реклама
разместить

Не верь (не протестировав), не бойся (экспериментировать), не проси (прощения)

Всем нравятся котики и истории о чужих фейлах. Котиков, к сожалению, не нашел, а вот если хотите фейлов — их есть у меня

Немного предыстории

Все началось много лет назад, на заре развития коммерческих IT-технологий в нашей стране. Тогда я работал в сфере системной интеграции и наблюдал огромные темпы роста этого сегмента: бизнес рос как на дрожжах, продукты продавались по щелчку пальцев, а вендоры сами детально прорабатывали сложные интеграционные решения. Нам с коллегами оставалось просто красиво все «упаковывать» и презентовать.

Чуть позже получилось, что я долгое время работал в небольших компаниях, где зачастую не особенно развита аналитика (клиентская, проектная, финансовая). Решения в малом бизнесе и тогда, и сейчас — интуитивные, на основании опыта. Отсюда отсутствие у этих компаний скрупулезного и взвешенного подхода к развитию бизнеса, да и в целом к любым изменениям.

Из всего перечисленного складывалась характерная картина: быстрое развитие отрасли + недостаток аналитического подхода = предпринимательское движение вперед, в большинстве основанное лишь на чистом энтузиазме и желании «сделать хорошо». Признаюсь, я тоже этим грешил. Как вы, наверное, понимаете, такой импровизаторский подход далек от гарантий успеха новых проектов, пусть даже самых перспективных.

Это сейчас я знаю, что аналитика и тесты — фундамент любого успешного бизнеса. Но у любого бизнесмена есть ахиллесова пята, и моя — постоянное желание чего-то нового и вечный энтузиазм — часто приносила мне неудачи.

В общем, давайте к делу. Объясню, о чем я, на примере парочки своих неуспешных кейсов.

Не верь (не протестировав), не бойся (экспериментировать), не проси (прощения)

Думать некогда делать

Среди множества путей к провалу есть три, которые особенно близки увлекающимся руководителям. Сформулирую их так:

  1. А чего тут думать, это же гениально!
  2. А чего тут анализировать и тестировать, времени на это нет. Все и без того понятно!
  3. А чего их, этих клиентов, опрашивать, они ж в нашем бизнесе не разбираются!

Как мы видим, пункт первый — в принципе про слепую веру в успех идеи. Второй — про самоуверенность, из-за которой упускаются из вида важные детали. Третий — про игнорирование потребностей ЦА, для которой, собственно, и запускается проект. Проиллюстрирую каждый из этих путей примерами из собственной практики.

1. Доверяй, но проверяй

Когда я работал в большой IT-компании, мы решили развивать партнерский портал. Вдохновленные, думали, что всех сама по себе привлечет возможность получить сразу все нужные данные (статистику продаж, бенефиты партнерской программы и т.д.) о нашей крутой организации и к нам тут же прибегут заключать сотрудничество.

Как часто бывает в таких случаях, светлая, казалось бы, идея показала себя не так ярко: впоследствии мы гораздо больше времени потратили на дальнейшее развитие портала и привлечение партнеров, чем на его создание. Заданных изначально KPI мы достигли, но не так быстро, как планировали. Проанализировав кейс, поняли: все из-за того, что не до конца продумали юзер вельюс, а это, в свою очередь, из-за слепой уверенности в том, что преимущества нашего предложения очевидны. Как оказалось, нет, не очевидны. Точнее, очевидны только для нас самих.

В другой раз мы решили запустить программу лояльности бренда. Это очень мощный маркетинговый инструмент, если его правильно выстроить. Верная аудитория у нас была, продукты пользовались спросом. Мы начали развивать свой проект, но этому помешало то, что мы изначально недооценили его масштаб.

Программа лояльности — это очень сложная механика, большие бюджеты и долгие сроки реализации. На этапе планирования кампании мы учли далеко не все из этого. Ошибка была и в том, что мы делали ставку лишь на лояльность клиентов, но изначально не поставили четких KPI, по которым можно было бы измерить результаты. В итоге какой-то эффект, конечно, был, но из-за нашей недостаточной подготовленности точно оценить его было невозможно.

К слову, оценкой лояльности пользователей нельзя пренебрегать даже в намного более простых историях. Например, мы решили продавать корпоративные сувениры. Перед этим опросили верных клиентов, которые с энтузиазмом поддержали нашу идею и сказали, что купят наш мерч первыми. В итоге продажи ограничились небольшой частью этих же людей; в массы проект не пошел.

2. Деструктивная самоуверенность

Когда-то я был руководителем в системном интеграторе, посреднике между вендорами и их клиентами. Масштаб бизнеса был настолько неплох, что для полного успеха нам не хватало кого-нибудь вроде Microsoft. Недолго думая, я именно к ним и пошел договариваться о сотрудничестве. Ненуачо, как говорится.

Легко такие бизнес-бастионы не сдаются, и мы с командой потратили огромное количество времени на то, чтобы получить партнерский статус — выполнить необходимые требования, собрать нужные документы, составить бизнес-план и все такое. Пройдя сложный путь, мы были уверены, что результаты нашего труда превзойдут ожидания. Но тут всплыла пара моментов.

Во-первых, оказалось, что на рынке уже были компании, которые давно и с удовольствием продавали продукты MS нашим клиентам. И, как ни странно, переключить внимание покупателей на наш интегратор было бы крайне сложной задачей. А во-вторых, как следствие, наши аккаунт-менеджеры поразмыслили, все взвесили и так и не загорелись желанием всем этим заниматься. Короче, как не продавали мы ничего от Microsoft, так и не начали. Итог: чтобы не тратить столько сил и времени впустую, надо было потратить их для того, чтобы изначально проанализировать обстановку и сопоставить наши возможности с нашими желаниями (ну или наоборот).

Вот еще какой фейл случился, когда мы начали выводить российский сервис IT-помощи на американский рынок. Думали, все будет быстро и просто: стоит лишь перевести сайт на английский, нанять англоязычных операторов — и все получится. Уверенность подкреплялась очевидной выгодой для клиентов: стоимость услуг в переводе на доллары получалась для американцев совсем невысокая.

Первыми боевой дух подорвали проблемы с платежами на российское юрлицо. А потом клиенты почему-то не захотели пользоваться нашими услугами, хотя интерес проявляли. Причину, конечно, вы уже угадали. Если нет, то вспомните, как иностранцы (особенно в США) относятся к российским айтишникам и безопасникам: исключением не стали даже безобидные представители сервиса цифровой помощи :)

Мы не сдались, конечно, и от перспективной идеи не отказались: оперативно провели то, что следовало провести с самого начала — тестирования, эксперименты и интервью с ЦА, — и учли результаты в дальнейшем развитии проекта. В результате сейчас все складывается очень даже хорошо.

Не верь (не протестировав), не бойся (экспериментировать), не проси (прощения)

ЦА прежде всего

Сколько-то лет назад в одной известной антивирусной компании мы решили сделать удобнее процесс продления подписки на продукт. Такая идея к нам пришла неспроста: мы провели большой аудит, построили customer journey и поняли, что у нас путь к продлению продуктовой подписки настолько тернистый и запутанный для клиентов, что если мы его упростим, то нехило оптимизируем бизнес. Путь этот состоял из шагов эдак 12, что не особенно юзер-френдли — это подтверждалось многочисленными звонками клиентов в техподдержку. В общем, решили сократить до трех.

Получилось отлично по всем показателям, и, окрыленные успехом, мы создали целую онлайн-площадку, на которой можно было удобно продлять подписку на продукты сразу множества разных вендоров. Но тут-то и произошел фейл: мы заигрались и забыли спросить мнение самих клиентов. Оказалось, что идти на никому не известную площадку и платить ей как посреднику никто не хочет (к тому же, будем честными, для не особенно-то важного в жизни действия). Такая проблема доверия обернулась для нас большими бесполезными тратами времени и ресурсов.

Были случаи, когда мы действительно всесторонне готовились к новым проектам, а результат все равно не соответствовал ожиданиям. Например, выводя на рынок так называемый товар первой цены, мы провели большой опрос аудитории, проанализировали рынок и собственный ассортимент. Продукт был и правда хорош и выгоден: мы сделали его очень полезным и при этом раза в 3 более дешевым, чем остальные. Да и наши респонденты положительно оценили задумку.

Все шло хорошо, пока мы не испугались, что люди перестанут покупать более дорогие товары, увидев дешевую альтернативу. Стали дистанцировать: другое название, другой визуал, другое позиционирование и т.д. Додистанцировали до того, что изначально очень простая идея — недорогой продукт с ограниченным функционалом — не дошла до аудитории из-за того, что мы ее слишком глубоко закопали. В итоге статистика продаж практически не изменилась, а наш выгодный продукт ушел в тень.

А еще у нас была по-настоящему романтическая история с большим потенциалом. Мы решили создать при своей антивирусной компании небольшой коворкинг для начинающих реселлеров, где помогали бы этим потенциальным партнерам набирать обороты для полноценного сотрудничества в будущем. Так можно было бы «вырастить» лояльную партнерскую аудиторию, изначально знакомую с тем, кто мы, и разделяющую наши ценности и философию.

Но, как это часто бывает с романтиками, корабль мечты разбился о скалы реальности: инициативой воспользовались совсем немногие, и практически пустой коворкинг пришлось закрыть через полгода. То ли наше предложение оказалось никому не интересно, то ли мы плохо искали интересующихся — исследовать потенциал проекта надо было до его начала, а сейчас уже поздно.

Дополнительно

Вот что еще могу сказать по поводу необходимости все предварительно тестировать и замерять «от и до». Есть одна вещь, которая серьезно мешает системному проведению экспериментов и исследований, — отсутствие стерильности.

Например, в рамках одного из проектов мы устраивали двухнедельный эксперимент с заданными параметрами и конкретными целями. А потом в течение двух этих недель постоянно прилетали новые вводные, цели и условия менялись, и в итоге выходило что-то непонятное и малоприменимое. Так что эксперименты должны быть стерильными: лучше потом провести новый, с новыми параметрами, уже имея точные и чистые результаты старого.

P.S.:

Горячность мышления и стремление к изменениям — это всегда риск для руководителя. Когда мы чем-то загораемся, нам, как правило, не до скучных рутинных задач вроде предварительного тестирования и аналитики. И чаще всего это потом и губит наши, пусть и гениальные, начинания.

Но отчаиваться не стоит ни при каких обстоятельствах. Бизнес — это не математика, и здесь никогда не будет гарантии, что 2+2=4. Где-то на помощь придет интуиция, чутье или просто вера в успех (привет, Тони Роббинс). А где-то поможет сухой, взвешенный, рациональный подход.

Как бы ответственно вы ни относились к своей работе, помните, что ошибается каждый: если бы все вокруг знали, как правильно вести бизнес, на рынке давно бы не осталось свободных ниш (и вообще каких-либо мест). Не бойтесь экспериментировать, не жалейте о неудачах и не забывайте о балансе между «7 раз отмерь, 1 отрежь» и «бей — беги»: помните, пока вы 7 раз меряете, кто-то другой уже отрежет за вас.

Не верь (не протестировав), не бойся (экспериментировать), не проси (прощения)
66
реклама
разместить
2 комментария

Очень крутая статья. Бывало ли у Вас такое, что потенциал выбранной идеи неспоставим с прикладываемыми усилиями? Грубо говоря, профит маленький, а инвестиций денег и времени много?

Если вы про некие выводы постфактум - да, очень часто такое конечно бывало. Для себя внутренним оправданием служило примерно следующее. "Крутая идея. Никто не понял. Жаль". То есть проблема была не и идеей, а с теми, кто ее не оценил )).
Более того, эти самые потраченные инвестиции не всегда точно оценить удавалось. 

Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5151
1515
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1313
99
22
Думаю, нужен реестр
Как мы помогли компании Навесы СПБ увеличить выручку на 7,1 млн руб. за 6 месяцев
Как мы помогли компании Навесы СПБ увеличить выручку на 7,1 млн руб. за 6 месяцев

💰 Выручка: 7 136 700 руб.
📈 Получено заявок: 319
📊 Рекламный бюджет: 705 616 руб.
🎯 Средняя цена заявки: 1 843 руб.
📌 Доля рекламных расходов (ДРР): 13,4%
✅ Производство загружено на 2 месяца вперед.
✅ Поток заявок вырос в несколько раз за счет выстроенной рекламной системы.
✅ Клиенты приходят не только с рекламы, но и за счет автоматизированных авто…

Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3535
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Студии графического и веб-дизайна: рейтинг дизайн-агентств 2024 года

Ни одна компания не обходится без креативных визуальных решений. Они необходимы для всего: от ярких стендов на выставках до впечатляющих лендингов, от брендбуков до рекламных роликов. С этим брендам помогают дизайнерские агентства полного цикла. Рассказываем, какие услуги они предоставляют, сколько это может стоить и как выбрать, с кем сотрудничать…

Студии графического и веб-дизайна: рейтинг дизайн-агентств 2024 года
99
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]