«Словоцентричность» или «Почему я живу в стране, где люди не умеют слушать музыку». Часть 2.
Как мы слушаем музыку?
Один из ярких примеров — реакция на рэп. Раньше, когда рэп только начинал завоёвывать популярность в России, многие люди смеялись над ним. Они смеялись не потому, что звук был смешным, а потому что пытались найти смысл в текстах. Для меня это было удивительно, ведь я воспринимал рэп как музыкальное произведение, где важны ритм, интонации и звуковые паттерны.
Другой пример — обучение игре на дарбуке. Мой алжирский друг, который учил меня играть, постоянно повторял: «Ты не проигрываешь звук!» Тогда я не понимал, что он имел в виду. Позже до меня дошло, что звук — это не просто набор нот, это также паузы, тишина, ритмическое взаимодействие. В африканской культуре звук воспринимается совершенно иначе, чем в нашей.
Интересно, что даже на родном языке можно слушать музыку, фокусируясь на звуке, а не на смысле. Например, когда поётся слово «мама», у нас автоматически возникает образ матери. Но «мама» — это ещё и звук, который может быть красивым сам по себе. Однако большинство людей в моём окружении не способны абстрагироваться от смысла и сосредоточиться на музыкальной составляющей.
Что происходит в русскоязычной музыкальной индустрии?
В результате мы имеем то, что музыка в России — это, по сути, индустрия поэзии, завёрнутая в музыкальную обёртку. Огромный акцент делается на тексты, стихи и смысл, а не на музыку.
Например, такие исполнители, как Oxxxymiron (иностранный агент), стали символами мощной смысловой нагрузки в музыке. Их тексты — это настоящие поэтические произведения, наполненные метафорами, аллюзиями и глубокими философскими размышлениями. Однако, если вы попробуете проанализировать их музыкальную составляющую, вы увидите, что она часто вторична.
Кроме того, если посмотреть на предпочтения вашего окружения, скорее всего, большинство людей будут слушать музыку на русском языке, потому что их привлекает именно смысл. А вот музыка на других языках, особенно малораспространённых, вызывает гораздо меньше интереса. Исключение составляют такие явления, как K-pop, где добавляются другие элементы: танцы, визуальная составляющая, шоу.
Баланс силы слова
Система всегда стремится к равновесию, и на фоне такой концентрации на силе слова не могут не появляться противовесы. Одним из таких явлений стал Моргенштерн (иностранный агент). В своих интервью он говорит, что его цель — создавать музыку, которая «долбит» и вызывает эмоции у толпы. Его песни, такие как «Я съел деда», фактически издеваются над смыслом, предлагая вместо этого яркую музыкальную составляющую.
Я не являюсь поклонником его творчества, но признаю, что это естественная реакция системы на доминирование словоцентричности. Чем больше будет акцент на смысл, тем больше появится артистов, которые будут экспериментировать с формой и звуком.
Моё одиночество в русскоязычном пространстве
Я отношу себя к тем людям, которые постоянно ищут новые звучания и артистов со всего мира, независимо от языка. Мне хочется слышать музыку, а не только слова. И, к сожалению, в русскоязычной среде я чувствую себя одиноко. Многие мои попытки найти "музыкальную музыку" в родном пространстве — остаются тщетными.
По моим наблюдениям, "более музыкальные" исполнители, чаще имеют музыкальное образование или связаны с искусством (например, живописью или театром). В остальных случаях мы видим «классический паровоз», где каждый вагон — это монолит из слов, несущийся пробивать стену музыкальной индустрии.
Заключение
Мне хотелось бы услышать ваши мысли и рекомендации. Если вы знаете артистов, группы или проекты, где музыка играет ключевую роль, буду очень признателен. Мне правда не хватает музыкальной составляющей в России.
Музыка — это универсальный язык, который объединяет людей вне зависимости от их культурных и языковых различий. Надеюсь, что со временем мы научимся слышать её не только через смысл, но и через звук.
Другие полезные материалы и статьи можно найти тут:
В предыдущей части я затронул влияние русского языка на музыку. Об этом можно почитать тут:
Если были интересны мои идеи, еще можно почитать про наблюдения в путешествиях:
Или например, про исследование счастья: