Инвестиции в VR/AR-стартапы достигли 5,4 млрд долларов в год. Развивается и рынок России — технологии VR использует 21% крупных компаний. Рост рынка означает новые рабочие места, высокие зарплаты и интересные задачи. В Mail.ru Cloud Solutions выяснили, что учить разработчику, если он хочет работать на виртуальную реальность.
Почему только цифровая трансформация поможет бизнесу пережить сложные времена и как стоит пересмотреть IT-стратегии на будущее.
Многолетние проекты цифровой трансформации теперь приходится внедрять за недели, чтобы преодолеть последствия пандемии: так говорят более 1000 опрошенных IT-специалистов по всему миру. Команда Mail.ru Cloud So…
Cтартапы чаще всего закрываются из-за отсутствия спроса на новый продукт. Именно эту причину называют 42% основателей неудавшихся проектов. Чтобы не разориться вскоре после открытия, нужно понять, на что люди готовы тратить деньги.
Хорошие новости — новые фичи ES2020, улучшенной спецификации JavaScript, финализированы. Это означает, что теперь есть полное представление об изменениях, которые ждут нас в новом стандарте. Команда Mail.ru Cloud Solutions перевела и немного дополнила статью независимого фронтенд-разработчика со списком основных нововведений.
В 2017 году спрос на блокчейн-разработчиков рос вместе с курсом биткоина. Количество вакансий снизилось, когда рынок разочаровался в новой технологии. Вместе с представителями Mail.ru Cloud Solutions, Red Hat, Acronis, «Рексофт», SEMrush и Bilderlings разобрались, какие технологии популярны сейчас и на изучение и внедрение чего стоит тратить время.
Пост от команды подкаста «Завтра облачно»: об IT на пальцах. Герои нашего последнего выпуска — Алексей Маланов («Лаборатория Касперского») и Илья Летунов (Mail.ru Cloud Solutions) обсудили, какие киберугрозы актуальны для B2B-сектора и на что обратить внимание, чтобы защититься от хакеров.
В 2018 году на дорогах «Иннополиса» появились первые в России беспилотные автомобили. По прогнозам разработчиков интеллектуального транспорта, через пять-десять лет любой руководитель сможет заменить обычную машину со штатным водителем на автомобиль с автономным управлением.
Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных…
В ежегодном облачном прогнозе Dave Bartoletti вице-президент и главный аналитик Forrester рассказал, что облачный рынок — SaaS, PaaS и IaaS — вырастет до $299,4 млрд в 2020 году. Но что это значит на самом деле и что изменится для бизнеса и ИТ-специалистов?
Он возвращает объект со свойством url, которое указывает на адрес модуля. Это может быть как адрес, по которому был загружен модуль (для внешних скриптов), так и document base URL (для инлайновых скриптов).
Впечатляет последовательность и скорость, с которой сообщество JavaScript эволюционировало и развивается. Удивительно и действительно замечательно наблюдать, как JavaScript прошел за десять лет путь от языка, который освистывали, к одному из сильнейших, гибких и универсальных языков.
"}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":14,"favorites":45,"reposts":0,"views":12,"hits":13656,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":13656,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/dev/128188-javascript-desyat-novyh-fich-v-es2020-o-kotoryh-vam-sleduet-znat","author":{"id":108122,"name":"Ekaterina Kushnir","nickname":null,"description":null,"uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"83ff497b-3cf1-f9d9-2aac-771171c787d6","width":707,"height":554,"size":174535,"type":"jpg","color":"3e2721","hash":"","external_service":[]}},"cover":null,"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5313538,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5313538"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1689451,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1689451"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":462743,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/462743"}],"lastModificationDate":1764913113,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":235819,"name":"Разработка","description":"Сообщество разработчиков: публикации о личном опыте, выдающиеся приёмы при решении рутинных задач, полезные материалы для профессионального роста.","uri":"/dev","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"fef5b5fb-e488-5b7f-8445-e3a26a910b44","width":1200,"height":1200,"size":7757,"type":"png","color":"343434","hash":"04042b2b1c1000","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"2a214cc5-35cc-58ca-bc07-fc1c892d2101","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"343434","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1642411346,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"dev","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":25}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null}},{"type":"entry","data":{"id":120671,"customUri":null,"subsiteId":108122,"title":"Кривая хайпа: какие ИТ-технологии сейчас на пике и на что останется стабильный спрос","date":1587024915,"dateModified":1587024915,"blocks":[{"type":"text","cover":true,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
В 2017 году спрос на блокчейн-разработчиков рос вместе с курсом биткоина. Количество вакансий снизилось, когда рынок разочаровался в новой технологии. Вместе с представителями Mail.ru Cloud Solutions, Red Hat, Acronis, «Рексофт», SEMrush и Bilderlings разобрались, какие технологии популярны сейчас и на изучение и внедрение чего стоит тратить время.
"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"5328388c-f160-1d76-e091-71d41efaebed","width":1600,"height":900,"size":3172096,"type":"png","color":"dad6d3","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Облака, контейнеры и микросервисы"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Расходы компаний на облачные сервисы скоро пересекут отметку в 1 млрд долларов. В дальнейшем рынок будет расти примерно на 15% ежегодно.
Одна из наиболее популярных облачных платформ — это OpenStack, на которой мы строили свое облако. Есть множество форков, есть какие-то проприетарные версии OpenStack от разных вендоров, начиная с Red Hat и HP, заканчивая IBM. Но начать обучение стоит с «ванильного» OpenStack.
Облака — это не только виртуализация, популярных и прикладных технологий гораздо больше. Например, разработка микросервисных архитектур, их оптимизация под реалии облака — приложение разбивают на много маленьких кусочков, таким образом, отказ одной части не влияет на работу приложения в целом.
Такой принцип отлично работает с контейнеризацией: когда эти части приложений упаковывают в контейнеры, что позволяет их разрабатывать и обновлять независимо друг от друга, а также гарантировать, что приложение и в тестовой среде, и на проде будет работать одинаково.
Есть несколько популярных систем контейнерной оркестрации (управления контейнерами), например, очень популярен Kubernetes. Есть более высокие уровни абстракции, вендорские решения, где в лидеры выбивается OpenShift от Red Hat. Знакомство с технологией контейнеризации стоит начать с Docker, собрав простой кластер на Docker Swarm. Это базовые вещи, с них стоит постигать азы, а после этого переходить к серьезным контейнерным оркестраторам.
Контейнеры и микросервисы перспективны, потому что меняют способ доставки и развертывания современных приложений. Они снижают зависимость от языков программирования, так как позволяют писать разные части приложения на разных языках — чаще на Java и Python.
Сейчас набирает популярность язык программирования Go — именно на нем написана платформа Red Hat OpenShift. Еще есть бессерверные вычисления, в их основе функции, которые запускают на контейнерной инфраструктуре. Они требуют новых подходов к разработке, в последние годы поставщики гибридных и публичных облачных сред многое сделали, чтобы облегчить задачу написания и использования облачных функций.
","subline1":"Владимир Карагиоз,"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Технологии на основе Python"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Есть несколько перспективных сфер, которые условно можно объединить по ключевому требованию к разработчику, — он должен отлично знать Python. Это задачи, связанные с машинным обучением, нейронными сетями, искусственным интеллектом и глубинным обучением.
Python — удивительный язык, в котором практически нет ограничений. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, потому что буквально через неделю можно писать на Python довольно сложные вещи.
Но написать серьезную систему, со множеством сущностей и объектов, с большим количеством связей между ними проблематично. Для этого нужны сильные аналитические способности, хорошо структурированное мышление и четкое понимание того, что ты делаешь.
","subline1":"Николай Сокорнов,"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Базовые знания никогда не выйдут из моды"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Для любого IT-специалиста важнее не владение каким-то узкоспециализированным инструментом, а общее понимание сферы технологии. Ведь любая хайповая технология строится на фундаментальной базе.
Нужно изучать computer science, алгоритмы, структуры данных, паттерны проектирования, абстракции, методологии программирования. Именно на этом строятся хайповые фреймворки и библиотеки. Разберетесь в базе — станет легче разобраться во всем остальном.
С ним согласны и другие эксперты: качество кода и скорость его исполнения у профессионального разработчика могут отличаться от любительских в десятки раз.
Но вне зависимости от того, на каком языке вы пишете или в какой области программируете, вам потребуется техническая база: знания структур данных, алгоритмов, паттернов и принципов проектирования. Базовые знания потребуются в любом случае, даже если вы решите перейти от чего-то стандартного к модной технологии.
Есть базовые языки, которые дают общий бэкграунд. Есть JavaScript — языку много лет, в рамках него много библиотек и фреймворков. Сейчас с него многие переходят на TypeScript, который тоже как бы надстройка над JavaScript. И я не знаю, насколько реально начать писать на TypeScript, не владея изначально JavaScript. Так со многими модными языками программирования — под капотом находятся базовые языки.
","subline1":"Юрий Мейталов,"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Кривая хайпа и стабильность спроса"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Архитектор платформы Acronis Анна Мелехова считает, что многие технологии в IT проходят через кривую хайпа (Hype Cycle). Сначала появляется огромная востребованность в разработчиках, технологию пытаются использовать во множестве отраслей. Затем спад, количество вакансий сокращается. И стабилизация — бизнес понимает, где технология действительно пригодится, а где лучше использовать другие решения.
В качестве примера Анна приводит блокчейн. Пару лет назад он был в моде, а сейчас по кривой хайпа приближается к дну — он не оправдал ожиданий. При этом архитектор уверена: блокчейн в итоге займет свое место, и специалисты в нем будут востребованы, просто не так массово, как на вершине хайпа.
Есть задачи, на которые в индустрии сейчас нужно много специалистов, а есть стабильные и очень крутые нишевые задачи. Например, гипервизоры и операционные системы. Нишевых программистов нужно немного, но зато их высоко ценят, и потребность в них не снижается.
","subline1":"Анна Мелехова,"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Что будет востребовано в IT в 2020-х"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["Облака, контейнеры и микросервисы: VMware, OpenStack, Kubernetes, Docker Swarm.","Python для создания нейросетей и машинного обучения.","Всегда нужны базовые знания основ: computer science, алгоритмы, структуры данных, паттерны проектирования, абстракции, методологии программирования.","Спрос на хайповые технологии со временем может падать, но если технология полезна, то займет свою нишу на рынке."],"type":"UL"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Что еще почитать:
"}},{"type":"list","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":["Какие облачные технологии будут популярны в ближайшие пять лет.","Как поменять бизнес-модель и открыть новые рынки: три кейса.","Почему в 2020 году всем пора перейти в облака.","Наш канал в Телеграм о цифровой трансформации."],"type":"UL"}},{"type":"quiz","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"uid":"","hash":"9230937ec616260a","tmp_hash":"","title":"Какие технологии из перечисленных вы считаете наиболее актуальными?","items":{"a15870244950":"PaaS","a15870245612":"Kubernetes","a15870246162":"Машинное обучение и нейросети","a15870246333":"Свой вариант в комментариях"},"is_public":false,"date_created":0}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":0,"favorites":13,"reposts":0,"views":11,"hits":2996,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":2996,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/dev/120671-krivaya-haipa-kakie-it-tehnologii-seichas-na-pike-i-na-chto-ostanetsya-stabilnyi-spros","author":{"id":108122,"name":"Ekaterina Kushnir","nickname":null,"description":null,"uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"83ff497b-3cf1-f9d9-2aac-771171c787d6","width":707,"height":554,"size":174535,"type":"jpg","color":"3e2721","hash":"","external_service":[]}},"cover":null,"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5313538,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5313538"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1689451,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1689451"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":462743,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/462743"}],"lastModificationDate":1764913113,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":235819,"name":"Разработка","description":"Сообщество разработчиков: публикации о личном опыте, выдающиеся приёмы при решении рутинных задач, полезные материалы для профессионального роста.","uri":"/dev","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"fef5b5fb-e488-5b7f-8445-e3a26a910b44","width":1200,"height":1200,"size":7757,"type":"png","color":"343434","hash":"04042b2b1c1000","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"2a214cc5-35cc-58ca-bc07-fc1c892d2101","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"343434","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1642411346,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"dev","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":7}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null}},{"type":"entry","data":{"id":119026,"customUri":null,"subsiteId":108122,"title":"5 фактов о киберугрозах в b2b — что надо знать компаниям для защиты от хакеров","date":1586430617,"dateModified":1586430617,"blocks":[{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Пост от команды подкаста «Завтра облачно»: об IT на пальцах. Герои нашего последнего выпуска — Алексей Маланов («Лаборатория Касперского») и Илья Летунов (Mail.ru Cloud Solutions) обсудили, какие киберугрозы актуальны для B2B-сектора и на что обратить внимание, чтобы защититься от хакеров.
"}},{"type":"media","cover":true,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"50690ff0-0a86-aa49-d550-5b6d504117d1","width":1600,"height":900,"size":3183067,"type":"png","color":"d9d4ce","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"1. B2B-компаниям стоит защищаться от целевых атак"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
В сфере B2B выделяют три типа угроз: случайные, целевые и кибероружие.
Случайные — те, что попадают в компанию случайно. Например, когда сотрудник нажимает на вредоносную ссылку или устанавливает на компьютер нелицензионную программу.
Целевые — запланированные атаки. Например, хакеры атакуют конкретный банк, чтобы украсть деньги. Они заранее знают, какая защита установлена, и как ее можно пробить. Часто хакеры действуют через поставщиков: внедряют вредонос в программное обеспечение поставщика, и только потом заражают системы нужной организации. Именно о защите от целевых атак стоит беспокоиться большинству компаний.
Кибероружие — настолько квалифицированные атаки, что возникает вопрос о причастности государств. Например, считается, что за атакой на иранский завод по обогащению урана стоят спецслужбы США и Израиля.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"2. Нужно позаботиться о безопасности рабочих устройств"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Как правило, B2B-компании атакуют не отдельные хакеры, а организованные команды. При этом между участниками группировки распределены обязанности. Например, один человек отвечает за преодоление защиты, второй — за распространение внутри, задача третьего — украсть деньги.
Проникший внутрь хакер может закодировать рабочие станции и серверы, и требовать выкуп у руководителей или собственников организации. Например, транспортно-логистическая компания Maersk пострадала от вируса-вымогателя ExPetr. Из-за атаки на несколько дней остановилась работа грузовых портов.
Для пробива защиты хакеры могут заразить компьютеры обычных сотрудников, отправив на почту письмо с вредоносной ссылкой. Чтобы повысить вероятность клика по ссылке, хакеры предварительно изучают профили человека в соцсетях. И пишут письмо, которое, скорее всего, заинтересует сотрудника.
Похожим образом действовали хакеры, похитившие из банков около млрд долларов при помощи компьютерного червя Carbanak. Сначала злоумышленники заразили компьютеры рядовых сотрудников и, таким образом, выяснили, как распределена ответственность внутри банка. И, наконец, смогли добраться до денег.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"3. В любом программном обеспечении есть уязвимости"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Существуют эксплойты — специальные программы, написанные, чтобы использовать для атаки уязвимости, которые есть в любом программном обеспечении. Если разработчик знает, где уязвимость, он может поставить какой-то патч — программу или часть программы для устранения проблем в ПО. Патч будет защищать от кибератаки в этом слабом месте.
Также есть эксплойты нулевого дня — они написаны для использования уязвимостей, о которых еще не знает разработчик. Для них нет патчей, способных устранить угрозу, нужны специальные технологии превентивной защиты от эксплойтов. Если такие технологии не используются, устройство или система будут беззащитны перед нападением. Уязвимости в программном обеспечении, неизвестные разработчикам, постоянно ищут и закрывают патчами.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"4. Стратегия защиты — максимально усложнить работу хакеров"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Чтобы защититься от целевых киберугроз, важно сделать взлом максимально затратным для хакеров. Например, использовать несколько слоев защиты: облачную, поведенческую и машинное обучение. В такой ситуации хакеры понимают: на пробив потребуется много времени и ресурсов, и не факт, что получится заработать.
Еще для защиты на всех узлах устанавливают специальные агенты. В полученной от них информации ищет аномалии центральный сервер. Он сопоставляет, насколько поведение внутри сети типично для конкретной компании. И на основании этого решает: все в порядке или происходят что-то неестественное.
Например, ночью компьютер директора соединяется с сервером из Аргентины. Сервер считает такое поведение нетипичным: обычно компьютер соединяется только с серверами из России, и это всегда происходит днем.
Распознав подозрительную активность, система оповещает специалиста службы безопасности или просто блокирует устройство. Все зависит от того, какой ущерб может причинить компании возможная атака.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"5. После атаки нужно найти источник угрозы"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
После кибератаки специалисты сперва проводят физический анализ, а затем разбирают программное обеспечение до строчки кода. Иногда требуется выяснить — это действительно вредонос или просто произошел сбой в программе.
Например, на иранском заводе предположительно атаковали обогащающую уран центрифугу. Причем на предприятии не было доступа в интернет — флешку с вредоносом пронес сотрудник.
События развивались так: центрифуги вращались с неправильной скоростью, и сотрудники заподозрили поломку. Когда стали разбираться, то выяснили: система контроля за центрифугами заражена. В итоге поняли: сотрудник заразил управляющий контроллером компьютер, и уже оттуда червь попал в сам контроллер.
О происхождении атаки свидетельствуют косвенные признаки. Упрощенный пример: вы поймали радиостанцию, трансляция идет на французском языке. Ведущий — француз, и он желает слушателям доброго вечера в то время, когда во Франции действительно вечер.
Перечисленные факты указывают на то, что станция правда расположена во Франции. В реальности вещание могут вести хоть из Китая, хотя из Австралии — косвенные факты реально подделать.
Другой пример: в Южной Корее во время Олимпийских игр хакеры вывели из строя сайт олимпиады, отключили Wi-Fi на стадионе и мешали вести трансляцию в режиме реального времени.
Вшитые внутрь вируса фичи свидетельствовали о том, что за атакой стоит Северная Корея. Но после разбирательства специалисты поняли: фичи ложные, а атаку организовала другая страна.
Из-за возможности подобной подделки анализируют не только саму атаку, но и проводят атрибуцию по жертвам — оценивают, кому может быть выгодно нападение. Еще учитывают инструментарий: какие библиотеки и уязвимости использовали хакеры. Они тоже могут указывать на источник атаки.
"}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":3,"favorites":9,"reposts":0,"views":11,"hits":993,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":993,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/services/119026-5-faktov-o-kiberugrozah-v-b2b-chto-nado-znat-kompaniyam-dlya-zashity-ot-hakerov","author":{"id":108122,"name":"Ekaterina Kushnir","nickname":null,"description":null,"uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"83ff497b-3cf1-f9d9-2aac-771171c787d6","width":707,"height":554,"size":174535,"type":"jpg","color":"3e2721","hash":"","external_service":[]}},"cover":null,"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5313538,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5313538"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1689451,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1689451"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":462743,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/462743"}],"lastModificationDate":1764913113,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":200396,"name":"Сервисы","description":"Новые сервисы, обновления инструментов, опыт использования и полезные приёмы.","uri":"/services","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"158fab2d-76c1-5ed8-898a-76ee48d4c795","width":1200,"height":1200,"size":99571,"type":"png","color":"7cdaea","hash":"08183848d81000","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"c3fe3abb-6808-527e-9eb1-2b6bb92ea400","width":3840,"height":1120,"size":19502,"type":"png","color":"7cdcec","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1688995401,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"services","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":4}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null}},{"type":"entry","data":{"id":116383,"customUri":null,"subsiteId":108122,"title":"Беспилотные автомобили: сколько стоят, когда поступят в продажу и как ИИ справляется с бездорожьем и лихачами","date":1585635421,"dateModified":1585635421,"blocks":[{"type":"text","cover":true,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
В 2018 году на дорогах «Иннополиса» появились первые в России беспилотные автомобили. По прогнозам разработчиков интеллектуального транспорта, через пять-десять лет любой руководитель сможет заменить обычную машину со штатным водителем на автомобиль с автономным управлением.
Салимжан Гафуров, руководитель Лаборатории автономных транспортных систем Университета «Иннополис», входящей в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Робототехника и мехатроника», рассказал нам, как работает беспилотник, кто отвечает за безопасность езды и как робомобиль справляется с проблемами российских дорог: лихачеством и бездорожьем.
Интервью подготовлено командой ИТ-журнала «Завтра облачно» при поддержке Mail.ru Cloud Solutions.
"}},{"type":"media","cover":true,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"548aafbf-bc1e-16dd-b949-94ccfeb1058b","width":1920,"height":1080,"size":5087178,"type":"png","color":"dbd6cf","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Что у беспилотника вместо глаз и водительских навыков"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Благодаря системе автономного режима управления автомобиль способен ехать без участия человека. Специальные системы автоматизации собирают информацию о положении автомобиля на дороге, анализируют ее и выбирают оптимальный сценарий движения. Разберемся, как это происходит на практике.
Вместо опыта и знаний обычного водителя, у беспилотника — сервер с программным управлением. В программу автомобиля внесены правила дорожного движения, а также бесконечное множество ситуаций, которые могут случиться на дороге и варианты сценариев, как действовать в той или иной ситуации.
На сервер информация поступает с внешних датчиков. Компьютер ее анализирует, сопоставляет с собственной базой данных и выбирает сценарий действий. База данных постоянно обновляется. Если на дороге произошла нестандартная ситуация, оператор ее описывает, специалисты подбирают все возможные варианты действий, разработчики обновляют базу.
"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"Так выглядит беспилотный автомобиль: почти как обычный","image":{"type":"image","data":{"uuid":"6390857d-2c21-449a-901d-8df641a1d729","width":1080,"height":719,"size":275154,"type":"jpg","color":"babcb8","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Как беспилотный автомобиль «видит», что происходит вокруг"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Глаза беспилотнику заменяют радары, антенны и камеры. Они размещены по периметру автомобиля. С помощью камеры беспилотник видит объект, с помощью радара его «ощупывает». Радар принимает отраженный сигнал, преобразует его в трехмерную картинку и выбирает из базы данных аналогичный объект. Радар может отличить человека от автомобиля и работать в условиях плохой видимости.
Но основной орган зрения беспилотника не камеры — это лидар (лазерный радар), установленный на крыше. Он сканирует окружающее пространство, формирует трехмерную картинку и передает ее в мозг автомобиля. Угол обзора лидара — 360⁰.
Местоположение и направление движения автомобиль определяет по системе спутниковой навигации ГЛОНАСС, GPS, Baidu, Galileo — все зависит от количества видимых спутников. Встроенная GNSS (Global navigation satellite systems) сама определяет какой сервис выбрать.
Чтобы беспилотник не терял ориентации в условиях слабого сигнала, в автомобиль встроена система локализации. Кроме информации со спутника, она учитывает данные от визуальной и колесной одометрии (частота вращения каждого колеса автомобиля), от внутренней инерциальной системы навигации IMU (Internal Measurement System).
"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"Вот то, что скрыто от глаз: на схеме видно, где находятся «органы чувств» беспилотного автомобиля","image":{"type":"image","data":{"uuid":"824d4b8e-c42c-79d5-48eb-2909b31fafc3","width":684,"height":355,"size":704626,"type":"png","color":"e7eaea","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Как беспилотник принимает решение"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Автомобиль сверяет информацию со всех устройств, которые на нем установлены, с точностью до нескольких сантиметров определяет локализацию предметов и уверенно чувствует себя на дороге.
Например, беспилотник подъезжает к подземному пешеходному переходу. Основной поток пешеходов пересекает дорогу по переходу, но один из них выскакивает на проезжую часть. С помощью камер и радаров автомобиль почти сразу понимает, что за объект перед ним. В его базе сохранены несколько вариантов развития события: пешеход остановился; продолжил движение с прежней скоростью; перешел на бег; мечется по проезжей части.
Чтобы выбрать оптимальный сценарий, компьютер определяет местоположение пешехода, расстояние до него, с какой скоростью он двигается и в каком направлении, анализирует других участников движения.
Полученный анализ автомобиль сравнивает с информацией из базы данных и действует по оптимальному варианту: снижает скорость; включает аварийное торможение; припарковывается. То есть машина не только перевозит пассажира из точки А в точку Б, но и принимает решение, как действовать в критических ситуациях.
Весь цикл обработки информации укладывается в 140 миллисекунд. Это в 2—3 раза быстрее человека.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"На что способен мозг беспилотника"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Искусственный интеллект автомобиля — это мозговой узел беспилотника. Он приводит машину в движение, задает скорость и прокладывает путь, а также способен управлять автомобилем в любых погодных условиях, распознавать дорожные знаки, сигнал светофора, пешеходов, животных, различные препятствия. ИИ может отличить «Скорую помощь» со спецсигналом от других автомобилей и уступить дорогу, спокойно переехать через «лежачего полицейского» и остановиться перед поваленным деревом.
По уровню безопасности езды искусственный интеллект в несколько раз превосходит человека. Благодаря совершенству камер и датчиков он может двигаться в полной темноте и в условиях плохой видимости. Когда камеры бесполезны, например, во время ливня, снегопада или тумана, автомобиль получает информацию с радаров.
Беспилотники учитывают погодные условия, состояние дороги, стиль вождения других водителей. На основе этого автомобиль выбирает оптимальный сценарий движения и свое поведение на дороге.
Искусственный интеллект, как и человек, способен обучаться. Например, человек анализирует поступившую информацию: более важную отправляет в долговременную память, менее важную — в кратковременную. ИИ функционирует аналогично — определяет и сортирует информацию по степени важности.
Если какое-либо мало важное событие повторилось, мозг беспилотника перемещает информацию к важным событиям. Теперь в процессе принятия решения машина учтет и этот сценарий. То есть ИИ не только усваивает информацию, которую разработчики заложили в базу данных, но и способен самообучаться.
Такие самообучающиеся нейросети используют не только разработчики беспилотных автомобилей. Так, на основе машинного обучения работают системы компьютерного зрения для распознавания различных объектов, например, номеров автомобилей или лиц. Их можно использовать для организации пропускного режима, контроля над сотрудниками, охраны периметра.
Клиника «Инвитро» внедрила аналогичную систему, чтобы быстрее принимать пациентов: ИИ распознает человека, подходящего к ресепшену, и выводит его карточку на компьютере сотрудника регистратору. Развернуть и запустить систему машинного обучения можно на собственной инфраструктуре компании или в облаке: готовые PaaS-платформы позволяют быстро разрабатывать нужные сервисы.
Пока в ПДД нет понятия «автомобиль-беспилотник», а в российских законах нет правового регулирования ответственности в случае аварии с участием робомобиля. Поэтому во время движения по реальным дорогам в беспилотнике на месте водителя сидит оператор. На него возлагается та же степень ответственности, что и на водителей обычных машин.
Оператор наблюдает за работой датчиков, оценивает, насколько оправданно то или иное действие автомобиля. Например, правая полоса свободна, но автомобиль перестроился в левый ряд — оператор делает пометку, что программистам необходимо проверить базу данных на конкретном участке дороги. Большую часть времени машина движется автономно, но в любой момент оператор может принять управление.
В то же время беспилотник контролирует работу оператора. Чтобы в критической ситуации человек успел принять управление, необходима высокая сосредоточенность и концентрация. Внутренние датчики автомобиля «улавливают» состояние оператора и подают сигнал, если он расслабился.
На автомобилях в «Иннополисе» в салоне установлена внутренняя камера. Это отдельный модуль со встроенной нейронной моделью, он определяет состояние водителя по характерным признакам: мимика, частота морганий, наклон головы и другие.
"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"Команда разработчиков Лаборатории автономных транспортных систем Университета Иннополис, входящей в состав Центра компетенций НТИ по направлению «Робототехника и мехатроника». Салимжан Гафуров — в центре","image":{"type":"image","data":{"uuid":"dcce76f4-a442-8b97-6d8d-422e449f784b","width":1600,"height":1067,"size":575947,"type":"jpg","color":"cac5c2","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Основные проблемы российского движения: лихачи и плохие дороги"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Основные проблемы при движении беспилотных автомобилей — это плохие дороги и не всегда адекватные действия со стороны других водителей. Разработчики учитывают реалии российских дорог и закладывают в базу данных беспилотника возможные ситуации и пути их решения.
Например, если стерлась дорожная разметка, беспилотник условно делит полотно на количество полос и движется по своей полосе. С таким же успехом машина с автономным управлением может ехать по грунтовой дороге, где нет никакой разметки.
Также автомобиль наблюдает за другими участниками дорожного движения, по стилю вождения предугадывает их действия и подстраивается под сложившуюся ситуацию. Например, в базу ИИ заложена информация, что водители с агрессивным стилем вождения часто «подрезают» другие автомобили. Если беспилотник по характерным признакам распознает такого водителя, робомобиль выберет оптимальный вариант, чтобы избежать аварийной ситуации: перестроится, снизит скорость, чтобы пропустить лихача.
Беспилотник никогда не нарушает правил дорожного движения. Если из-за аварии образовалась пробка, а на дороге — двойная сплошная разметка, автомобиль не выезжает на встречную полосу, чтобы продолжить движение. Машина остановится и будет стоять, пока путь не освободится.
Наибольшие сомнения вызывают этические проблемы: насколько оправданное решение примет беспилотника в безальтернативной ситуации, например, когда аварии не избежать. В память сервера заложено огромное количество сценариев дорожных ситуаций. Искусственный интеллект за сотые доли секунды перебирает их все и с математической точностью выбирает вариант с наименьшими потерями.
Разработчики уверяют, что вероятность аварии с участием беспилотников будет в тысячи раз ниже, чем с участием водителя. Умная машина не отвлекается, не устает. Ее контроль за дорожным движением никогда не ослабевает.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Сколько стоят беспилотные автомобили и когда появятся на всех дорогах"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
Беспилотники уже совершили прорыв — не задерживаясь на узкоспециализированных сферах, вышли на городские улицы и стали полноправными участниками дорожного движения двух городов.
Широко внедрять автономное управление логичнее на спецтехнике. Например, использовать беспилотники в строительстве, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности — достаточно написать программу с ограниченным перечнем повторяющихся операций. Дальнейшее развитие видится в серийном производстве промышленных беспилотников.
Автомобили с автономным управлением — это пока эксперимент, который покажет, насколько целесообразно их использовать. При этом эксперимент не из дешевых: около 3 млн рублей стоит подготовленный автомобиль и еще столько же нужно потратить на сервер, датчики и сенсоры.
Ориентировочно к 2022 году закончится тестовый период машин с автоматизированным управлением, будет подготовлен закон, регулирующий правовой статус беспилотников, а стоимость «умной» начинки снизится.
С увеличением количества беспилотников появятся и новые проблемы. Пока робомобили работают в основном автономно — беспилотники подключаются к сети только для обмена информацией, их связь с интернетом минимальна. В таких условиях взломать сервер и перепрограммировать мозги беспилотника очень сложно — злоумышленнику нужен доступ к машине.
С развитием беспилотников увеличивается количество внешних каналов, а, значит, облегчается доступ к управлению машиной. Уже сейчас разработчики работают над новыми способами шифрования данных и изоляции каналов связи.
"}},{"type":"quiz","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"uid":"","hash":"40187bb16816caa7","tmp_hash":"","title":"Смените обычный автомобиль на беспилотный, когда будет возможность?","items":{"a15856354211":"Да","a15856354212":"Нет","a15856354213":"Может быть, пока не знаю"},"is_public":false,"date_created":0}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":1,"favorites":9,"reposts":0,"views":11,"hits":6353,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":6353,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/transport/116383-bespilotnye-avtomobili-skolko-stoyat-kogda-postupyat-v-prodazhu-i-kak-ii-spravlyaetsya-s-bezdorozhem-i-lihachami","author":{"id":108122,"name":"Ekaterina Kushnir","nickname":null,"description":null,"uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"83ff497b-3cf1-f9d9-2aac-771171c787d6","width":707,"height":554,"size":174535,"type":"jpg","color":"3e2721","hash":"","external_service":[]}},"cover":null,"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5313538,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5313538"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1689451,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1689451"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":462743,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/462743"}],"lastModificationDate":1764913113,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":199115,"name":"Транспорт","description":"Автомобили, электромобили, беспилотники, самолёты и другой транспорт настоящего и будущего.","uri":"/transport","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"e3bad364-086e-503b-89f0-bd4bbe9a0634","width":1200,"height":1200,"size":178107,"type":"png","color":"f79a65","hash":"ccb2704c6800","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"886f8787-0c78-5cc9-a8fd-a9fa0d16beaa","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"fc9c64","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1655470768,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"transport","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":8}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null}},{"type":"entry","data":{"id":106333,"customUri":null,"subsiteId":108122,"title":"Завтра облачно: бизнес устал от цифровизации, «умные» облака усложнят наём ИТ-специалистов, зато помогут продавать софт","date":1581403425,"dateModified":1581403425,"blocks":[{"type":"text","cover":true,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
В ежегодном облачном прогнозе Dave Bartoletti вице-президент и главный аналитик Forrester рассказал, что облачный рынок — SaaS, PaaS и IaaS — вырастет до $299,4 млрд в 2020 году. Но что это значит на самом деле и что изменится для бизнеса и ИТ-специалистов?
Команда Mail.ru Cloud Solutions собрала прогнозы экспертов на 2020 год, чтобы разобраться в ситуации.
"}},{"type":"media","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"items":[{"title":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"bd312dce-2048-9889-3668-25712a09c7bf","width":1600,"height":900,"size":3560828,"type":"png","color":"ded4c5","hash":"","external_service":[]}}}]}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"https-vc-ru-future-106333-zavtra-oblachno-biznes-ustal-ot-cifrovizacii-umnye-oblaka-uslozhnyat-naym-it-specialistov-zato-pomogut-prodavat-soft_1","data":{"style":"h2","text":"Главные тренды для бизнеса"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Компании устают от гонки за цифровизацией"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Одна из проблем компаний — как оставаться на пике, постоянно внедряя инновации, которых становится все больше и больше. Скорость современного мира технологий удивительна, корпоративным потребителям трудно держать руку на пульсе.
В итоге провайдеры облаков будут расширять услуги по поддержке и обучению, чтобы помочь компаниям справиться с этой усталостью, перейти на облачную среду и проще внедрять высокоуровневые сервисы, такие как искусственный интеллект и машинное обучение».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Бизнес выбирает готовые облачные платформы вместо отдельных инструментов разработки"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Когда дело доходит до DevOps, компаниям нужно больше, чем просто инструменты. Они ищут готовые платформы, которые сочетаются с текущими инструментами, а также добавляют им ценности. Например, в виде искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения и аналитики.
В 2019 году уровень внедрения публичных облаков составил 94%, а уровень освоения частных облаков — 72%, поэтому я прогнозирую, что в 2020 году мы увидим переход к гибким PaaS-платформам. Такие платформы легче адаптировать под потребности компании, чем коробочные решения».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Специалистов с облачными компетенциями на всех не хватит"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Согласно исследованиям, большинство компаний сталкиваются с тем, что имеющиеся сотрудники не могут справиться с 90% задач, реализуемых в облаке. В итоге приходится искать новых.
Популярный мультиоблачный подход часто требует доступа к специалистам и специальным инструментам для каждой используемой облачной платформы. Многие компании не могут несколько месяцев искать инженеров с нужным опытом. Приходится нанимать кого-то посредственного или вкладывать огромные суммы в обучение собственных сотрудников, которое также может занять долгое время».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"На облачные технологии переходят ритейлеры, банки, медицина и мультимедиа"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Ритейл, финансовый сектор, здравоохранение, медицина и другие отрасли будут переходить к модели cloud only (“только облака”). То есть они начинают рассматривать построение облачной инфраструктуры как единственный сценарий развития бизнеса.
Так происходит, потому что облачные сервисы позволяют перейти на современную архитектуру и модернизировать ИТ-системы. А также использовать готовые компоненты: PaaS (приложения как сервисы) и приложения в маркетплейсах — они, словно кубики конструктора, дают возможность собрать инфраструктуру под требования бизнеса.
В качестве инфраструктурных кирпичиков можно использовать базы данных, среды машинного обучения, системы мониторинга, контейнеры для приложений и многое другое.
Кроме того, в облаках дешевле тестировать новые гипотезы и быстрее внедрять инновационные технологии: big data, искусственный интеллект, интернет вещей и другие».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Облака уже не тренд, а практический инструмент трансформации"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Раньше компании чаще говорили о том, что такое облачные вычисления, что они могут, зачем нужны. Теперь они действительно думают, как использовать облака, чтобы работать эффективнее, быстрее выводить на рынок продукты, анализировать данные, экономить на ИТ-системах.
Компании хотят внедрять инновации, разрабатывать новые сервисы и приложения вместо того, чтобы тратить силы на обслуживание инфраструктуры. Облачные технологии помогают сократить бюджет на поддержку ИТ-систем».
"}},{"type":"video","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"title":"","video":{"type":"video","data":{"thumbnail":{"type":"image","data":{"uuid":"ecbbebb0-5832-2990-8f46-8e1220faea42","width":1280,"height":720,"size":158488,"type":"jpg","color":"192632","hash":"","external_service":[]}},"width":800,"height":450,"time":0,"external_service":{"name":"youtube","id":"aV43OpwfEH0"}}}}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"https-vc-ru-future-106333-zavtra-oblachno-biznes-ustal-ot-cifrovizacii-umnye-oblaka-uslozhnyat-naym-it-specialistov-zato-pomogut-prodavat-soft_2","data":{"style":"h2","text":"Главные тренды в построении ИТ-инфраструктур"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Многие компании будут работать сразу с несколькими облаками"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«О мультиоблаке много говорят, но немногие компании полностью приняли мультиоблачную стратегию. Большинство предприятий внедряют приложения на нескольких публичных облачных платформах. Однако обычно они хранят одно приложение целиком в одном облаке, а другое — в другом облаке, вместо того чтобы развернуть одно приложение в нескольких облаках.
В 2020 году ситуация изменится: все больше приложений будут разворачивать в двух или более публичных облаках. Такой подход позволит лучше использовать уникальные функции каждого облака. Также это улучшает доступность приложений: если одно облако отключится, приложение будет работать в другом. Еще один плюс — возможность соблюдать требования законодательства, например, по размещению приложений и данных».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Но это не точно: многие выберут только одного провайдера"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Последние несколько лет крупные компании чаще выбирают мультиоблако. Но дальше мы увидим, как организации откажутся от этого подхода и перейдут к выбору одного стратегического поставщика облачных услуг. Такого, который сможет удовлетворить все потребности цифровой трансформации бизнеса.
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Бизнесу не обойтись без новых технологий, так как растет количество данных"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Трансформация, вызванная ростом количества данных, приводит к развитию таких технологий как “интеллектуальное облако” — платформы, созданные с использованием искусственного интеллекта, и “интеллектуальные краевые вычисления” — то есть обработка данных с помощью ИИ ближе к месту их сбора, например, ближе к уровню датчиков IoT. Это дает новые возможности для аналитики и использования данных».
"}},{"type":"video","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"title":"","video":{"type":"video","data":{"thumbnail":{"type":"image","data":{"uuid":"e3f42487-32e2-9a5c-1853-8988d9a5504a","width":480,"height":360,"size":52576,"type":"jpg","color":"15102d","hash":"","external_service":[]}},"width":800,"height":450,"time":0,"external_service":{"name":"youtube","id":"hbMCLAq6J6c"}}}}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Гибридные облака помогут обрабатывать данные бизнеса"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Гибридное облако — это комбинация двух или более облачных сред. Мы видим, что крупные предприятия не развивают решения для обработки данных, например Hadoop, в собственной инфраструктуре, инвестируя вместо этого в публичные облака.
При этом они по-прежнему не хотят переносить туда основные корпоративные данные. Такие данные остануться внутри компании, а вычисления перейдут в облако, что особенно важно для непредсказуемых рабочих нагрузок».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Распределенное облако станет новым уровнем развития публичных облаков"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Распределенное облако — расположение общедоступных облачных сервисов за пределами физических центров обработки данных провайдера, при этом они все еще контролируются поставщиком. Провайдер облачных услуг по-прежнему отвечает за все аспекты архитектуры облачных сервисов, администрирование и обновление. Переход от централизованного публичного облака к распределенному публичному облаку открывает новую эру облачных вычислений.
Распределенное облако позволяет расположить центры обработки данных в любом месте. Это решает технические проблемы, а также проблемы законодательного регулирования».
"}},{"type":"video","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"title":"","video":{"type":"video","data":{"thumbnail":{"type":"image","data":{"uuid":"a7ab65f8-e3d9-eb9c-8cbc-f74f2afeda75","width":1280,"height":720,"size":58271,"type":"jpg","color":"d2d1d1","hash":"","external_service":[]}},"width":800,"height":450,"time":0,"external_service":{"name":"youtube","id":"6HzdOkPPPRU"}}}}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"https-vc-ru-future-106333-zavtra-oblachno-biznes-ustal-ot-cifrovizacii-umnye-oblaka-uslozhnyat-naym-it-specialistov-zato-pomogut-prodavat-soft_3","data":{"style":"h2","text":"Главные тренды разработки"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Разработчики софта с открытым кодом используют облака для монетизации"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Облачные приложения — выигрышная стратегия монетизации для разработчиков программного обеспечения с открытым исходным кодом. Первое поколение компаний, разрабатывающих open source, использовали платную модель поддержки клиентов и обучение, но оказалось, что это плохо работает.
В 2020 году облачные сервисы с платой за использование станут ведущей бизнес-моделью для компаний с открытым исходным кодом. Облака обеспечивают гибкость, скорость и масштабируемость, в результате их использование окупается».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Разрабатывать и выводить на рынок приложения станет проще"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«2020 год будет посвящен упрощению разработки и развертывания приложений. В 2019 году мы видели, что разработчики обратились к технологиям, которые абстрагируются от сложности и работают в том виде, в каком они есть. Я предсказываю, что эта тенденция сохранится. Также мы увидим новый виток популярности Kubernetes».
"}},{"type":"header","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"style":"h2","text":"Kubernetes будут использовать везде, где есть big data"}},{"type":"text","cover":false,"hidden":false,"anchor":"","data":{"text":"
«Kubernetes стал самой обсуждаемой технологией с поддержкой контейнеризации. В будущем на нем будут работать все технологии больших данных. Возможно, этого не случится в 2020 году, но популярность Kubernetes будет расти, так как все больше крупных поставщиков разворачивают свои платформы на этом ПО.
Есть некоторые недостатки, которые нужно устранить: например, проблемы с постоянным хранилищем, — но в настоящее время они решаются с помощью таких инициатив, как BlueK8».
"}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":9,"favorites":66,"reposts":1,"views":19,"hits":4835,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":4835,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":false,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":false,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/future/106333-zavtra-oblachno-biznes-ustal-ot-cifrovizacii-umnye-oblaka-uslozhnyat-naem-it-specialistov-zato-pomogut-prodavat-soft","author":{"id":108122,"name":"Ekaterina Kushnir","nickname":null,"description":null,"uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"83ff497b-3cf1-f9d9-2aac-771171c787d6","width":707,"height":554,"size":174535,"type":"jpg","color":"3e2721","hash":"","external_service":[]}},"cover":null,"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5313538,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5313538"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1689451,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1689451"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":462743,"userId":108122,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/462743"}],"lastModificationDate":1764913113,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":false,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":null,"isOnline":false,"tgChannelShortname":null,"isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":199118,"name":"Будущее","description":"Обсуждаем развитие науки и техники, которое повлияет на жизнь в ближайшие годы.","uri":"/future","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"64d1192b-d0a7-553e-b439-ed3b9eaf59b6","width":2400,"height":2400,"size":2395741,"type":"jpg","color":"312e40","hash":"30686868e8ac8e16","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"1653f026-3fcf-5303-bab7-1fc1395f724a","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"5ce47c","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1605542590,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"future","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":13}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null}}],"cursor":"PuR2GsZKFTvhhGtRA43h69rVS6IzQAa09I6wtbz/zlbeaPDONLamxklb4W5GkG4=","isAnonymized":true}};