продуктов. Начал с исследования, поставил цели, создал воронку, после — решил измерить прогресс. В итоге спустя год обучения Ран смог сдать экзамен по французскому на уровень B2.

Шкала прогресса от «я никогда этого не пойму» до «это легкотня»
Шкала прогресса от «я никогда этого не пойму» до «это легкотня»

Как быстро создавать продукты без вреда для команды

Продуктовый менеджер Ричард Холмс более 10 лет работал в eBay и британских банках. Он рассказал, как ускорить создание продукта, замотивировать команду, распределить ответственность и не дёргать сотрудников по пустякам. А мы — pmclub — перевели его колонку и опубликовали на vc.ru.

15 метрик продукта, которые необходимо отслеживать

Полезная табличка, в которой все метрики разделены на категории «активация», «вовлечённость», «удержание», «монетизация» и прочие. Автор рассказывает, на каких категориях не стоит заострять внимание, а какие вам действительно пригодятся.

Методология для проектов в датасаинсе

Непростой материал для непростого бизнеса. Автор применяет методологию CRISP-DM на дата-проектах. Рассказывает, почему важно сначала понять цели бизнеса, после проанализировать, какие данные у компании есть, как она их собирает и что мы можем по ним прогнозировать. Далее — уже моделирование, анализ и развёртывание.

Спасибо, что дочитали до конца! Это наш первый дайджест. Подскажите, каких материалов вам не хватило, что стоит добавить, а что показалось лишним? Какие статьи вы бы хотели почитать в переводе? За новыми материалами вы можете следить в нашем Telegram-канале.

1717
5 комментариев

Отличный дайджест, спасибо!

4
Ответить

Слишком много всего в одной статье. Но было интересно, спасибо.

1
Ответить

Нормас) Спасибо!

1
Ответить

Столько всего произошло! Благодарим за количество полезных ссылок в статье.

1
Ответить

Спасибо за статью. Сейчас будет бум на обучение ИТ специальностям

1
Ответить