Наехал на кого-то на самокате, что делать?

Привет, это юридический сервис DestraLegal. И сегодня мы поговорим про самокатчиков. Сами видели: из-за закрытых на ремонт станций метро, прокатом самокатов стали пользоваться все чаще. Тротуары заполнены ярко жёлтыми и синими, и непонятно, где ходить пешком. Это связано с тем, что добираться на самокате намного удобнее, чем на личном авто, такси или общественном транспорте. Но и жалоб стало больше. Рассказываем, что делать в кризисных ситуациях, связанных с прокатными самокатами, по нашему опыту.

Наехал на кого-то на самокате, что делать?

К нам стали поступать обращения от пользователей шеринга самокатов. И за последний год количество обращений увеличилось кратно. Клиенты либо не справились с управлением и задели пешехода, либо причинили ущерб рядом стоящему транспортному средству. По статистике, за девять месяцев 2022 года было насчитано 838 аварий со средствами индивидуальной мобильности, притом 19 человек погибли и 870 получили травмы. Но происшествий на самокатах разительно больше, чем показывает статистика, так как не все ушибы, падения и столкновения регистрируются и поддаются огласке.

Итак, потерпевший обращается к шерингу самоката для компенсации, тот перенаправляет на самих причинителей вреда, а они хотят получить правовое заключение от юриста – нужно им платить или нет.

С чем связаны падения?

Самокаты начали вытеснять не только другие виды транспорта, но и самих жильцов с пешеходной зоны. Кататься по обочине или по правому краю проезжей части дороги разрешено не всегда, да и не всем «самокатчикам» по душе ездить по соседству с автомобилями. И выбор падает на пешеходную зону. Им разрешено кататься по тротуару, если нет велодорожки, поэтому избежать столкновений с пешеходами не получается.

Из-за того, что самокаты относятся к индивидуальным средствам мобильности, а не механическим ТС, «самокатчикам» не требуется получать права для управления. При достаточно высокой скорости (до 25 км/ч) водители не справляются с управлением и теряют контроль.

Платит «самокатчик»?

Наехал на кого-то на самокате, что делать?

По общему правилу, вред возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины. Но если самокат брали в аренду/ на прокат, то ответственность возлагается на самого причинителя вреда. Так что потребитель будет отвечать за вред, который он причинил во время поездки прокатным самокатом, если падение не было вызвано дефектами самого самоката. Например, шеринг будет отвечать, если самокат в технически неисправном состоянии (не работают тормоза, колеса, руль).

Бывают спорные ситуации, когда ответственность возлагается на саму шеринговую организацию. Например, если гражданин скрывается. Тогда шерингу нужно собрать информацию о потребителе, который брал самокат на прокат, чтобы снять с себя риски. Если нет достаточных данных для идентификации этого потребителя (для регистрации использовались подменные данные, клиент не отвечает на сообщения), то компания будет нести предпринимательский риск за то, что на её самокате было совершено происшествие.

Что подлежит возмещению причинителем вреда: утраченный потерпевшим заработок или иной доход, который он имел либо определенно мог иметь, расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовка к другой профессии и прочее. Если вред был причинен имуществу, то ездок будет возмещать стоимость ремонта или компенсировать стоимость имущества. Всё зависит от случая к случаю.

Сколько стоит поездка?

Сказать точно, сколько нужно будет заплатить при наезде на самокате не получится. Суды оценивают фактические обстоятельства, приведённые сторонами доказательства (например, выписки из больничного листа, оценки ущерба, экспертизы) и заслушивают доводы. На основании этого суды принимают решение, удовлетворить иск или отказать. Но практика показывает, что суммы могут быть от 100 000 рублей до нескольких миллионов. И теперь решайте, стоит ли поездка за 6 рублей в минуту этого.

Например, омский суд разбирал дело, в котором несовершеннолетний совершил наезд на ребёнка на большой скорости. Девочке поставили диагноз при поступлении в медицинское учреждение: закрытый перелом правой большеберцовой кости и ушиб левой ноги с ссадинами, и мама ребёнка предъявила требование к кикшерингу Shoosh.

Компания пыталась оспорить свою причастность, но в материалах дела были о том, что наезд был совершен именно на самокате по цветовой гамме полностью совпадающего с ее самокатами и о пользователях, которые предположительно проезжали в указанный период времени в спорном месте. Выявить арендатора самоката не получилось – он бесследно пропал с поля зрения, и данных у шеринга было недостаточно для его идентификации. Поэтому деньги взыскали с компании Shoosh, как владельца транспортного средства.

И хотя запрашивали требование о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, суды присудили 350 000 рублей как сумму, отвечающую балансу частных интересов. Компания также возместила 20 000 рублей судебных расходов, которые понесли на оплату представителя.

Поэтому катайтесь с умом.

1919
6 комментариев

Самокатчики еще более отбитые, чем некоторые автомобилисты

1

Кто такие жильцы, которых вытесняют с пешеходных зон? Правильнее «пешеходы».

Тяжкого вреда здоровью не принесут, но осадочек неприятный, они ж ещё бесшумные

Тяжкого вреда здоровью не принесутСмешно. Там уже первые трупы подъезжают, а самокатчики продолжают блажить про безвредность...

главное чтоб не гоняли самокатчики больше 30 км/ч , а то часто такое вижу

Когда их уже отменят, как в Париже и других нормальных городах мира