Тренироваться на котятах: как мы создали игру, чтобы развивать компании

Иван Селеверстов
Иван Селеверстов

Год назад моя старшая дочь попросила завести котенка. Хорошее желание, младший тоже поддержал, и они уже в два голоса начали просить питомца. Зная мимолетность увлечений детей и сложности, с которыми можно столкнуться — прививки, туалет, корм, да еще мебель, внезапно превращающаяся в когтеточки, я решил не поддаваться на уговоры. Но задумался: «Почему у нас нет сервиса, который бы позволил закрыть эту услугу».

Есть сервис совместного использования квартир или машин, что с животными не так? Так появилась идея сервиса «Котошаринг», суть которого — связывать питомники и людей, желающих взять кошку на время. Использовать ее мы, правда, решили как симулятор для развития компаний.

Почему решили шарить котов

Просьба дочки идеально совпала с запросом участника моего тренинга. Он попросил подкинуть идею для создания продукта, чтобы потренироваться в инструментах: проработать Vision, поглубинить аудиторию, придумать легкий прототип для проверки гипотезы. Я предложил разобрать идею стартапа сервиса «Котошаринг» по сдаче котов во временное пользование. Идея участнику зашла, и он сформировал vision по данному сервису.

В течение года было много тренингов, на которых я закидывал в аудиторию эту идею, и участники с удовольствием разрабатывали разные модели реализации. Идея нравилась владельцам продуктов. Я собрал множество вариантов, как реализовать подобный сервис. К примеру, ребята прорабатывали идею создания платформы по сдаче котов, франшизной сети или некоммерческой организации, помогающей новым владельцам животных.

В начале этого года мы запланировали сессию по созданию полноценного воркшопа для внедрения OKR в компании. Лучший способ подачи материала — это когда участник сам на практике проходит все инструменты и разбирается в деталях. Мы с коллегой Костей Хохриным мозгоштурмили, и я рассказал ему об идее сервиса «Котошаринг».

Были, кстати, еще несколько вариантов для отработки на воркшопе, например, сервис для поиска могилы родственников на кладбище или сервис планирования туристических маршрутов по диким местам РФ. Но идея с «Котошарингом» лучше попадала в концепцию воркшопа, т. к. вызвала интерес среди участников тренингов, ложилась в современные тренды общего использования и просто была прикольной. Все любят котиков! В итоге мы сделали первую версию игры за полтора часа.

Главное, что мы хотели показать в игре, как именно развивается компания. Сначала мы берем стартап, в котором несколько человек, и нет понимания, как делать бизнес. Далее мы проходим несколько этапов, последовательно выполняя те же задачи, что стоят перед реальными компаниями, встречаемся с инвесторами и растим из стартапа прибыльный бизнес, оценивая свой прогресс с помощью целей и ключевых результатов.

Как проверяли идею

Лучший способ проверить, что игра зайдет — провести ее на лояльной аудитории. Так мы и сделали. Я провел «Котошаринг» на Гильдии Скрам-Мастеров, где ребятам понравилось формировать OKR на примере стартап-сервиса. Одна из участниц (опытный разработчик игр) Валя Коричина захотела помочь с развитием игры. Я сделал еще 3 итерации проведения «Котошаринга», попробовал техники, используемые при работе с гипотезами, формированием бизнес-моделей, вшил стадии работы с инструментами Customer Develop.

Очень понравились идеи Вали по чек-листам проверки OKR и использования Unit-экономики на этапах роста компании. У нас даже появилась мысль создать настольную версию игры, но она провалилась из-за ситуации с коронавирусом.

Реальный большой прогон мы запланировали на тематической конференции OKR-conf.ru, где мы с Костей были одними из организаторов. Чтобы презентовать «Котошаринг»грамотно, мы решили сделать дизайн для онлайн-игры.

Для работы взяли miro. За 3 дня до начала конференции отладили всю механику и думали, что она идеальна. В последний день перед конференцией сделали тестовый прогон с лояльной аудиторией и получили не самые позитивные отклики. Основной проблемой стали механики расчетов. В miro было неудобно делать расчеты, необходимые для unit-экономики и пересчетов OKR. Динамика игры нарушалась. Как в студенческие годы, в ночь перед конфой мы полностью переделали дизайн и переложили всю механику работы «Котошаринг» в google-таблицы. Такая форма зашла участникам, потому что появилась простота работы с цифрами и понимание, как просто и понятно оформлять OKR. Главная польза, о которой говорили участники в том, что начинающие предприниматели на «кошечках» могут выявить ошибки и не терять деньги, а менеджеры и владельцы продуктов прокачиваются в инструментариях продуктовой разработки и постановке целей с помощью OKR.

Хорошие начинания не хочется заканчивать. Мы командно решили развивать игру дальше. Так родилась идея сделать полноценный воркшоп, где будем показывать не только инструменты OKR, но и инструменты, которыми пользуются на всех этапах развития компании (проверки гипотез, расчета unit-экономики, формирования бизнес моделей и еще много всяких фишек связанных со стратегией, миссией и мотивацией людей). Посмотрим, как отработает «Котошаринг» и на новой, еще не лояльной к нам аудитории.

Вот так случайно возникшая проблема породила интересную игру. Некоторые участники даже хотят открыть подобный бизнес, и я буду рад, если это случится. Готов поделиться инсайтами и идеями. Насколько я знаю, есть аналогичный сервис для собак в Японии.

P.S. Уже пару месяцев у меня дома живет котенок.

55
6 комментариев

Ещё эта игра примечательна тем, что до 2020 года я держался и не заводил Инстаграм :) 
Но бац ! И мы уже стримим https://www.instagram.com/kotosharing 

Ответить

Интересная и нестандартная идея) Да и в игровой форме всегда веселей обучаться!

Ответить

Не забудьте кастрировать в 6 месяцев.

Ответить

Так кот в шаринге :) нельзя портить

Ответить

Кошачье свингерство

Ответить