Уйти или остаться?

На днях я посетила один из корпоративных тренингов – «Эффективные переговоры» (читай: «продажи») и он заставил меня порефлексировать на интересную тему.

Одной из функций отдела аналитики в компании является выстраивание правильной системы ключевых показателей эффективности совместно с другими отделами для каждой из функций.

Обычно аналитики – это те люди, которые очень хорошо понимают взаимосвязи KPI между отделами, на этапе обсуждений вариантов могут оценить реалистичность и корректность расчетов будущих показателей и заранее предусмотреть и предупредить о тех или иные рисках, которые могут возникнуть, например, если эти показатели не будут синхронизированы между всеми подразделениями компании (вспоминаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука»).

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.»

Иван Крылов. "Лебедь, рак и щука".

Так вот, на тренинге мы изучали технику под название ЛАОС. Лучшая Альтернатива Обсуждаемому Соглашению. Т.е. это набор вариантов результатов переговоров между максимальной (идеальной) и минимальной (приемлемой) вашими целями.

  • ЛАОС помогает определить идеальные цели и те варианты, ниже которых спускаться уже не выгодно.
  • ЛАОС обеспечивает во время переговоров психологический комфорт за счет наличия альтернативных вариантов.

Чем сильнее ЛАОС, тем меньше уступок. Чем слабее ЛАОС, тем больше уступок.

Уйти или остаться?

Хороший пример привел наш тренер – вспомните, как вы чувствуете и ведете себя на собеседовании, когда у вас есть работа и когда вы уже уволились и находитесь в активном поиске? В обоих случаях вы обладаете абсолютно одними и теми же навыками, умениями, опытом, но насколько психологический комфорт влияет на ваше самоощущение, ваше поведение, а в результате и восприятие вас собеседником, а, следовательно, и результат? Я, кстати, очень люблю ходить на собеседования и делаю это регулярно, даже не находясь в поисках, а чтобы поддерживать в себе этот уровень профессиональной уверенности и ценности и объективно оценивать себя на рынке (оказывается, всегда неосознанно укрепляла свой ЛАОС).

Возвращаясь к системе KPI. Принимая решение о целях по тем или иным показателям, менеджмент фактически решает, какой ЛАОС будет у сотрудников. Например, сколько клиентов в день необходимо обзвонить/посетить, какого объема продаж необходимо достигнуть, сколько клиентов нужно привлечь и т.д.

И в зависимости от лиц, принимающих эти управленческие решения, KPI выставляются более или менее амбициозными. Кто-то считает, у сотрудников должно быть «ни шагу назад», а кто-то наоборот, управляет через мягкую мотивацию.

При этом и влияние того или иного подхода на разных сотрудников будет разным. Кто-то показывает бОльшую эффективность именно при жестких рамках: вот тебе пошаговый план и задачи, просто делай и не отклоняйся от заданного пути. Таких сотрудников множество вариантов может сбить с толку. А кому-то наоборот, нужна гибкость, для проявления бОльшей креативности и самостоятельного поиска решений.

Все это так важно учитывать в процессе формирования системы ключевых показателей эффективности каждой компании. И важно просчитывать альтернативные варианты, ЛАОС, который мы хотим дать сотруднику на той или иной позиции.

По своему опыту могу сказать, что чем выше позиция/грейд сотрудника, тем бОльшую гибкость, а значит и более сильный ЛАОС ему необходимо давать.

Ведь если система мотивации выстроена неверно, то и результата не будет. Если же цели амбициозны, но достижимы, действия синхронизированы между разными функциями, организация будет работать как слаженный единый механизм.

ЛАОС есть у каждого из нас в любой рабочей или бытовой ситуации. Ежедневно мы принимаем множество решений, у которых есть свой ЛАОС. И в каждых «переговорах» мы решаем, «уйти или остаться».

Начать дискуссию