Какие правила ожидают бизнес в январе 2020 года: краудфандинг в законе, электронные трудовые и онлайн-отчётность

Сдавать отчётность можно будет только электронно, заработает закон о краудфандинге, рассчитываться по контракту с малым и средним бизнесом будут быстрее. Обзор от старшего юриста фирмы «Ветров и партнёры» Елизаветы Разиной.

Какие правила ожидают бизнес в январе 2020 года: краудфандинг в законе, электронные трудовые и онлайн-отчётность

Бухгалтерскую отчётность — только в онлайне и только в налоговую

1 января 2020 года вступят в силу изменения в законе о бухучете. Теперь все компании должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только электронно. Для субъектов малого бизнеса действует исключение — отчётность за 2019 год ещё можно сдать на бумаге, но в последний раз.

Сдавать отчетность в налоговую дистанционно можно двумя способами: через специальный сервис на официальном сайте налоговой (можно почитать здесь про порядок такой сдачи) или через операторов электронного документооборота (список операторов можно посмотреть тут).

В обоих случаях без усиленной электронно-цифровой подписи не обойтись.

Также с 2020 года не нужно будет сдавать экземпляр бухгалтерской отчетности в Росстат: теперь отчётность идёт только в налоговую.

И что

Взаимодействие с налоговой должно стать удобнее, а время покажет, так ли это.

Краудфандинг появился в законе

С 1 января заработает так называемый закон о краудфандинге. Краудфандинг — способ массового привлечения инвестиций на развитие проектов через специальные интернет-площадки. Цель платформы — за комиссию обеспечить удобное взаимодействие инвестора и получателя средств.

В законе не упоминается слово «краудфандинг», зато есть такие термины, как «инвестиционная платформа», «инвестор», «оператор инвестиционной платформы».

Владельцами инвестиционных платформ могут быть только юридические лица. Чтобы появилось право организовать такой бизнес, нужно иметь как минимум 5 млн рублей собственного капитала, директора с высшим образованием, а также включиться в реестр Банка России. И это только часть требований, которые описаны в законе для организаторов такой деятельности.

Привлекать инвестиции могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не находятся в процедуре банкротства.

Инвестировать можно путем выдачи займа, покупки ценных бумаг и цифровых прав.

По общему правилу одна компания в год может привлекать не более 1 млрд рублей, а частное лицо без статуса «квалифицированный инвестор» может вкладывать в год не более 600 тысяч рублей.

Квалифицированными инвесторами являются банки, страховые организации, частные пенсионные фонды, а также частные лица с активами не менее 6 млн рублей.

Все расчеты между площадкой, инвестором и получателем инвестиций проводятся только в безналичной форме.

И что

Тем, кто уже осуществляет сбор средств по принципу краудфандинга, нужно проверить выполнение всех требований закона и успеть включиться в реестр Банка России до 1 июля 2020 года.

Быстрая оплата для малого бизнеса

По решению правительства с начала года оплата товаров, работ и услуг малому и среднему бизнесу должна производиться за 15 рабочих дней. Речь идет обо всех товарах и услугах без исключения.

То есть если с представителем малого бизнеса заключили контракт на поставку, например, светильников, деньги за них он получит в течение 15 рабочих дней. При этом прежний срок составлял 30 календарных дней.

Новые правила будут применяться для тех закупок, извещение о которых было размещено в единой информационной системе (ЕИС) после 1 января 2020 года. Для извещений о закупках, которые появились в ЕИС 31 декабря этого года и раньше, срок оплаты останется неизменным.

И что

Участие в госзакупках и так не всегда благодарное занятие, особенно с отсрочкой оплаты по контракту в 30 дней. Сокращение срока в два раза, возможно, повысит привлекательность этого направления для некоторых представителей малого и среднего бизнеса.

Банки и МФО не начислят крупные неустойки

С 1 января банки и микрофинансовые организации не смогут начислить проценты и неустойку, превышающую сумму основного долга больше чем в полтора раза. Ограничение распространяется на договоры займа, заключенные с частными лицами на срок не более года.

При этом информация о лимитах по неустойке должна быть отражена на первой странице договора с заемщиком.

И что

Очевидно, что законодатель встал на сторону заемщика. Микрофинансовым организациям придется поменять свою бизнес-модель. Уже не получится зарабатывать на сверхпроцентах по займам. Да, проценты будут, но не запредельно высокие.

За нарушение ограничения банки и МФО можно будет привлечь к административной ответственности за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Правда, штраф за это невысокий — от 10 до 20 тысяч рублей.

Штрафы за нарушения мониторинга лекарств

В наших обзорах мы много говорим про маркировку. Для российского бизнеса это новый опыт, и, возможно, кто-то может отнестись к нему несерьезно.

Напомним, что с начала октября 2019 года правительство обязало изготовителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов, медицинские организации, а также аптеки вносить в систему мониторинга информацию обо всех движениях лекарственных препаратов. Перечень препаратов можно посмотреть здесь.

С 1 января 2020 года в кодексе об административных правонарушениях появится статья, посвященная маркировке лекарственных препаратов, а если быть точнее — ответственности за нарушения в этой сфере.

И что

За невнесение в систему мониторинга или несвоевременное внесение данных о движении лекарственных препаратов оштрафуют до 100 тысяч рублей. Причем для ИП штрафы будут такими же.

И вновь про маркировку: ограничения по налоговым режимам

С 1 января предприниматели на спецрежимах налогообложения, едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) и на патентной системе налогообложения (ПСН), не смогут продавать лекарства, обувь, меха и другие товары, подлежащие обязательной маркировке.

И что

Те компании, которые уже продают лекарства, меха и обувь, не смогут перейти на ЕНВД или ПСН. А если компании на ЕНВД и ПСН все же будут продавать такие товары, несмотря на ограничения, они автоматически перейдут на общую систему налогообложения (ОСНО) с возможным доначислением налогов.

Причём на ОСНО с ЕНВД предпринимателя переведут с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. А с ПСН — с начала налогового периода, на который был выдан патент (при ПСН).

Если говорить проще: тот, кто на «вмененке», перейдет на ОСНО с начала квартала, а ИП, применяющий ПСН, — с начала года.

Запрет на парковку во дворах для коммерческого транспорта

С 1 января вводится запрет на парковку в жилой зоне для коммерческого транспорта юридических лиц и ИП: маршруток, такси, газелей, грузовиков.

Теперь нельзя будет устраивать стационарные парковочные места для такого вида транспорта во дворах жилых домов, например по возвращении из рейса или после окончания смены. Парковаться можно будет только в специально отведенных местах.

Запрет будет действовать в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

И что

Штрафов за нарушение этих правил о парковке пока нет. Так что исполнение требований в руках самих перевозчиков и жильцов домов.

Переход на электронные трудовые книжки

С 1 января вводятся электронные трудовые книжки. Для тех, кто уже трудоустроен, переход на электронный формат трудовой книжки возможен только с согласия работника.

До 30 декабря 2020 года сотруднику нужно подать заявление о переходе на электронный формат либо на сохранение бумажной трудовой книжки. Не нужно получать согласие у тех работников, которые впервые выйдут на работу в 2021 году.

Если сотрудник согласится на новый формат, работодатель возвращает ему трудовую книжку на бумаге.

У работодателя также появятся новые обязанности по уведомлению Пенсионного фонда о наиболее значимых мероприятиях в отношении деятельности сотрудника (например, приеме на работу, переводах, увольнениях). Сроки и процедуру можно посмотреть здесь.

И что

Должен появиться прозрачный и удобный инструмент для сотрудников. Информацию о своей трудовой деятельности можно будет получить прямо в личном кабинете на сайте ПФР или на портале Госуслуг.

Работодателям стоит обратить внимание на новые обязанности по ведению электронных трудовых книжек, чтобы не нарваться на административный штраф до 50 тысяч рублей.

Рост минимального годового объема закупок

Правительство увеличило минимальный объем госзакупок у субъектов малого и среднего бизнеса.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства повысится на 2% и достигнет 20% совокупного годового объема договоров, заключенных госзаказчиками по результатам закупок.

Также доля закупок госкомпаний, в которых участвуют только субъекты малого и среднего бизнеса, возрастет с 15 до 18%.

И что

Ожидается, что будет больше госзакупок у малого и среднего бизнеса. Как это сработает на практике — вопрос. Но для некоторых представителей малого и среднего бизнеса изменения в сфере госзакупок усиливают привлекательность работы в таком сегменте.

2020
30 комментариев

"У работодателя также появятся новые обязанности по уведомлению Пенсионного фонда" - И только у ПФР не появится никаких новых обязанностей.

11
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Это скрепы, корни, традиции. Не ищите смысл, это просто есть.

7
Ответить

Способ держать рабов в страхе перед работодателем. Например в загнивающем западе раньше на новое место работы принимали только по рекомендательному письму с предыдущего, где господин должен был поддтвердить, что раб хороший и достойный служения. Как вы понимаете без оного человека просто выкидывали за борт жизни.


Так что все это пережитки индустриальной системы угнетеня аля прописка в паспорте (и обязанность по ней жить) и законы о тунеядцстве.

2
Ответить

Ну если не превращать, как это принято у нас всё хорошее в свою противоположность, смысл очевиден, как мне кажется. Как минимум возможность подтвердить опыт работы в определенных сферах/на определенных должностях. Но если продается и покупается совсем уж всё, то да, смысл теряется.

Ответить

У меня до сих пор ощущение, что госзакупки в регионах это почти всегда под кого-то конкретного делают. Подготовлю кучу документов, потрачу множество времени - а в итоге становлюсь просто еще одним участником, чтобы легитимны были торги. 

Для меня до сих пор непонятно - стоит ли тратить время на тендеры в госзакупках или сосредоточиться на коммерческих продажах.
Сфера - маркетинговые услуги.

2
Ответить

99% тендеров объявляются под заранее определенного победителя. И это не только в РФ((

3
Ответить