Можно ли отказаться от выгодного проекта, если сложный клиент

Можно ли отказаться от выгодного проекта, если сложный клиент

На этапе переговоров, можно понять, сможете ли вы успешно и эффективно работать с клиентом. Потому что именно на этом месте, чаще всего вылазят подводные камни. Конечно, бывают ситуации, когда приходит озарение уже на поздней стадии сотрудничества.

Я для себя выделил несколько пунктов, которые показывают, сможем ли мы взаимодействовать дальше с клиентом. О них я расскажу ниже. Это будет типа чек-листа. Покажу на недавнем своем примере из моей практики.

Недавно была ситуация: обратилась ко мне клиентка за ведением социальных сетей. Тема была мне хорошо знакома. После первого созвона, мы вроде бы нашли точки соприкосновения и поняли друг-друга. После него была еще долгая переписка, куча голосовых сообщений. А потом я стал понимать, то что мы обсуждали, оно полностью перекроилось.Я пытался ситуацию вернуть в прежнее русло, но увы. Тогда я написал, что мы работать не будем. Так как было понятно, что это будет сложный проект и сложный клиент, который не знает свою конечную цель. Хотя, проект был финансово интересный очень.

Так как я уже давно работаю на фрилансе, то я для себя вывел некоторые правила, которые позволяют определять такие моменты сразу. Итак, к ним:

  • Никогда не соглашаться работать без четкого технического задания. Либо оно есть у клиента, либо я помогаю его создавать. Потому что если его нет, то потом вылазит куча подводных камней и случаются неприятные ситуации. А переписывать несколько раз текст только из-за желаний клиента, которые постоянно меняются, я не хочу.
  • Не брать проекты, если клиент не знает, что он хочет получить на выходе. Почему? Потому что в процессе работы, будут появляться новые вводные, а цена уже будет зафиксирована.
  • Перед началом работы обсуждать сразу конечную цену, но при этом указывать, что любые дополнительные работы за дополнительную плату. Чтобы потом не было для них сюрпризом. А то бывали неприятные ситуации и в этом направлении.
  • Если работать по договору, то в нем прописывать все нюансы. Не только по оплате и рискам, а также об этапах работ и конечном перечне работ. Перечень работ можно прописать в приложении к договору.
  • Не работать с перекупами. Потому что конечное слово за их заказчиком. И если есть какие-то нюансы в процессе работы, то перекуп ничего не решает от слова совсем. Он все будет спихивать на своего клиента.

Был у меня случай, когда перекупу его клиент не заплатил, ну и я тоже не получил деньги. Хотя мой клиент - это посредник. Но его это не волновало особо.

  • Не беру проект, если клиент четко не знает свой продукт или свой бизнес. Такое встречается редко, но бывает. Чаще всего это случается, если реализацию проекта руководство отдает менеджеру, который некомпетентен в вопросе.
  • Не работаю с людьми, которые обращаются за помощью и пытаются вас научить работать или говорят как лучше надо сделать. В моей философии логика такая: если вы обратились к специалисту, то доверьтесь ему.

Представьте ситуацию, когда вы обращаетесь к врачу и говорите ему, как лучше вас лечить или как лучше сделать вам операцию. Глупо? Глупо. Так и тут.

  • Никогда не работаю с клиентами, которые не соблюдают сроки. Например, вы договорились созвониться или списаться в одно время, но он выходит на связь, спустя 3-4 часа, если не через день. Потому что когда возникнет какой-то вопрос по работе, ты понимаешь, что долго будешь ждать ответа. А ведь, как правило, обговариваются четко сроки. Из-за этого они будут двигаться.
  • Не беру проекты, в которых срок "вчера". Я считаю, если вы планируете проект, то это делаете заранее. Зачем тянуть до последнего и потом обращаться. Я всегда называю срок сам. Если сильно горит, то я могу чуть подвинуть срок сдачи назад.
  • Никогда не беру проекты, если клиент просит на выходе не реальные цифры в виде эффективности. Потому что я понимаю, что это нереально.

Я для себя уяснил, что чем дешевле проект, тем больше головной боли. Я могу ошибаться, но это мое мнение.

Конечно, можно за срочность брать доплату. Но, здоровье дороже.

Это что касается моих правил. У каждого они могут быть свои и разные. Чтобы было меньше "сложных клиентов", то я вижу такой выход из ситуации:

Если вы ведете социальную сеть или есть свой сайт, то четко пропишите свои условия работы. А если лучше напишите, в каких случаях вы не беретесь за проект. Таким образом вы оградите себя от большего количества сложных клиентов.

Повторюсь, что каждый работает в своей нише и у каждого свои правила, свои устои. Но многие пункты - универсальны.

А какие правила есть у вас при работе с клиентами? Напишите в комментариях.

1
Начать дискуссию