Не любишь консультантов? Ты просто не умеешь их готовить!

Что вы представляете себе, когда слышите, что человек работает консультантом? Мои родители говорили, что для них консультанты – это люди в строгих костюмах, с портфелями в руках, они что-то печатают на компьютерах, а потом бодро выдают гениальные решения клиентам. Чем-то напоминает героев сериала Suites (в русском переводе «Форс-мажоры»), не правда ли?

Кадр из сериала "Форс-мажоры"
Кадр из сериала "Форс-мажоры"

Или другая версия от моих друзей: работают круглосуточно, постоянно ездят в командировки, занимаются вообще не понятно чем 😊

Общее в этих образах то, что люди сосредотачиваются на внешней оболочке, потому что совершенно не ясно, что происходит в рабочих процессах. Всем абсолютно понятно, что делает на работе врач, учитель, машинист поезда и т.д. С интеллектуальными «виртуальными» профессиями всегда все сложнее, такой труд неосязаем, а уж работа консультанта – тем более.

В консалтинге, как и в любой другой профессии, есть множество более узких специализаций: юридический, HR, IT, налоговый и т.д. Пока я лечу в самолете в очередную командировку, решила попробовать описать, в чем же, на мой взгляд, заключается работа консультанта в целом и работа организационного консультанта, кем являюсь я уже на протяжении 7 лет.

И начать хочется с патетики. В моем восприятии, консультант, а точнее хороший консультант, – это человек, который искренне хочет помочь клиенту.

Для меня именно эти четыре слова – искреннее желание помочь клиенту – являются ключевыми. Не столь важно, про какой именно консалтинг идет речь. Основная идея в том, что предложения и советы консультанта должны быть на пользу клиенту, делать его бизнес или работу его сотрудников лучше.

Что касается непосредственно консультантов в сфере организационной эффективности, которым являюсь я, то здесь хотела бы написать подробнее.

Есть мнение, что консультант в сфере организационного, производственного консалтинга должен быть экспертом, знать все о производстве и процессах. Иначе как же можно консультировать, если не разбираться в производстве? Мне бы хотелось развеять этот миф.

В начале моего профессионального пути был случай, когда мне нужно было описать бизнес-процессы финансового блока одного машиностроительного холдинга. Чтобы сделать все корректно, я обратилась за помощью к специалисту по финансам, но получила резкий ответ: «Я не собираюсь делать за вас вашу работу. Вы же эксперт, вот и разбирайтесь». Тогда я подумала, что это правдивое утверждение, если я эксперт, значит должна сама во всем разобраться, но лишь со временем я поняла, что невозможно быть лучшими экспертами, чем люди, которые работают на предприятии: никогда консультанту не стать лучшим экспертом в металлургии, чем металлург, или финансист в сфере финансов (как в моем примере).

Истинная сила консультанта не в производственной экспертизе как таковой, а в умении оценить ситуацию со стороны, быстро собрать качественные данные у экспертов и особым образом проанализировать эту информацию.

По сути консультант – это независимый сборщик информации, который умеет смотреть на экспертные данные под новым углом, видеть связи, которые людям изнутри не всегда очевидны. Консультант - это фасилитатор, который умеет задавать правильные вопросы экспертам.

Чтобы правильно собрать информацию, на мой взгляд, важны две вещи: корректная позиция по отношению к клиенту и насмотренность.

Что я подразумеваю под позицией по отношению к клиенту. Если консультант будет пытаться «подстраиваться снизу», то вероятнее всего он получит приукрашенные розовыми единорогами и яркой радугой данные. Проблем совершенно не будет, все на бумагах будет проходить гладко, и вообще не будет понятно, зачем нужны консультанты и что нужно улучшать. Если консультант будет «подстраиваться сверху», то легко скатиться в раздачу готовых решений, применение лучших практик и не заметить за всем этим особенностей конкретной компании. Самая оптимальная позиция – партнерская, на равных: искреннее желание помочь объективно разобраться в ситуации и найти наилучшее решение для конкретной организации.

Насмотренность, в свою очередь, помогает вовремя привлекать нужных экспертов (из компании-клиента или из вне), обращать внимание на значимые вещи, задавать правильные вопросы, что в результате поможет разобраться в конкретном случае и выявить первопричины проблемы. Хороший консультант, обладая насмотренностью, с одной стороны, и желанием действительно помочь клиенту, с другой стороны, четко осознает границы своей компетенции. Плохой консультант легко скатывается в позицию такого рода: «Я и сам все знаю, зачем мне привлекать эксперта, когда можно самому все сделать и заработать больше». Чаще всего за этим следует череда ошибок и неудачных решений для самой компании.

На мой взгляд, желание помочь является также защитой от профессионального выгорания и позволяет консультанту быть успешным. Такой подход способствует разработке действительно стоящих решений для клиентов. Только искреннее желающий помочь консультант способен, например, не просто разработать проект по оптимизации численности на 10%, а придумать схему, где оптимизация будет проведена вдумчиво и точечно, а люди будут не просто сокращены, а перераспределены, а компания еще и получит дополнительную прибыль. Можно быть циничным, а можно создавать благо для компании и для людей.

Возможно, мой взгляд на работу консультанта в чем-то идеалистичен, но именно он помогает мне работать, развиваться и, хочется в это верить, приносить пользу компаниям-клиентам. А как вам кажется, кто такой консультант и что значит быть «хорошим консультантом»?

33
3 комментария

"Для меня именно эти четыре слова – искреннее желание помочь клиенту – являются ключевыми."-но как правило это человек который думает как выгоднее продать

1
Ответить

Заголовок статьи убил. Это из разряда "Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить"

Ответить

Зачем тут обложка сериала про юристов?) Они реальной работой занимаются. 😂

Ответить