Базовые правовые аспекты ведения бизнеса в Казахстане

В статье обобщены правовые основы ведения бизнеса в Казахстане: открытие бизнеса, налогообложение, интеллектуальная собственность, суды, государственное регулирование, технопарки.

Шынгыс Темир, партнер Юридической фирмы ARBIS, магистр юриспруденции

Динара Оспанова, заместитель директора Юридической фирмы ARBIS

Базовые правовые аспекты ведения бизнеса в Казахстане

После старта «специальной военной операции» на территории Украины, российская экономика подверглась беспрецедентному давлению. Уход крупных иностранных компаний, приостановление работы Visa и Mastercard, бойкот российского бизнеса в западных странах – эти и другие санкции со стороны «недружественных государств» затруднили работу предприятий, а в некоторых случаях и полностью ее заблокировали.

Экономические меры воздействия на Россию вынуждают бизнес релоцироваться в неподверженные санкциям юрисдикции. В этих условиях интерес у широкого круга российских предпринимателей вызывают и ближайшие соседи. В этой статье мы попробуем разобрать базовые правовые аспекты ведения бизнеса в Казахстане.

Казахстан занимает территорию в 2,7 млн кв. км и расположен к югу от России (общая протяженность сухопутной границы между двумя государствами составляет 7,5 тыс. км) . На западе Казахстан омывается водами Каспийского моря, на востоке граничит с Китаем, на юге — с Туркменистаном, Узбекистаном, Киргизией.

Столицей является город Нур-Султан (до марта 2019 года – Астана), национальная валюта – тенге. Государственным языком является казахский язык, но согласно статье 7 Конституции Республики Казахстан, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Это означает, что официальную переписку с казахстанскими госорганами возможно осуществлять на русском языке безо всяких препятствий. К тому же русский язык в стране до сих пор широко распространен среди бизнес-сообщества и в повседневном общении. По данным Бюро национальной статистики Казахстана на начало 2021 года (наиболее свежие данные), численность русских в стране составляла 3 478 287 человек или 18,42% населения.

Казахстан постоянно работает над динамичным улучшением условий для ведения бизнеса. По результатам последнего рейтинга Doing Business 2020, Казахстан занял 25 место (в 2017 году занимал 36 место, в 2018 – 28), а по таким показателям как «Обеспечение исполнения контрактов» и «Защита миноритарных акционеров» Казахстан занял 4 и 7 места соответственно.

Общий рейтинг Казахстана оценивается выше России, Японии, Китая, Турции, Азербайджана, Израиля, Польши. И хотя результаты рейтинга могут быть пересмотрены Всемирным банком из-за возможных нарушений при его составлении, динамика улучшения показателей в рейтинге свидетельствует о стараниях правительства Казахстана совершенствовать нормативную базу для упрощения условий ведения бизнеса в стране.

По итогам исследования ООН по уровню развития электронного правительства, Казахстан занял 29 место, обогнав Израиль, Россию, Чехию, Китай, Кувейт, Латвию, Турцию и др. Из 676 государственных услуг 609 оказывается в том или ином виде электронным способом, а 392 услуги полностью автоматизированы в электронном виде.

Регистрация бизнеса.

Бизнес в Казахстане осуществляется гражданами (индивидуальное предпринимательство) и коммерческими юридическими лицами.

Посредством портала электронного правительства регистрация индивидуальных предпринимателейосуществляется в течение нескольких минут, регистрация юридического лица – субъекта малого предпринимательства – в течение 30 минут.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой коммерческого юридического лица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), это аналог российского общества с ограниченной ответственностью.

Участники ТОО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ТОО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Это исключает риск привлечения собственников бизнеса к субсидиарной ответственности.

Акционерным же обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Коммерческие юридические лица также могут быть созданы в форме госпредприятия, производственного кооператива и других видов хозяйственного товарищества (помимо ТОО это полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью).

ТОО с одним собственником учреждается решением единственного учредителя, если учредителей двое и более – учредительным договором. Устав может быть типовым, в таком случае он не будет затребован органами юстиции при регистрации (однако может потребоваться при открытии расчетного счета). Минимальный размер уставного капитала для субъектов малого предпринимательства может быть нулевым.

Регистрация бизнеса осуществляется посредством портала электронного правительства. Для этого предварительно необходимо получить электронно-цифровую подпись, однако эта процедура возможна даже за рубежом.

Создание ТОО с иностранным участием потребует совершения нескольких дополнительных действий, но не отличается принципиально. Правоустанавливающие документы (устав, учредительный договор либо решение единственного учредителя, первые решения исполнительного органа) могут быть разработаны местными юридическими фирмами.

Граждане России, Беларуси либо Киргизии, постоянно проживающие на территории Казахстана, могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Категоризация субъектов предпринимательства в Казахстане выглядит следующим образом:

- малый бизнес: среднегодовая численность работников не более 100 человек и среднегодовой доход не более 300 тыс. месячных расчетных показателей[1] (МРП) (184 млн руб.[2]);

- микробизнес – это часть малого бизнеса: среднегодовая численность работников не более 15 человек или среднегодовой доход не свыше 30 тыс. МРП (18,4 млн руб.);

- средний бизнес: среднегодовая численность работников от 100 до 250 человек и среднегодовой доход от 300 тыс. МРП до 3 млн МРП (1 млрд 838 млн руб.);

- крупный бизнес: среднегодовая численность работников более 250 человек и (или) среднегодовой доход свыше 3 млн МРП.

Важно иметь в виду, что некоторые виды деятельности не могут осуществляться субъектами малого бизнеса, например, банковская, аудиторская, охранная деятельность и пр.

Налогообложение.

Налоговый кодекс (кодекс о налогах и других обязательных платежах в бюджет) – это основной документ, регулирующий вопросы налогообложения в Казахстане. Он устанавливает виды налогов, размеры ставок налогов, порядок их исчисления и др. Бизнес в Казахстане работает в рамках общеустановленного налогового режима либо одного из специальных налоговых режимов.

Общеустановленный режим налогообложения не имеет ограничений по доходам за налоговый период, численности работников, видам деятельности.

Ставка корпоративного подоходного налога составляет 20%, налога на добавленную стоимость – 12%. Налоги и платежи с фонда оплаты труда (ФОТ) составляют примерно 33% (однако в настоящее время активно обсуждается возможность введения единого платежа с ФОТ и его сокращение для малого бизнеса с 33% до 25%).

Общеустановленный режим по умолчанию применяют организации, осуществляющие следующие виды деятельности:

- производство подакцизных товаров (например, алкогольная и табачная продукция);

- хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

- реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

- проведение лотерей;

- недропользование;

- сбор и прием стеклопосуды;

- сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

- консультационные услуги;

- деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

- финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

- деятельность в области права, юстиции и правосудия;

- деятельность в рамках финансового лизинга.

Существуют следующие виды специальных налоговых режимов (СНР):

1) СНР для субъектов малого бизнеса:

- на основе патента;

- с использованием специального мобильного приложения;

- на основе упрощенной декларации;

- с использованием фиксированного вычета;

- на основе розничного налога (до конца 2022 года);

2) СНР для крестьянских или фермерских хозяйств;

3) СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры и сельскохозяйственных кооперативов.

СНР отличаются от общеустановленного налогового режима менее высокими ставками налогов, упрощенным порядком исчисления и уплаты налогов, представления налоговых деклараций. СНР могут применяться в зависимости от вида, деятельности, численности работников, размеров дохода.

Один из наиболее популярных СНР – это упрощенная декларация. Бизнес, работающий в рамках этого режима, уплачивает налог в размере 3% от дохода, может нанять до 30 работников, не нуждается в найме бухгалтера, простая форма налоговой декларации. предельный доход за полугодие не должен превышать 24 038 МРП (14,7 млн руб.). С 2022 года порог по НДС составляет 20 тыс. МРП, т. е. порядка 12,3 млн руб.

Право интеллектуальной собственности.

Для общего понимания того, что из себя представляет право интеллектуальной собственности в Казахстане и что относится к объектам интеллектуальной собственности, обратимся к классификации.

В целях упрощения классификации условно объекты интеллектуальной собственности можно разделить на 3 основные категории:

1) объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства, компьютерные программы);

2) объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

3) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования; товарные знаки (знаки обслуживания)).

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Автор для свидетельства личных неимущественных прав на необнародованное произведение в любое время в течение срока охраны авторского права вправе внести необходимые сведения в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом (реестр объектов авторского права).

Поскольку компьютерные программы охраняются как объекты авторского права, сам факт создания программы для ЭВМ уже является обеспечением ее правовой охраны. Поэтому внесение сведений в реестр объектов авторского права (в целях получения соответствующего свидетельства) не является обязательным.

Между тем, регистрация объектов авторского права с внесением сведений в реестр объектов авторского права может предоставить правообладателю маркетинговое и конкурентное преимущество при участии в регулируемых закупках.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти.

Права на изобретение, полезную модель и промышленный образец охраняются патентом. Патент на полезную модель выдается по результатам экспертизы заявки на выдачу патента на полезную модель. Патент на изобретение и промышленный образец выдается после проведения формальной экспертизы и экспертизы заявки по существу. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет с даты подачи заявки.

Преимуществами патентования объектов промышленной собственности можно назвать высокий уровень их правовой охраны, фактически полная блокировка получения конкурентом охранного документа на схожий цифровой продукт, невозможность для конкурента незначительно видоизменить исходный код и зарегистрировать компьютерную программу на свое имя (в случае регистрации объектов авторского права это возможно). Немаловажным является и тот факт, что патентование изобретения фактически увеличивает рыночную стоимость компании-правообладателя.

Из недостатков стоит отметить наиболее высокую стоимость регистрации патента, сложность и длительность процедуры.

Сведения о регистрации товарного знака вносятся в государственный реестр товарных знаков при оплате услуг экспертной организации. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки.

За нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрены различные виды ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная.

К примеру, защита авторских прав может осуществляться путем взыскания в судебном порядке компенсации в размере от 60 тыс. руб. до 9 млн руб., административные штрафы за неправомерное использование чужого товарного знака составляют 12-50 тыс. руб. с конфискацией товаров. Уголовная ответственность предусматривает наказание вплоть до исправительных и общественных работ и даже арест.

Правосудие.

Правосудие в Казахстане осуществляется судом. Предусмотрена трехзвенная судебная система, которая включает: суды первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций (верховный суд). Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают и разрешают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются коммерческие структуры.

Ставки государственной пошлины с исков имущественного характера составляют 1% от суммы иска для физических лиц, 3% – для юридических.

Арбитраж – это альтернатива судебному разбирательству. Рассмотрение спора в арбитраже позволяет участникам спора сэкономить время и финансы, выбрать арбитров, осуществлять разбирательство с соблюдением требований конфиденциальности. Для рассмотрения спора в арбитраже, стороны контракта предварительно должны согласовать арбитражную оговорку.

В Казахстане действует 2 институциональных, т. е. предусмотренных законодательством, арбитража (Международный арбитражный центр Международного финансового центра «Астана» и Арбитражный центр НПП), а также ряд коммерческих арбитражей.

Особенностью судебной системы Казахстана можно назвать введенный в действие в июле 2021 года Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), предусматривающий принципиально новые подходы к административной юстиции в стране (порядок разрешения споров между гражданами и бизнесом с одной стороны и государством с другой).

Особого внимания заслуживают следующие ключевые принципы АППК:

1) принцип приоритета прав (все сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу заявителя, т. е. гражданина или предпринимателя);

2) охрана прав на доверие (административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное);

3) запрет злоупотребления формальными требованиями (административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством);

4) презумпция достоверности (при осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное);

5) активная роль суда (суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела).

В деловых кругах АППК называют прорывным документом, а бизнес возлагает на него большие надежды. Юридические консультанты и адвокаты отмечают, что хотя с момента введения нового кодекса в действие не прошло и года и можно подводить лишь промежуточные итоги, отдельные позитивные моменты уже налицо, например, высокий профессиональный состав судейского корпуса и рост качества судопроизводства.

Стоит также отметить снижение давления на бизнес со стороны правоохранительных органов Казахстана, в частности, сокращается количество уголовных дел в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, выписка счетов-фактур без фактического выполнения работ, создание и руководство финансовой пирамидой и др.), а также безосновательное вовлечение предпринимателей в орбиту уголовного преследования.

Если в 2015 году в Казахстане было заведено 8170 уголовных дел по экономическим преступлениям, и из них только 1914 дел доведены до суда, то в 2020 году заведено 1294 дела, до суда доведено 859. Другими словами, в 2015 году предприниматели в 77% случаев необоснованно вовлекались в орбиту уголовного преследования, а в 2020 году только в 34%, а количество уголовных дел в отношении бизнесменов сократилось в 6 раз.

Регулирование бизнеса.

В 2013 году в Казахстане была создана Национальная палата предпринимателей «Атамекен» (НПП), основной целью которой заявлено формирование институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательства. Базовыми задачами НПП являются консолидация бизнес-сообщества, защита прав предпринимателей и участие в процессе совершенствования законодательства.

НПП действует на основе обязательного членства предпринимателей, членами организации за небольшим исключением являются все субъекты бизнеса в стране. Предприниматели при возникновении трудностей во взаимодействии с государственными органами имеют возможность обратиться в НПП, где получают юридическую поддержку и защиту (НПП участвует в судебных разбирательствах бизнеса с государством, устраняет административные барьеры, работает над совершенствованием регулирования предпринимательской деятельности).

Одна из ключевых функций НПП – обязательная экспертиза проектов нормативных правовых актов (НПА), затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. Любой закон, приказ министра или любое постановление правительства, которое так или иначе повлияет на ведение бизнеса, обязательно рассматривается экспертами НПП и отраслевыми бизнес-ассоциациям. По результатам проведения экспертизы, НПП направляет органу-разработчику экспертное заключение, без которого соответствующий НПА не может быть зарегистрирован министерством юстиции.

Эта функция позволяет бизнесу напрямую участвовать в процессе разработки НПА, которые регулируют его деятельность.

В Казахстане с 2016 года заработал Предпринимательский кодекс – консолидированный закон, содержащий общие положения государственного регулирования предпринимательства, защиты конкуренции, поддержки частного предпринимательства, государственно-частного партнерства, проверок субъектов предпринимательства, деятельности бизнес-омбудсмена и др.

До конца 2022 года в Казахстане действует мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, который хотя и содержит исключения, тем не менее существенно сократил давление на малый бизнес.

30 декабря 2021 года в Казахстане принят закон по вопросам внедрения новой регуляторной политики, который установил принципы и рамки госрегулирования на последующие 3 года. За этот период полностью будут переписаны все требования к бизнесу.

К примеру, задумано уровень жесткости любого требования к бизнесу привести в соответствие с уровнем риска, все требования сделать практически исполнимыми, а мотивы их введения – понятными и обоснованными. Также предполагается создание реестра обязательных требований, которым в своей работе смогут руководствоваться предприниматели. Эта реформа получила название «Регулирование «с чистого листа».

Технопарки.

На территории Казахстана действует множество специальных экономических и индустриальных зон и бизнес-инкубаторов, в том числе для бизнеса в сфере информационных технологий. Их резиденты имеют различные налоговые преференции, упрощенный визовый режим, льготные ставки арендной платы, доступ к эксклюзивной информации и возможность работы с бизнес-тренерами.

К примеру, Парк инновационных технологий в Алматы или международный технопарк IT-стартапов Astana Hub в Нур-Султане. Особняком стоит Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), в котором действует особый правовой режим на основе принципов, норм и прецедентов права Англии и Уэльса и стандартов ведущих мировых финансовых центров. Резиденты МФЦА могут рассчитывать на правовую защиту в рамках английского права. Специальный экспат-центр при МФЦА позволяет иностранцам в упрощенном порядке получить рабочую визу, электронно-цифровую подпись, индивидуальный идентификационный номер и пр.

***

Казахстан характеризуется как дружественная и лояльная России страна. Оба государства стараются сводить на нет любые возникающие провокации и насколько это возможно – нивелировать последствия разного рода конфликтов между двумя странами. Широкое распространение русского языка позволяет гражданам СНГ достаточно безболезненно адаптироваться в новой среде, а членство страны в ЕАЭС подразумевает беспрепятственное перемещение между Россией и Казахстаном товаров, инвестиций и рабочей силы.

[1] 1 месячный расчетный показатель в 2022 году составляет 3063 тенге.

[2] Учитывая плавающий курс российского рубля и казахстанского тенге в период подготовки настоящей статьи, здесь и далее для конвертации валют используется курс 1 рос. рубль – 5 каз. тенге.

88
6 комментариев

Работаем с Казахстаном более 6 лет. Вопросов нет! Оптимизировали все на сколько возможно.
Все производство там! Налоговое послабление даёт преимущество перед конкурентами.
В статье написано все достоверно!

Очень хорошая выжимка большого пласта информации! Респект авторам! От себя добавлю, что важно до открытия юрлица в Казахстане найти хорошего бухгалтера или бухгалтерскую компанию.

Какие налоги, если нужно вывести деньги из ТОО с СНР на основе упрощенной декларации? Кроме 3% что нужно платить?

Как вывести? Нужно основание: зп или расходы. Просто так не просто вывести.
До конца 2022г налога 3% нет, такая помощь от государства.