{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Фокусы с вниманием или как контент-маркетолог учится не терять концентрацию

Всем привет! Я Полина, занимаюсь контентом в компании Аспро. В этой статье расскажу о попытках научиться держать фокус внимания и борьбе с многозадачностью. Здесь не будет невероятных лайфхаков, которые изменят вашу жизнь, и исследований британских ученых. Зато будут личные наблюдения и выводы, которые помогут вам не тратить время на тестирование различных методов концентрации.

Содержание:

Многозадачность — это же про продуктивность?

Раньше я всегда считала, что многозадачность — это то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя специалист. Чем больше задач одновременно можешь выполнить, тем лучше. Оно и понятно: темп жизни становится быстрее, информации — больше, а свободного времени — меньше.

В студенчестве я несколько лет проработала в общепите, где требовалась не то что многозадачность, а даже всезадачность. Либо ты успеваешь уделить время каждому гостю, либо получаешь негативные отзывы и теряешь зарплату. Выбор очевиден. Параллельно еще в университете твердили про «конвергентную журналистику», что хороший специалист обязан делать все. Из-за такого опыта я действительно гордилась своим умением концентрироваться сразу на нескольких задачах. На каждом собеседовании мне хотелось рассказать о своей многозадачности и заявить, что слово «‎эффективность»‎ как нельзя лучше описывает меня.

Но вот я и моя многозадачность устраиваемся в IT-компанию на должность контент-маркетолога. Сперва рабочий процесс выглядел так:

  • Беру в работу пост для социальных сетей.
  • Понимаю, что ничего не понимаю.
  • Откладываю.
  • Начинаю думать над структурой статьи.
  • Параллельно отвечаю на сообщения коллег или друзей.
  • Бегу к дизайнеру обсуждать обложку другой статьи.
  • А тут еще приходят правки от редактора, срочно идем их принимать.

И так происходило изо дня в день, ничего страшного в таком режиме я не видела. Ведь недельный план я закрывала успешно. Немного странно было, что многозадачности от меня никто не требовал. У меня есть задачи на неделю и 40 часов. Никто меня не гонит и не заставляет работать в бешеном темпе. Я могу самостоятельно распределять время и выполнять задачи так, как мне удобно. Но даже в таких условиях я все равно пыталась взять одновременно несколько заданий, ведь так я чувствовала себя более продуктивной.

Потом я прочитала книгу Джеффа Сазерленда «‎Scrum — революционный метод управления проектами», в которой были исследования о вреде многозадачности.

Помимо этого, автор предложил выполнить одно примитивное, но очень показательное упражнение. Нужно написать несколько столбиков от единицы до десяти арабскими и римскими цифрами и так же в столбик — латинские буквы от A до L. Можно использовать русский алфавит, суть не изменится. Это должно выглядеть примерно так:

Сначала было необходимо идти по строкам: пишем арабскую цифру, римскую, а затем букву. Пытаемся сделать это как можно быстрее, при этом важно засечь время.

Мой результат такой: 01:08

Далее проделываем то же самое, только теперь идем по столбцам.

Мой результат: 00:42

Во втором случае я была быстрее в полтора раза. Автор связывает такую разницу со сменой контекста. Чтобы после арабской цифры написать римскую, нам необходимо прервать мыслительный процесс, вспомнить следующий символ и продолжить ряд. На это уходит время, хотя мы этого можем даже не замечать.

Чем больше мы берем задач в работу, тем больше теряем в продуктивности. После прохождения такого быстрого эксперимента гордиться своей многозадачностью уже не получалось.

А ведь в многозадачность входят не только рабочие задания, но и любые действия: налить чай, одним глазом посмотреть мемы в корпоративном чате или обсудить с коллегой контент-план. На все это мозг тратит ресурсы и постоянно то выходит из контекста, то входит обратно.

Последствия многозадачности

Оказалось, что все это время у меня было неверное представление о многозадачности. Обманывать себя больше не хотелось. Вместе с этим появилась проблема: как теперь отказаться от многозадачности и начать фокусироваться на чем-то одном. Я уже привыкла распылять свое внимание сразу на несколько вещей и тонуть в информационном потоке. Как бы я ни старалась выполнять только одну задачу и ни на что больше не отвлекаться, это происходило само собой. И даже при написании этой статьи я отвлекаюсь на телефон.

Фокусы для фокуса

После всех неудачных попыток сконцентрироваться я решила найти способы держать фокус внимания. И их оказалось достаточно много. Я кратко расскажу о нескольких методах и о том, как использовала их в работе.

Метод Pomodoro

Достаточно популярный и универсальный метод, подходит под разные виды деятельности. Суть проста: у нас есть помидоры — отрезки времени, которые состоят из 25 минут работы и 5 минут отдыха. В некоторых случаях можно немного увеличить интервалы. Итак:

  • Составляем список задач на день. Приоритетные задачи ставим вперед.
  • Заводим таймер на 25 минут и приступаем к работе.
  • После этого делаем перерыв 5 минут. Можно сделать разминку, пройтись или поговорить с коллегой.
  • Как только мы выполнили 4 помидора, делаем перерыв побольше, например, 15-20 минут.
  • После завершения задачи можно переходить к менее приоритетным заданиям.

Можно воспользоваться обычным таймером, расширениями для браузера, специальными программами и сайтами:

Или смартфона:

Также есть приложения, которые на 25 минут блокируют все всплывающие сообщения:

Я часто слышала об этой технике и ее чудесных свойствах, которые помогают прокачать концентрацию внимания. Но на деле дружба с помидорами у меня не сложилась.

По задумке мысль о коротком перерыве должна мотивировать и придавать сил: «сейчас мне нужно немного поднажать, а потом я себя вознагражу отдыхом». Но по факту я следила за таймером и ждала, когда же там он, наконец, прозвенит. 25 минут казались вечностью. Особенно тяжело было продумывать структуру статьи в рамках одного помидора. В голову ничего не приходит, а отвлекаться нельзя. Вот сидишь и ждешь заветного сигнала. Конечно, такой способ помогает не брать в руки телефон каждые 5 минут, но все равно я уходила в свои мысли, которые к работе никак не относятся.

Происходила и обратная ситуация. Стоило только уйти в «поток», как таймер начинал звенеть. И все вдохновение в секунду испарялось. Думаю, не стоит говорить, что для написания статей этот момент крайне важен.

В моей работе нужно что-то придумывать, креативить, поэтому такой метод оказался неэффективным. Возможно, он подойдет тем, кто выполняет более рутинную работу и не нуждается во вдохновении.

Метод «90 на 30»

Если уж интервалы по 25 минут мне не подходят, а только не вовремя выбивают из потока, я решила попробовать другую технику. Она похожа на метод Pomodoro. Только интервалы гораздо больше. Как понятно из названия, полтора часа работаем, полчаса отдыхаем. Причем самую приоритетную задачу необходимо выполнить в первом цикле.

Этот метод оказался эффективнее предыдущего. Мне не приходилось прерывать себя на самом интересном, и за полтора часа как раз получалось получить максимум. Но техника работала так, как должна, только первые два цикла. Дальше я начинала отвлекаться все больше и больше. Если разделить обычный восьмичасовой рабочий день, то получится аж 4 таких периода. Соответственно, к вечеру чувствуешь себя уставшим выжатым лимоном.

Есть у метода еще один недочет. Правда, он больше касается офисных работников. Руководителю может быть непонятно, куда уходит сотрудник каждые полтора часа, да еще и так надолго. Получается, что в восьмичасовом рабочем дне 2 часа уходит на отдых. Вряд ли это понравится вашему начальнику.

Дробление больших задач на мелкие части

Отсутствие концентрации может быть связано не только с неумением держать фокус на важном, но еще и со страхом перед сложными и объемными задачами. Знакомо, боюсь по три раза на дню. Ощущение, будто всю неделю ходишь с грузом на плечах, но скинуть его страшно. Когда я понимала, что впереди еще три дня упорной работы, концентрация мгновенно пропадала. В голове были примерно такие мысли: «Мне все равно над этим еще долго работать, 10 минут в телефоне ничего не изменят». Но если вспомнить про эксперимент в начале статьи, можно понять, что времени я тратила гораздо больше.

Чтобы не терять концентрацию в объемных задачах, можно дробить их на мелкие части. Например, если мне необходимо написать статью, я делаю так:

После каждого выполненного действия я даю себе отдохнуть. К сожалению, такой подход не всегда срабатывает. Бывает, что и при выполнении таких маленьких шагов концентрация теряется. Да, задача видится более выполнимой, но ты не всегда знаешь, сколько времени она займет. Например, поиск информации для статьи может занять как час, так и полдня. Из-за этого дробление получается очень условным.

Вообще метод предполагает, что делить нужно «до победного», пока задача не покажется выполнимой. Но у меня так не получается. Не хочется уходить совсем в крайности и воспринимать написание подзаголовков и изучение каждого источника как отдельную подзадачу.

Думаю, что можно сочетать дробление задач с методами Pomodoro или «90 на 30», но как их совместить я пока не придумала.

Учет времени по тайм-трекеру

Отдел маркетинга в Аспро работает по гибкой методологии в системе Аспро.Agile. У нас есть доски с этапами, спринты и встроенный тайм-трекер, с помощью которого можно отслеживать время выполнения задач.

У нас нет обязанности засекать время, и это не служит показателем эффективности. Для этого есть трудозатраты. Но это крутой инструмент для личной концентрации. Объясню, как это работает у меня.

Каждый раз, когда я приступаю к выполнению задачи, я нажимаю на тайм-трекер. При этом я не останавливаю счетчик, даже когда отвлекаюсь. Далее я сравниваю похожие задачи и затраченное время. Просто вывожу их списком и фильтрую по тегу. Если беру в работу еще такое же задание, то мысленно конкурирую с собой и пытаюсь максимально сконцентрироваться, чтобы закончить быстрее, но без потери качества.

Мне такой подход помогает меньше отвлекаться. Ведь внутренняя борьба с самим собой очень мотивирует. Но, как и во всех других методах, есть нюанс. Если вы работаете не над абсолютно одинаковыми задачами, а над похожими. Например, написать две статьи — значит проделать одну и ту же цепочку действий. Только один материал может быть на 10 000 символов, а другой на 5 000. Соответственно, нужно потратить разное количество времени, и сравнить две задачи не получится.

Прокачиваем концентрацию

После того как я протестировала несколько методов для фокуса внимания и нашла в них недостатки, в голову пришла мысль. Может, проблема не в техниках, а в самом внимании? Поэтому я решила проанализировать свою концентрацию и выполнить несколько упражнений.

Упражнение «Кардиограмма»

Суть задания простая. Необходимо взять листок бумаги и карандаш. Далее нужно вести прямую линию и сосредоточить на ней все свое внимание. Представьте, что в мире ничего больше не существует. Если у вас появляются посторонние мысли или что-то отвлекает, поднимайте линию вверх. Упражнение длится 3 минуты.

Если на листе появилась кардиограмма с постоянными подъемами и спусками, значит, с концентрацией не все окей, и вы часто отвлекаетесь. Если получилась просто прямая линия, вы умеете держать фокус внимания. Мои результаты ожидаемы:

За 1.5 минуты, которые я смогла продержаться, я отвлеклась 13 раз. Хорошая новость в том, что при постоянном выполнении упражнения количество подъемов уменьшается. При этом вы сможете наглядно отследить, насколько вы прокачали концентрацию.

Конечно, все зависит и от обстановки, в которой вы находитесь. Поэтому для чистоты эксперимента попробуйте находится примерно в одинаковых условиях.

Упражнение «Дальтоник»

Задание заключается в том, чтобы назвать цвет, которым написаны слова. Сделать это нужно как можно быстрее. Чтобы отследить прогресс, я добавила в это упражнение таймер. То есть засекаю время, за которое правильно называю цвета.

В первый раз у меня получилось 30 секунд. Во второй раз результат улучшился до 25 секунд.

Чтобы не привыкать к картинке, рекомендую менять слова и раскрашивать их в другие цвета.

А что в итоге?

Это была история о моих поисках наиболее эффективного метода концентрации, и, следовательно, работы. Я сдвинулась с мертвой точки, но волшебной таблетки так и не нашла, поэтому продолжаю искать способы улучшить внимание. Если у кого-то есть решение, поделитесь в комментариях вашим опытом и расскажите, как вы концентрируетесь на рабочих или учебных задачах. А то я опять в телефоне.

Помните, что в статье мой личный опыт, каждый человек устроен по-своему. Поэтому не стоит отказываться от тестирования любых техник.

Чем мы занимаемся?

0
3 комментария
Сергей Галямов

Упражнения на концентрацию аналогичные на курсах скорочтения делали)
Метод помодоро реально рабочий. А когда уже силы заканчиваются, обычно во второй половине дня в районе 15-00, то можно пройтись минут 20 свежим воздухом подышать и с новыми силами работа пойдет быстрее)

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Noskov

А как же основа основ- медитация? Имхо, не втыкать в тикток в течении дня и телефон в руки брать только по делу. Бесцельное "изучение" ленты новостей и блогов отложить на вечер. Медитация на внимание перед сном ииииии..... ВАУ оказывается у вас все нормально с вниманием!

Ответить
Развернуть ветку
Аспро.Cloud
Автор

Здравствуйте! Спасибо, что проявили интерес к нашему материалу и посоветовали способ для концентрации внимания! Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-то особенности в проведении медитации на внимание? И нужно ли делать это обязательно перед сном?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда