{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Учить нельзя нанять. Как компаниям работать с рекрутерами

Наем высококвалифицированных специалистов – процесс не самый простой и быстрый. Для рекрутмента таких кандидатов, особенно в ИТ-компании, всегда нужны очень опытные рекрутеры. Что же проще – искать их на рынке или растить самим внутри компании?

Расскажу, как мы решаем вопрос найма рекрутеров в компании iFellow.

Где и как искать квалифицированных рекрутеров

Стратегии поиска и найма всегда зависят от сроков и количества нужных специалистов. Если речь идет о быстром и объемном найме, нужно закрывать этот кейс сразу несколькими способами.

В первую очередь необходимо понять, какие задачи предстоит решать новым рекрутерам и каким критериям опытности они должны соответствовать. Будет ли это стандартный рекрутмент без жестких дедлайнов, с дальнейшей адаптацией и сопровождением сотрудников, или же постоянный сорсинг без общения с заказчиком, занимающий 90% времени и сил.

Далее начинается непосредственно поиск подходящих кандидатов. В случае найма под сорсинг, высококвалифицированных специалистов найти сложнее и поиск на рынке не будет быстрым. Их мало и они, как правило, уже работают в крупных компаниях, а работодатели всегда стараются удержать столь ценного сотрудника на одном месте как можно дольше. Но это не значит, что такому кандидату нельзя сделать хорошее предложение, от которого он не сможет отказаться. Главное – понять его потребности в дальнейшем карьерном развитии и предложить желаемое.

Freepik

Более действенный метод поиска – нетворкинг, постоянное общение с коллегами из других компаний. Рекомендую вступить в профессиональные чаты в Telegram, ходить на встречи рекрутеров, участвовать в отраслевых конференциях и форумах. На подобных мероприятиях всегда можно познакомиться, поделиться опытом и быть в курсе, что происходит в других компаниях прямо сейчас.

Когда есть большое комьюнити, где все знают о твоих запросах на опытных специалистов в команду, то рано или поздно начинают поступать рекомендации от коллег.

У рекрутеров принято рекомендовать друг другу разработчиков, HR-специалистов, тренеров по обучению и других кандидатов. Именно таким путем к нам в компанию приходит значительная часть сильных рекрутеров.

Еще один рабочий метод – выращивать специалистов самостоятельно: нанимать с рынка, обучать под собственные бизнес-процессы и дотягивать до необходимого уровня. Иногда действительно проще и быстрее нанять проактивных джунов, джунов+ и доучить до своих стандартов, чем долго искать опытного сеньора. У некоторых крупных компаний сегодня даже есть свои школы по обучению рекрутеров, выпускников которых они забирают себе в команду.

Несколько лет назад мы, например, принимали только джунов и растили из них собственных профессиональных рекрутеров. Сейчас совмещаем этот вариант с поиском опытных специалистов на рынке. Оба метода отлично работают и позволяют нам эффективно решать задачу найма в HR-подразделение компании.

Обучение & наем опытных

Нельзя однозначно сказать, что в такой-то ситуации лучше учить новичков, а в другой – нанимать только опытных кандидатов. Все зависит от контекста.

Иногда рекрутеры в большом количестве нужны «прямо сейчас». Например, нужно найти и принять 40 человек за 2 месяца. Вариантов решений может быть несколько. Вопрос лишь в их эффективности и скорости.

Например, можно набрать только джунов и обучать под свои процессы. Но лучше и искать на рынке, и «хантить» из других компаний параллельно. Сначала нанять 2-3 сильных специалистов, а остальных обучить до нужного уровня в течение трех месяцев и вывести в команду на нужные показатели.

Если требуется найти всего 5 человек за год – дешевле и проще искать уже квалифицированных специалистов. Вести обучение в этом случае слишком дорого и не имеет смысла ввиду достаточно комфортных временных рамок подбора.

Помимо сроков и количества людей, нужно понять, какие есть инструменты и бюджет. Когда денег много, а времени мало, то можно запустить все инструменты сразу и быстро получить хороший результат. Если же финансы ограничены, инструментарий значительно сужается, то же обучение уже не подойдет, так как оно слишком затратно.

Поэтому, рекомендую всегда отталкиваться от кейса и задачи, которая перед вами стоит. Ну, и не стоит забывать, что мало просто нанять человека, важно еще сделать так, чтобы он прошел испытательный срок и выполнил поставленный план. А значит, в команде всегда должны быть люди, которые будут заниматься онбордингом новых сотрудников.

Как понять, что рекрутер перспективный и чем ему помочь

Если вы решили обучать новичков, то важно понять, насколько они перспективные, будет ли польза в их обучении, в чем они будут расти быстрее, а на какие навыки потребуется больше времени.

На мой взгляд, перспективный рекрутер – это тот человек, который понимает, что из себя представляет профессия, почему в ней крайне важна проактивность, знает, что такое сорсинг, например.

Он должен быть в курсе всего, что сейчас происходит на рынке – как меняются зарплаты, какие выходят кандидаты, с какими запросами и ожиданиями. Ему необходимо понимать, как рынок может измениться под влиянием внешних событий, и как нам реагировать на эти изменения. Это первый момент, который отличает перспективного рекрутера.

Второй признак перспективности джуна – умение быстро адаптироваться и пользоваться абсолютно разными каналами поиска кандидатов. Он не должен зацикливаться только на сайтах с вакансиями, например. В нашей профессии это не работает. Мы должны пользоваться всеми возможными инструментами и уметь находить всех и везде.

Freepik

Если после прохождения курсов рекрутер подбирал только разработчиков, для него не должно быть проблемой за пару недель переключиться, допустим, на аналитиков, потому что в целом механика подбора будет очень похожа, нужно только разобраться в основах.

И третий важный признак – развитый навык общения.

Чем со своей стороны может помочь компания:

  • предоставлять все условия для развития
  • отправлять на популярные HR и ИТ-конференции
  • знакомить со всеми топовыми лидами компании
  • приглашать лучших спикеров с рынка, которые будут обучать, рассказывать о трендах и инструментах, показывать практические кейсы. Пускай это будет хотя бы раз в год, но именно индивидуально.

Важно постоянно помогать проактивным рекрутерам повышать квалификацию и учиться.

Сейчас появляется очень много разных новых инструментов для улучшения процесса рекрутмента и поиска, в том числе на основе искусственного интеллекта. Не нужно бояться их внедрять и выделять на это бюджет. Все эти новые фишки играют не последнюю роль в развитии рекрутеров.

Что обязательно включить в обучение

Первый блок – основы ИТ. Рекрутер должен разбираться, какие бывают разработчики, тестировщики, отличать системного аналитика от бизнес-аналитика, понимать, кто такие продуктовые аналитики. Такие базовые моменты в обучении должны быть всегда. Потому что сейчас многие рекрутеры после курсов приходят и, не разбираясь в технологиях, отличиях, стеках, начинают, например, бэкенду предлагать позиции для front.

Второй блок – переговоры и коммуникации на разных этапах. В ИТ-компаниях подбор персонала очень сильно отличается от обычного или массового. У нас всё работает по-другому и это тоже нужно разбирать с начинающими рекрутерами.

В сфере ИТ на рынок выходят высококвалифицированные специалисты, с высоким уровнем интеллекта и они очень трепетно относятся к тому, что им присылают и предлагают, как с ними общаются. Поэтому рекрутеру не нужно совершать ошибок, сравнивать ИТ-подбор с массовым подбором и, условно, делать какие-то массовые рассылки, не разбираясь, кому и что он предлагает.

Как производить первый контакт с кандидатом, куда писать, звонить, что спрашивать, как проводить скрининг и техническое собеседование – все это нужно знать.

Очень важно, например, уметь вести финальные переговоры по офферу. Особенно, когда нанимаешь высококвалифицированных мидлов или сеньоров и от рекрутера зависит, выйдет ли человек в итоге на проект.

Третий блок – методы поиска. Через какие каналы можно и нужно искать специалистов, в том числе в большом количестве.

Ошибки начинающего рекрутера в подборе могут стоить очень дорого. Если предлагать не те вакансии не тем людям, не уметь с ними правильно общаться, то можно просто пережечь всю базу кандидатов и улететь в блок. Кроме того, кандидаты могут не только рекрутера внести в черные списки, но и всю компанию – перестанут рассматривать ее как серьезного работодателя, так как в ней работает такой непрофессиональный HR.

Как этот процесс выстроен у нас

Мы занимаемся заказной разработкой, поэтому 90% работы рекрутера – это именно рекрутмент специалистов: поиск, общение, технические интервью, скрининг и так далее.

В обучении рекрутеров мы делаем упор на коммуникацию, так как многие просто не умеют общаться. Также у нас есть онбординг, который включает в себя введение в бизнес-процессы, знакомство со всеми подразделениями компании, с которыми рекрутер будет общаться и коммуницировать.

Кроме того, мы разработали гид рекрутера. В нем прописаны все внутренние процессы по шагам: как вести себя в той или иной ситуации, когда и как общаться с кандидатом, делать оффер, вести оформление и адаптацию сотрудника.

И третье – у нас есть менторинг со стороны действующих рекрутеров. После первой недели адаптации и работы нового рекрутера, мы подключаем к нему ментора. На протяжении 2,5 месяцев он дообучает новичка именно тем навыками, которых ему не хватает. Задача ментора – за испытательный срок дотянуть по шагам все нужные hard skills и вывести сотрудника на рабочую мощность.

В следующем году планируем открыть школу по рекрутменту, в которой также будем обучать всем обязательным скилам.

А как вы решаете задачу подбора рекрутеров? С какими сложностями сталкиваетесь?

0
22 комментария
Написать комментарий...
Айгуль Ширяева

Согласна, что навыки коммуникации - ключевые. И не только для рекрутеров. Не все умеют нормально (этично) общаться устно и что немаловажно - письменно

Ответить
Развернуть ветку
Жаба Аркадьевна

Некоторые вообще общаться не умеют никак) в итоге не рекрутер, а "ни рыба, ни мясо", и результаты работы соответствующие, когда вакансии месяцами не закрытые висят

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Конечно всегда нужно разбираться в каждой конкретной вакансии, ковыряться, смотреть почему она месяцами не закрывается. Поговорить с заказчиком, проанализировать воронку, ЗП, условия, описание и тд) не всегда дело в рекрутере. Но то что рекрутер не смог донести до Заказчика проблемы с вакансиями и предложенить их решение, да, это навыки коммуникации.

Они нужны не только при общении с кандидатами и сотрудниками.

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Полностью поддерживаю)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Кажется, хороший рекрутер еще должен быть и хорошим продажником - сначала себя продать компании, а потом компанию другим соискателям))

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Согласна, навыки продаж - это огромный плюс у рекрутера. Но тут важно не продавать проект или команду именно с точки зрения карьерного развития кандидата. То есть видеть изначально как тот или иной сотрудник может реализоваться в проекте, чему может обучиться, как быстро повысить грейд. И если это рекрутер может увидеть, то проблем с продажами не будет)

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Интересно, что в материале говорится, что надо учить коммуникации. Имеется ввиду вот таким методам продажи? Или умению говорить на языке разработчиков?

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Рекрутер не может говорить на языке разработчика как технарь. Точнее не совсем так, кто-то точно может, но их единицы) Рекрутер должен хорошо разбираться в технологии и стеке, понимать на каком стеке проект, куда в перспективе будут переезжать, какая команда и тд. Нужно уметь эту информацию доносить до кандидата. А что касается более технических вопросов - на это есть тех интервью, где как раз будут говорить на тех языке

Ответить
Развернуть ветку
Мария Чупрыненко

Я не айтишник, я - ландшафтный архитектор. В моей профессии рекрутер разбираться и не должен, но хотя бы должен грамотно составить описание вакансии. Даже при уточнении какого-то описания или набора функций, рекрутер в 90% не способен мне ответить на вопросы, отправляя на собес к руководству. Это как бы безграмотно по отношению и к собственному работодателю/заказчику, если это агентство. Уточнять при этом нужно не какие-то технические моменты, а, н-р, что имелось в виду под разработкой стадии АР? Особенно, если компания занимается малоэтажкой. Ландшафтник по умолчанию не разработает проекты зданий, он учился на разработку благоустройства. Но может выполнять эскизные чертежи некоторых малых архитектурных форм. И вот когда тебе мычат в трубку, ой, я не знаю, как-то и своё время тратить не хоцца, я лучше денег ещё заработаю вместо траты 2-3 часов на двухэтапное собеседование, где окажется, что нужен многорукий Шива

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Интересно про обучение и менторинг? Обучение - тоже для новичков? Сколько в итоге длится адаптация рекрутера для работы компании - несколько месяцев обучения +2,5 месяца менторинг?

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Да, обучение для новичков, но оно идет в параллель с менторингом. Чтобы новичка вывести на нужные нам рабочие мощности, у нас уходить от 2-3 месяцев. Зависит от человека :)

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

ИИ же уже вроде помогает на начальных этапах отбора резюме и т.д. Может тогда лучше с чат-ботом общаться)

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Чат-бот без души) думаю для небольшого процента соискателей будет окей общаться при устройстве с чат-ботом, вместо человека. Но большинству, конечно же нет. Все равно очень много мелких моментов возникает при прохождении собеседований, которые проще и быстрее уточнить у человека. Ну это мое мнение.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бойцов

А какие ситуации (например) вы расписываете в гиде рекрутера? Это что-то вроде скрипта или просто набор советов?

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Мы прописываем основные шаги по нашей воронке:
- как коммуницируем, что рассказываем про компанию
- как нужно вести CRM, какие у рекрутера сроки на каждом этапе с кандидатом.
- что рекрутер должен делать, если у кандидата возникли проблемы при оформлении ( к кому обратить, как решить)
- как согласовывается повышение ЗП, если есть контроффер на руках
и тд.

Да, конечно, раз в год возникают кейсы, которые в гиде рекрутера не прописаны. Но мы учитываем опыт, и добавляем)

Ответить
Развернуть ветку
Фрэнк Розенталь

Мне кажется, еще один, четвертый признак толкового рекрутера - широта мышления. Умение взглянуть на задачу, кандидата под самыми разными углами и на основе полученной информации сделать правильные выводы. Если рекрутер хорошо понимает ситуацию на рынке, коммуникабелен, пользуется разными каналами, но при этом склонен все стандартизировать и при любой непонятной ситуации "рубить сгоряча" - пользы от него уже куда меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Отлично подмечено) это признак сеньористого рекрутера :)

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Хороший рекрутёр в моём понимании - это визитка компании, по первому общению уже во многом можно составить впечатление о работодателе, поэтому здорово, что вы так много внимания уделяете коммуникации

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Спасибо) да, я тоже так считаю

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

Как рекрутировать рекрутера...
Пр сути всем этим же должен заниматься HR?

Ответить
Развернуть ветку
Кондакова Полина
Автор

Зависит от масштаба компании) у кого-то нет HR, а рекрутеры нужны. В таком случае рекрутировать рекрутеров будет руководство.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил К

Они заняты тем, что пьют смузи

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда