Как я вырастил свой Телеграм-канал до 65к без затрат: самый эффективный способ продвижения с помощью статей на vc.ru
Привет, меня зовут Павел Комаровский, и я уже почти 5 лет веду авторский ТГ-канал RationalAnswer. За это время я перепробовал (зря) кучу разных вариантов привлечения подписчиков, а в этой статье расскажу вам о самом эффективном из них – благодаря которому на меня подписалось 40 тысяч человек за один только 2022 год.
Сразу скажу: я не маркетолог, у меня нет никаких профессиональных знаний о продвижении в Telegram. В этой статье я поделюсь исключительно своим опытом и личным мнением, сформированным на его основе. Уверен, что настоящие тру-SMMщики местами посмеются над моими выводами – если вы из таких, то смело можете меня разоблачить в комментах. =)
Все примеры, соответственно, тоже будут связаны с моим опытом и с моим каналом – так как чужие каналы я никогда не развивал, то ссылаться мне больше не на что.
Как рос мой канал: взлеты и падения
Для контекста сначала кратко расскажу о том, что я, собственно, продвигал. Проект RationalAnswer я запустил в 2018 году в первую очередь как хобби: мне хотелось сделать классный авторский блог про финансы для широкой аудитории – но без всяких там «торговых сигналов» и прочей инвестиционной порнографии.
Никакой монетизации канала тогда не планировалось даже близко – но, тем не менее, мне всё равно хотелось, чтобы о нем знало как можно больше людей. Чем больше твоя аудитория – тем больше интересных людей рады с тобой познакомиться, тем выше шанс встретить какие-то интересные возможности, и так далее.
Уверен, что в комментариях к статье будет куча возмущений в стиле «фу, автор инфоцыган, кому вообще нужны эти ваши Телеграм-каналы?» – но лично для себя я уверен, что решение завести свой блог точно было в топе лучших моих решений в жизни (вместе с «очень хорошо выучить английский, еще пока я был студентом» и «бросить успешную карьеру в аудите и пойти работать в консалтинг»).
Ниже я набросал краткую карту развития своего канала – как видите, она выглядит крайне неоднородно: длинные периоды стагнации соседствуют с резкими скачками вверх. На ней наглядно видно, как я методом проб и ошибок перебирал работающие и неработающие способы продвижения – обо всех из них я подробнее расскажу далее.
Живые и мертвые души
Сразу сделаю одну важную оговорку: я буду говорить в первую очередь о наборе качественной аудитории. Некоторым начинающим блогерам кажется, что количество подписчиков – это самая важная метрика, и они с завистью смотрят в сторону каналов с сотнями тысяч подписчиков.
Но на самом деле, в первую очередь (на мой взгляд) стоит обращать внимание не на валовый объем подписавшихся – а на активное ядро аудитории, которое лояльно автору и пристально следит за его материалами. Поясню на примере картинки ниже.
Евгений Борисович Коган – безусловно, одно из самых узнаваемых лиц в российской тусовке инвестблогеров. У него на канале больше 280 тысяч подписчиков, набранных в значительной степени за счет массовой рекламы. Реклама Когана выходит практически каждый второй день на крупных каналах с релевантной аудиторией («Tynu40k Goblina», «Ватное болото», «Олег Царёв» и так далее), а рекламные охваты за месяц превышают два миллиона показов – думаю, можно смело предположить, что бюджет на рекламу составляет минимум несколько миллионов рублей в месяц.
При этом каждую публикацию читают всего 60 тысяч человек – то есть, активная аудитория составляет условно только 20% от внушительного числа подписчиков. Мой канал кажется в сравнении «крохотным» (всего 65 тысяч подписчиков – в 4,3 раза меньше), но при этом аудитория в нем гораздо вовлеченнее – так что каждый пост читает 30 тыс. человек (почти половина).
UPD: Я скинул почитать черновик статьи нескольким знакомым блогерам – и на следующий день кто-то накрутил паре записей на моем канале по 100 тысяч лишних просмотров ботами. Не удивлюсь, если это сделали специально для того, чтобы потом в комментариях написать «ага, топит за якобы активную аудиторию – а сам себе эту активность накручивает на самом деле!!». =)
Качество вашей аудитории будет напрямую зависеть от того, каким конкретно образом вы собрались продвигаться. Меня всегда интересовала живая (теплая и ламповая) аудитория – поэтому мои подходы к привлечению нацелены в первую очередь на нее. Плюсом является и то, что такой подход совсем не обязательно сопряжен с гигантской тратой денег – за всё время я потратил на продвижение в Телеграме суммарно меньше 100 тысяч рублей (да и то, скорее в порядке эксперимента).
Что не работает
Перед тем, как обсуждать работающие методы продвижения в Телеграме – давайте сначала скажем пару слов о тех, которые не надо трогать даже трехметровой палкой. Конечно же, все они обязательно фигурируют в популярных «чеклистах по продвижению каналов»:
- «Добавьтесь в бесплатные каталоги Телеграм-каналов». Где все эти люди, которые реально изучают пресловутые каталоги, чтобы подписаться на понравившиеся каналы? Напишите в комментах, если делали так хоть раз.
- «Участвуйте в платных подборках каналов». Это когда предприимчивый рекламщик собирает по копеечке с десятка каналов похожей тематики, чтобы все они в итоге опубликовали у себя «подборку лучших в мире инвестиционных ТГ-каналов, которая составлена никому не известным ноунеймом». Выглядит отвратительно, эффекта обычно примерно ноль.
- «Проведите розыгрыш/гив за подписку на канал». Ну, если у вас стоит цель по открытию у себя в ТГ филиала [экстремистского на территории РФ] Инстаграма в худшем его проявлении – то дерзайте…
- «Воспользуйтесь услугой по накрутке подписчиков, чтобы канал не выглядел пустым». Ага, и любому потом будет очевидно с первого взгляда на ваш канал, что он полон ботов чуть менее, чем полностью. Вообще, накрутка ботами – это вид зловредной атаки на канал (подробнее писал об этом в статье про мою войну с инфоцыганскими ботами).
- «Закажите размещение комментариев со ссылкой на ваш канал с помощью ботов в крупных ТГ-чатах». Способ также известен под названием «как сделать так, чтобы вас ненавидели и считали гребучим спамером вообще все вокруг».
- «Офлайн-реклама с помощью плакатов и мерча с QR-кодами». Решительная заявка на победу в номинации «самая неэффективная трата денег ever».
Всё, с маркетинговым кринж-пакетом мы разобрались – ниже пойдут уже способы разной степени рабочести, пользоваться которыми приличным людям вполне не стыдно.
Друзья и аудитория из других соцсетей
Если вы только-только создали свой (будущий лучший в мире, конечно же!) канал в Телеграме – то первыми подписчиками на него окажутся скорее всего те, кто знают вас лично: мама с бабушкой, друзья, и так далее. Их всех можно добавить на канал / пригласить подписаться прямо через Телеграм – убедитесь только, что из названия канала и заглавного поста очевидно, что его ведете именно вы. Иначе, если большое количество приглашенных ткнут в кнопку «хз кто это, спам какой-то» – то есть риск, что Телеграм применит против вас санкции.
Таким образом можно получить первые пару сотен подписчиков. Если у вас уже есть много фолловеров в других соцсетях (FB, VK, Twitter, IG, YouTube, и так далее) – то не лишним будет призвать подписаться на канал и их. Но будьте готовы, что конверсия между разными площадками будет весьма скромной: если по ссылке перейдет и подпишется хотя бы несколько процентов вашей аудитории – то это уже неплохой результат.
Вообще, свою первую тысячу подписчиков я получил именно из Твиттера: в 2018 году как раз только зарождалась волна популярности тредов, и я сделал длинный хулиганский тред на >180 твитов про то, как обращаться со своими деньгами – в итоге он неплохо завирусился на 600 тыс. показов и про него опубликовали материал в почившем TJ (press F). До 85-го твита со ссылкой на мой ТГ-канал дочитали 15 тысяч человек, и примерно полторы тысячи из них нажали на нее.
Коллабы с другими блогерами и выступления на чужих площадках
В Твиттере сидит много айтишников – поэтому после треда про личные финансы меня пригласили в начале 2019 года поучаствовать в айтишном подкасте Podlodka, а чуть позже еще и выступить вживую на конференции разработчиков в Питере с докладом на эту же тему. Лекция получилась хорошей, слушателям вроде бы понравилось (на моем YouTube-канале ее видеозапись – это сейчас самый популярный ролик с >120 тысяч просмотров).
Эти выступления принесли мне за 2019 год еще пару тысяч подписчиков. Идея здесь в том, что появление в качестве гостя на чьей-либо площадке – это ценный доступ к чужой аудитории. Если вы сможете ее заинтересовать, то получите себе новых лояльных подписчиков. Поэтому любые коллаборации, совместные проекты и гостевые выступления – это хорошо.
Но если вы думаете, что есть автоматическая зависимость «сделал крутой и популярный коллаб => получил много новых подписчиков», то, к сожалению, это не так.
Как я писал выше, конверсия в подписки на Телеграм-канал с других платформ, как правило, очень низкая. Коллабы с другими блогерами и платформами приводят к хорошему росту ТГ-подписчиков в первую очередь тогда, когда у вашего «коллаборанта» есть свой прокачанный ТГ-канал – в котором он помимо ссылки на ваше совместное видео/статью разместит еще и ссылку на ваш канал (ведь внутри Telegram конверсия как раз-таки отличная). Причем, практика показывает, что всего два слова – «рекомендую подписаться» – повышают количество новых подписчиков в разы, по сравнению с просто размещением ссылки.
У меня есть хороший пример на эту тему: в 2022 году меня пригласил на интервью популярный ютубер MyGap. Интервью почти на два часа получилось, кажется, норм – его посмотрели 250 тысяч человек, и отзывы в комментариях были положительные. После этого меня стали чаще узнавать на улице, но новых подписчиков в Телеграме этот коллаб, несмотря на большой охват, почти не принес. Просто потому, что MyGap не стал размещать в анонсе ролика у себя в Telegram ссылку на мой канал. Если бы эта ссылка там появилась, то это были бы легкие минимум +1000 к подписчикам (это я без претензий: конечно же, никто не обязан давать на вас никакие ссылки, если вы предварительно об этом не договаривались – а сходить поговорить с приятным человеком я был рад и без этого).
Платная реклама в Телеграме
Лично я почти не использовал платную рекламу, но надо признать: практически все крупные ТГ-каналы на 100к+ подписчиков активно ей пользуются. И она работает! Если вам нужно максимально быстро нарастить количество подписчиков – то эту задачу можно решить, просто тупо завалив ее деньгами.
Минуса есть два: во-первых, качество полученной аудитории будет чуть пониже – по сравнению с «органическим» набором подписчиков (которые пришли после ваших статей и т.д.) будет много рандомных людей, неблизких к вам по духу. Во-вторых, это недешевое удовольствие: в моей категории (инвестиции/бизнес) 1 нормальный подписчик стоит не меньше 100 рублей.
Несколько советов, если вы всё же решили идти по пути покупки рекламы:
- Количество подписчиков не имеет значения (этот показатель легко накрутить ботами), гораздо важнее вовлеченность аудитории – количество просмотров каждого поста и активные действия по результату. Поизучайте канал, где хотите рекламироваться, в TGStat – в соответствующих разделах можно найти информацию, какие каналы там размещались раньше и с каким результатом.
- Размещайтесь в авторских каналах с лояльной аудиторией (желательно – в таких, которые вы сами читаете и они вам нравятся), не идите к анонимным «мусорным» каналам и так называемым «сеткам». Чем меньше канал публикует рекламу чужих ТГ-каналов – тем более он ценен (иначе у читателей возникает «рекламная слепота»).
- Чтобы реклама была эффективной, вам нужно отточить и проверить на практике сам ее текст. Важно дать четко понять, кто вы такой и зачем ведете канал; а также привести несколько ссылок на самые интересные для целевой аудитории материалы – кликнув на что-то актуальное и полезное для себя, человек переходит на канал, и дальше подписаться ему уже гораздо проще. Я сейчас использую примерно такой вариант.
Чего делать не надо: врать в рекламе! Если вы обманываете своего читателя даже еще до того, как он на вас подписался – то это какой-то зашквар титанического масштаба. В прошлом году весь Телеграм заполонила одинаковая копипаста про якобы «угарных профессоров, создавших ТГ-канал» – не будьте такими, пожалуйста (я писал про это пробитие маркетингового днища подробную статью).
Хуже «угарных преподов» была только копипаста про «бывшего советника Эльвиры Набиуллиной» – вместе с ребятами из vc.ru мы там даже делали целое расследование с написанием запроса (и получением официального ответа) из ЦБ; а по итогу моему каналу была объявлена война инфоцыганскими методами, и мне пришлось несколько месяцев отбиваться от атаки ботов.
Отдельно отмечу, что после статьи про эту (очевидную всем) дичь ко мне в чат пришли ребята-маркетологи, которые стали доказывать, что «это другое», «всё не так однозначно», и наконец (мое любимое): «в рекламе вообще нет понятия этичности, только понятие эффективности».
Напоследок, чего я лично не пробовал: реклама через официальный таргетинг Телеграма (вот эти маленькие рекламные плашечки, которые Павел Дуров вставляет внизу ленты каждого канала). Подозреваю, что по стоимости подписчик отсюда будет стремиться к обозначенному чуть выше числу, но при этом его качество будет еще ниже (но я могу ошибаться).
«Взаимный пиар» в Telegram
Как я уже писал, платную рекламу я практически не покупал. Вместо этого я долгое время продвигался за счет так называемых «ВП»: это когда вы с каким-то другим Телеграм-каналом размещаете у себя предложение подписаться друг на друга.
Взаимный пиар можно делать правильно и неправильно:
- Неправильно: Когда обоим блогерам на самом деле наплевать друг на друга – они размещают чужие заготовленные тексты просто ради притока новых подписчиков.
- Правильно: Когда блогеры действительно читают друг друга, могут написать авторский текст от себя и искренне рассказать, что они видят интересного в другом канале.
Читатели прекрасно отличают искренность от фальши – поэтому рекомендация «от души» приведет к гораздо большему притоку подписчиков, чем чужой унылый текст. Сложность тут одна – чтобы вас могли с радостью и искренне рекомендовать другие люди, надо вести действительно интересный и полезный блог.
Публикация статей на крупных агрегаторах пользовательских материалов: vc.ru, Habr, Pikabu
Наконец, мы добрались до самой мякотки! Использование именно этого способа продвижения принесло мне подавляющее большинство подписчиков. В отдельной статье про разные площадки я приводил статистику за 2020–2022 годы: за 20 месяцев активной публикации статей на чужих ресурсах на меня подписались 59 тысяч человек; а 15 месяцев размещения контента только у себя принесли мне всего 1 (одну) тысячу подписчиков.
И я тут, кстати, не одинок: похожую стратегию продвижения через годные статьи используют также Саша «Finindie» Елисеев, Леша «Disruptors» Подклетнов, Илья «Groks» Пестов и Василий «Засужу для вас злую корпорацию» Черепанов.
В продвижении статьями на площадках-агрегаторах есть два огромных плюса:
- Вы получаете доступ к чужим гигантским аудиториям: ежемесячно через vc.ru/Habr/Pikabu проходит трафик в десятки и сотни миллионов просмотров – если ваш материал действительно хорош и окажется «в топе» (то есть, наверху ленты на главной странице), то площадки сами будут подталкивать своих пользователей его прочитать.
- Подписчики, которые приходят после прочтения ваших статей – это те, кто уже потратили свое время на прочтение вашего материала, и решили, что хотят читать вас и дальше. Для любого блогера такие подписчики минимум в несколько раз ценнее, чем, например, рандомы, пришедшие по платной рекламе в ТГ.
И, к тому же, это всё можно получить абсолютно бесплатно! Единственная, правда, загвоздка – надо уметь хорошо писать на интересные для людей темы… Но тут, как я выяснил на своем опыте, мастерство вполне может прийти с опытом (о моих принципах написания популярных статей как-нибудь потом напишу отдельный материал).
Сразу предупрежу еще: готовьтесь к куче хейта. Под каждой статьей вы гарантированно увидите комментарии в стиле «увидел в конце призыв подписаться на говноканал в Телеграме, сразу не читая поставил дизлайк и закрыл высер инфоцыгана!».
Не слушайте этих людей – это те, кто уверен, что им почему-то все в жизни кругом должны. На самом деле, это работает так: если вы написали реально крутой, интересный и полезный текст – то люди за него будут благодарны независимо от приписки про ТГ-канал. Если ваша статья получилась так себе – то ее так и так никто читать не будет (хоть со ссылкой на Telegram в конце, хоть без).
Еще одно непредвиденное последствие: в какой-то момент, когда я стал писать много популярных текстов на vc.ru/Habr, мне начали предлагать публиковаться у себя уже «полномасштабные» издания, вроде The Bell, The Village, – и еще одно, признаваться в сотрудничестве с которым, к сожалению, недавно стало уже наказуемо на территории РФ. Денег я с них никогда не брал (если честно, гонорары везде предлагали ну такие), но в качестве еще одного способа продвижения это работало неплохо: когда ссылку на тебя публикуют в Телеграм-канале с аудиторией более одного миллиона людей – то можно сразу получить тысячу-другую новых подписчиков.
Подводим итоги: что сработало у меня лучше всего
Ниже сводный график со статистикой по разным источникам подписчиков моего канала. Наглядно видно, что статьи на крупных площадках принесли мне подавляющее большинство читателей. Но на самом деле, их непрямое влияние даже еще выше: чем больше ты публикуешь популярных статей – тем чаще к тебе приходят с предложениями взаимного пиара, интересных коллабораций и написания гостевых материалов. А еще у тебя охотнее покупают рекламу на канале (но об этом – в одной из следующих статей).
Конечно, это только мой личный опыт – даже не собираюсь претендовать на то, что он единственно верный. Есть куча других (хороших) каналов, которые развиваются по совершенно другим принципам – например, с помощью успешной конверсии зрителей с Ютуба в Телеграм. Если у вас есть такой опыт – то мне будет супер-интересно прочитать про него в комментариях (или даже в отдельной статье).
Напоследок – немного сумбурных мыслей о будущем
«Незабаненных» социальных сетей в России осталось не так много – так что значение Телеграма в будущем будет увеличиваться. Бизнесы будут вливать туда всё больше рекламных бюджетов – а значит, админы всяких Telegram-сеток будут тратить еще больше денег на продвижение своих каналов. Я уверен, что в этом контексте ценность независимых авторских каналов будет только расти.
И еще: в условиях постоянных блокировок, ни один блогер не может быть спокоен, если его аудитория сосредоточена только в одной соцсети. Так что я, как (в основном) Телеграм-автор, всё больше думаю о том, что надо двигаться в сторону развития своего YouTube-канала – правда, пока взрывного роста там отчего-то не получается. На каждой площадке работают свои законы продвижения – и в отношении Ютуба я их, кажется, еще просто не понял.
Если статья показалась вам интересной, то у меня в планах еще целая серия на эту тему: про правила написания популярных статей, подходы к «монетизации канала здорового человека», а также сага про то, как я уже почти год сужусь из-за своей статьи на vс.ru. Так что, если не хотите их пропустить – буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer.
P.S. Если вы крутой автор и регулярно здесь пишете (или только планируете начать) – то мы тут с командой vc.ru договорились, что они вам могут сделать эксклюзивный кастомный URL для вашего блога. Мне вот, например, только что вот такую козырную ссылку сделали: https://vc.ru/rationalanswer
Для этого вам надо написать письмо с темой «хочу свой URL» на комитетовский адрес [email protected]: указать там, какой конкретно кастомный адрес блога вы себе хотите, дать ссылку на свой аккаунт на vc.ru, а также приложить ссылку на свой внешний блог – например, в Телеграме, или на другой площадке. (Получается, это предложение актуально для тех блогеров, кто уже развивает где-то свой собственный блог.)
Да, статьи на VC приносят хорошую лояльную аудиторию. Тем более, если статьи написаны экспертно.
Если же писать статьи некому, либо они не по тематике портала, то можно обратиться к платной рекламе каналов: через биржи или рекламные кабинеты: Яндекс.Директ, Вк. Только, чтобы контент в канале был качественный.
В Директе есть стратегия – оплата за конверсии. Мы сделали сервис, умеющий передавать подписки, как конверсию. Поэтому можно настраивать рекламу с оплатой за подписки и получать целевых живых подписчиков по фиксированной стоимости: как с поиска, так и с миллиона других площадок, с которыми работает Яндекс.
Кому интересно: https://l.clck.bar/02113
Хорошая статья! Поделюсь опытом, что сработало у меня. У меня канал поменьше, конечно, всего 8000 подписчиков, но и тема более узкая — про контент-маркетинг.
1. Закупка рекламы в чужих каналах. В среднем приводит подписчиков по 69 рублей. В этой статье выкладывал подробную статистику → https://vc.ru/marketing/523647-kak-reklamirovat-svoy-telegram-kanal-v-chuzhih-kanalah-podrobnoe-rukovodstvo
2. Telegram Ads. Осенью получалось привлекать аудиторию дешевле, чем из посевов. Сейчас запустились на большем бюджете, пока что идет похуже, тестируем разные гипотезы
3. Статьи на VC и в других СМИ с упоминанием канала. В среднем, с одной статьи приходит пара десятков человек. Не 60 тысяч за год, конечно, но тоже неплохо, ведь они потом заказывают услуги по контент-маркетингу.
4. Вебинары, выступления на конференциях и прочие подобные активности. Всегда вставляю в слайды QR со ссылкой на свой канал и зову подписаться. С конфы на 500 человек вполне может прийти 100 подписчиков.
5. Перелив аудитории с других площадок. Где-то 1500-2000 человек я перевел с Инсты, Фб и Вк. Сначала просто анонсировал канал, потом стал анонсировать отдельные посты в нем, которые больше нигде не выкладываю.
Например, недавно мы создали канал агентства, выложили в нем нашу контент-стратегию — по всем соцсетям анонсировали, что ее можно там посмотреть. Человек 500 подписалось в итоге.
6. Таргетированная реклама. В Фб и Инсте работала прям хорошо, клики были до 10 рублей. Стоимость подписки тогда не замерял, увы. В 22 году тестировал Вконтакте — там уже замерял стоимость подписчика, получалось в районе 70-80 рублей. Неплохо, на уровне с посевами.
7. Сейчас хочу потестить РСЯ — создать «лендинг» телеграм-канала, показать примеры постов сделать кнопку с переходом на канал. И запустить кампанию оптимизацией по клику на кнопку. Еще не пробовал, но многие коллеги хвалят способ.
Фу, автор инфоцыган.
Мерзость, правда ведь?! Я как-то недавно посмотрел самых топовых блогеров с ютубчика, глаза потом хотелось с мылом помыть. Для меня теперь количество подписчиков измеряет глубину дна, до которого способен деградировать человек.
Увидел ссылку в конце на тг, поставил дизлайк и ушел.
Комментарий удален модератором
Реально! Где финансовая отчетность, Комаровский!?
мне ты почему-то такие классные комментарии не пишешь(
Тот самый афтор, который засрал весь VC своим "методом улитки"
Чувак, там ровно три статьи пока вышло, акстись. =)
Да, опять этот рыбоглазый инфоцыган. Meh..
Ага, нудота
Впервые узнаю о "методе улитки" из вашего комментария.
Из всей ствтьи так и непонятно, чем автор занимается - сплошь слова про финансы, иныестирования и коллаборации.
Ссылка на Черепанова неуместна - у Черепанова реальные дела, подкрепленные судебной практикой, бещо всякой болтовни типа конференций со стартапами
Ссылка на Черепанова всегда уместна))
Типичный инфоциган из деревни Лимасольск.
Автор занимается своим тг каналом же
Суть статьи в одно предложение:
«Пишите хорошие статьи и ставьте ссылку на свой тг».
P.S. Кстати в «субботний самопиар» стало больше тг-каналов приходить – лентяи, вместо того, чтобы писать годный контент постят ссылку и описание в пару предложений!
Я если честно устаю скроллить комменты к Субботнему самопиару 🤔
на пикабу за ссылку на тг с говном съедят, даже если статья хорошая, а тут на удивление лояльно к этой мерзости относятся
Ты бы вообще молчал Дмитрий Криптоскамов, расскажи ка где сейчас тот Vexel, который ты рекламировал? Который был еще единственным способом пополнения пирамиды Финико. Кстати баня тех, кто писал в комментах что это скам и они украдут ваши деньги
И что это им даёт в итоге? :)
пора закрывать рубрику)))
Нужно расширение для хрома, которое скрывает на vc.ru статьи с ссылкой на ТГ.
А заодно расширение, блокирующее вечное нытье на эти самые ссылки.
Готовы читать только материалы редакции VC и некачественный никому не нужный шлак? Потому что почти все нормальные авторские материалы теперь идут со ссылкой на канал, ведь авторы таковых в основном ведут каналы разной степени успешности, и точно не побрезгуют вставить ссылку под статьей (и правильно сделают).
Надо запретить на уровне платформы статьи без ссылки на ТГ, чтобы все указывали в обязательном порядке
Тогда будет пустая лента )
Был подписан, но после этого поста отписался, чтоб автору было над чем задуматься
Так, а о чем надо задуматься, не понял? =)
Один человек — не статистика. Вы отписались, 100 человек подписалось.
Вы реально тот Вадим Зеланд? Или просто увидели имя и решили взять?
Реальный Зеланд вряд ли стал бы писать то, что у вас сейчас написано.
Когда отписываются это хорошо, плохо когда не отписываются
Не понял, почему автору насовали в панамку в комментариях. По мне, статья очень интересная. Всегда классно читать, как кто-то разбирается в чем-то на своих ошибках, а не выдаёт готовый "топ 5 способов прокачать тг"
Комментарий удален модератором
Так это от зависти. В детстве они же наверное ломали чужие куличики в песочнице.
Да любые статьи полезны, эта мне тоже вполне зашла
аудитория здесь такая
Следите за руками:
Как я вырастил свой Телеграм-канал до 65к без затратПубликация статей на крупных агрегаторах пользовательских материалов: vc.ru, Habr, Pikabu Использование именно этого способа продвижения принесло мне подавляющее большинство подписчиков. И, к тому же, это всё можно получить абсолютно бесплатно! Единственная, правда, загвоздка – надо уметь хорошо писать на интересные для людей темы…
Классическая ошибка, воспринимать как «бесплатное» то, за что не платишь деньгами. Если умножить время, потраченное на написание/ответы на комменты/размещение статей на цену работы Павла в час — думаю стоимость такого привлечения его удивит. Ну и про само время жизни не стоит забывать. Оно и вовсе бесценно.
И конечно остается главный вопрос:
Привет, меня зовут Павел Комаровский, и я уже почти 5 лет веду авторский ТГ-канал RationalAnswerЗачем?
Да, тут соглашусь - потраченное время в каком-то смысле дороже денег будет. Но для меня это не воспринимается "расходом" - я как раз занимался любимым хобби и кайфовал от процесса)
один рекламный пост полтос.
четыре поста в месяц = 200.
все норм же )
Такая математика работает только если денег нескончаемое число
Аааа, нас еще и целый сериал ждет этих бесформенных простыней про себя любимого!!! Телеграм-блогеры, это it-фитоняшки получается?
Может дизлайкнуть?
it-говняшки зачастую, бездарные и бесполезные...
А я забросил VC, ушел на ютуб и там у меня уже 77к подписоты, и на 8к ежемесячно органически растет. А тут я больше не хочу публиковать. Кроме того, что выхлоп не большой, так еще и VC не следит за своей аудиторией, в итоге в первые часы после публикации приползает куча токсиков, и минусят, и поэтому статья не доходит до нормальных людей. Мне кажется поэтому многие и уходят с VC, потому что площадка не вычищает душных токсиков, в итоге они чувствуют себя тут как дома, а нормальные люди видя все это и даже в комментарии не хотят спускаться, чтобы не запачкаться в блевотине, и думают что нормальных людей тут больше уже нет, и уходят..
Напишите статью, как удается расти на ютубе, было бы очень интересно
Ах, ах, нежную феечку обидели, статью не лайкнули и даже восхвалительный комментарий не оставили! По сравнению с массовыми платформами а-ля Pikabu — здесь оплот адекватности. А еще здесь очень долгий срок жизни статей и относительно высокая вовлеченность аудитории.
Типичный инфоцыган - расскажу как грамотно финансировать
Скажу по секрету, Павел предвидел ваш комментарий
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вопрос к тем, кто подписан на автора:
ребят, а зачем подписаны?
В смысле, я смотрел канал в телеге, читал несколько статей тут - ну нет же ничего реально полезного для тех, кто ну хоть чуть больше чем полный ноль в этой теме. Разве что про крипту более-менее было. Ради мемасиков и шутеек?
А существуют вообще в мире подписки не ради развлечения, а ради "пользы?" Любой канал создается ради одной цели - внимание пользователей и заработок с этого
Паша, а почему бы не качать свой блог на vc.ru, чтобы люди больше тут подписывались? Или ты в телегу больше веришь?
P.S. Тоже начал свой Ютуб качать, но чаще туда подкаст выкладываю. Одним текстом современная аудитория сыта не будет! https://www.youtube.com/@startupsecrets – если кому интересно, тут про стартапы и айтишечный бизнес.
Блог на VC и так за счет хороших статей качается автоматически, его специально качать не надо. Но вообще, количество подписчиков на VC не сильно на что-то влияет. Хорошая статья от ноунейма залетит в топ лучше, чем посредственная статья от блога с большим количеством подписчиков, имхо.
Дим, на вичах не платят 100к за пост рекламы, как в телеге
смеешься? подписчики на vc, Pikabu и так далее это просто рудимент тех времен, когда все хотели быть похожими на соцсети, по факту это ненужный функционал
Чего толку его качать в нынешнее время. Ютуб блокнут - это дело времени.
В канал на телеге стоит очередь из рекламодателей, а на блог на vc всем пофиг
почему все сразу набросились из-за ссылок на тг, просто не переходите по ним и игнорируйте, кому нужно тот перейдет
Потому что в массе своей такие статьи написаны ради трафика, а не ради пользы.
Павел, поскольку вы сказали, что не особенно разбираетесь в маркетинге (хотя на практике вы доказали обратное), позволю себе предложить вашему вниманию свой материал, который, возможно, поможет писать статьи, способные привлекать заинтересованную аудиторию из органического поиска Яндекс и Google. Статья называется "Как написать статью для VC и продвинуть её в топ Яндекса и Гугл": https://vc.ru/marketing/526569-kak-napisat-statyu-dlya-vc-i-prodvinut-ee-v-top-yandeksa-i-gugl
Хотелось бы почитать про монетизацию блога
Есть более простые способы заработать.
Это тот автор который создает полезный и интересный контент. А не как Вадим паразитирует на инфополе. Сам с удовольствием читал и был подписан весь 2022. Спасибо за труд!
Несмотря на флёр инфоцыганства, тексты Павла не вызывают отвращения. Умеет человек говорить о том, что делает.
Ахаха. Лей воду, рекламируй сранину!
Мне нравится искренний посыл и откровенность + собственное мнение без претензии на единственно верное!
А есть статья, где вы делитесь опытом о написании статей для vc.ru?
Спасибо! Частично писал вот здесь: https://vc.ru/life/495663-tri-goda-pishu-longridy-na-vc-ru-habr-pikabu-i-smart-lab-rasskazyvayu-chto-ya-ponyal-ob-etih-soobshchestvah
Плюс есть в черновиках статья с принципами написания популярных статей - но пока не знаю, когда дойдут руки опубликовать.
Павел, у тебя контент - 11/10 по шкале топовости. Для таких бездарей как я все это работает не так хорошо) Даже не заслуживаю короткую ссылку на VC. Зато всегда есть ориентир, куда стремиться.
Спасибо! Так, а что за дела с короткой ссылкой? Неужели не дали после запроса?
У меня ощущение, что аккаунт на vc стал более ценным активом в ходе раскрутки чем собственно телеграм-канал
Аккаунт на VC сам по себе бесполезен, без прилагающегося автора. А Телеграм - даже сам по себе полезен, как ни странно.
Так, в итоге автор на писанине зарабатывает? Пересказ других людей, получается. Больше ничем не занимается? Тоже хочу понять, есть ли у автора экономическое образование, релевантный опыт?
Еще спросите красный ли диплом и в каком ВУЗе. Какое значение имеет это образование? Типа если у человека экономическое образование это каким-то образом говорит о качестве контента? Да у нас в стране сотни тысяч если не миллионы людей с экономическим образованием.
Аргументы начинающего кадровика на советском заводе. Смешно.
Не, у меня еще нормальная работа есть. =)
Я не понимаю кому будет полезна эта статья, уже последний мамкин блогер завел тележку и рекламит ее в VC.
Лучше расскажите как вы используете нейросети, в частности Вадима Д., в написании своих статей.
Спасибо
@Вадим Д. прикинь, сначала Чумбур публично обзывал меня твоей мамой, теперь ты - дитя Павла.
Что только люди не готовы лживо утверждать, лишь бы было удобнее переносить чужие жизни, которые их не касаются.
Вадим, тебя используют? Ты кричи, я их с балкона белизной оболью)
Та самая статья, которая вовремя и в тему. Спасибо, в закладки для подробного изучения. И спасибо за статьи ;)
Хитрый ход, чтоб набрать побольше комментов :)
В принципе не сказал бы что Павел уж такой инфоцыган.
Я даже на него подписался.
Но среди публикаций, которые я читаю в телеге, обычно его нет.
Побеждает пока профессор ВШЭ.
Отличная статья для тех, кто развивает свой блог. Павел, спасибо!
☝️ Пишешь телеграмм с двумя мм и получаешь еще с сотню каментов бонусом
Статья прям мотивировала, тоже планирую развивать ТГ таким способом. Занимаюсь веб - дизайном с недавнего времени, спасибо за статью, ставлю лукас и сохраняю в закладки =)
Паша, спасибо за подробный самоанализ.
Четта заголовок скучный. Я тебя специально открыл, через свои подписки - посмотреть, удосужился ли Павел поднять мне настроение.
Двойное удовольствие - сейчас читать некогда, заначил как Винни-Пух горшок с медом.
А так, в ленте Свежее - заголовок не зацепил.
Это Валерий Истишев из Droider?
Павел, респект! Спасибо за статью!
Давно на вас подписан! Кейс по телеге отличный, благодарю!
Дааа... сколько нервов и все бестолку )))
Может, просто устроишься на работу и будешь свои блоги вести просто так, без вот этих смешных «а это мне принесло ещё 1000 подписчиков»??)
Очень полезная статья (😂)
Спасибо за статью, интересно читать, легко и с юмором
Годная статья, спасибо
Тот самый случай, когда ты нерелевантен: я узнал про Павла именно от MyGap. Сам нагуглил канал и подписался :)
💖💖💖
Классная статья! Спасибо, Павел! Это один из моих первых комментариев на vc)
Павел, спасибо за статью.
Интересно и по делу. Мне как тренеру по ментальной арифметике и детей и взрослых актуально. Спасибо.
Будет интересно прочесть статью "про правила написания популярных статей".
Ютуб ранее и сейчас развиваю, выкладывая по видео в неделю с самыми запрашиваемыми хештегами + ссылки на соц сети в описании.
Очень полезная статья про собственный опыт! Спасибо)
Подобного типа статьи обязательно насыщенны ебанутыми картинками-смехуечками. По одной методичке что ли пишут?
Паша, отток подписчиков в тг - совсем боль или пока не сильная?
И что думаешь про емкость рынка? Где предел объема тг и падения err?
Ну, скажем так, уже ощутимая штука. Потерять 500 подписчиков за неделю - это сейчас легко (а когда-то ты условно этих же 500 за полгода набирал с трудом).
Но я про это думаю так: это процесс непрерывного улучшения аудитории. Отписываются те, кому плевать на меня и мои материалы; значит - остаются те, кому не всё равно. Можно сказать, что каждая отписка оставляет более ламповое сообщество после себя.
А статьи на vc имеет смысл платно продвигать? или и без этого можно перегонять в тг?) я тут новичок, поэтому интересуюсь )
Я пробовал, у меня получилось - что не сильно эффективно. На мой взгляд, легче сделать крутую статью, которая сама продвинется наверх в ленте, чем пытаться деньгами вытащить посредственную статью.
P.S. Имею в виду здесь продвижение через встроенную функцию на VC. Продвигать статью, например, рекламой у других блогеров - в ряде случаев крутая идея; но не для получения подписчиков скорее, а для лидов (если речь о бизнесе), к примеру.
Ладно, один вопрос остался неясен: если каждую неделю постить на vc/pikabu/habr и... dtf, дадада =) то нахрена вообще нужен телеграм канал?
Как самостоятельная площадка - ноль смысла, ящитаю. Чисто всем сказать, что у тебя 65к подписоты. Ок, ладно.
*заходит как обычно на vc/pikabu/habr
Но это я завидую, потому что мимокрокодил, разменявший 100 подписчиков в этом году и радостный до усеру
В Телеграм канале можно постить то, что не зайдет на крупных площадках. Условно - я могу разместить там несколько абзацев о личном, и быть уверенным, что это прочитает несколько десятков тысяч подписчиков (без необходимости выигрывать конкуренцию за топ на VC).
Ну и плюс Телеграм можно монетизировать нормально, в отличие от VC.
На Виси, ДТФ и других площадках есть конкуренция за внимание читателя. Ты конкурируешь с другими публикациями про сиськи, котиков и бабки. Подписаться на тебя могут и тут, но конкуренция останется. В канале же ты постишь только твой контент, видят только тебя. И когда аудитория прогревается, можно что-то ей продавать. Ну и канал больше для небольших форматов: один пост — одна мысль, в таком духе.
Павел, спасибо за статью. Измерял ли, с какого из сайтов для статей лучше конверсии из просмотра статьи в подписку? Думаю, если выкладывать статьи на разных площадках с интервалом в несколько дней (или для большей чистоты эксперимента - с интервалом ровно в неделю для совпадения дня и времени публикации), это можно замерить (чтобы предыдущая волна улеглась).
Там можно делать разные кастомные ссылки и по ним мерять. Но я не люблю такие ссылки. Леша Подклетнов может подсказать, возможно
P.S. Ой, не туда ответил случайно, сорри.
Там можно делать разные кастомные ссылки и по ним мерять. Но я не люблю такие ссылки. Леша Подклетнов может подсказать, возможно: https://vc.ru/u/disruptors
P.S. Ой, не туда ответил случайно, сорри.
Мне реально интересно. Получается смысл всех движений на публичных площадках, это канал в телеге который можно монетизировать.
Или есть еще какая то цель которая мне (лично я не уловил) пока не очевидна?
Каков манифест то? ;)
У каждого своя цель. Мне сам процесс ведения блога нравится - я этим с удовольствием занимался долгое время, когда никакой монетизации даже в планах не было. Познакомился с кучей крутых людей благодаря блогу - они, в том числе, обеспечили немало интересных возможностей.
Здорово, но
без затратВы пишите лонгрид на сайтах раз в неделю. Пишите многочисленные посты в телегу. Это съедает уйму вашего времени. А время - деньги, и их не так уж сложно посчитать.
А с чего вы взяли, что за то время ему бы заплатили, если б он не писал статью? Может на диване бесплатно просидел
Интересно где взять столько времени, что бы читать этот пост, потом смотреть телеграм канал? Пост не читал, в телеграмм не переходил, у меня нет столько времени, даже этот комментарий я заканчиваю, времени нет
Тут должен быть демотиватор "Давай, уебывай" :))) Не обижайся :)
Я тоже читать не стал, сразу коммент написал :) Три!
Комментарий недоступен
Не видел запрета ссылок на Пикабу. У меня ни разу с этим проблем не было.
без обид, Паша, а ты кто вообще?))
если ты финансист и даешь какие-то советы по инвестициям, я бегу проверять тебя на предмет того, кем ты работал и работаешь.
знаком ли ты в финансовой отрасли.
ты можешь хоть как интересно писать про финансы и иметь 500 миллионов подписчиков. интересно прежде всего то, что я написал выше.
я буду читать человека, который чего-то добился в финансовой сфере, его знает отрасль и пусть у него будет 100 подписчиков и он не мелькает на всяких конференциях и ютюбчиках.
Что плохого в преподах, которых заставили завести канал, не понимаю.
у тех, кого это просят сделать, любовь к профессии и детям, умение понятно донести информацию и долбить до тех пор, пока не станет понятно всем.
У меня растет дочь и я уже посматриваю такие каналы, чтобы дочка, когда пойдет в школу, зависала там.
вспоминая своих учителей, которым до фонаря было до их предмета и понимают ли дети то, что они говорят.
Плохое только то, что их не существует - это фейковая реклама с рандомными дедушками из интернета.
Павел! У меня важный вопрос: должна ли быть, уникальная статься для всех площадок: Habr, vc picabu? Или пишешь одну статью и публикуешь на этих трёх площадках? Спасибо, если ответите!
Писал здесь про разные площадки: https://vc.ru/life/495663-tri-goda-pishu-longridy-na-vc-ru-habr-pikabu-i-smart-lab-rasskazyvayu-chto-ya-ponyal-ob-etih-soobshchestvah
В целом - отличный текст оценят везде хорошо, плохой везде утопят, а средний текст - уже по обстоятельствам на каждой площадке зайдет.
Не могли бы поподробнее рассказать про этап "тихо-мирно пилил никому не известный блог"? Кажется, что вы без статей смогли набрать 10к подписчиков, это вау.
Ну я там в статье описал примерно - знакомился с разными интересными людьми в сфере инвестиций, делал с ними интервью. Взаимный пиар с тематически близкими каналами.
Комментарий удален модератором
Тут была статья о том, что посты на этих сайтах давали самый большой прирост подпещеков в телеге
Время=деньги, в зависимости от возможности ввделять чего-то и получаем формулу успеха. Так-то поэтому без затрат не получилось у вас.
Если перевести в плоскость цифр. Допустим чтобы достичь 65000 подписчиков за 5 лет это 60 месяцев, нужно в месяц 1000 очков.
Можно уделять 100 очков временем и 900 заливать деньгами и получим результат, а можно наоборот брать 900 очков временем и всего 100 деньгами или вообще уделять максимально времени и обойтись без бюджета.
Практически везде работает. Если я начинаю новое нарравление всегда оцениваю сколько времени я готов на него тратить и готов ли вообще и смогу ли компенсировать деньгами и хватит их, чтобы в назначенный срок прийти к нужному результату.
"Читатели прекрасно отличают искренность от фальши", вот тут и не поспорю, только в последнее время, проблемы с качеством статей.
Еще один неудавшийся трейдер)))
жалко немного потраченного времени, но полезно знать всё и как делать точно НЕ СТОИТ
Опять этот Павел Комаровский!
Круто 👍
Ты можешь прокачать свой тг, но зачем?
Качественный и грамотно составленный материал, обречён на успех.