Смерть пресс-релиза — объективный факт или PR-спекуляция?

Директор системы мониторинга СМИ «СКАН-Интерфакс» Юлия Михайлова исследует взаимодействие между пресс-службами, медиа и аудиторией. Исчерпывающий вывод на весну 2022.

Смерть пресс-релиза — объективный факт или PR-спекуляция?

По пунктам:

Кто раскачивает лодку?

В статьях для PR-специалистов пресс-релизы активно хоронят уже лет семь. Но тема не сходит со сцены и её продолжают обсуждать на конференциях для пиарщиков.

Лодку раскачивают, как правило, коммуникационные агентства, которые пишут пресс-релизы на аутсорсе или предлагают альтернативы этому инструменту. Первые утверждают: «Пресс-релиз жив! Надо только правильно его писать». Вторые: «Пресс-релизы никто не читает, нужны новые каналы для общения с аудиторией и прессой». Каждая сторона приводит убедительные аргументы и демонстрирует кейсы. Очевидно, что у вопроса нет единственно верного ответа, но непонятно, как сделать выбор.

PR — не моя специальность, но для меня вопрос актуальности пресс-релизов тоже не сходит с повестки дня. Я директор системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа «СКАН-Интерфакс» и отвечаю за рост бизнеса через развитие нашего продукта, взаимоотношений с клиентами и маркетинга. Делаю так, чтобы СКАН приносил максимальную пользу в решении ежедневных задач по управлению репутацией, и помогал отвечать новым вызовам. Мы регулярно получаем от клиентов вопрос: стоит ли писать пресс-релизы или пора осваивать новые форматы? И отвечаем на него на правах аналитиков и незаинтересованных арбитров.

Будут ли PR-специалисты писать пресс-релизы или посты в Telegram, наше дело — собирать и анализировать статистику, чтобы помочь им объективно оценивать медиаполе и принимать обоснованные решения. В этой статье поделюсь собранной матчастью: кейсами «за» и «против» использования пресс-релизов и выводами, кому стоит их писать и как сегодня работать PR-специалисту с аудиторией и прессой.

Есть ли жизнь без пресс-релизов? Кейс Департамента транспорта Москвы

Лирика

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (он же Дептранс Москвы) предоставляет государственные услуги в сфере пассажирских перевозок, развивает дорожно-транспортную инфраструктуру, обеспечивает транспортную безопасность. Аудитория, к которой он обращается, — это миллионы пользователей городского транспорта и транспортной инфраструктуры в Москве и Московской области.

С 2016 года Департамент транспорта Москвы взял курс на то, чтобы максимально широко взаимодействовать с аудиторией напрямую. В том числе создал два Telegram-канала: «Дептранс Москвы», основную новостную площадку компании в Telegram, и «Дептранс.Оперативно» со свежей информацией о текущей дорожной ситуации, сбоях и изменениях в работе городского транспорта. Основные форматы — короткие сообщения и наглядная инфографика.

<i>Типичные посты в Telegram-каналах Департамента транспорта Москвы</i>
Типичные посты в Telegram-каналах Департамента транспорта Москвы

Суммарное количество подписчиков обоих каналов приближается к ста пятидесяти тысячам. По сути это практически собственные СМИ Департамента транспорта Москвы: на них ссылаются значимые издания, а количество просмотров постов сравнимо с аудиторией новостных медиа.

В начале 2020 года Дептранс Москвы отказался от традиционной рассылки пресс-релизов по электронной почте. Для общения со СМИ пресс-служба создала ещё один, закрытый, Telegram-канал. В нем она размещает дополнительную информацию для прессы, в том числе фото- и видеоматериалы.

Посмотрим, отразился ли отказ от пресс-релизов на том, как распространяются новости Дептранса Москвы.

Статистика

Для анализа выбрали сопоставимые новости от конца 2019 и конца 2021 годов о закрытии участков линий метро.

<i>Новость от 18 сентября 2019 года о закрытии участка Филевской линии метро</i>
Новость от 18 сентября 2019 года о закрытии участка Филевской линии метро

В 2019 году Дептранс Москвы приостанавливал ведение Telegram-каналов, новость вышла на официальном сайте Мэра Москвы и распространялась «традиционным» способом — через отправку пресс-релизов.

<i>Новость от 26 октября 2021 о закрытии Большой кольцевой линии метро</i>
Новость от 26 октября 2021 о закрытии Большой кольцевой линии метро

В 2021 году уже вовсю работала новая схема взаимодействия с аудиторией и прессой — через Telegram-каналы.

Сравниваем показатели распространения этих двух инфоповодов. Мы выбрали три показателя, которые рассчитывает «СКАН-Интерфакс»:

  • динамику упоминаний — чтобы оценить масштаб интереса СМИ к инфоповоду,
  • охват — чтобы представить аудиторию, которая потенциально могла увидеть сообщение,
  • индекс заметности — чтобы понять, насколько влиятельные СМИ обратили внимание на инфоповод.
<i>Сравнение показателей инфоповодов, распространявшихся через пресс-релизы и Telegram-каналы</i>
Сравнение показателей инфоповодов, распространявшихся через пресс-релизы и Telegram-каналы

Выводы

Очевидно, что для Департамента транспорта Москвы переход к общению с прессой и аудиторией в Telegram полностью оправдался.

Основная причина такого успеха — в том, компания пошла вслед за своей аудиторией.

Аудитория Дептранса Москвы — главным образом, конечные пользователи городского транспорта и инфраструктуры. Каким бы способом они ни передвигались по столице, они зависят от текущей дорожной обстановки — и короткий формат Telegram-постов идеально закрывает потребность в этой информации.

<i>Распределение аудитории Telegram по регионам России согласно исследованию TGStat.ru за 2021 год</i>
Распределение аудитории Telegram по регионам России согласно исследованию TGStat.ru за 2021 год

Именно широкий круг заинтересованной аудитории позволил свести в Telegram и взаимодействие с прессой. Дептрансу Москвы не нужно точечно выбирать СМИ для освещения инфоповодов. Кроме того, нужно учитывать, что основная доля медиа, пишущих о московском транспорте, — общественные СМИ. По сути, перейдя от пресс-релизов к ведению Telegram-канала, Департамент транспорта Москвы взял на себя работу по изучению интересов аудитории, её предпочтений в части содержания, тональности и объема сообщений. Теперь пресс-служба готовит контент, максимально отвечающий интересам читателей — ничего удивительного, что журналистам удобно работать с новым форматом сообщений.

Традиционные и новые форматы общения с журналистами. Кейс «РЖД»

Лирика

У холдинга «Российские железные дороги» кроме пресс-службы в Москве есть PR-подразделения на региональных железных дорогах — и они используют для взаимодействия со СМИ и аудиторией различные каналы.

Официальные новости головной компании публикуются на сайте и Telegram-канале «Телеграмма РЖД». Интересно сравнить стилистику, тон и формат подачи одной и той же новости.

<i>Новость о летней скидке для школьников на сайте компании и в канале «Телеграмма РЖД»</i>
Новость о летней скидке для школьников на сайте компании и в канале «Телеграмма РЖД»

При этом в Telegram выходит значительно больше новостей. К примеру, за первые две недели марта опубликовано 9 официальных пресс-релизов на сайте против 27 постов в Telegram-канале.

СМИ, освещая новости холдинга, ссылаются на оба источника.

<i>«Российская газета» ссылается на Telegram-канал</i>
«Российская газета» ссылается на Telegram-канал
<p><i>«Вечерняя Москва» указывает источником новости пресс-релиз на сайте «РЖД»</i></p>

«Вечерняя Москва» указывает источником новости пресс-релиз на сайте «РЖД»

При этом охват новости на канале может существенно превышать охват этой же новости в отдельных медиа.

<i>Новость о вывозе пассажиров с Юга России набрала более 16 тысяч просмотров в «Телеграмме», и только 531 просмотр — на сайте «РИА Новости»</i>
Новость о вывозе пассажиров с Юга России набрала более 16 тысяч просмотров в «Телеграмме», и только 531 просмотр — на сайте «РИА Новости»

Официальные сообщения дорог региональные пресс-службы размещают в специальном разделе на сайте компании. Дублирования в Telegram-каналах нет. Количество пресс-релизов достаточно велико: за первые 2 недели марта опубликовано 77 сообщений.

Статистика

Посмотрим, как распространяются новости компании, опубликованные только в Telegram-канале.

Большое внимание прессы и аудитории привлекла новость о запуске «РЖД» контейнерного сервиса между Китаем и Россией. Она вышла только в «Телеграмме» и набрала больше 389 тысяч просмотров.

<i>Новость об открытии контейнерных ж/д перевозок из Китая в Россию</i>
Новость об открытии контейнерных ж/д перевозок из Китая в Россию

В канале немного больше 16 тысяч подписчиков, очевидно, что такой охват достигнут благодаря ссылкам из различных СМИ.

<i>Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости о сервисе контейнерных перевозок</i>
Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости о сервисе контейнерных перевозок

Итак, 87 перепечаток новости в СМИ позволили достичь охвата аудитории 3,5 миллиона человек. Если вспомнить 36-миллионный охват новости Дептранса Москвы о закрытии участка БКЛ, эти цифры могут казаться не столь уж значительными. Однако стоит обратить внимание на то, что индекс заметности инфоповода превысил 24 000 (для сравнения: у новости Дептранса — 12 080). Это означает, что новость цитировалась крупными влиятельными федеральными медиа, в то время как охват новости Дептранса был, по всей вероятности, достигнут за счет активного цитирования «локальными» московскими СМИ.

Для более полной картины взглянем на показатели новости о смене руководства «РЖД» — с показателем просмотров, близких к среднему на канале.

<p><i>Новость о новом заместителе гендиректора «РЖД»</i></p>

Новость о новом заместителе гендиректора «РЖД»

<i>Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости о смене заместителя гендиректора «РЖД»</i>
Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости о смене заместителя гендиректора «РЖД»

Число перепечаток существенно меньше, чем у предыдущей новости, как и совокупный охват. Однако индекс заметности инфоповода превышает аналогичный показатель новости о контейнерных перевозках. Это свидетельствует о том, что круг СМИ, заинтересованных в этой новости, уже, но влиятельнее.

В целом, можно констатировать, что размещение новостей в Telegram-канале вполне обеспечивает потребность головной компании «РЖД» быть услышанными своей целевой аудиторией.

Посмотрим на показатели новостей, распространяемых региональными пресс-службами с помощью рассылки пресс-релизов.

<i>Новость об открытии движения поездов в Краснодарском крае на сайте «РЖД»</i>
Новость об открытии движения поездов в Краснодарском крае на сайте «РЖД»

Соберем статистику для этой новости Северо-Кавказской железной дороги.

<i>Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости регионального подразделения РЖД</i>
Динамика перепечаток и индекса заметности, а также совокупный охват новости регионального подразделения РЖД

Олег Белозеров, председатель правления ОАО «РЖД», определенно имел основания называть открытие движения на участке СКЖД «значимым событием не только для транспортной отрасли, но и для страны в целом». Об этом свидетельствует масштаб интереса со стороны СМИ, большой охват новости и очень высокий индекс заметности.

Выводы

Центральная пресс-служба «РЖД» активно и успешно осваивает новый формат общения с аудиторией и журналистами, в то время как PR-подразделения дорог не менее активно пишут и рассылают в редакции СМИ традиционные пресс-релизы — и с помощью этого формата добиваются внимания прессы и аудитории.

Такая дифференциация подтверждает вывод о том, что выбор формата взаимодействия полностью зависит от аудитории.

Посты в «Телеграмме» предназначены для пассажиров «РЖД» по всей стране. Эти посты активно перепечатывают как столичные, так и региональные СМИ, покрывая потребности той части b2c-аудитории, которая не пользуется Telegram.

Пресс-релизы на сайте головной компании — выборка наиболее важных новостей, которые могут быть интересны и b2b-сегменту. Пресс-релизы региональных PR-подразделений также в большей мере ориентированы на b2b-клиентов «РЖД».

Как и в случае с Департаментом транспорта Москвы, журналисты общественных СМИ с готовностью пользуются контентом Telegram-канала, уже заточенным под интересы и потребности их читателей. По-видимому, представители деловых СМИ и региональных изданий пока отдают предпочтение работе с пресс-релизами.

Без пресс-релиза не обойтись. Кейс «Полюса»

Лирика

Крупные производственные компании, как правило, ориентируются на несколько аудиторий:

  • инвесторы, банки, фонды;
  • бизнес: представители отрасли, клиенты, партнеры;
  • федеральные и региональные власти;
  • широкая общественность;
  • сотрудники (действующие и потенциальные).

Представители первых трёх групп больше склонны доверять сообщениям из официальных деловых СМИ, цифрам, фактам и оценкам независимых экспертов.

Кроме того, публичные компании (ПАО) по закону обязаны публиковать в общем доступе финансовые отчеты, сообщать о кадровых перестановках и других существенных фактах. В этом случае без официального пресс-релиза, разосланного по значимым деловым СМИ, не обойтись.

Крупные промышленные компании, безусловно, задействуют все каналы коммуникации. Но ответьте сами себе на вопрос, каким еще образом, если не в пресс-релизе, вы можете донести до журналиста важную информацию, с большим количеством цифр, данных, должностями спикеров? Естественно, никто уже не говорит о массовых рассылках, можно обращаться точечно, через мессенджеры, но смысл остается неизменным – передать информацию, чтобы журналисту было удобно и не нужно было лишний раз что-то уточнять по деталям.

Юлия Деева, руководитель направления по связям с общественностью «Полюса», крупнейшей в России золотодобывающей компании

Это не означает, что b2b-компаниям не стоит осваивать новые форматы общения с аудиторией. «Telegram нельзя упускать из виду», — говорит Юлия Деева.

Пресс-служба «Полюса» работает с Forbes, а они дублируют колонки в Telegram-канал. Канал пользуется большой популярностью — 13-15 тысяч просмотров у постов.

<i>Новость «Полюса» в Telegram-канале Forbes Russia</i>
Новость «Полюса» в Telegram-канале Forbes Russia

При этом пресс-служба сотрудничает и с небольшим Telegram-каналом «Нержавейка». Это канал о черной и цветной металлургии издательского дома «НОМ», в нем чуть больше 15 тысяч подписчиков, но он узкоспециализированный и тоже полезен для связи с аудиторией.

<i>Новость «Полюса» в Telegram-канале «Нержавейка»</i>
Новость «Полюса» в Telegram-канале «Нержавейка»

Статистика

Посмотрим статистику за февраль: как резонировали инфоповоды, распространяемые с помощью традиционных пресс-релизов. В феврале «расходились» два пресс-релиза о существенных бизнес-фактах:

<i>Пресс-релизы, опубликованные на официальном сайте ПАО «Полюс»</i>
Пресс-релизы, опубликованные на официальном сайте ПАО «Полюс»

Оценим, какую роль сыграл каждый из пресс-релизов в медиазаметности компании за то время, пока его активно цитировали и перепечатывали.

<i>Роль пресс-релиза о запуске программы выкупа акций в общих медиапоказателях компании за период его распространения</i>
Роль пресс-релиза о запуске программы выкупа акций в общих медиапоказателях компании за период его распространения

При незначительной доле цитат пресс-релиза в общей массе упоминаний компании и охвате аудитории, индекс их заметности превышает совокупный показатель остальных упоминаний за неделю более чем в два раза. Это говорит о том, что пресс-релиз компании охотно публиковали влиятельные СМИ.

Проведем аналогичный анализ для второго пресс-релиза.

<i>Роль пресс-релиза о производственных результатах в общих медиапоказателях компании за период его распространения</i>
Роль пресс-релиза о производственных результатах в общих медиапоказателях компании за период его распространения

Картина аналогична: доля цитат пресс-релиза в общем числе упоминаний и охвате невелика, но по индексу заметности он сильно перевешивает остальные публикации с упоминаниями компании.

<i>Динамика индекса заметности ПАО «Полюс» за месяц</i>
Динамика индекса заметности ПАО «Полюс» за месяц

Динамика индекса заметности компании «Полюс» демонстрирует пиковые значения в даты выхода пресс-релизов. И тем самым подтверждает, что именно с помощью пресс-релизов достигается высокий уровень медиазаметности компании.

Выводы

Скажу как Капитан Очевидность: PR-специалистам нужно прежде всего понимать, что интересно каждому из сегментов её аудитории и какими коммуникационными каналами пользуются эти сегменты.

Если вы обращаетесь напрямую к конечным потребителям, есть смысл переводить общение с аудиторией и журналистами, работающими с ней, в соцсети. Если вы обращаетесь к бизнесу, «умирающий» пресс-релиз — вполне подходящий способ взаимодействия с прессой.

И снова процитирую Юлию Дееву: «Если кому-то не нравится олдскульное слово “пресс-релиз”, то можно заменить его на словосочетание “информационное сообщение”». Суть от этого не меняется: PR-специалист передаёт сообщение журналисту.

Чем удобнее журналисту обрабатывать информацию, полученную от пресс-службы, тем проще сообщению компании появиться в СМИ.

Наш отдел медиаанализа по наблюдениям последних месяцев сформулировал рекомендации, как повысить эффективность работы с журналистами.

Бонус: что рекомендуют медиааналитики

Что и как писать

Какой бы способ коммуникации с журналистами вы ни выбрали, следуйте современным тенденциям медиарынка. СМИ сражаются за внимание со всеми, при этом у них мало авторов, но много новостников.

Чтобы ваше сообщение было опубликовано, вам нужно взять на себя часть труда журналистов и подготовить контент таким образом, чтобы он максимально отвечал интересам аудитории издания:

— для делового издания:

  • важно назвать факты бизнес-деятельности компании и дать цифры, характеризующие их финансово-экономическое значение,
  • коротко объяснить значение события, связь с прошлым и влияние на будущее,
  • привести оценку внешнего независимого эксперта;

— для общественного издания:

  • объяснить, как событие влияет на жизнь «простого человека»,
  • рассказать историю или показать картинку.

Кому писать

Успех публикации не в последнюю очередь зависит от правильно выбранного СМИ. Чтобы определить интересы и профильные темы изданий, можно использовать данные систем мониторинга СМИ.

1. Отбор издания по региону, тематике и охвату аудитории.

<i>В системах мониторинга СМИ обычно можно выставить фильтр по региону регистрации издания, его тематике, категории и отсортировать по охвату</i>
В системах мониторинга СМИ обычно можно выставить фильтр по региону регистрации издания, его тематике, категории и отсортировать по охвату

2. Сравнение СМИ по цитируемости.

<i>Также системы мониторинга СМИ формируют динамический рейтинг источников по цитируемости</i>
Также системы мониторинга СМИ формируют динамический рейтинг источников по цитируемости

3. Поиск СМИ, пишущих о сходных сюжетах.

<i>Функция обыкновенного поиска пригодится, чтобы найти издания, заинтересованные в определенных сюжетах</i>
Функция обыкновенного поиска пригодится, чтобы найти издания, заинтересованные в определенных сюжетах

Как оценивать эффективность работы со СМИ

Есть два подхода — к разным качествам вашего информационного сообщения:

1. Оценивать копирайт.

Для этого в системах мониторинга СМИ есть инструменты пресс-клиппинга.

Они наглядно демонстрируют динамику и глубину интереса медиа к вашей новости и показывают наиболее цитируемые фрагменты.

<i>Пресс-клиппинг в «СКАН-Интерфаксе»</i>
Пресс-клиппинг в «СКАН-Интерфаксе»

2. Оценивать степень вирусности инфоповода.

Здесь снова на помощь придут системы мониторинга СМИ. Они могут рассчитать для каждого пресс-релиза показатели того, как на него отреагировали медиа и аудитория. В СКАНе мы рекомендуем использовать показатели количества упоминаний, охвата и индекса заметности. В других системах мониторинга последний показатель может называться иначе, важно, чтобы он отражал значимость СМИ, которые перепечатали ваш инфоповод.

Сравнивая показатели нескольких пресс-релизов между собой, легко найти темы, которые интересны аудитории и охотно транслируются СМИ. Это помогает существенно улучшить эффективность работы пресс-службы и перенаправить усилия PR-специалистов туда, где они принесут максимальную пользу для укрепления репутации компании.

Итак, по состоянию на весну 2022 года для одних компаний традиционный пресс-релиз становится неоптимальным кейсом, а для других — по-прежнему эффективен. Выбор канала общения с журналистами зависит от того, где обитает ваша целевая аудитория.

При этом будете ли вы отправлять сообщения для СМИ по электронной почте или через закрытый Telegram-канал — работают одни и те же правила повышения эффективности общения с журналистами.

В целом, видна тенденция расширять набор инструментов для общения компании с медиа. Поэтому держите руку на пульсе и не забывайте критически оценивать, как расходятся ваши инфоповоды и в какие каналы мигрирует аудитория.

Всем аналитики!

88
14 комментариев

Получается, что телеграм хорош только для компаний, у которых аудитория в городах-миллионниках?

1

необязательно! нужно сопоставлять с размером вашей потенциальной аудитории. если в уездном городе N ваша аудитория - одна тысяча человек, 70% из которой в Телеграмме... теперь вам должно быть понятно, что делать! :)

2

Пресс-релиз, действительно, своего рода форма отчетности для крупных компаний, и/или организаций, работающих на финансовом рынке. И как интересно сейчас развиваются корпоративные тг-каналы, которые пытаются создать некий промежуточный продукт между официальным заявлением и "человечеговорящим" пабликом :) возможно, здесь скоро будет интересный продукт, позволяющий сохранить информативность и большое количество интересных фактов, но в тот же момент, рассчитанный на более широкую аудиторию, написанный доступным для непрофессионалов языком.

1

лучше не скажешь! спасибо!

Тут все кейсы про крупные компании. а что делать малышам? В телегу к ним журналисты сами не пойдут и пресс-релизы их редакции не интересуют.

Размер, конечно, имеет значение, но до определенного предела. В принципе, даже если у вас небольшой бизнес, но вы четко понимаете, кто ваша аудитория, у вас сильный брендинг и вы точно знаете, как месседж хотите послать аудитории, то можно делать ТГ канал и дальше раскручивать его по известному алгоритму. Журналисты вам даже не нужны, вы можете напрямую общаться со своей аудиторией. Большое количество Инстаграм* (соцсеть, запрещённая в РФ)-бизнесов, которые сейчас перетекли в Телеграм, это доказывают.

1

Да ладно там РЖД или Дептранс с Лискутовым
но ведь пресс-релизы присылают "нонейм-компания увеличила надои на 5%. вот еще 2 каммента должныстных лиц"

И кстати, а почему для Медиа был отдельны канал с фото. Что, плебсу это непозволительно, смотреть фото побольше и получше?