«300 СИЗ привозим в клинику быстрее, чем обычно доставляют пиццу»: зачем в пандемию соединяют 3D-печатников и врачей

В разгар пандемии весной Сергей Крашевич с единомышленниками координировали сотни энтузиастов 3D-печати и российских медиков в Google Sheets. Позже появилась полноценная автоматизированная система для управления проектом.

Днем Сергей занимался координацией людей, ночью писал CRM-систему. О создании платформы, волонтерах, логистике и будущем проекта герой рассказал в статье.

«300 СИЗ привозим в клинику быстрее, чем обычно доставляют пиццу»: зачем в пандемию соединяют 3D-печатников и врачей

Предыстория

Во всех странах врачам в коронавирусных больницах не хватало и не хватает средств индивидуальной защиты. Врачи напрямую обращаются за самым необходимым — за щитками, переходниками, защитными боксами и заколками для масок. Эти средства помогают медикам не заразиться при контакте с пациентом и облегчают многочасовые дежурства.

Во многих странах стали собираться сообщества единомышленников, которые изготавливали СИЗ (средства индивидуальной защиты) для местных больниц. Похожие движения организовали в Италии, США, Бельгии. В России несколько тысяч человек помогали врачам в рамках нашего проекта «Мейкеры против COVID-19». Я присоединился к проекту в начале апреля, очень быстро став координатором по Московскому региону.

«300 СИЗ привозим в клинику быстрее, чем обычно доставляют пиццу»: зачем в пандемию соединяют 3D-печатников и врачей

Как нам удавалось производить до 5000 единиц готовой продукции в день

Проект безвозмездно помогал любому государственному медучреждению, больнице или поликлинике, задействованному в борьбе с COVID-19. В итоге, по нашим данным, продукция оказалась в более 60% медучреждений московского региона.

Все участники проекта — волонтёры. Это не только предприниматели, но и обычные парни, у которых дома оказался 3D-принтер. Одни работали над производством и сборкой, другие были заняты логистикой, организацией работы штаба и управлением процессов.

Медики могли обращаться к волонтерам напрямую — без согласований Департамента здравоохранения. Например, такие детали, как держатели для шлангов ИВЛ, быстро ломаются, а клиника не способна провести закупки оперативно. Здесь и подключаются мейкеры: реаниматолог делает заявку, за несколько часов энтузиасты делают чертежи, печают и проверяют образцы, дорабатывают и передают в больницу.

В целом процесс процесс был выстроен так:

  • Забрать у производителей сырье (филамент, ПЭТ, пластик, резинки, и т.д.).

  • Отвезти сырье мейкерами и на производства
  • Забрать готовую продукцию у мейкеров.
  • Отвезти все компоненты на места сборки (некоторые изделия состояли из 4 разных частей, которые производились в разных местах и разными людьми).
  • Забрать у сборщиков готовые изделия.
  • Провести контроль качества и дезинфекцию продукции.
  • Отвезти её в больницу, сделавшую заявку.

Всё это делали сотни волонтёров по всему региону. Мы смогли добиться такой оптимизацией процессов, что в пике выстроенная структура позволяла производить до 5000 единиц готовой продукции в день. 15 минут — рекорд по времени от получения заявки до привоза СИЗ в больницу. Даже смеялись, что можем 300 СИЗ привести в клинику быстрее, чем обычно доставляют пиццу.

«300 СИЗ привозим в клинику быстрее, чем обычно доставляют пиццу»: зачем в пандемию соединяют 3D-печатников и врачей

Как мы ушли от Google Sheets и смогли поддерживать полноценный сервис

Когда я пришёл в проект, работа происходила исключительно в Google Sheets. Ну точнее пыталась происходить, поскольку подобную задачу в них решать практически не получалось. Сразу стало понятно, что без нормальной автоматизированной информационной системы я не справлюсь.

Я не нашел готовых решений, приспособленных для управления распределенным производством и тысячами волонтеров в условиях общемировой пандемии.Тогда я начал писать собственное решение. Днем я занимался координацией проекта, ночью писал CRM-систему. Меньше чем за неделю она была готова.

Изначально всё решение размещалось на вычислительных мощностях, принадлежащих интернет-провайдеру, соучредителем которого я являюсь. Однако буквально через несколько дней после запуска системы в тестовом виде на моей инфраструктуре произошла серьёзная авария, вызвавшая недоступность как mission-critical систем бизнеса, так и ресурсов выделенных под решение задач волонтёрского проекта. Я оказался между молотом и наковальней: с одной стороны, у меня бизнес, который в данную секунду не работает из-за аварии, а с другой — штаб и куча волонтеров, которыми надо управлять в ручном режиме, поскольку вся автоматизация только что отвалилась.

Больше разрываться я не хотел. Сразу после этого инцидента я перенёс всё ИТ-решение для «Мейкеры против COVID-19» в Yandex.Cloud. Изначально мы использовали 3 виртуальных машины Compute Cloud, один Load Balancer с DDOS-protection и Managed MySQL. С помощью Cloud Functions выполнялись периодические аналитические задачи, на них же работал Telegram-бот.

Для построения аналитики и прогнозирования количества заявок, произведенной продукции мы использовали сервис визуализации данных DataLens, подключенный к нашей БД. Сервис Object Storage использовали для хостинга пары статических сайтов, где принимались заявки от больниц параллельно с федеральным сайтом, и страницы сбора донатов.

Мы даже сделали приватный навык для штабной Алисы (на базе Cloud Functions) — можно было по внутреннему номеру заявки узнать информацию по заявке и назначить для нее волонтера.

штабная Алиса

Что с проектом происходит сегодня

Летом, с окончанием острой фазы карантина, проект был переведён в спящий режим, созданная инфраструктура сначала была переведена на минимальное потребление ресурсов, а потом и вовсе заморожена. Всем нуждающимся мы предложили обращаться напрямую к мейкерам, а мы в свою очередь активно помогали сообществам деньгами.

С конца сентября снова увеличилось число заявок от медучреждений. На текущий момент объемы малы и над ними работают вручную несколько федеральных руководителей проекта. Однако я всегда знаю, что в случае необходимости смогу зайти в консоль, нажать кнопку «Запустить» и за пару минут снова получить надежную и быструю систему, которая помогала нам всю весну.

Когда мы писали статью, организаторы проекта возобновили сбор денег из-за роста запросов от больниц. Поддержать проект вы можете и без 3D-принтера.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

2020
4 комментария

Надо поправить на сайте

1
Ответить

Спасибо! Передали команде 

3
Ответить

Уточню: Большая федеральная таблица все-таки на гуглдоках и ведется в ручном режиме, а речь в статье идет исключительно про мега-организацию работы в регионе "Москва".

1
Ответить

Во Владимире есть аналогичная инициативная команда...

Ответить