История про то, как помогли клиенту, но заказ не получили

История про то, как помогли клиенту, но заказ не получили

Заниматься оказанием консалтинговых услуг на постсоветском пространстве - это история не столько про профессионализм, сколько про выработку терпения, любви и принятия клиента таким, какой он есть. О чем это я , вы поймете прочитав эту историю из практики нашего агентства, а, возможно, что у кого-то она и отзовется собственным опытом. Если таковой есть, то поделитесь им, пожалуйста, ответив на вопрос внизу публикации.

Часто за услугой маркетингового продвижения компании обращаются компании, когда нужно срочно и ещё вчера, то есть в последний момент. История знакомая. Вряд ли, кого-то удивлю. Мы уже стали относиться к таким обращениям спокойно, достигли в этом вопросе своего дзен.

А вернее так, мы нашли инструмент работы с таким клиентом: прежде, чем отправить договор на оказание услуг, просим заполнить клиента чек-лист, ответы на который помогают понять объем работы, возможные сроки выполнения такой работы и какой результат можем обещать, чтобы не давать клиенту ложных обещаний, которые никогда не сможем выполнить. Даже за большие деньги. Но в этот раз наш инструмент, как оказалось, сыграл против нас.

Поделюсь нашей историей. Обратился клиент с задачей разработать маркетинговую стратегию продвижения пекарни в городе Минске, запуск которой был запланирован собственниками на сентябрь.

Откровенно говоря, мы очень любим работать с молодыми компаниями, особенно в сегменте В2С. Именно тут можно реализовать все наши компетенции в сфере репутационного маркетинга: от оценки маркетинговой жизнеспособности идеи, ее доработки до внедрения на практике всех наших креативных идей продвижения компании и обучения персонала клиентоориентированности. Поэтому обрадовались новому знакомству и потенциальному заказу.

В консалтинге заключить договор - это почти как выйти замуж или жениться. Важно, чтобы бизнес-консультант и клиент подошли друг другу, оказались на одной волне, произошла какая-то магическая симпатия, сформировалось доверие. Именно по этой причине я помню всех своих клиентов : с каждым своя история.

Наша история складывалась и в этот раз по плану. Все шло превосходно: встреча с клиентом, первый кофе-знакомство, разговор о целях и задачах, визит на будущую площадку, где откроется пекарня. Дело дошло, наконец, до заключения договора. И тут, как я описывала выше, мы отправляем чек-лист клиенту, чтобы , с одной стороны, он еще раз структурировал всю информацию, которую имеет, а , с другой стороны, мы смогли оценить весь объем работ , на основании которого оцениваем свои затраты и точно формулируем предмет договора.

Стоимость услуги профессионального бизнес-консалтинга никогда невозможно назвать заранее, именно поэтому коллеги консультанты отталкиваются от стоимости человека-часа . Ответы клиента на наш разработанный исходя из практики уже более 15 летней работы на рынке консалтинговых услуг Беларуси чек-лист как раз и помогают осознать объем работ в часах.

В этот раз клиент ответил нам на все вопросы в назначенный срок. Но! Меня лично очень насторожил ответ на вопрос о названии будущей пекарни. Именно такую же, но уже действующую пекарню, с таким же неймингом я видела в России. Конечно, в Беларуси могла быть франшиза. Но в случае франшизы маркетинговая стратегия или согласуется с франчайзером, или передается франчайзи вместе с лицензией. Важно было уточнить этот момент.

Но каково было мое профессиональное открытие, когда на мой вопрос о наличии франшизы собственник не только не удивился, что аналогичное название пекарни уже существует в РФ, но и что очень важно для безопасности бизнеса до момента открытия пекарни урегулировать юридические вопросы с названием пекарни или выбрать другое, свободное название.

Браться за разработку маркетинговой стратегии продвижения пекарни с неймингом, который уже существует и работает на рынке - это слишком большая репутационная уязвимость для нас и риск для компании-клиента, особенно в случае, когда бизнесы работают по одному регистрационному классу, пусть даже и в разных странах. Всегда есть риск, что собственник уже зарегистрированного товарного знака может выставить иск за пользование чужим товарным знаком , а потраченные ресурсы в продвижение, айдентику, визуальные эффекты, доменное имя сайта компании с незарегистрированным товарным знаком окажутся напрасными.

Мы потеряли этот заказ. Клиент решил, что прежде, чем будет двигаться дальше должен окончательно разобраться с юридическим оформлением названия, чтобы обезопасить свой бизнес от возможных судебных претензий со стороны владельца зарегистрированного названия.

История эта выглядит поучительной для всех сторон.

Для предпринимателей, открывающих свое дело, следует всегда внимательно подходить к выбору наименования своей компании и проверять зарегистрирован ли такой товарный знак или нет заранее, до разработки маркетинговой стратегии продвижения своей компании.

Для нас как компании-консультанта урок состоит в том, что мы не получили от клиента материальное вознаграждение , но по факту предоставили ему информацию, знание которой позволит ему безопасно вести бизнес и не получить судебный иск за пользование чужим товарным знаком. Но ведь каждый труд, особенно интеллектуальный, должен быть вознагражден?

Вот и возникает вопрос.

Правильно ли мы поступили,  объяснив уязвимость клиента до заключения договора оказания  услуг,  не получив вознаграждение за свои профессиональные знания 
Да, конечно. Вы поступили правильно и этично. Клиент к вам вернется, так как вы не обманули его.
Нет, вы поступили неправильно. Интересы клиента соблюдены, но ваш интерес отсутствует, вы не получили свой гонорар.
Да, мы поступаем так же.
Нет. Мы никогда не позволяем себе никакого консалтинга до подписания договора. Это наши знания.
22
10 комментариев

Ничего страшного, рано или поздно научитесь монетизировать время.

2
Ответить

cпасибо за комментарий.

Ответить

Вы сделали правильно, но не верно. 1. Вы должны были сначала заключить договор, а потом указать на проблему и сопровождать клиента в процессе согласования юридических моментов. 2. Этические аспекты не были бы нарушены, при этом клиент имел бы вашу поддержку в этом процессе

1
Ответить

Добрый день. Спасибо за комментарий.
Дело в том, что юридическое сопровождение регистрации ТЗ это не наши профессиональные компетенции.
Мы оказываем услуги по маркетинговому продвижению компании/брендов. Разрабатывать стратегию заведомо зная, что с неймингом есть вопросы, тоже как то не комильфо )

Ответить

Поддержу.

Или потом срубить бабла юр. отделом.
Сделав невынные глаза и конечно все прописав в договоре как надо.
Думаю есть такие конторы.

Ответить

для таких ситуаций, нужен отдельный договор. Что то типа: "предпродажная проверка" из сферы недвижимости. Ведь прежде чем купить квартиру для заказчика, её нужно проверить. И не факт, что понравившаяся ему квартира после покупки, принесёт ему мир и спокойствие.
Так же и вам, нужен сначала договор на оказание консультационных (юридических) услуг. Желательно работу начинать только по предоплате. Тогда каждая из сторон, будет защищена от будущих возможных проблем. А кто не захочет платить вперёд, тому и результат обоюдовыгодный не нужен. Значит он не ваш клиент.

1
Ответить

Да, Вы правы, что консалтинговый бизнес очень похож со сферой недвижимости в этом вопросе.
Cпасибо за комментарий.

Ответить