Bus Factor

Фактор автобуса (Bus factor) – риск, который полезно отслеживать всем членам команды, и особенно менеджерам. В этой статье мы объясним, в чем заключается фактор автобуса, почему вам следует обратить на него внимание и как его повысить.

Что такое фактор автобуса

Почему «bus factor»? Потому что никто не может дать гарантию, что завтра ваш сотрудник будет на рабочем месте. Он может заболеть, внезапно уволиться или даже попасть под колеса автобуса по пути в офис.

Фактор автобуса можно свести к конкретному числу – количеству людей в вашей команде, которые могут внезапно прекратить работу, прежде чем ваш проект/продукт/система/что-либо окажется в серьезной опасности.

Пример на пальцах: есть две компании с одинаковым количеством сотрудников – «Солнышко» и «Звездочка». Если из «Солнышка» внезапно уйдут сразу 5 человек, трагедии не случится, бизнес продолжит существовать и функционировать. А если «Звездочка» потеряет 5 сотрудников, то работа замедлится и компания окажется под угрозой закрытия. У «Солнышка» bus-фактор выше, чем у «Звездочки». Чем выше число, тем ниже риски.

Bus Factor

Звезды в команде

В качестве руководителя проекта, лидера команды или менеджера вы всегда должны следить за рисками. Риски могут иметь различные формы: некоторые очевидны и сразу заметны, другие менее осязаемы и их труднее оценить. Риски, связанные с фактором автобуса, часто недооценивают.

Предположим, у вас есть звезда в вашей команде, господин «всезнайка», человек, имеющий ответы на все вопросы. Поздравляем! Найти и удержать талантливых людей в наши дни крайне сложно.

Звездам всегда рады в команде, ведь они могут:

  • быть по-настоящему увлеченными делом/проектом;
  • работать эффективно без дополнительного контроля;
  • показывать отличные результаты;
  • поднимать планку для всех;
  • решать самые сложные проблемы и еще много чего.

Сценарии «Что, если» очень важны с точки зрения управления рисками, и мы можем воспользоваться таким сценарием прямо сейчас.

Что, если ваша звезда окажется под колесами автобуса? Поставит ли это под угрозу ваш проект? Почему?

Самая очевидная проблема со звездами заключается в том, что они востребованы и они это знают. Рекрутеры звонят им каждый день. Если они получат более выгодное предложение от другой команды или компании, то, возможно, решат уйти.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы удержать звезд: проявление благодарности/признательности/похвалы за их работу, предоставление им достаточно хорошей компенсации, обеспечение возможностей для обучения и роста и т. д.

Но жизнь тоже вносит свои коррективы. Даже если они довольны проектом, командой и так далее, они все равно могут заболеть или захотеть взять отпуск. Даже если вы сделали все возможное, рано или поздно может произойти что-то, на что вы не в силах повлиять.

На самом деле, проблема – не сами звезды. Проблема в том, что многие команды слишком сильно полагаются на своих звезд.

Чтобы оценить риск, наблюдайте, что происходит, когда ваша звезда не находится на рабочем месте. Если все замедляется, то, вероятно, у вас проблемы. Нехорошо, когда звезды являются центром всего. Если они единственные, кто решает сложные задачи и всегда вызываются на помощь.

Как повысить bus-фактор?

Мы в NIKSOFT когда-то уже сталкивались с проблемой ярких звезд, и теперь очень стараемся отслеживать и прорабатывать этот риск. Далее приведем способы, которые помогают нам сохранять bus-фактор на высоком уровне.

Скамейка запасных

Чтобы ваша команда продолжала работать, даже если важный игрок недоступен, вам необходимо обеспечить наличие хотя бы одного «запасного» для этого человека.

«Запасные» должны быть способны брать на себя любую ключевую роль/функцию/задачу недоступного члена команды в любое время. Важно, чтобы члены команды знали, что они являются «запасными» для X или Y; таким образом, они смогут принять меры, чтобы обеспечить наличие необходимых им навыков/информации для выполнения своей роли. В команде не должно быть ни одного члена, работающего в одиночку.

Bus Factor

Документация

Просто наличие документации недостаточно, она также должна быть легко доступной всем членам команды и понятной для них. Если документацию сложно найти или она написана с использованием сложного языка или технического жаргона, то она не будет полезна для всей команды.

Следует также помнить, что документация – это не однократный процесс. Она должна обновляться и повторно оцениваться. Когда происходят изменения в процессах, системах или решениях, документация должна быть обновлена, чтобы отражать актуальное состояние.

В общем, без правильно оформленной документации компания будет сталкиваться с проблемами и потерей информации при уходе членов команды.

Работа в парах/группах

В группах разработчиков программного обеспечения «парное программирование» – это действительно отличный способ обмена знаниями.

Может показаться, что работа двух и более человек у одного компьютера над одной задачей – это пустая трата времени, но это совсем не так. Когда вы работаете с кем-то над проблемой или задачей, вы получаете лучшие результаты, более креативные решения и общее понимание + обмен знаниями.

Если вы хотите, чтобы знания лучше циркулировали в вашей команде, то стимулируйте парное программирование / групповую работу. И если вы хотите повысить фактор автобуса (количество ключевых членов команды, которые могут внезапно уйти), то изоляция знаний должна исчезнуть.

Если ваша звездочка работает над сложной проблемой, предложите ему/ей поработать с 1-2 коллегами. Если требуется провести исследование, то сделайте его групповым занятием. Все получат выгоду от этого. Это может потребовать дополнительных затрат, но это того стоит по множеству причин.

Передача знаний

Также стоит стимулировать и поощрять обмен знаниями. Побуждайте членов команды делиться своими идеями, открытиями, проблемами и т. д.

Это укрепляет командный дух, способствует креативности, распространяет знания и повышает фактор автобуса, так как больше людей будет знать о том, чем занимаются / что уже сделали другие.

Bus Factor

Инвестируйте в свою команду

Последняя идея, которую стоит упомянуть, – это инвестиции в свою команду. Во всю вашу команду, а не только «звезд».

Организуйте тренинги, мастер-классы, отправляйте их на актуальные конференции. Превратите более опытных членов команды в наставников и позвольте им каждый день делиться своими знаниями.

Лучшая стратегия для повышения фактора автобуса – сделать каждого члена команды «звездой». И это не так уж и нереалистично!

Наш опыт

В NIKSOFT мы действительно много внимания уделяем устранению рисков как при работе с проектами, так и внутри команды. Что мы для этого делаем:

  • следим за оформлением документации по каждому важному процессу и проекту;
  • храним все знания (документы и артефакты) в общедоступной Wiki;
  • отмечаем статус по каждой задаче и каждому проекту в таск-трекере так, чтобы любой член команды в любое время мог отследить все что требуется;
  • проводим тренинги и семинары для сотрудников;
  • совместные сессии и кросс-проверки у разработчиков.

У нас был больной опыт, мы немного рассказали об этом в статье Темные Времена… Зато теперь мы стараемся оптимизировать все процессы и организовать работу и обучение сотрудников так, чтобы bus-фактор всегда оставался высоким. Оставьте реакцию, если статья показалась интересной. Мы всегда рады поддержать обсуждение в комментариях!

8
Начать дискуссию