Россия за русский, Лотошкин и Лавра, кредит под товарный знак от Москвы: дайджест новостей

Мы не раз видели, как западные бренды громко топая, уходят с российского рынка, а потом на цыпочках возвращаются обратно. Политика политикой, а российский рынок огромен, ёмок и прибылен, если уметь его готовить.

Danone тоже объявляла об уходе из России, а её иностранные активы были переданы в управление Росимуществом. Корпорации это стоило 200 млн евро, но сейчас она вывела на российский рынок новый бренд H&N (Health and Nutrition, “Здоровье и питание”) и зарегистрировала новый товарный знак. В июле под новым брендом «АктиБио» стали продаваться продукты, ранее известные как «Активиа».

Отечественные предприниматели продолжают внимательно следить за тем, какие западные компании отказываются от активности на российском рынке и бросают на произвол судьбы свои местные бренды. Но с этим надо быть внимательнее, потому что часто уход с рынка не означает прекращения защиты товарного знака. Нельзя его просто взять и начать использовать. Можно попытаться зарегистрировать похожий, можно в этом преуспеть, можно не преуспеть.

Наша коллега, патентная поверенная Александра Пелих разъяснила “Ведомостям” этот вопрос, но поскольку по ссылке paywall, а под ним сокращённый комментарий, пересказываем тут:

  • То, что производитель товара ушел с рынка России, не означает, что товарный знак можно аннулировать. Правовая охрана товарного знака может быть досрочно прекращена в том случае, если товарный знак не используется.
  • “Используется” значит “продаются товары под этим товарным знаком”. Продаются владельцем ТЗ или с его разрешения.
  • При этом если правообладатель видит на маркетплейсе свои товары под своим ТЗ, пусть и ввезённые параллельным импортом, он может использовать это как аргумент за использование товарного знака.

Что касается “похожих” товарных знаков – простор для фантазии широк, главное, не столкнуться со “сходством до степени смешения”. Сеть спортивных магазинов Decathlon, например, открывается обратно после закрытия и продажи российского бизнеса новому собственнику – и подаёт заявку на регистрацию товарного знака All Do Sport. Сама эта фраза несколько созвучна со словом “Адидас”, да ещё и её аббревиатура состоит из тех же букв, что тикер Adidas на биржах (ADS). Ну, так совпало…

Борьба с “англицизмами” выходит на федеральный уровень и пока щадит товарные знаки

Мы уже писали, как в отдельных российских городах борются с нероссийским языком в благоустройстве. В частности, с вывесками и рекламой с иностранными словами. Прямо сейчас готовится законопроект о защите русского языка на федеральном уровне. Будут приняты поправки в в законах о защите прав потребителей, о СМИ и рекламе, а также в Градостроительном кодексе.

В проекте идет речь о закреплении в законодательстве права видеть вывески и объявления на кириллице, слышать родную речь, читать русский текст. Цель — обеспечить защиту русского языка и ограничить избыточное использование иностранных слов в публичном пространстве.

Тотальный ребрендинг и переделывание рекламных креативов пока не грозят предпринимателям, которые зарегистрировали “иностранные” названия и другие элементы как товарные знаки.

Кириллическая письменность — это основа российского культурного кода, которая «дает возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры», утверждает одна из инициаторов законопроекта.

Интересно, что любовь к кириллице никак не мешает существованию таких госпроектов, как, например, платформа “Vаша Zанятость”.

У “Спортлото” дошли руки до регистрации почти сорокалетнего персонажа

Своеобразный рекорд поставил национальный оператор лотерей. Он подал в Роспатент заявку на регистрацию в качестве товарного знака своего маскота Лотошкина. Персонажа “Лотошкин”, человечка с футбольным мячом вместо головы и лотерейным билетом, нарисовал в 1985 году художник Фёдор Елдинов.

Россия за русский, Лотошкин и Лавра, кредит под товарный знак от Москвы: дайджест новостей

Он же не только нарисовал Волка из “Ну Погоди” (за неосторожное использование образа которого вас немедленно засудит Союзмультфильм), но и стал прототипом простоквашинского Дяди Фёдора (за неосторожное использование образа которого вас немедленно засудит Союзмультфильм).

РПЦ на МКТУ не экономит

Троице-Сергиева Лавра регистрирует товарный знак Made in Lavra, узнали СМИ, но не смогли узнать, зачем. Комментарий ни от PR Московского Патриархата, ни от монастыря они не получили. Заявка подана на широчайший ассортимент классов товаров и услуг: организация сможет продавать, например, доски для серфинга, вазелин и помаду, игрушки с сюрпризом для розыгрышей, карнавальные маски, портативные игровые приставки, поддерживающие спортивные трусы, кровяную колбасу, омары, анчоусы, коктейли на основе пива и энергетические напитки, а также услуги телемаркетинга.

(Заявка по каждому классу Международной классификации товаров и услуг оплачивается отдельно; последующее неиспользование товарного знака позволяет отсудить его в конкретном классе).

Как Москва поддерживает стартапы: гранты, конкурсы, кредиты и прочее

Московские власти напоминают, что любят поддерживать инновационные компании. Среди инструментов поддержки, на которые в первую очередь обратили внимание мы:

  • Грант на патентование изобретений и полезных моделей: "75 тыс. рублей на патентование в России и до 2 млн рублей — за рубежом. Программой уже поддержаны 150 московских компаний".
  • Кредит под залог интеллектуальной собственности (к таковой относятся и патенты, и товарные знаки).

Другие инструменты:

  • Конкурсы идей и проектов;
  • Коворкинги, инновационные кластеры;
  • Обучающие программы (например, "Академия инноваторов");
  • Программа пилотного тестирования инноваций, для которого Москва предоставляет площадки и компенсирует затраты на тестирование;
  • "Фабрика прототипов": агрегатор компаний, которые готовы произвести образец продукта или деталь;
  • Акселераторы и хакатоны;
  • Льготные кредиты и гранты, помимо упомянутых выше;
  • Проекты для коммуникации с венчурными инвесторами.

"Развитием инновационных компаний и созданием соответствующей экосистемы заведует Агентство инноваций Москвы, подведомственное столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития. C момента создания в 2012 году агентство оказало поддержку более 10 тыс. предприятиям. Все его проекты можно разделить на два масштабных направления. Первое нацелено на поддержку инноваторов, способных генерировать новые идеи и технологии. Второе — на развитие технологических компаний, которые уже разработали продукт (прототип) и готовы выйти или уже вышли на рынок".

Полезное от Онлайн Патент:

Онлайн Патент - компания, которая уже 10 лет успешно помогает более чем 100.000 пользователей эффективно защищать свою интеллектуальную собственность

66
1 комментарий

А почему бы вместо KFC не обязать использовать КЖЦ (Кентукские Жареные Цыплята). Предложение выглядит анекдотично, но есть прецедент. Во франкоязычном Квебеке (Канада) использовать KFC не разрешается. Следует использовать PFK. Poulet Frit à la Kentucky, это перевод с английского Kentucky Fried Chicken.
Так что нам в борьбе с англицизмами до Канады еще далеко.