Эффективное менторство: опыт ПГК

Существует много стереотипов о менторах: они нужны только начинающим специалистам, это обычные начальники, преподаватели или просто бесполезные инфоцыгане. Однако в реальности такие наставники способны помочь развить профессиональные и управленческие навыки человека. Мы в ПГК стараемся создавать возможности для роста и самообразования сотрудников, поэтому продвигаем менторство. Но как именно работают наши наставники?

Эффективное менторство: опыт ПГК

Кто такой ментор?

Это профессионал, который помогает развиваться, решать управленческие и профессиональные вопросы. Это наставник, который делится с подопечным своим опытом.

К менторам обычно обращаются:

1. При повышении в должности для развития hard skills и soft skills. Главе группы или отдела нужно уметь управлять проектами, сотрудниками, проводить переговоры, планировать работу всей команды и находить решения в сложных ситуациях. Например, когда сотрудник не справляется со своими задачами или демотивирует весь коллектив.

Руководителю важно понимать не только специфику своей работы, но и профессиональные задачи коллег. Это особенно значимо при изменении бизнес-процессов или внедрении новых продуктов.

Наставник в таких ситуациях подскажет, как прокачать определённые навыки и каким из них уделить внимание в первую очередь, а также поможет собственной экспертизой в особо трудных вопросах.

2. При расширении зоны ответственности или работе над новыми задачами. Ментор, который когда-то прошёл тот же путь, может поделиться профессиональными лайфхаками и помочь быстро адаптироваться на новом месте.

3. Если хочется продвинуться по карьерной лестнице или развить новые навыки. Ментор подскажет, как правильно выстроить карьерный план и какие знания понадобятся.

Так, руководитель направления коммерческого центра Красноярского филиала ПГК Станислав Кушнарёв обратился к ментору ПГК Надежде Кузнецовой. Она — начальник отдела оптимизации и управления документооборотом. И у Станислава был вопрос как раз по её профилю — как быстро согласовывать договоры с контрагентами. Надежда не только предложила свои варианты, но и поделилась нужными контактами, например, коллег из бюро переводов.

«О сервисе по подбору менторов я узнал через наш внутренний портал, и мне он очень понравился. Ценно, что эксперт специально для тебя выделяет своё время и на основе собственного опыта в компании делится как практическими навыками, так и теорией с инструкциями. А иногда даёт простой человеческий совет», — рассказал о своём опыте Станислав.

Примером прокачки soft skills поделилась главный специалист управления корпоративных коммуникаций ПГК Мария Алексеенко. Её интересовал тайм-менеджмент. Вместе с ментором она наметила шаги, которые помогли ей планировать своё рабочее время. А ещё она вспомнила про такую простую вещь, как бумажные стикеры. Вроде бы мелочь, а эффективность работы увеличилась:

«Я вернулась к использованию стикеров и срочные задачи пишу на них. Оказывается, для меня это очень удобно, хотя раньше казалось, что метод давно устарел».

Наставник — консультант, а не руководитель

Ментор не указывает, что делать. Он слушает, делится опытом и рекомендациями, но не принимает за вас решения. Чтобы было понятнее, представьте себе разговор с другом.

Вы оба сидите за столом, пьёте чай или кофе. Вы описываете ситуацию, а ментор задаёт наводящие вопросы. В его задачи не входит давить на вас или менять ваши ценности. Наставник просто направляет поток мыслей в нужное русло, показывает возможности, которых вы сами не замечаете.

Поэтому главные инструменты ментора — это вопросы и экспертиза, которой он делится со своим подопечным.

Как менторство устроено в ПГК?

Пару лет назад специалисты центра обучения и развития персонала ПГК задались вопросами: как ускорить процесс подбора ментора для конкретного подопечного и можно ли быть уверенным, что именно этот наставник будет лучшим вариантом.

Ответом на них было создание в марте 2021 года программы подготовки внутренних менторов. Руководители ПГК стали её первыми учениками. Сейчас в компании 12 профессиональных наставников.

Чтобы сотрудникам ПГК было проще понять, к кому стоит обратиться, на нашем внутреннем портале мы создали раздел «Карьерное консультирование и менторинг». Там можно найти список наставников с информацией об их карьере и ключевых зонах экспертизы. Нужно выбрать ментора и заполнить короткую анкету. После этого работники центра развития персонала сами связываются с человеком.

66
Начать дискуссию