Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Шаман подал в Роспатент две заявки на «Я РУССКИЙ». Как отреагирует Роспатент? Что будет, если кто-то захочет зарегистрировать товарный знак «Я ЧЕЧЕНЕЦ» или «Я СИБИРЯК»?
Что реально происходит по заявкам Шамана и какие интересные причины для отказа может найти Роспатент — если у вас есть или планируется свой бренд, этот разбор лучше прочитать заранее.

Сейчас наплыв новостей по теме «Я Русский» слегка схлынул, некоторые журналисты пополнили интернет очередной ахинеей. Пора разобраться, что там на самом деле.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей» — это самый большой канал про интеллектуальные права для предпринимателей.

Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

В пресс-службе Шамана говорят, что регистрируют «Я РУССКИЙ» на водку не для того, чтобы эту водку делать и продавать, а для того, чтобы этот бренд не достался никому другому.

Хм. А что если зарегистрировать на себя «Я АМЕРИКАНЕЦ», чтобы знак не достался Обаме?

Блиц-разбор самой лютой ахинеи из новостей

❌ «Шаман зарегистрировал товарный знак…»

✅ Пока что есть только две поданных заявки. Впереди — экспертиза Роспатента. И большой-большой вопрос, чем закончится эта экспертиза: регистрацией или отказом

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

❌ «Шаман планирует производить водку и секс-игрушки»

✅ В заявках на товарные знаки перечислены сотни товаров. Но это не значит, что певец правда будет производить каждый из них. Судя по всему, в перечень просто собрали все товары из классов, где есть хотя бы один товар, действительно нужный Шаману.

Например, нужна «организация концертов» из 41 класса МКТУ — добавили целиком 41 класс МКТУ. А там помимо организации концертов попали еще и услуги по дрессировке, конкурсам красоты для животных, дзюдо-айкидо и чего только не.

❌ «Шаман будет взыскивать компенсации со всех, кто использует слово «Я Русский»

✅ Все правообладатели ведут себя по-разному. Кто-то действительно взыскивает миллионные компенсации с конкурентов. А кто-то регистрирует свой знак лишь для того, чтобы самому случайно не оказаться нарушителем. Поэтому подача заявки ничего не говорит о будущей судебной активности правообладателя.

Для справки

Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение. Чаще всего регистрируют названия компаний, товаров, домены и имена. Графику тоже регистрируют — логотипы, упаковки, этикетки и так далее. Правами на бренд владеет тот, у кого есть товарный знак.

Если у компании «есть бренд», но нет зарегистрированного знака, значит юридически у нее бренда нет. И может оказаться, что «их» бренд давно уже принадлежит кому-то другому…

Причем, чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать точно такое же название. Достаточно оказаться просто слишком похожим.

Риски:

— взыскание компенсации до 5 000 000 рублей, а иногда и больше

— штрафы до 500 000 рублей

— вынужденный ребрендинг

— блокировки в соцсетях и на маркетплейсах

— конфискация товара

— уголовное преследование

«Я русский» против «Русская водка»

Что может помешать заявке «Я Русский»? «Русская водка» — один из самых известных российских НМПТ.

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

НМПТ — это наименование места происхождения товара. Юридически это объект, похожий на товарный знак, но еще более «жесткий».

Чтобы зарегистрировать НМПТ, нужно доказать, что твой товар производится в определенной местности и обладает особыми свойствами.

Без таких процедур нельзя просто так взять и начать выпускать «Тульский пряник», «Белевскую пастилу» или «Кизлярский нож» (это тоже НМПТ). Чревато чуть ли не миллионными компенсациями и штрафами.

В отличие от товарного знака, который всегда принадлежит только одному правообладателю, право на НМПТ в теории могут получить многие компании. Но на практике это очень и очень непросто.

К защите НМПТ Роспатент относится особенно строго.

Например, в моей практике был случай, когда регистрировали знак «Алтайская крынка» на молочные продукты, а Роспатент хотел отказать со ссылкой на НМПТ «Алтайский мед». Несмотря на то, что товары разные, да и названия отличаются сильно, Роспатент хотел отказать.

Скорее всего, заявка Шамана на алкоголь получит, как минимум, предварительный отказ со ссылкой на «Русскую водку».

«Я русский» против «Русский гид»

Роспатент проявляет особое внимание к знакам со словом «русский», однако прямого запрета на такие регистрации нет.

В госреестре уже много знаков со словом «русский». Например:

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Откажет Роспатент заявке «Я русский» из-за знака «Русский гид»? Не исключено.

Да, если вы раньше не сталкивались с регистрациями знаков — может показаться, что это маловероятно.

Но знаете, после того как мне довелось столкнуться, например, с отказом по заявке «Ложка за маму» со ссылкой на знак «Ложка-ешка», да так, что пришлось идти оспаривать отказ в Палату по патентным спорам… Я бы не удивился отказу со ссылкой на «Русский гид».

Конечно, отказ со ссылкой на знак «отбить» сложно, но все-таки более реально, чем ссылку на НМПТ.

Например, в случае с похожим знаком можно получить разрешение на регистрацию от владельца похожего знака — и тогда Роспатент пропустит заявку.

По моему опыту практически в каждой четвертой регистрации приходится заниматься сбором писем-согласий — правильно этот документ называется именно так. Просто знаков в России уже больше 800 000 зарегистрировано, поэтому похожие находятся почти всегда.

Существующие продажи товаров «Я русский»

План фантастического (но не особо честного) обогащения:

1. Берем любую фразу-мем

2. Регистрируем на себя как товарный знак в Роспатенте

3. Рассылаем претензии, взыскиваем компенсации, собираем лицензионные отчисления

4. Выгоняем всех продавцов такой сувенирки и футболок с маркетплейсов, монопольно торгуем сами

5. ???

6. PROFIT!!!

План надёжный как швейцарские часы? Лет пять назад — возможно. Сейчас — не особо.

Дело в том, что когда в Роспатент поступает на регистрацию какая-нибудь очередная фраза из интернета, эксперт проверяет ее не только по товарным знакам, но и просто смотрит, что же там в интернете.

Руководство для экспертов говорит так: если товары с таким названием уже давно и широко продаются разными людьми и компаниями, то зарегистрировать это название на кого-то одного нельзя.

Смысл товарного знака — отличать товары одного производителя от других. А если таких производителей уже десятки, а то и сотни, то смысл регистрации теряется. У нас это называют «отсутствие различительной способности».

А что с «Я РУССКИЙ» в этом плане? Ну, как минимум, футболки с такой надписью продаются очень и очень давно.

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Как видите, на одном только ВБ сотни товаров и десятки продавцов.

С лицом Шамана тоже, кстати, есть. Если эта футболка напечатана без его ведома, то юридически тут сразу два нарушения: нарушение авторских прав на фото и нарушение прав на использование образа гражданина.

Два разных состава, к которым может добавиться третий, если знак «Я русский» всё-таки зарегистрируют.

На самом деле «Я русский» уже получал отказ

А разве Шаман первый, кто пытается зарегистрировать бренд «Я русский»? Нет, попытки уже были. Неудачные.

Например, одна компания пыталась зарегистрировать «Я русский» на косметику и лекарства. Роспатент им отказал:

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Должен ли Роспатент теперь отказывать всем, раз однажды уже отказал? И да, и нет.

С одной стороны, есть принцип единообразия практики: в одинаковых ситуациях должны приниматься одинаковые решения. Именно поэтому при регистрации любого знака нужно дотошно изучать, какая практика уже сложилась по таким же и похожим случаям.


С другой стороны, «каждая заявка рассматривается по отдельности», как говорит Роспатент. То есть в каждом деле учитываются конкретные названия, конкретный перечень товаров, и много-много других факторов.

Конечно, в этой ситуации дело действительно другое — знак регистрируется не только на косметику и лекарства, да и заявитель все-таки действительно известен.

Но в любом случае, уже состоявшийся отказ всему этому делу будет только мешать.

А разве можно регистрировать на себя названия городов и географических объектов?

Что будет, если вы попытаетесь зарегистрировать на себя как товарный знак название какого-нибудь географического объекта — города, поселка, или какой-нибудь ещё местности?

Скорее всего Роспатент откажет — как уже отказывал не раз по таким заявкам.

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Логика Роспатента будет такой: название места производства — это не бренд. Это просто характеристика товара. Нельзя просто так взять и запретить всем московским предпринимателям писать «Москва» на своих товарах.

А если компания, заявляющая на регистрацию «Москва» не из Москвы, то добавится еще одно основание для отказа: введение потребителей в заблуждение.

Покупатели будут видеть надпись «Москва» на товаре и покупать товар, думая, что он московского производства, а это на самом деле не так. Так нельзя.

А если товары с таким названием «Москва» уже итак давно продают многие компании? Вот и третье основание для отказа — как с футболками из прошлого примера.

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Казалось бы, причем тут «Я русский» и география?

Дело в том, что Русский — это наш огромный остров, часть Владивостока.

Есть ли вероятность, что покупая товар под названием «Русский» кто-то подумает, что этот товар произведен на острове Русский?

Если вы из центральной части России, то вряд ли. А вот жители Дальнего Востока тут поспорят. Вот и еще одно основание для отказа.

Да и вообще, если смотреть шире, фраза «Я РУССКИЙ» может восприниматься как указание на то, что товар произведен в России.

Представьте, если бы на технике вместо привычного «MADE IN RUSSIA» было бы написано «Я РУССКИЙ». А в заявке Шамана техника есть.

Вы бы подумали, что товар с такой надписью произведен в России? Наверное, было бы логично ожидать, что товар с такой маркировкой делают в России, а не в Китае.

Конечно, это основание для отказа достаточно специфическое. Но, учитывая практику, вполне реальное.

А можно ли вообще «приватизировать» фразу «Я РУССКИЙ»?

Фраза «Я РУССКИЙ» — это не просто название или слоган, как большинство товарных знаков. По сути, это обозначение национальной идентичности.

Роспатент может посчитать, что регистрация такого бренда на одну частную персону будет противоречить интересам общества. А это — еще одно, самостоятельное основание для отказа.

Да, песня действительно известная. Да, Шаман действительно звезда нашей новой эстрады. Но должно ли давать это возможность «приватизировать» «Я РУССКИЙ»? Решать будет Роспатент.

Что будет, если кто-то подаст на регистрацию «Я ЧЕЧЕНЕЦ»? «Я СИБИРЯК»? Или может даже «Я АМЕРИКАНЕЦ»? Решение по регистрации «Я РУССКИЙ» в какой-то мере ответит на эти вопросы.

Тем временем, против регистрации «Я РУССКИЙ» стали высказываться некоторые общественные организации.

«Использование выражения "Я русский" в бизнес-целях, по нашему мнению, противоречит глубинной сущности патриотизма и духовным ценностям русского народа» — говорят в Общероссийском общественном движении «Ветераны России».

И не просто говорят: в дело по заявкам Шамана уже поступили обращения против регистрации бренда.

Судя по реестру Роспатента, против регистрации «Я РУССКИЙ» уже пришло больше десяти обращений. Это очень много, обычно их или нет вообще, или кто-то одно отправляет — а тут десять с лишним.
Судя по реестру Роспатента, против регистрации «Я РУССКИЙ» уже пришло больше десяти обращений. Это очень много, обычно их или нет вообще, или кто-то одно отправляет — а тут десять с лишним.

Обращение заинтересованного лица — так правильно называются эти документы.

Смысл такой: ты пишешь в Роспатент обращение против регистрации, приводишь свои доводы для отказа, а проверяющий эксперт их изучает. Если эксперт с тобой согласится — по заявке откажут.

На практике инструмент рабочий.

Меня лично не раз спасал, когда ты регистрируешь знак для предпринимателя, а его конкурент подает заявку на такой же или похожий знак.

В итоге именно с помощью обращения удается добиться отказа по заявке конкурента и зарегистрировать свой знак. Вопрос только в том, как эксперты Роспатента оценят доводы из этих обращений.

Что в итоге или «а почему заявки могло бы и вообще не быть»

Вообще, если по-честному, названия произведений, в том числе песен, охраняются и так, без товарных знаков (п.7 ст. 1259 ГК РФ).

Получается, всей этой истории могло бы и не быть — ведь права Шамана как певца и автора песен итак уже защищены авторским правом.

Но с другой стороны, товарный знак дает более широкую и надежную защиту. Авторские права на название произведения еще нужно постараться доказать, да и защитят они в лучшем случае от точно таких же брендов, а от просто похожих — вряд ли.

Поэтому прекрасно понимаю юристов Шамана. Знак тут даст больше прав.

Например, по такой логике часто регистрируют как товарные знаки названия книг — я тоже так делал для своей книги и для многих других. Хотя, казалось бы, можно обойтись авторскими правами.

На мой взгляд — круто, что Шаман подал эти заявки. Чем больше заявок подают в Роспатент, тем больше интересных вопросов решают эксперты Роспатента.

Это значит, что с каждой заявкой практика Роспатента становится еще более широкой и сильной, и нам при регистрации новых брендов есть, на что опереться в плане опыта предыдущих регистрации.

Мы с вами насчитали семь возможных оснований для отказа. Чем обернется в итоге история с этими заявками — посмотрим!

Чем на самом деле может обернуться для Шамана попытка регистрации бренда «Я РУССКИЙ»

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если в принципе тема авторских прав «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

Еще из интересного — мы с вами разобрали семь оснований для отказа, а на самом деле их пара десятков. Я как-то снимал небольшой видеоразбор на Ютуб с примерами по каждому из них.

Если у вас есть какое-нибудь название, можете проверить себя ради интереса по моему видео
только не судите строго, я всё-таки юрист, а не видеоблогер :)

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков или по судам — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

1515
1111
11
31 комментарий

Когда уже кто-нибудь монополизирует «я-идиот»!?

6
Ответить

Можно сразу скопом такие названия регистрировать, может дешевле будет :)

Ответить

Регистрирую бренд «моя кровь от отца», пока он на него не позарился

4
Ответить

Это отсылка к чему-то?)

Ответить

Интересная статья, спасибо! Но, было бы интересно еще узнать историю про отказ «Ложка за маму» со ссылкой на знак «Ложка-ешка»))

2
Ответить

О, это интересная история) В одном из следующих постов тогда расскажу обязательно)

2
Ответить

Я красавчик))
Отличная торговая марка!

1
1
Ответить