Предпринимательство как тренд, или есть ли смысл вскрывать коконы в Ботаническом саду

О моде на предпринимательство, о самовыражении через бизнес, о инфобизнесменах и о том, имеют ли теоретики право учить.

Предпринимательство как тренд, или есть ли смысл вскрывать коконы в Ботаническом саду

Последние 5 лет Россию захватила мода на предпринимательство. Подтверждением тому являются тысячи возникших бизнес-сообществ, бизнес-школ, бизнес-коучей на фоне роста количества стартапов — как жизнеспособных, так и абсолютно инфантильных.

Наравне с предпринимателями, которые вырастали и вырастают по сей день из необходимости, из обстоятельств или из особого мышления, в России появляется все больше предпринимателей «от тренда». Преследуя дань моде быть успешным, они слишком увлекаются самовыражением через бизнес, забывая об основных действиях, необходимых для получения финансового результата от любимого дела.

Толком не рассчитав рентабельность затеянного бизнес-проекта, предприниматели «от тренда» больше придают значение душевным мелочам, будь то стильный принт на оберточной бумаге или цвет лофтового кирпича в будущем шоу-руме. И, представляя, как вся эта атрибутика будет смотреться в аккаунтах Инстаграм, они уже видят себя миллионерами, перманентно отдыхающими на белоснежных океанских пляжах.

Стаканчики

Алина Зарецкая на последнем курсе университета мечтала открыть свою кофейню. И, заряженная «успешным успехом» мотивационных ютуб-спикеров, не дающих ни единой инструкции для достижения целей, Алина решилась.

«Я открыла маленькую кофейню в начале прошлого лета, — делится девушка, — родители помогли с деньгами на необходимые первые расходы. Через 3 месяца кофейню я закрыла. Думала, что прибыль будет сразу в первый месяц, и так постоянно. Почему я так думала? У меня были такие красивые лавандовые стаканчики, шоколад ручной работы в крафтовой обертке — все очень стильно. Я мечтала об этом год. Такую красоту невозможно было не купить».

И, задумавшись, добавляет, что кофе тоже был вкусный, но людей было мало.

Любовь к деталям и красоте — это хорошо, но больше относится к самовыражению, которое стоило бы сбалансировать с предпринимательскими навыками в классическом смысле. Простыми словами — сделать так, чтобы любимое дело стало стабильно приносить деньги.

Так начинается естественный отбор среди «самовыраженцев». На первом этапе большая часть таких бизнесов разваливается, как правило, из-за отсутствия финансовой поддержки, а также появления разочарования и непонимания, почему все так случилось. Вернее, не случилось.

Инфобизнес. Имеют ли теоретики право учить

Желающим спасти погибающее на глазах любимое дело Яндекс и Гугл щедро выдают варианты получения знаний, начиная от обучения у бизнес-коучей в рамках коротких бизнес-курсов, заканчивая академическим образованием в ВУЗах. И, если учеба в высших учебных заведениях в силу своей длительности вряд ли спасет почти развалившееся предпринимательское начинание, то курсы и бизнес-коучи, несмотря на обострившиеся в последнее время хейтерские нападки, а также отзывы недовольных, дают предпринимателям надежду на спасение.

Бизнес-курсы, тоже являющиеся по своей сути бизнесом, только с приставкой «инфо», в последнее время часто ставятся под сомнение по причине отсутствия у инфобизнесменов какого-либо традиционного бизнеса, который, по мнению обвиняющей стороны, может быть практически единственным подтверждением экспертности коучей.

В таком случае логично было бы спросить и у преподавателей ВУЗов о наличии каких-либо действующих бизнесов, без которых они не имели бы права учить студентов деловым навыкам. Также отсутствие собственного бизнеса можно было бы предъявить консультантам в консалтинговых компаниях, услугами которых пользуются бизнесмены самых разных величин.

Безусловно, хорошо, когда у предпринимателя есть наставники с десятком успешно работающих по сей день бизнесов. Такие менторы дают дельные советы и отличную мотивацию, но, в отличии от теоретиков, они редко готовы передавать знания, образовав из них доступную для понимания методику, так как их цель — развивать свой бизнес, а делиться знаниями — это факультативно, по желанию.

Теоретики же, кем и являются любые преподаватели, коучи и консультанты, способны систематизировать информацию и передать ее. И это большой труд, который в таком случае неизбежно становится бизнесом.

«Полноценного курса, который мог бы обучить бизнесу, не существует. Лично у меня есть менторы-практики, а также я много учусь у бизнес-теоретиков. Курсы могут дообучить, прокачать те или иные аспекты, которые Вам нужны для развития бизнеса сегодня, — рассказывает Георгий Соловьев, бизнесмен, основатель самой большой онлайн-школы английского языка „SkyEng“. — То, что я учусь у теоретиков, меня абсолютно не смущает. Тренера чемпионов мира по боксу, как правило, не чемпионы мира по боксу, тренера любых чемпионов мира -не чемпионы мира. Задача профессионального тренера — упаковать знания и довести Вас до результата».

Букеты

В любом спорте персональные занятия дают больше шансов стать чемпионом, а групповые тренировки помогают получить лишь общие знания. Бизнес-курсы, рассчитанные на массовое обучение, точно так же не могут дать индивидуальный рецепт успеха каждому, сидящему в зале. И, как результат, выживают те, кто оказался способен отделить из массы полученных рецептов такие, которые реально смогут помочь поставить бизнес на ноги. В остальных случаях, включив излишне старательный, но при этом абсолютно неосознанный школьный подход, начинающие предприниматели пытаются применить все полученные знания без разбора, тратя на это время, силы и, зачастую, последние деньги.

«Лучше бы я никуда не ходил учиться. Обещали золотые горы, говорили — если не лениться и действовать, то все получится. Результат — минус 20 000 рублей на все рекомендованные тренерами действия и ноль клиентов, — вспоминает фотограф Андрей Головин. — Закрыл свою совсем недавно открывшуюся фотостудию и пошел работать по найму, так спокойнее».

Но, при сознательном подходе предпринимателя к принятию решения — что из полученных на курсах знаний и навыков применить к своему бизнесу, а что оставить на потом или вовсе не использовать — результат мероприятия по воскрешению любимого дела может быть положительным, и даже более чем.

«Я очень люблю цветы и поэтому отважилась заняться любимым делом — открыла цветочную, — рассказывает Мария Фролова, владелица цветочной лавки. — Поначалу было очень непросто, я работала и училась одновременно. На бизнес-курсах много чего говорят полезного, но нет ни времени, ни сил все это применить. Поднять мой бизнес на ноги мне помог всего лишь один совет — просить различные рекомендации».

Мария так и сделала — стала просить у покупателей добрые отзывы о ее чудесных букетах и гостеприимстве. Покупатели снимали процесс покупки цветов, рассказывали о том, как им это нравится, и выкладывали видео в сториз. В благодарность за потраченное на отзывы время Мария давала покупателям 10% скидку. И это сработало! Цветочной лавке уже год, какие-то новые фишки по привлечению покупателей Мария применяет уже исходя из своего нынешнего опыта, но время от времени все равно продолжает учиться, решая постоянно возникающие новые задачи растущего бизнеса.

Есть ли смысл вскрывать коконы в Ботаническом саду?

«Однажды я увидел, как работники Ботанического сада вскрывают коконы, из которых должны появиться бабочки — рассказал Виктор Кузнецов, основатель компании „Все инструменты“, чья успешная бизнес-история длится около 10 лет. — Я спросил, зачем они разрезают коконы. Оказалось, что из 100% коконов бабочки появляются лишь в 40%, остальные — или нежизнеспособны или им не хватает сил пробиться, а если им помочь, то уже 70% бабочек будут радовать людей своей красотой».

Раньше предпринимательство было жестким селекционным спортом. Фокус был на тех, у кого получается. Сейчас фокус еще и на тех, кто очень хочет, но у него автоматически вряд ли получится.

«У поколения 60-70х годов деньги, имущество, статус и власть были значимыми пунктами ценностной картины мира, где еще помнили о войне, — объясняет Петр Осипов, основатель „Бизнес-Молодости“, одного из ключевых игроков на рынке бизнес-тренингов. — У нынешних 20-25-летних предпринимателей, детство которых пришлось на времена стабильности, уже нет желания создавать бизнес из нужды, зато есть огромное желание создавать бизнес из интереса. Деньги по-прежнему играют важную роль, но перестают быть конечной целью. Они становятся показателем того, что их бизнес, основанный на естественном самопроявлении, на самом деле нужен людям. Помочь таким предпринимателям — большое дело».

Бизнес как способ самовыражения — это явление созидательное. Маловероятно, что кто-то из предпринимателей, вдохновленных трендом, мечтающих о собственном любимом деле, создаст что-то агрессивное и разрушающее. Не умеющие считать, они пытаются напоить людей вкусным кофе в кофейнях и при этом думают не только о том, что их стаканчики порадуют гостя, но и отказываются от пластиковых трубочек и крышечек, заботясь об окружающей среде. Непонимающие, откуда брать покупателей, они заворачивают букеты пионов в бумагу, полученную при переработке макулатуры, но от этого не менее модную, и отказываются от целлофана, руководствуясь еще одним трендом — окружающий мир равно Я. И, даже после первого провала, они через какое-то время вновь находят силы продолжать и уже более осознанно действуют, рождая маленькие красивые бизнесы — отражения мечтательных, но верных себе, их создателей.

33
3 комментария

Мода на предпринимательство? Сейчас все хотят зарабатывать НА предпринимателях

Ответить

"Последние 5 лет Россию захватила мода на предпринимательство. Подтверждением тому являются тысячи возникших бизнес-сообществ, бизнес-школ, бизнес-коучей на фоне роста количества стартапов"
у нас знакомые когда в 2008г. у них цементный бизнес прогорел тоже в тренеры по бизнесу пошли...

Ответить

Во времена золотой лихорадки больше всех зарабатывают те, кто продают инструменты старателям.

Ответить