То, как вы сообщаете боссу о проблеме, имеет значение

Перевод статьи Джона Хеджестюена, вице-президента по исследованиям Business Insider Intelligence, от рекрутингового агентства в ИТ- и digital-сфере iD:HR.

Unsplash
Unsplash

«Ключом к успеху в карьере является понимание того, что руководители часто имеют переизбыток сотрудников с проблемами, но люди, с которыми им больше всего нравится работать, это те, кто их решает», — пишет Джон Хеджестюен, вице-президент по исследованиям для Business Insider Intelligence и менеджер 20 аналитиков и редакторов в Нью-Йорке и Лондоне.

Он советует проявить смекалку перед тем, как сообщить боссу о проблеме. Более того, этот момент является ключевым для него в вопросе повышения подчинённых.

Первый вариант: «У меня проблема. Что я должен сделать?»

Этот путь кажется безопасным, так как вероятность ошибки из-за неверного решения сводится к минимуму, однако такой вопрос подразумевает просьбу буквально сделать за вас вашу работу, увеличивая нагрузку руководителя. Это нормально для новичка, но не более.

Второй вариант: «У меня проблема. Вот способы её решения»

Предлагая свои варианты, вы уменьшаете нагрузку, перекладываемую на плечи менеджера, и показываете свою компетентность. Если эти решения вполне жизнеспособны, вы будете выглядеть достойно в глазах начальства.

Третий вариант: «У меня проблема. Вот способы её решения. Этот вариант я рекомендую. Вот почему»

Если ваши рекомендации совпадают с мнением руководителя, он будет очень доволен проделанной вами работой. Этот способ — наилучший вариант сообщить боссу о проблеме, так как некоторые проблемы выходят за рамки компетенции специалиста, поэтому важно получить согласие руководителя, прежде чем действовать.

Четвёртый вариант: «Возникла проблема. Варианты её решения были такими. Я выбрал этот, вот почему. Результаты следующие»

Когда проблема не выходит за рамки ваших полномочий, то лучшим будет этот вариант. «Это музыка для ушей занятого руководителя: проблема решена и он в курсе дела».

Пятый вариант: «Похоже, у вас проблема. Вот варианты её решения. Так я могу помочь».

Ценные сотрудники компании — те, на которых всегда можно положиться, те, кто двигает её вперёд. Конечно, это рискованный вариант, но если вы действительно умеете вовремя замечать и эффективно решать проблемы.

Последний вариант — не панацея, это очень тонкая грань, которую важно чувствовать. Выскочек не любит никто, поэтому в первую очередь нужно быть уверенным, что на своем участке работы получены нужные результаты, и нет других срочных дел, вместо выполнения которых вы оцениваете работу других.

Как понять, что уже можно предлагать свои решения для общих проблем компании

  1. У вас нет проблем с выполнением текущих задач. Руководителей раздражают работники, которые забывают, срывают сроки или вовсе не выполняют поручения. Если сложно всё запомнить, следует записывать и уведомлять о выполнении задач или давать иную обратную связь: к таким сотрудникам готовы прислушиваться.
  2. Вы делаете работу не быстро, а качественно. Нет смысла гнаться за сроками, если в итоге проект будет провален. Лучше дольше идти к цели, но получить нужный результат. Для этого бывает необходимо потратить время на обдумывание и прогнозирование.
  3. Вы человек идеи. Вы уже не раз предлагали варианты улучшения, оптимизации бизнес-процессов, новые решения повседневных задач или варианты изменения продукта и получали одобрение.

Всё ли вы делаете правильно

Если вы пока не чувствуете себя достаточно компетентным, чтобы самостоятельно решать выявленные на работе проблемы, возможно, вы недополучаете обратную связь от руководителя. Самое время это исправить.

Найдите удобный момент, чтобы попросить у босса совет или мнение о выполненной работе. Исследование, проведённое Гарвардской школой бизнеса в 2015 году, показывает, что если вы попросите совета, вы сможете выглядеть более компетентно.

Психолог Роберт Чалдини уверен, что обращение за советом создаёт партнёрские отношения между вами и вашим начальником, побуждая его больше поддерживать вашу идею.

Согласно исследованию Университета Южной Калифорнии, выражение благодарности за отзывы вашего босса — даже если они отрицательные — может заставить их вести себя лучше по отношению к вам.

Итак, для того чтобы оставаться на хорошем счету у начальства, никогда не сообщайте о проблеме без предложенных вариантов решения. Финансовый директор Weebly Ким Джабал поддерживает Хеджестюена и советует говорить: «У нас есть все возможности, чтобы исправить возникшую проблему одним из следующих способов. Мне нужен ваш совет».

66
9 комментариев

Вариант 4. «Возникла проблема. Варианты ее решения были такими. Я выбрал этот, вот почему. Результаты следующие».
Согласна) так можно сразу показать свою самостоятельность и готовность решать трудности)

1
Ответить

Точно! Однако важно, чтобы было принято верное решение с прогнозируемыми последствиями, тогда это однозначный плюс в карму сотрудника. В противном случае - выговор за самодеятельность и "почему не посоветовались" . Еще и от начальства зависит, насколько оно готово давать подчиненным свободу действий на их участке работы - люди бывают разные))

2
Ответить

а чем второй и третий вариант отличаются? кроме комментов к ней )

1
Ответить

Во втором только предлагаются способы решения, а в третьем сотрудник выбирает вариант и аргументирует свой выбор, экономя время руководителя и показывая свою компетенцию (или нет), тем самым сокращая время на принятие решения

Ответить

Тут зависит от руководителя, если руководитель хочет иметь команду, которой можно поставить задачу, и та найдет ей решение, то на неудачный результат будет похвала т.к. это шаг в сторону достижения результата (без ошибок редко бывает), а если руководитель хочет работать с 08:00 до 22:00 6 дней в неделю, то будет давать по шапке, а сотрудник соответственно будет терять интерес к поиску самостоятельных решений и будет бегать к шефу за "советом", а когда будет косяк, то ему то что - шеф же насоветовал....

1
Ответить

это менеджерская корпоративная херня

1
Ответить