Путь джедая: пошаговый план запуска корпоративного магазина на примере «Звёздных войн»

Что такое экономика заслуг? Как правильно рассчитать ценность активностей, за которые сотрудники могут зарабатывать виртуальную валюту? Как привязать её курс к рублю? На что сотрудники могут обменять заработанные коины, и как не выйти за границы бюджета? Ответы на эти вопросы, а также гайд по созданию внутренней валюты для корпоративного магазина с кейсами и примерами из вселенной «Звёздных войн» вы найдёте в этой статье.

Каждый месяц мы в StickPeek (корпоративная одежда со сменными стикерами) проводим бесплатный вебинар «Внутри HR: Практика. Кейсы», на котором профессионалы мира HR делятся полезным опытом. Самые интересные выступления мы публикуем в формате статей.

В нашем новом материале по следам прошлого вебинара Евгения Любко, управляющий партнер платформы «Пряники», рассказывает, как эффективно использовать виртуальную валюту и магазин подарков на примере Ордена джедаев.

Евгения Любко
Управляющий партнер платформы «Пряники»

Содержание

Экономика заслуг – чёрное зеркало наоборот

Негативный пример экономики заслуг в 1 серии 3 сезона сериала «Чёрное зеркало»
Негативный пример экономики заслуг в 1 серии 3 сезона сериала «Чёрное зеркало»

Если вы смотрели сериал «Чёрное зеркало», то, возможно, помните серию, в которой девушка пыталась заработать много лайков, чтобы попасть в жилой комплекс мечты. Но в итоге получила много дислайков, скатилась по социальной лестнице и оказалась на самом дне.

В отличие от этой истории, справедливая экономика заслуг работает полностью наоборот. Она поощряет людей за их дополнительные усилия и вклад, выходящие за рамки обычных обязанностей. Таким образом, создается социальный лифт и позитивная мотивация.

Экономика заслуг – это механизм, который позволяет создавать сообщества и учитывать вклад всех его членов

Одним из ключевых инструментов, на которых строится корпоративная экономика заслуг, являются программы внутренней валюты. Её использование всегда подстраивается под конкретные бизнес-цели: снизить текучку кадров, повысить вовлечённость сотрудников или достичь определённых KPI.

Важным правилом, при работе с этим инструментом, является принцип "то, что измеряется, то и изменяется". То есть, критерии, которые мы закладываем в программу, определяют поведение сотрудников и влияют на их результативность.

Как выстроена экономика заслуг и устроен корпоративный магазин компании ВсеИнструменты узнайте в нашем прошлом материале

Как построить сбалансированную экономику заслуг?

Тренируемся на джедаях
Тренируемся на джедаях

Для иллюстрации нам поможет вселенная «Звёздных войн». Представим, что в ордене джедаев наблюдается снижение вовлечённости в борьбу за светлую сторону Силы, и они начинают склоняться к темной стороне. Совет джедаев осознает необходимость повышения вовлеченности и решает применить геймификацию для этой цели. Одной из задач становится разработка нематериальной системы заслуг. Теперь нужно определить, за какие действия джедаи будут получать награды и как они смогут их использовать.

9 шагов к справедливой системе нематериальной мотивации сотрудников

Шаг 1. Выписываем список полезных действий, которые сотрудники могут выполнить

Проанализируйте полезные действия, за которые будете награждать сотрудников
Проанализируйте полезные действия, за которые будете награждать сотрудников

Мы составляем список конкретных полезных действий, которые сотрудники могут выполнить. В случае с джедаями, что это может быть? Нашёл юнглинга (нового сотрудника), помог в тренировке падавана, поделился знаниями и тд. Важно, чтобы эти действия были объективно полезными и способствовали развитию и успеху нашей команды.

Шаг 2. Смотрим, кто может выполнить эти активности

Подумайте, сколько сотрудников могут выполнить действия
Подумайте, сколько сотрудников могут выполнить действия

На втором этапе мы анализируем, кто вообще способен выполнять эти активности. Например, поиск юнглингов является сложной задачей, так как они являются редкими персонажами. Даже если все члены ордена отправятся на их поиски, вероятность того, что много джедаев смогут выполнить эту задачу, невысока. Однако большее количество рыцарей способно принять участие в тренировках падаванов. В то же время, участие в турнирах доступно для всех. Таким образом, мы опираемся на экспертную оценку и здравый смысл, чтобы определить наши ограничения.

Шаг 3. Оцениваем активности

Составьте шкалу оценки полезности действий
Составьте шкалу оценки полезности действий

Теперь мы оцениваем эти активности, используя шкалу от 1 до 1000. Где 1 - это отправленная благодарность коллеге, а 1000 - самое значимое действие в нашей системе координат. У джедаев, 1000 - это пророчество об Избранном, то есть выполнение уникальной миссии.

Затем мы распределяем остальные активности по этой шкале, основываясь на их важности для компании и возможности сотрудника включиться в процесс. Например, привлечение новичка может быть оценено на уровне 300.

Шаг 4. Неистово торгуемся

Когда мы в компании «Пряники» разрабатываем систему нематериальной экономики заслуг, то опираемся на нашу экспертизу, чтобы создать шкалу для оценки. Затем организуем встречу с заказчиком, где мы, в качестве модераторов, помогаем договориться о рейтинге каждой активности - что нужно поднять вверх, а что опустить. Это отличная практика, потому что представители разных бизнес-функций компании могут оценить задачи друг друга и определить, что важно для бизнеса в данный момент. Например, сейчас мы активно стимулируем программу наставничества.

Конечный результат этой торговли - система сбалансированных показателей, где каждая активность занимает определенное место в рейтинге.

Потом они могут перемещаться по данной шкале. Это динамичная система: бизнес-задачи изменяются, и мы можем изменять стоимость определенных действий, как постоянно, так и на некоторое время.

Шаг 5. Составляем прогнозы

Сравните показатели с прошлым периодом
Сравните показатели с прошлым периодом

Если у нас есть доступ к статистике прошлого года, мы можем использовать ее в качестве основы. Допустим, в прошлом году было найдено 10 юных падаванов, если все джедаи ринуться их искать, то ещё 15 за год мы найдём.

Мы выписываем опорную точку – сколько было в прошлом году. Если показателей нет, то опираемся на свою экспертизу. Дальше прогнозируем рост – насколько может увеличиться активность с внедрением виртуальной валюты. Например, мы можем легко увеличить количество рецензий на книги в два или даже в четыре раза. Это достаточно простая задача.

Шаг 6. Считаем объективную оценку

Посчитайте общую сумму
Посчитайте общую сумму

Мы получили две колонки – ценности валюты и потенциального роста на год. Перемножаем ценность на потенциал роста в год, складываем и получаем общую сумму. У нас получается общий потенциал заработка в год за объективно измеримые заслуги. Важно отметить, что это лишь прогноз, а не гарантированный окончательный результат.

Шаг 7. Считаем субъективную оценку

Считаем благодарности
Считаем благодарности

Дальше мы предполагаем сколько сотрудники заработают за субъективную оценку – благодарность. Здесь всё считается легко. Например, у нас 100 сотрудников и каждую неделю им выдаётся 10 единиц валюты, которую они могут отдать в благодарность. В году 52 недели. В среднем половина валюты не используется и сгорает.

Чтобы рассчитать общую сумму благодарности за год, умножаем количество сотрудников на количество единиц валюты и на количество недель, а затем делим полученное значение на два. Таким образом, за год сотрудники будут благодарить друг друга примерно на 52 000 единиц валюты.

Шаг 8. Сравниваем потенциал заработка

Сравните баланс субъективных и объективных действий
Сравните баланс субъективных и объективных действий

Наш баланс должен сойтись таким образом, чтобы субъективная оценка не превышала 20% от общего заработка. Почему соотношение 80 на 20? У сотрудников не должно быть возможности получать дорогие призы в магазине за благодарности. Потому что, если у нас в магазине есть весомые призы вроде Iphone, то сотрудники могут договориться, чтобы получить этот ценный приз. Если на Iphone заработать на благодарности можно только за три года, то появляется мотивация писать статьи, участвовать в мероприятиях и конференциях.

Роль субъективной оценки вообще не финансовая. Она нужна для проявления признания людей друг другу, чтобы они укрепляли отношения и смотрели на коллег с позиции сильных сторон. Это даёт очень большой эффект по снижению конфликтов и ускорению коммуникации в коллективе.

Читайте историю о внутреннем магазине компании «Медиа 108», в котором можно купить корпоративную татуировку

Шаг 9. Считаем курс внутренней валюты к рублю

Назначаем стоимость подарков
Назначаем стоимость подарков

Нас часто спрашивают, какой бюджет закладывать на призы. Это зависит от бюджета на сотрудника, который готова заложить компания. В таких программах абсолютное количество денег на призы не особо имеет значение. Заложите ли вы пятьсот или семьсот тысяч никак не повлияет на мотивационный эффект геймифицированной программы. Разница почувствуется только между пятьюдесятью и пятьюстами тысячами.

Например, мы говорим, что у нас бюджет пятьсот тысяч в год на призы. Потенциал заработка, который мы посчитали, 169500 коинов. Делим одно на другое и получаем курс виртуальной валюты к рублю. 1 коин у нас весит примерно 3 рубля. Это значит, что если кружка стоит 300 рублей, то для сотрудников она будет стоить 100 коинов. Если бы у нас был курс 1 к 30, то просто кружка стоила бы дороже. Курс может быть и один к одному, и один к ста. Мотивационный эффект абсолютно одинаковый.

Как это работает? Кейс платёжной системы «Мир» (АО «НСПК»)

Сбалансированная система выполняет несколько задач
Сбалансированная система выполняет несколько задач

Проиллюстрируем работу сбалансированной экономики заслуг на геймифицированном проекте компании «НСПК» – «Кругосветка».

Перед нами стояло несколько задач:

  • Во-первых, основной целью было объединение всех уже существующих мотивационных программ в компании. Это включало и поощрение экспертов и наставников, и организацию досуговых мероприятий, таких как спорт, ЧГК и другие. Каждый раз, когда сотрудники компании запускали новое мероприятие, возникал вопрос: если мы подарили футболку за участие в ЧГК, то что подарить амбассадору компании? Как создать систему координат, чтобы все было сбалансировано?

О том, как построена корпоративная активность компании «НСПК» мы рассказывали в материале: Корпоративная культура здорового человека: 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир»

  • Вторая цель – создать открытое, демократичное пространство для общения сотрудников. У компании уже был свой корпоративный портал, достаточно строгий: с новостями, документами, ссылками на ресурсы. В нём не было пространства для общения сотрудников. «НСПК» – большая IT, финансовая компания, с более чем 1200 сотрудников. Им нужно было пространство, где сотрудники смогут объединяться в профессиональные сообщества, общаться, обмениваться опытом.
  • Третья задача: создать систему геймификации. Что интересно, это был запрос самих сотрудников, который HR-отдел с удовольствием поддержал.

Как работает геймификация для сотрудников, читайте в материале: Полный гайд по геймификации персонала. Часть 1: мотивация сотрудников через игры

В итоге появился проект «Кругосветка» – корпоративная социальная сеть с геймификацией в стилистике кругосветного путешествия. Проект запустили весной 2020 года. После ограничений коронавируса, всем очень откликнулась метафора приключений и туризма.

Мы разработали платформу, на которой помимо коммуникации, сотрудники могут заработать виртуальные мили за различные полезные действия. Мили суммируются, и таким образом выстраивается путь вокруг земного шара.

Причём это нелинейный маршрут, с остановками в знаковых местах: сотрудники могли прогуляться по великой китайской стене или залезть на египетские пирамиды.

Когда рейтинг человека достигает определённого уровня, то ему выдаются симпатичные бейджики, которые отмечают вехи этого пути. Коллеги могут сравнить, кто как далеко забрался.

Потратить внутреннюю валюту можно в корпоративном магазине
Потратить внутреннюю валюту можно в корпоративном магазине

В корпоративном магазине можно потратить виртуальную валюту, а бейджи остаются на личной странице сотрудника, создавая долгосрочный профиль достижений. Все награды оформлены в стиле путешествий, хотя связаны с реальными бизнес-задачами. Но главная фишка программы – в действиях сотрудников, за которые можно заработать виртуальную валюту и бейджи к ней.

За что можно заработать валюту?

  • Любые активности, связанные с обучением и развитием. Компания активно поддерживает концепцию самообразования. Для этого важно, чтобы сотрудники делились своими знаниями, проводили мастер-классы, публиковали рецензии на книги и многое другое.
  • Продвижение IT-бренда работодателя. Выступления на конференциях, статьи в отраслевых изданиях и тд. Здесь есть три интересные категории: амбассадоры, HiPO и эксперты. Количество этих людей в компании не может стать больше, вход в программу ограничен. Корпоративная валюта скорее подкрепляет имеющуюся активность, даёт признание, что это значимая роль, важная для фирмы.

  • Участие в досуговых активностях: спортивных и интеллектуальных турнирах. Эти мероприятия служат социальным клеем. Они позитивно влияют на корпоративную культуру, удержание сотрудников, скорость коммуникации.
  • Механизм благодарности сотрудников друг другу. У работников есть виртуальные мили, которые они могут раздавать и два кошелька. Один – с которого ты отдаёшь мили, и другой – на который зарабатываешь.

95% миль можно заработать за объективные достижения и 5% за благодарности. Валюту можно потратить в корпоративном магазине на мерч, сертификаты, сезонные товары.

Как создать игровую вселенную для сотрудников мы рассказывали в материале: Полный гайд по геймификации. Часть 3: девять механик по созданию игровых вселенных для сотрудников

Подведём итоги

С помощью описанных выше шагов мы выстраиваем прозрачную, справедливую систему, которая стимулирует сотрудников двигаться в нужном направлении и оказывает позитивный эффект на коммуникацию. Когда мы строим программы геймификации, то опираемся на тезис: как компании относятся к сотрудникам, так и сотрудники относятся к компании и её клиентам. Подобные проекты – это отличный способ проявить своё позитивное отношение к работникам, чтобы они почувствовали себя частью надёжной, заботящейся компании.

Этот материал подготовила для вас команда StickPeek. Мы делимся с вами кейсами и полезными лайфхаками в сфере HR и маркетинга, а еще каждый месяц проводим бесплатные вебинары для эйчар-специалистов и управленцев.

Ещё больше полезных историй о корпоративной культуре, мотивации сотрудников и грамотном управлении вы найдете в нашем телеграмм-канале.

Максимум пользы — минимум уведомлений. Подписывайтесь!

А в вашей компании есть внутренняя валюта и корпоративный магазин? как они устроены? Делитесь вашими мнениями и опытом в комментариях!

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid:2VtzquX5tVJ

Реклама ООО «Технологии Защиты»

ИНН: 7735558901

erid: 2Vtzqw7rVpx

2929
45 комментариев

Мы с Женей и Пряниками знакомы уже больше 10 лет. Женя очень правильные вещи говорит. Одна из них: «Если недостатки использовать по назначения, они превращаются в достоинства».

3
Ответить

Пряники и Евгения очень крутые профессионалы своего дела, рады с ними сотрудничать!

1
Ответить

Стикер с пандой очень 😍

3
Ответить

Спасибо! Панды наша любовь))

1
Ответить

ПрАстите, конечно, но не ведут ли эти все игры/монетки/таблички с достижениями к инфантилизации сотрудников, голова не взрывается от всех джедаев, конлингови падаванов?))

3
Ответить

Здесь на джедаях мы скорее просто объясняли систему. В целом инфантилизация происходит и без нас, это уже свершившийся факт. Взрослые дядьки обсуждают супергероев и играют в игрушки после работы. Но этим можно воспользоваться для мотивации труда и активностей. Вообще использовать знакомую игровую Вселенную хорошая тема, если вы знаете, что в офисе много поклонников звездных войн, вовлечь людей в ваши активности будет намного проще

1
Ответить

Инфантильность - это скорее почва, а не возможное следствие)

1
Ответить