Всероссийский конкурс «Патриотический плакат в советском стиле» среди студентов

Если вы давно смотрите на советский плакат как на мощный визуальный язык — с лаконичными лозунгами и ясной композицией, — то вот повод попробовать себя в этом жанре не только в тетради, но и «по-взрослому».

Фрагмент плаката В. Климашина «Слава воину-победителю». 1945
Фрагмент плаката В. Климашина «Слава воину-победителю». 1945

Советский плакат — одна из самых узнаваемых визуальных систем ХХ века: работа с цветом, типографикой и образом здесь доведена до предельной точности. В этом конкурсе предлагают не копировать старые листовки, а продолжить традицию.

Всероссийский конкурс «Патриотический плакат в советском стиле» среди студентов

📌 О конкурсе

Тема 2025 года: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне».

• Кто может участвовать: студенты 18+ вузов и ССУЗов любого региона РФ.

• Номинации: «Живопись и графика» и «Цифровое искусство»

• Сроки приема работ: с 1 ноября 2025 по 20 января 2026 — то самое время, когда хочется рисовать что-нибудь содержательное, а не только снежинки в конспектах.

• Призы в каждой номинации: I место — 50 000 руб. II место — 30 000 руб. III место — 20 000 руб.

Участие бесплатное. Всем авторам, чьи работы пройдут предмодерацию, выдают сертификат участника — приятный бонус для портфолио.

Всероссийский конкурс «Патриотический плакат в советском стиле» среди студентов

🏛 Выставка и награждение

Финальная выставка и церемония награждения пройдут в Гостином дворе в Москве в рамках выставки-форума «Уникальная Россия» (3–8 февраля 2026 года). То есть речь не только о виртуальном альбоме, но и о настоящем экспонировании в крупном выставочном пространстве.

📁 Что нужно прислать

• макет плаката вертикальной ориентации формата A2 или A3;
• лаконичный, хорошо читаемый слоган (одна работа — один плакат, один лозунг).

Жюри обращает внимание на:

  • читаемость идеи и единство образа и слогана;
  • художественное решение;
  • соответствие заявленной теме.

Проще говоря, важно, чтобы текст и изображение работали как один точный выстрел, а не как два параллельных монолога.

✅ Как подать заявку

Подать работу можно через онлайн-форму по ссылке в официальном сообществе конкурса ВКонтакте: 👉 https://vk.com/soviet_style_posters

Дени В.Н., Долгоруков Н. А. Каждый удар молота — удар по врагу! М.; Л., 1941
Дени В.Н., Долгоруков Н. А. Каждый удар молота — удар по врагу! М.; Л., 1941

👩‍⚖ Кто будет смотреть ваши плакаты

За отбором следят люди, которые с искусством работают профессионально, а не по вечерам в любительском чате:

Татьяна Пырх — инспектор Музейного фонда РФ, аттестованный эксперт Минкультуры РФ;

• Валерий Климов — директор Музея истории СПбПУ;

• Виктор Лоога — научный сотрудник Государственного Эрмитажа; • Юлия Юрченко — арт-директор Московского продюсерского центра, куратор;

• Татьяна Монина — заведующая кафедрой «Промышленный дизайн» РГХПУ им. Строганова, профессор;

• Виктория Сладких — руководитель направления «Люди и культура» Сбера;

• Любовь Бутко — эксперт-искусствовед, основатель галереи «Советский плакат»;

• Сергей Коломийцев — директор Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства;

• Людмила Чарская — художник, многократный участник выставок;,

То есть это тот случай, когда ваш плакат увидят не только друзья, но и люди, принимающие решения в институциях, с которыми студенты обычно знакомятся по подписям на стендах.

Если вы сами подпадаете под условия — рассмотрите это как повод попробовать себя в языках плаката. Если нет, но рядом есть студенты-художники, дизайнеры, иллюстраторы или просто люди, уверенно работающие с визуальным образом, — смело пересылайте им этот анонс.

Призовой фонд, серьезное жюри и живое обращение к советской плакатной традиции — редкое сочетание, которое грех оставлять только себе.

Ефимов Б.Е., Долгоруков Н.А. Выступали — веселились, отступали — обслезились... М., Л., 1942
Ефимов Б.Е., Долгоруков Н.А. Выступали — веселились, отступали — обслезились... М., Л., 1942

Дисклеймер: я этот конкурс координирую: слежу за тем, чтобы работы доходили по адресу, соответствовали всем требованиям и не терялись на пути от «отправить» до жюри. Если что-то нужно поправить — формат, файл, подпись или формулировку — обязательно сообщаю об этом авторам, чтобы хорошая идея не пострадала из-за технических мелочей.

Параллельно я готовлю большой материал, который буду онлайн представлять для участников конкурса, — о том, как не стоит использовать нейросети для плакатов. Разберем очень-очень неудачные генерации: поверхностные, когда на выходе получается визуальный кошмар, и вместо советского плаката — американизированный постер с какими-то совершенно не советскими персонажами, странной мимикой и нелепой стилизацией.

Подписывайтесь на сообщество конкурса, чтобы не пропустить этот прямой эфир: поговорим о том, что такое хорошо и что такое плохо в генерации изображений искусственным интеллектом, где ИИ может быть полезным инструментом, а где превращает плакат в стилистическую какофонию. Уверена, это будет полезно многим — не только участникам конкурса, но и всем, кто экспериментирует с нейросетями в визуальном искусстве.

Кукрыниксы. Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева. М.; Л., 1941 
Кукрыниксы. Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева. М.; Л., 1941 

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, лектором, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Начать дискуссию