80% россиян постоянно общаются с голосовыми роботами. Но не всегда ими довольны

Что делать бизнесу, чтобы исправить проблему

Голосовые боты — один из самых перспективных сегментов на быстрорастущем рынке речевых технологий. Но у пользователей они вызывают противоречивые эмоции. С одной стороны, 80% россиян постоянно общаются с голосовыми помощниками. С другой, обращаясь в компанию, люди по-прежнему предпочитают решать вопросы с помощью специалиста-человека. Почему так происходит, и как компании использовать голосовых ассистентов на пользу себе и клиентам, разбираемся в статье.

Почему люди «против»

Ученые Университета штата Огайо выяснили, что людям комфортнее общаться с голосовым роботом (например, с ассистентом на телефоне), чем с механическим. Голос, интонации и реакции, схожие с человеческими, помогают разговорному ИИ располагать к себе людей. Тогда почему он может отталкивать пользователей?

  • Робот не распознает сложные запросы

Такое случается, если робот с линейной логикой действует по плохо проработанному скрипту. Задача компании — детально прописать сценарии взаимодействия с разными типами клиентов и постоянно дорабатывать их по мере выявления новых запросов пользователей.

  • Невозможно переключиться на оператора

Одна из ошибок бизнеса — замыкать все коммуникации с клиентами на роботов. ИИ-ассистенты справляются с шаблонными задачами, например, информируют о статусе заказа или записывают на прием. Но для решения более сложного вопроса необходим компетентный специалист.

  • Не получается решить вопрос быстро и точно

Если робот не может распознать вопрос, человек слышит: «Я вас не понимаю», — и вынужден подбирать формулировки, пока не попадет в скрипт ИИ-собеседника. В таких случаях сэкономить время клиента поможет переключение на оператора.

  • Робот не учитывает контекст

Это часто происходит из-за недостаточно продуманного скрипта и когда робот не связан с CRM-системой.

Погружаться в контекст может робот, который имеет доступ к информации о клиентах и строит диалоги по сценариям, соответствующим разным сегментам аудитории. Например, у впервые позвонивших выясняет, чем может помочь. Об акциях на наушники и чехлы рассказывает тем, кто недавно купил телефон, а не всем подряд. Постоянных покупателей называет по имени и соединяет с менеджером.

  • Коммуникация с роботом обезличенная

Когда клиент не получает достаточного внимания и его задача остается нерешенной, желания продолжать общение с роботом не остается. Столкнувшись с вышеописанными сложностями при взаимодействии с одним роботом, пользователь может считать бесполезными всех ИИ-помощников для бизнеса.

Как показывает опыт западных компаний, клиенты часто лояльны к роботам, которые четко справляются со своими задачами благодаря правильным настройкам и корректному внедрению в бизнес-процессы. При умелом использовании роботы помогают быстрее реагировать на обращения, повышать уровень обслуживания и удовлетворенности покупателей.

Почему бизнес «за»

  • Автоматизация ресурсоемких рутинных задач

Голосовые роботы принимают 100% звонков клиентов, фиксируют заявки, вносят новые заказы в CRM-систему и уведомляют об этом менеджеров. А еще консультируют по шаблонным вопросам, наличию товара и времени доставки, собирают показания счетчиков, подтверждают заказы и записи на мероприятия или прием к врачу.

  • Сокращение расходов на оплату труда

Роботы — это тоже сотрудники, но способные работать 24/7, не устающие и не увольняющиеся.

Высокая работоспособность роботов позволяет освобождать людей от однообразных задач и направлять их ресурс на более сложные и творческие. Один голосовой робот может взять на себя до 97% рутинных процессов и при этом снизить операционные затраты. В целом, сокращение расходов на оплату труда за счет роботов может достигать 50%.

  • Ускорение бизнес-процессов

Голосовой робот — многофункциональный инструмент. Он умеет решать задачи, связанные не только со звонками. Например, может отправлять СМС или email, находить данные с помощью http-запросов во внешних системах и вносить информацию в базы данных, выполнять математические и другие действия. Все это позволяет значительно ускорять бизнес-процессы компании.

  • Повышение продаж

Согласно исследованию McKinsey, в области продаж можно автоматизировать 40% работы. Звонки, дающие холодные лиды, часто не конвертируются в продажи (а по оценкам Salesforce, таких лидов – около 70%) и требуют множества последующих пустых действий, отнимающих у сотрудников время, которое они могли бы потратить на работу с теплыми контактами. Голосовые роботы занимаются холодным обзвоном и передают уже подогретые лиды менеджерам, тем самым позволяя им направить усилия на успешное завершение сделок.

  • Решение большинства задач, связанных с исходящими звонками

Голосовые роботы подходят для автоматизации исходящего обзвона. Они могут: совершать звонки в разы быстрее менеджера, успевая вносить новую информацию в CRM-систему; оповещать об акциях с высокой скоростью; в назначенную дату напоминать о платежах, помогая добиваться снижения процента задолженностей.

Как подружить робота с клиентами

По данным Adobe, 71% руководителей считают, что применение голосовых сервисов компанией улучшает пользовательский опыт. Как разобрались выше, главная задача бизнеса — использовать инструмент правильно, тогда он будет полезен и самой компании, и ее клиентам. Но что значит правильно? Подведем итоги в небольшой инструкции.

  • Выстраивайте персональные коммуникации

Интеграция с CRM-системами, использование контекста и истории взаимодействия клиента с компанией, скрипты, созданные для каждой конкретной группы аудитории и для разных сценариев — то, что поможет роботу найти персональный подход к каждому человеку.

  • Сохраняйте человеческое общение

Не закрывайте клиентам доступ к компетентным специалистам. У пользователя должна оставаться возможность мгновенно переключиться на оператора со знаниями и опытом, релевантными для решения сложной задачи. Настройте робота так, чтобы он переводил диалог на человека по ключевой фразе, например, «соединить с оператором».

  • Выбирайте самообучающихся роботов

Чтобы голосовой помощник компании приносил как можно больше пользы клиентам, выбирать стоит робота с ИИ. Такой пополняет свою базу знаний с каждым новым диалогом, учится распознавать новые запросы и реагировать на них более ситуативно.

  • Настройте гибкие кастомные сценарии

Еще раз подчеркнем: корректно прописанные сценарии — одно из важнейших условий гладкой коммуникации робота с клиентом. Они помогают ИИ выбирать верные действия и слова для каждого конкретного пользователя и придерживаться уместного направления разговора.

Простая настройка выбора ветки скрипта в соответствии с расписанием позволит не оставить без внимания ни одного клиента, даже того, кто обратился ночью. Если роботу потребуется помощь человека, то согласно сценарию дневное обращение он переведет на свободного специалиста, а ночное — зафиксирует и поставит задачу группе операторов перезвонить, как только появится возможность.

  • Не позволяйте роботу быть слишком… роботом

Чего роботу ни в коем случае нельзя делать в коммуникации с клиентом? Общаться по одному и тому же скрипту со всеми пользователями, бесконечно просить уточнения вопроса, не давая возможности переключиться на специалиста, невпопад реагировать на реплики собеседника, не отвечая на заданный вопрос, засыпать человека предложениями, которые ему неинтересны.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
NMTEG

Подскажите, кто-то, хоть где-то сталкивался с ботом саппорта, который годился на что-то более, чем подложка оператора? Я — нет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Alexey, добрый день! В статье мы постарались подобрать инструменты как раз от противного. Наши рекомендации учитывают негативный опыт применения искуственного интеллекта. При внимательном прочтении становится понятно, как именно стоит использовать роботов, чтобы не вызывать негатива у клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать какому проценту звонящих помогают глупые советы саппорта вроде "Подключите кабель напрямую в компьютер, а не в роутер"))

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Andrey, здравствуйте! Техническую поддержку заменить роботом — точно не самый удачный вариант. Если интернет-провайдер предлагает клиенту пообщаться с роботом, когда ему требуется консультация специалиста — ничего, кроме негатива это вызывать не может. Поэтому, конечно, мы не за такой подход в коммуникациях и бизнес-процессах. В нашей статье описаны рекомендации, как можно повысить эффективность бизнеса, используя цифровые технологии и руководствуясь здравым смыслом😉

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

Еще ни разу бот не смог помочь, а еще в большинстве мест его нельзя пропустить, т.е. он обязательно договорит свое. Как-то встретил бота, который при повышении голоса автоматически делает переключение на оператора, не договаривая свой текст.

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Роллон, приветствуем! Робот призван разгрузить сотрудника, помочь ответить на типовые вопросы клиента, для более сложных коммуникаций лучше привлекать компетентного человека. Интеренсый кейс с интонацией. Мы от наших клиентов недавно получили запрос на то, чтобы речевая аналитика могла распознавать негативные эмоции в разговоре. Но про робота, реагирующего на повышение тона, тоже интересно🔥

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bolshakov

Намного лучше голосового бота решает задачи кнопочный бот на жестких сценариях. Его можно использовать там, где шумно (например, в метро), где много людей и не хочется разговаривать при них.
Жесткие сценарии не позволят ошибаться боту. Бот постоянно может дополняться все новыми сценариями. Мы такого делали для ВТБ в botman.one

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Dmitry, приветствуем! Благодарим за ваше мнение и интерес к нашей статье.

Ответить
Развернуть ветку
Bezoblachno

А те кто не стесняется говорить при например в метро - тоже страдать от минуты бесполезных "ножмите на 5 если ..."?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bolshakov

А там не нужно нажимать на 5) задаются вопросы с выбором вариантов ответов без всяких цифр. Несколько ответов и консультация готова и вся инфа автоматом улетела сотрудникам, ответственным за решение вопроса.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
varchar

А вот боты, которые сами звонят - топ: слышишь голос робота - сбрасываешь на первых секундах, не дожидаясь, что же там скажут. Экономят время :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Я стараюсь избегать компании, где упор делается на голосовых помощников (кроме кнопочного набора), потому что это дно. И причем всегда, а не иногда. Все что я могу сказать боту: «соедините с оператором».

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Михаил, добрый день! Интересно, что, например, поколение Z и тем более Альфа, возраст которых от 15 до 30 лет, совсем не ставят себе такой задачи обойти робота, чтобы обязательно пообщаться с человеком. Если заказчик пришёл с конкретным типовым вопросом, то с помощью робота он его решит. Если же вопрос требует более компетентной проработки, то здесь задача компании - чтобы клиенту не пришлось трудно и долго общаться с роботом, а сразу переключить клиента на оператора или подключить к коммуникации менеджера, если общение происходит в чате.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Мне 25 и ваши статистики и модели на меня не работают. Терпеть не могу голосовых роботов. Не надо меня убеждать в обратном.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Селс

Главный вопрос в том, что общение с роботами бьет против ценностей большинства населения. Им важен контакт с живым человеком. Для поленезависимых - это не проблема, если технология функциональна. Но сейчас в РФ кризис, и ресурсная база падает. Поэтому и отторжение псевдообщения с ИИ будет расти. Обойти его можно будет только с повышением схожести с разговором с реальным человеком.

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Татьяна, добрый день! Интересное мнение по поводу того, что общение с роботами противоречит ценностям большинства населения. Да, действительно, голос робота может вызывать раздражение, но, согласитесь, лучше поговорить с искусственным интеллектом, чем с гудками на занятой линии. Основная задача и главная сложность при внедрении подобных технологий — это поиск сценария использования, учитывающего возможности и ограничения чат-ботов. Как показывает практика, роботизация с удачным сценарием может существенно упрощать коммуникацию между клиентом и бизнесом, повышать скорость ответов и положительно влиять на лояльность.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

Ни разу не был доволен общением с ботами.

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Александр, здравствуйте! Согласны, общаться с роботами то ещё удовольствие, лучше общаться с людьми, а у роботов уточнять рядовую информацию, например, о свободных окнах к врачу или времени доставки своего товара.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Попов (WireCRM)

С точки зрения компании, продающей голосовых роботов - странно что не 100% общаются.

Как насчитали 80%?

Ответить
Развернуть ветку
Galina Perova

Это популярная нынче цифра))) 80-82%

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Дмитрий, добрый день! Исследование проводили наши коллеги, разработчик технологий голосового искусственного интеллекта Neuro.net. Издание Tadviser опубликовало статью, где подробно описываются основные положения данного исследования. Делимся с вами ссылкой https://www.tadviser.ru/index.php/. Вы её также сможете найти в начале нашей публикации, если кликните на слово "общаются".

Ответить
Развернуть ветку
Любовь

роботами наверное довольны только собственники/"эффективные управленцы" компаний. потому что вот это - прослушайте долго и с паузами рассказы о состоянии вашего счета (у меня другой вопрос), о разных продуктах и возможностях (у меня другой вопрос!), о том, что можно сделать, нажав на кнопку 1-2-3-4-5-6-7-8-9-0-11-12-13 (у меня другой вопрос, с..!!!), потом послушай музыку (МТС превзошел всех, включая русскую попсу минут на 10) и мы соединим тебя с человеком (может быть)

и к сожалению варианты сказать "соедините с оператором, оператор, человек" или материться (есть легенда, что это распознается и человека сразу соединяют с человеком) не всегда работают

а вот что сложного сразу сделать что-то типа: "если у вас срочный и сложный вопрос и нужен человек - нажмите один или скажите "оператор" - и дальше переходить к стандартизированной портянке с рекламой и музыкой, оскорбляющей мои эстетические чувства - ну я правда не знаю

и есть ведь люди во всех этих корпорациях, защищающие различные технологии и сценарии, показывающие на графиках KPI и churn rate, хотя по факту они занимаются аудиальным изнасилованием своих клиентов 👿

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Любовь, здравствуйте! Благодарим за ваше мнение и интерес к нашей публикации. Согласитесь, что все мы разные, у кого-то музыка при ожидании ответа оператора вызывает негатив, а для кого-то это наоборот фактор того, что компания заботится о своих клентах, проявляет по отношению к ним лояльность, не заставляя слушать гудки или, того хуже, занято. Предлагаем вам лайфхак, в следующий раз не ждите на линии, прослушивая музыку, а поставьте телефон на громкую связь и занимайтесь своими делами. Как только оператор освободится, вы услышите голос человека и сможете начать разговор. Также сегодня технологии позволяют совсем не ждать на линии ответа, а даже положить трубку. При этом виртуальная АТС зафиксирует ваш контакт, и когда оператор будет готов к коммуникации, система сама наберёт вас. При этом данная технология позволяет дозваниваться 7 раз каждые 15 минут. Таким образом, вероятность того, что коммуникация состоится возрастает в несколько раз и исключает человеческий фактор, который, к сожалению, зачастую негативно влияет на эффективность бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь

ммм, это, конечно, царь-лайфхак))

мой комментарий был не о том, что я не знаю, чем себя занять, пока жду ответа, а о том, что мне не нравится слушать музыку, которую я не выбирала (в данном случае, русскую попсу).

для меня это не проявление заботы и не лояльность, а аудиальное насилие. а еще дополнительное отвлечение, тк вместо простого ожидания (когда я могу заниматься своими делами) мне приходится постоянно нажимать что-то, чтобы переключить очередной ужасный трек.

"Также сегодня технологии позволяют совсем не ждать на линии ответа, а даже положить трубку. При этом виртуальная АТС зафиксирует ваш контакт, и когда оператор будет готов к коммуникации, система сама наберёт вас" - насчет вот этого - вы допускаете ситуацию, что когда "оператор будет готов к коммуникации" клиент может быть не готов к коммуникации? Человек же не сидит грустно у телефона, ожидая оператора и систему, у него может быть 100500 других дел в этот момент.

Ответить
Развернуть ветку
Mango Office
Автор

Любовь, спасибо за ваше мнение. Мы учтём все ваши комментраии. Также очень надеемся, что и другие операторы связи к нему прислушаются и будут загружать в IVR-меню не "русскую попсу", а, например, клссические или джазовые композиции в лучших канонах эстетики.

Ответить
Развернуть ветку
Рада Давлетова

интересно, что ни одна статься про AI не показывает результаты как меняется satisfaction потребителей после внедрения робота. она растет (если робот лучше чем оператор всего проговаривает скрипты) или падает (потому что люди не любят говорить с роботами)? или на рынке в принципе не принято "подтягивать" Csat опрос к роботам. тогда вопрос - почему? вызывает подозрение )))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Колядин

Отслеживаете ли вы такой показатель, как "Разоблачение робота"? Современные телефонные роботы это же не тот синтетический голос, который мы привыкли слышать, а записанный ответ диктором на каждую ветку сценария. Соответственно человек все реже понимает, что разговаривает с ботом.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда