ИСТОКИ ПОКОЛЕНИЯ ТИКТОК, или ЗАЧЕМ НУЖНА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Кто виноват в падающем уровне IQ младшего поколения? А в зависмости подростков от социальных сетей кто виноват? Кто виноват, что подростки не могут назвать ни одного стиха Бунина, но зато отлично знают Бузову?

"Интернет!" - громогласно ответят мне практически любые люди старше 30 лет. Но так ли это на самом деле?

В 21 веке мы буквально на каждом углу слышим о поколении "отупевших подростков", которые не смыслят своего существования без социальных сетей. Согласно статистике, 40% молодых людей и девушек от 14 до 17 лет проводят в в Интернете более 4 часов ежедневно, используя, в основном, приложения для онлайн-общения (Телеграм, ВК), просмотра коротких роликов (ТикТок) или фотографий селебрити (Инстаграм). Новые кумиры молодёжи также оставляют желать лучшего - зумеры искренне осхищаются полуобнажёнными девушками и парнями, заработавшими известность на внешности и скандальности. Так почему же она такая, современная молодёжь?

Для ответа на этот вопрос проанализируем события, произошедшие на рынке электроники за последние полвека. В 70-ые годы прошлого столетия компания Apple впервые выдвинула идею компьютера для личного пользования - прежде этими на тот громоздкими конструкциями пользовались лишь на рабочих местах с целью хранения и обработки большого объёма данных. В 80-ые годы Интернет, ещё будучи в зачаточном состоянии, развивался как база данных американских спецслужб, и только в 00-ые он стал достоянием общественности. Примерно в это же время начинается активная разработка телефонов с сенсорным дисплеем, а 2007 год ознаменовал старт продаж первого айфона. Так, к началу 10-ых годов текущего столетия уже 20% мобильных телефонов были оснащены доступом в Интернет. Понимание этих событий важно для осознания того, что Интернет, как и мобильная связь, динамично развивался лишь последние 10 лет. У человечества в руках никогда не было такого мощного компьютера, каким стал современный телефон. Из этого проистекает вполне закономерное следствие - многие люди не понимали, как с ним обращаться.

Итак, какое значение эта череда событий имеет для понимания причин Интернет-зависимости зумеров? Дело в том, что телефон с возможностью подключения мобильных данных стал пользоваться массовым спросом именно в 2012-2015 годах, когда дети поколения 2000-2005 года обзаводились своими первые "мобильниками". Тогда внезапно перед детьми и их родителями открылось бездонное море информации, источник которого буквально постоянно находился в зоне доступа! Индустрия социальных сетей, приложений и мессенджеров стала активно развиваться и, дабы удержаться на массовом рынке, была направлена на максимизацию динамики, удобства и комфорта в использовании. Тогда дети одновременно с родителями погрузились в изучение новых возможностей буквально в каждой сфере своей жизни - Интернет предлагал новую трактовку всего: фотографии в Инсаграм стали способом социализации, обмен информацией убыстрился, а производство видео-контента и вовсе было доступно абсолютно каждому.

Именно тогда серьёзно встала проблема зависимости от телефона. Дети всегда любили смотреть мультики, но были вынуждены подстраиваться под телеафишу или расписание киносеансов; всегда хотели много общаться со свертстниками, но им приходилось предварительно согласовывать время встречи, договариваясь лично; младшее поколение всегда желало динамичного и зрелищного контента, но, не имея доступа к его визуальному проявлению, заменяло литературой.

А мобильный телефон решил все вышеозвученные проблемы

Теперь у любого человека в любой момент под рукой было средство, с помощью которого можно было за считаные минуты найти любую информацию и связаться с человеком, даже если он находится на обратной стороне земного шара. Это произвело эффект взорвавшейся бомбы.

У детей и подростков формировалась зависмость от использования телефона. Они остервенело сёрфили Интернет и те его части, которые как раз и были предназначены для массового впечатлительно зрителя. Они смотрели на блогеров, которые купаются в ванной из чипсов (да-да, Саша Спилберг, мы всё помним), наблюдали за пранками и потребляли нечеловечекое количество чёрного юмора. Диджитал простаранство стало перерастать в отдельный мр со своими законами для его обитателей.

Тем временем, родители наблюдали за своими детьми и не могли смириться с тем, что современное детство так отлично от их собственного, того, которое закончилось много лет назад. Тем более, была совершенно ясна формирующаяся тенденция на зависимость, и поэтому многие родители принимали судьбоносное решение, которое и объясняет современные тенденции развития Интернет-индустрии:

они пошли по репрессивному пути

Родители решили, что они в силах контролировать потребление медиаконтента в соцсетях за свох детей: они стали устанавливать экранное время, пытались отбирать телефоны и следили за тем, чтобы их ребёнок не проводил в телефоне больше 20 минут в день. Главы семей стали со всех сторон давить на детей: они аргументировали свои меры не только вопросами здоровья (дети мало восприимчивы к такого рода доказательствам), но и длинными рассуждениями о том, что Интернет развращает молодёжь и приводит к сижению образованности. Таким образом, при знакомстве с медиапространством как с общественным явлением дети были подвержены давлению со стороны старших, которым они, в силу возраста, не могли оппонировать. Давление это заключалось в постоянных упрёках в использовании Интернета и попытках доказать, что сеть - это зло. Оно также выражалось в убеждении детей в том, что информации из Интернета нельзя доверять, что люди по ту сторону экрана только и мечтают заработать на малолетних зрителях свои миллионы и продать Россию Америке.

Таким образом, вместо того, чтобы научить ребёнка иметь дело с тем морем информационных данных, к которому он имеет доступ, взрослые начали демонизировать сеть как таковую. Это привело к тому, что родители потеряли контроль - если они не позволяют ребёнку исследовать мир Интернета дома, то он займётся этим в школе, на улице или в любую другую свободную минуту. Помимо этого, они вбили детям в голову мысль о бесполезности соцсетей так прочно, что последние перестали пытаться искать в них смысл: подростки плывут по течению Интернет-зависимости от 20-секундных видео в ТикТок, которые через сопоставимый срок забудут, и скроллят ленту Инстаграм с отредактированными до неузнаваемости фотографиями. Дети уже не ищут в Интернете что-то полезное - в их сознании давно прочто укрепилась мысль о том, что сеть - глобальное зло, но и отказаться от её использования в современных реалиях они уже не в силах.

Каждый из нас имеет доступ к безграничному морю информации, который мы так бездарно размениваем на фото красивых девушек в Инстаграме и обсуждение их личной жизни

Так что же нам нужно сделать, чтобы такого не происходило? Ответ прост - нужно научить детей обращаться с Интернетом. Если родитель вместо запрета на использование соцсетей купит ребёнку подписку на электронную библиотеку, то последний обретёт возможность читать не 4-абзацные статьи в Интернете, а мировую классику или хороший научпоп. Если не запрещать детям Ютуб, а порекомендовать хорошие каналы, можно будет бувально наблюдать за расширением его кругозора в различных областях. Если не корить ребёнка за плохую музыку, а купить подписку на приложение с качественными подборками, возможно, ребёнок со временем поменяет свои вкусы. Всё вышеописанное поможет ребёнку в течение всей своей жизни - он научится продуктивно использовать сеть, мессенджеры, соцсети.

Подводя итог, хочу обратить внимание читателя на то, что Интернет уже давно стал неотъемлимой частью жизни каждого человека в современном обществе, компьютерная грамотность же - незаменимый элемент гармоничного существования в нём человека. Демонизация сети приводит лишь к понижению качества потребляемого контента, а не к его исчезновению. Отгораживаться от реальности путём запрещения и кэнселлинга никогда не будет рабочим методом решения проблемы, поэтому мы, как общество, должны сделать всё возможное, чтобы адаптироваться к миру диджитал перенасыщения и научиться извлекать из него только самое лучшее для нас и наших детей.

55
11 комментариев

О, в 90х оказывается я сидел в базе американских спецслужб, а не в открытом всему мире интернете.
Пешите исчо.

1
Ответить

извините, но это информация в открытом доступе. прикрепляю ссылку, указывающую на верность моих данных. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0

Ответить

ЗАЧЕМ НУЖНА КОМПЬЮТЕНАЯ ГРАМОТНОСТЬКОМПЬЮТЕНАЯ +Р = КОМПЬЮТЕрНАЯ
Обычная грамотность тоже полезна....

1
Ответить

 Если родитель вместо запрета на использование соцсетей купит ребёнку подписку на электронную библиотеку, то последний обретёт возможность читать не 4-абзацные статьи в Интернете, а мировую классику или хороший научпоп

Это всё можно читать и так, без подписок на библиотеки. Тут важна не подписка, а влияние на ребёнка. Родителей и среды. Если родитель для ребёнка пример, если у ребёнка есть друзья, разделяющие его интерес к интеллектуальному развитию — может, и получится.

 Если не запрещать детям Ютуб, а порекомендовать хорошие каналы, можно будет бувально наблюдать за расширением его кругозора в различных областях

Опять же, если родитель обладает авторитетом в глазах ребёнка.

 Если не корить ребёнка за плохую музыку, а купить подписку на приложение с качественными подборками, возможно, ребёнок со временем поменяет свои вкусы

Да ничего покупать даже не надо. Хорошей музыки в интернете и так завались — бесплатно, причём. Вопрос в том, как сделать так, чтобы ребёнок захотел слушать хорошую музыку

1
Ответить

Автор статьи все правильно указал, возможно в некоторых факты из истории не те,. Но сути статьи это не меняет . Также мне не понято почему ? у данной статьи низкая оценка . Мне понравилась статья , автор молодец и правильно все говорит

Ответить

Судя по ошибкам в тексте, у автора тоже "зависимость от интернета"

Ответить

Спасибо за статью! Как раз делаю по учебе проект про зависимость от соцсетей, было полезно. Если у кого-то найдется пару минут на анонимный опрос по теме, буду очень благодарна! 
https://forms.gle/KjaXcXAt6gRMYx4L8

Ответить