Как правильно искать классного преподавателя и не потратить лишних 100 000₽
Рассказываю, куда смотреть, чтобы сразу встретить правильного человека и не тратить ресурсы на суету. Эти принципы точно работают для преподавателей по языкам, но потенциально помогут и для других специалистов: от преподавателей по JavaScript до учителей по вокалу или репетитора по математике для ребенка.
За последние 11 лет я прошла путь от репетитора за 300₽/занятие, который сам катается к ученикам по всей Москве до методиста собственной школы и блога на 8000 подписчиков. В этой статье приведу главные принципы, которые выработала за все время.
Дочитайте до конца — там еще расскажу, как правильно рассчитывать оптимальную стоимость занятий и правда ли, что для ускоренного прогресса лучше заниматься с носителем. Спойлер: носитель вам не нужен.
Я топлю, за то, что с английским все должно быть по любви — не ждите прогресса, если ваши процессы обучения выстроены как попало, а вовлеченность близка к нулю. Изучение языка — рискованное мероприятие в том смысле, что крайне высока вероятность слиться, а хороший преподаватель может кардинально изменить дело и сэкономить до 100 000₽. Примерно в такую сумму студенты часто оценивают свои вложения в обучение, которое не принесло ощутимых результатов.
Перейдем же к основным моментам, на которые нужно обязательно обращать внимание, чтобы все случилось правильно.
Обязательный эмоциональный комфорт уже в начале общения
Идеальная степень эмоционального комфорта — это когда просыпаетесь утром и испытываете теплый внутренний трепет от того, что сегодня будет очередная встреча с преподавателем. Когда на занятие идете как на праздник, урок пролетает незаметно, оставляя приятное ощущение и радость, что через пару дней это случится снова.
Если звучит утопично, то повторю: это идеальный вариант. Если в вашем случае будет хотя бы 40% от этого — уже неплохо.
Здесь нет универсальной инструкции «как найти эмоциональный комфорт» — это мегауникальная штука, но у вас он непременно должен быть. Поэтому просто прислушивайтесь к ощущениям, понаблюдайте, на сколько приятен именно вам преподаватель в переписке или живом общении: как держит себя; как обращается к вам; как организовано его рабочее место, что рассказывает о себе, о своей работе, на сколько пунктуален и так далее.
Словом — должен случиться эмоциональный мэтч, чтобы ничего не напрягало. Если от чего-то не по себе — вероятность прогресса стремится к нулю, делать ничего не захочется, а причины слиться с занятий всегда найдутся сами.
Извольте аналогию. 👇
Наверняка у вас в школе была, например, учительница физики, на чьи уроки вы шли почти с удовольствием, ибо она умела создать атмосферу и обладала приятной харизмой. И еще была, например, химичка, которая генерировал такой тяжелый и хмурый вайб, что даже Менделеев на плакате за ее спиной как будто тоже чё-т приуныл вместе со всем классом.
Вот теперь, когда можете выбирать, кому платить, стоит ориентироваться на условную учительницу физики.
Степень вовлеченности человека в свое дело и в работу именно с вами
Следующее, на что рекомендую посмотреть — степень вовлеченность человека в дело, которым он занимается. Помните же эти истории:
«… так а я же на Олимпиаду должен был ехать… я мастер спорта по фехтованию, потом в бизнес ушел. Такси это так, для души, я с людьми общаться люблю.»
Вам нужен преподаватель, который и по природе своей преподаватель. Он искренне кайфует от того, чем занимается и позиционирует себя соответствующе. По моему опыту — тот, кто преподает в свободное от основной деятельности время, чтобы без лишних напрягов заработать дополнительных пару десятков тысяч рублей, как правило, перформит хуже.
Как оценить эту «степень вовлеченности в профессию»? Очень просто — погуглить.
Человек, которому искренне важно то, чем он занимается, который глубоко погружен в предмет и радеет за него, скорее всего, ведет блог в Телеге или другой известной плафторме. Пилит видосики или пишет тексты, бесплатно делится знаниями, проводит прямые эфиры, админит паблик с мемами про английский.
Это не 100% гарантия, но если у вашего кандидата такое есть, это повышает ваши же шансы на успех с ним.
И не важно, если там 17 подписчиков и 2 лайка — главное, наличие этих косвенных свидетельств того, что потенциальный преподаватель радеет за свое дело и искренне увлечен.
В начале общения классный препод не рассказывает про себя — он живо интересуется вами
Допустим, эмоциональный мэтч случился, и выяснилось, что преподаватель топит за разумное-доброе-вечное, хочет искренне помогать людям, а не просто посидеть в Скайпе, открыв в соседней вкладке сериальчик, пока вы тыкаете тестики из учебника Мерфи.
Дальше — обязательно присмотритесь к манере коммуникации на вводном уроке. Лютейший красный флаг, если кандидат не спрашивает про вас, а больше рассказывает про себя, сразу обрисовывая рамки.
Оцените базовые навыки планирования занятий и тайминг
Тут все просто: на этапе предварительных коммуникаций стоит посмотреть, как дела у человека с таймингом, как скоро он отвечает, на сколько выстроены базовые процессы и дисциплина.
Дисциплина особенно важна, потому что она будет передаваться студентам, у которых с этим почти всегда сложности. Но студенты имеют право на низкий уровень дисциплины, а преподаватель, для которого это работа, уже нет.
Если кандидат действует как на картинке ниже, на созвоне у него на фоне носилась собака, и кто-то постоянно хлопал дверьми, а в самый ответственный момент отвалился Зум, потому что кончились бесплатные 40 минут — знайте, что так будет продолжаться и дальше.
Наличие сертификатов, релевантных вашему запросу
Сам по себе факт наличия диплома или сертификата ничего не гарантирует. За свою практику я десятки раз встречалась с людьми, обвешанными сертификатами и дипломами, но которые с трудом понимали, чем занимаются и кому помогают. И наоборот: я работала и работаю с коллегами, у которых нет профильного диплома преподавателя, но это люди высочайшего уровня профессионализма и вовлеченности.
Однако нюанс в том, что если вам сдавать IELTS, TOEFL, FCE или CAE, то в идеале заниматься с тем, кто либо а) имеет соответствующие сертификаты, б) сам сдавал эти экзамены и до сих пор находится в контексте актуальных изменений и правил. Уточните этот момент.
Источник, откуда вы узнали про препода — тоже потенциальный маркер
Нет универсально хороших или гарантированно плохих источников поиска преподавателя. Но у каждого способа есть неочевидные для постороннего наблюдателя особенности, от которых зависит вероятность того самого мэтча и вашего успеха как следствие.
Для начала про очевидное: сайты вроде Профи, Авито, репетитор точка ру, объявления в локальных пабликах вашего города и иже с ними.
Есть ли там хорошие преподаватели? Наверняка да. Существует ли вероятность, что повезет найти классного именно для вас? Существует. Высока ли она? Короткий ответ: чем тривиальнее запрос и ниже уровень требований, тем выше вероятность. Но надо понимать: вам придется самим быть фильтром, ведь на одном сайте тусят и студенты 2-го курса, и бабушки-преподавательницы сильно за 70, и просто энтузиасты английского, ищущие сторонний заработок, и откровенно мутные типы, которых уже не пускают в Тиндер.
Для максимального результата рекомендую сначала определиться, как вы представляете себе идеального преподавателя, какой у него темперамент и, извините, вайб, а потом уже с этим знанием перебирать варианты.
Думаю, что приходить на подобные площадки стоит после того, как исчерпаны остальные варианты: поиск через персональные блоги, рекомендации знакомых или друзей, запросы в релевантные чаты. У меня еще можно спросить — постараюсь посоветовать.
Наличие индивидуального подхода и понимания, что это такое
Еще один классный маркер потенциально хорошего преподавателя — его ответ на вопрос «есть ли у вас индивидуальный подход, и как вы его реализуете?» . Спойлер: большинство скажут, что конечно есть, а у некоторых найдется еще и уникальная авторская методика. Однако мой опыт показывает, что дай бог 10% понимают, как работает индивидуальный подход на самом деле.
Ниже предложу свою формулировку, выстраданную 10+ летним опытом преподавателя и методиста, можно ориентироваться на нее. Если ваш кандидат отвечает что-то мало похожее или вообще другое, уходя в абстрактные дебри, то это красный флажок.
Индивидуальный подход — это способность преподавателя адаптировать подбор материалов: подачу, формулировки, примеры и создавать уникальный контекст под каждого студента, учитывая особенности его личности, темперамента и когнитивных особенностей.
Базовый пример для понимания: для Пети, айтшника 32-х лет разбираем примеры с GitHub и лексику из StackOverflow, а для Олега, студента 18-ти лет, подбираем фразы и выражения из God of War и текстов ASAP Rocky. Для этого надо обладать широким кругозором, уметь общаться с людьми и интересоваться ими. Такие скиллы встречаются редко, а фраза «индивидуальный подход» присутствует почти везде.
Сколько может стоить 1 занятие с преподавателем, на что ориентироваться
Между качеством занятий лично для вас и стоимостью может вовсе не быть связи. Тот самый «мэтч» из первого пункта может с одинаковой вероятностью случиться как за 900₽/час, так и за 6000₽/час.
Теперь про деньги: стоимость месячного набора занятий (2 в неделю, то есть 8 в месяц, хотя бы) должна быть ощутимой для вашего бюджета, но не причинять большого дискомфорта. Вот эта «ощутимость» нужна в том числе как элемент дополнительной мотивации.
Хорошая новость — если у вас задача «просто вкатиться в английский» с около нуля, или ищите кого-то, кто поможет ребенку во 2 классе делать домашнее задание — скорее всего, вашу потребность закроет просто вовлеченный и адекватный студент 2-3-го курса лингвистического вуза. Вторая хорошая новость, что их услуги стоят сравнительно недорого.
Если мне только носитель нужен, там работают ли там эти принципы
Работают, но 90%, что носитель вам не нужен. Про это сейчас готовлю большой отдельный материал, чтобы сэкономить вам сотни тыщ рублей и месяцы на поиски. В двух словах вот: носитель — классно и здорово, если у вас уже а) высокий уровень языка, от Intermediate; б) вы готовы платить х2-3-4 за занятие; в) ваш приоритет — именно ментальный бэкграунд и контекст. И еще момент — нынче грамотного офлайн-носителя сложно найти даже в крупном городе. Все куда-то разъехались.
И напоследок маленькое наблюдение в формате «как делать не надо»
Есть 2 крайности. С одной стороны — человек говорит, что он пробовал заниматься с 2-мя преподавателями, ни один не подошел, в итоге решил плюнуть и «заниматься сам», то есть смотреть Тиктоки и иногда сериалы с субтитрами. Спустя 5 месяцев результата нет, даже откатился назад.
Другая крайность — ребята, которые «я учу английский с 2009 года, результаты так себе, у меня было 17 преподавателей, но никто так и не подошел под мой уникальный запрос». Открою секрет — под их уникальным запросом обычно понимается примерно такое: «делать ничего не собираюсь, времени нет, но вы сделайте что-нибудь, чтобы я заговорил и понимать начал. Удивите меня методикой».
В первой крайности человек просто рано сдался, во второй — двигается по заведомо провальному пути.
На этом все, спасибо за внимание. Если есть что обсудить — не стесняйтесь написать в комментарии, постараюсь ответить всем.
Подписывайтесь на мой блог — там весело и подробно рассказываю про системное изучение английского для взрослых, чтобы улучшить навыки для работы или просто для себя. Еще там есть смешные санкционные Тиктоки. Ссылка вот:
кто такие Ксюша Милк и Алик из статьи?
Алик я знаю, я там чехлы для телефона заказываю )))
исключительно воображаемые персонажи, все совпадения случайны
звучат, как популярные блогеры)
специально сочиняла, чтобы было такое ощущение:D
хорошая статья, я училась в педе и тоже репетиторствовала 👍
Не Ксюша, конечно, но вот что нагуглилось )
https://monstercat.fandom.com/wiki/MYLK
Мой опыт обращения к специалистам совершенно различного профиля показывает, что в первую очередь стоит обращать внимание на речь человека. Если встречаешь в ней "топлю", "кайфует", "мэтч", "тыщ" и "ментальный бэкграунд" (что это, нахрен, вообще такое?), то скорее всего и в голове у человека такой же бардак. И наоборот - умение внятно, коротко и доступно выразить свою мысль характеризует человека с положительной стороны. Не гарантирую, что метод будет работать для вас, но для меня работает. Причём, работает как для электриков, так и для преподавателей иностранных языков и вокала.
Я бы посмотрел на электрика, который топит и кайфует.
Обычно электрик говорит, что ***ную фазу замыкает на ноль, алюминиевые провода — это ****па из под коня, проводку в квартире делал полный ****бан, ну и т.д.
Топит чаще сантехник =) Но вот поругать предыдущего мастера любит каждый второй.
Да, есть такое. Но большинство "специалистов" по электрике и сантехнике реально рукожопы. Считается, что каждый мужик рождается спецом в этих вопросах. А потом волосы шевелятся от созерцания проявления их талантов.
Ну и такие ITшники тоже...
боже от скрина с переносами прям злость возникла, а ведь это даже не со мной произошло 😀
"Как оценить эту «степень вовлеченности в профессию»? Очень просто — погуглить."
Ох как спорно!
имхо на этапе, когда еще начали заниматься, это рабочий вариант
есть разница в результатах гуглежа типа анкет на агрегаторах с описанием опыта работы "был за границей три раза, общался с людьми на английском"" или блога про язык, который активно ведется пару лет
а в чем это спорно для вас?
Блог в примере приводится как хороший показатель?
как показатель того, что человеку не плевать — да, чаще всего это так
контент может быть разным, но это уже на вкус и цвет
Тем, кто репетиторствует с детьми в формате домашних заданий — отдельное уважение. Это очень сложная работа
так и есть!
Мой способ искать репетитора — посмотреть анкеты в интернете и никому в итоге не написать, потому что становится лень
возможно, у вас нет сформированной потребности и цели. это нормально
у меня было что я записалась к репетитору после того как 2 раза он сам переносил, в итоге человек просто не пришел ахах
в — вовлеченность!
но грустно стало, конечно, на секунду
Удобно, когда живешь в городе с населением в 20 000 — здесь все знают, что нормальных репетиторов по математике 2, все к ним и записываются за год вперед. Искать никого не надо)
грустно, если учиться надо прямо сейчас, а у двух нормальных репетиторов мест нет на год вперед :D
100 тысяч как то много вроде, откуда такие суммы берутся вообще?
полгода на курсах в языковом центре обычно стоит 40-60к
несколько месяцев с репетитором еще тыщ 30-40
если еще досыпать помершие подписки на дуолингво, кизлет и другие аналогичные приложения — можно и за сотку уйти)
Не переносите английский язык в общие советы.
Я сам препод по интернет-маркетингу. Я бы не пошел учиться к преподу, который только преподаёт, но в сфере не работает.
И я по факту бесплатно преподаю. Если смотреть на долю в моих доходах.
для моего бюджета 300₽ за занятие уже ощутимо
в жизни есть только 2 ресурса: время и деньги. если сейчас приоритет на том, чтобы сохранить деньги, то можно начать просто больше тратить собственного времени, занимаясь самостоятельно. в этом случае можно раз в месяц приходить к преподавателю, чтобы сверить прогресс и обсудить дальнейшее направление вашей самостоятельной работы.
Если у меня уровень около 0, лучше начать с курсов или можно сразу с преподавателем?
в идеале на курсах, где есть личный препод)
но вообще все очень зависит от целей и времени на их достижение
статья в тему http://www.itmathrepetitor.ru/zametki-uchitelya-priznaki-dobrosoves/
там первый пункт "Более 70% занятия говорит репетитор" — кажется для английского это наоборот ред флаг
там написано: "Заметим, что речь идет применительно к математике, физике, программированию. Но к другим предметам большинство требований также подходят."
А насколько вообще эффективно перебирать преподавателей, пока не найдешь супер-пупер-идеально точного попадания и "эмоционального метча"? Допустим у меня бюджет на 15 занятий с преподом, а я уже 6 потратил на каждого нового и с каждым мы 30 минут знакомились, 30 минут проверяли уровень. И вот уже 40% бюджета нет, а прогресса по английскому и 5% нет :с
самостоятельно пройдите тему, как наберете вопросов - проводите пробное и задавайте эти вопросы. если преподаватель не подойдет, то все равно польза от занятия есть
возможно, стоит выбрать лучшего из этих 6 тогда, который на фоне остальных понравился больше всех.
Искала себе преподавателя по барабанам на авито который тоже говорил про индивидуальный подход, спустя 2 недели выяснилось, что он все это время думал, что меня Алена зовут 😕
блин, какой провал)) преподавал норм хоть?
Всё много проще. Должна быть цель и способ проверки того, что она достигнута. Остальное - как в анекдоте:
Молодой врач Нёма приходит к своему отцу доктору Кацу, и радостно говорит ему:
— Папа, я вылечил мадам Рабинович! Ты лечил ее всю жизнь, и не смог вылечить, а я смог!
— Ой вэй, Нёма! Та шо же ты сделал? На ее деньги ты закончил школу, медицинский институт, стажировался в лучших клиниках Германии и Израиля, а она все лечилась... А вот ты, поц, взял ее и вылечил.
Я ищу преподавателя немецкого языка и первый барьер с которым я чаще всего сталкиваюсь это жутчайший акцент. Выбрал некоторых подходящих мне преподавателей (с положительными отзывами), дал послушать коллегам (немцам) и они сказали, что это невозможно оценивать. Не просто акцент с лёгким налётом восточной Европы, а "лэт ми спик фром май харт".
Акцент уберётся только если жить в Германии. В акценте вообще ничего плохого нет, работал в интернациональной команде, в итоге акцент стал и китайский, и индуский и т.д., зато все понимают.
Если ваша главная цель — научиться аутентично звучать так же, как носитель (что слегка сомнительная цель, но все может быть), то видимо стоит продолжать поиски уже в направлении носителей.
Комментарий удален модератором