80% россиян постоянно общаются с голосовыми роботами. Но не всегда ими довольны

Что делать бизнесу, чтобы исправить проблему

80% россиян постоянно общаются с голосовыми роботами. Но не всегда ими довольны

Голосовые боты — один из самых перспективных сегментов на быстрорастущем рынке речевых технологий. Но у пользователей они вызывают противоречивые эмоции. С одной стороны, 80% россиян постоянно общаются с голосовыми помощниками. С другой, обращаясь в компанию, люди по-прежнему предпочитают решать вопросы с помощью специалиста-человека. Почему так происходит, и как компании использовать голосовых ассистентов на пользу себе и клиентам, разбираемся в статье.

Почему люди «против»

Ученые Университета штата Огайо выяснили, что людям комфортнее общаться с голосовым роботом (например, с ассистентом на телефоне), чем с механическим. Голос, интонации и реакции, схожие с человеческими, помогают разговорному ИИ располагать к себе людей. Тогда почему он может отталкивать пользователей?

  • Робот не распознает сложные запросы

Такое случается, если робот с линейной логикой действует по плохо проработанному скрипту. Задача компании — детально прописать сценарии взаимодействия с разными типами клиентов и постоянно дорабатывать их по мере выявления новых запросов пользователей.

  • Невозможно переключиться на оператора

Одна из ошибок бизнеса — замыкать все коммуникации с клиентами на роботов. ИИ-ассистенты справляются с шаблонными задачами, например, информируют о статусе заказа или записывают на прием. Но для решения более сложного вопроса необходим компетентный специалист.

  • Не получается решить вопрос быстро и точно

Если робот не может распознать вопрос, человек слышит: «Я вас не понимаю», — и вынужден подбирать формулировки, пока не попадет в скрипт ИИ-собеседника. В таких случаях сэкономить время клиента поможет переключение на оператора.

  • Робот не учитывает контекст

Это часто происходит из-за недостаточно продуманного скрипта и когда робот не связан с CRM-системой.

Погружаться в контекст может робот, который имеет доступ к информации о клиентах и строит диалоги по сценариям, соответствующим разным сегментам аудитории. Например, у впервые позвонивших выясняет, чем может помочь. Об акциях на наушники и чехлы рассказывает тем, кто недавно купил телефон, а не всем подряд. Постоянных покупателей называет по имени и соединяет с менеджером.

  • Коммуникация с роботом обезличенная

Когда клиент не получает достаточного внимания и его задача остается нерешенной, желания продолжать общение с роботом не остается. Столкнувшись с вышеописанными сложностями при взаимодействии с одним роботом, пользователь может считать бесполезными всех ИИ-помощников для бизнеса.

Как показывает опыт западных компаний, клиенты часто лояльны к роботам, которые четко справляются со своими задачами благодаря правильным настройкам и корректному внедрению в бизнес-процессы. При умелом использовании роботы помогают быстрее реагировать на обращения, повышать уровень обслуживания и удовлетворенности покупателей.

Почему бизнес «за»

  • Автоматизация ресурсоемких рутинных задач

Голосовые роботы принимают 100% звонков клиентов, фиксируют заявки, вносят новые заказы в CRM-систему и уведомляют об этом менеджеров. А еще консультируют по шаблонным вопросам, наличию товара и времени доставки, собирают показания счетчиков, подтверждают заказы и записи на мероприятия или прием к врачу.

  • Сокращение расходов на оплату труда

Роботы — это тоже сотрудники, но способные работать 24/7, не устающие и не увольняющиеся.

Высокая работоспособность роботов позволяет освобождать людей от однообразных задач и направлять их ресурс на более сложные и творческие. Один голосовой робот может взять на себя до 97% рутинных процессов и при этом снизить операционные затраты. В целом, сокращение расходов на оплату труда за счет роботов может достигать 50%.

  • Ускорение бизнес-процессов

Голосовой робот — многофункциональный инструмент. Он умеет решать задачи, связанные не только со звонками. Например, может отправлять СМС или email, находить данные с помощью http-запросов во внешних системах и вносить информацию в базы данных, выполнять математические и другие действия. Все это позволяет значительно ускорять бизнес-процессы компании.

  • Повышение продаж

Согласно исследованию McKinsey, в области продаж можно автоматизировать 40% работы. Звонки, дающие холодные лиды, часто не конвертируются в продажи (а по оценкам Salesforce, таких лидов – около 70%) и требуют множества последующих пустых действий, отнимающих у сотрудников время, которое они могли бы потратить на работу с теплыми контактами. Голосовые роботы занимаются холодным обзвоном и передают уже подогретые лиды менеджерам, тем самым позволяя им направить усилия на успешное завершение сделок.

  • Решение большинства задач, связанных с исходящими звонками

Голосовые роботы подходят для автоматизации исходящего обзвона. Они могут: совершать звонки в разы быстрее менеджера, успевая вносить новую информацию в CRM-систему; оповещать об акциях с высокой скоростью; в назначенную дату напоминать о платежах, помогая добиваться снижения процента задолженностей.

Как подружить робота с клиентами

По данным Adobe, 71% руководителей считают, что применение голосовых сервисов компанией улучшает пользовательский опыт. Как разобрались выше, главная задача бизнеса — использовать инструмент правильно, тогда он будет полезен и самой компании, и ее клиентам. Но что значит правильно? Подведем итоги в небольшой инструкции.

  • Выстраивайте персональные коммуникации

Интеграция с CRM-системами, использование контекста и истории взаимодействия клиента с компанией, скрипты, созданные для каждой конкретной группы аудитории и для разных сценариев — то, что поможет роботу найти персональный подход к каждому человеку.

  • Сохраняйте человеческое общение

Не закрывайте клиентам доступ к компетентным специалистам. У пользователя должна оставаться возможность мгновенно переключиться на оператора со знаниями и опытом, релевантными для решения сложной задачи. Настройте робота так, чтобы он переводил диалог на человека по ключевой фразе, например, «соединить с оператором».

  • Выбирайте самообучающихся роботов

Чтобы голосовой помощник компании приносил как можно больше пользы клиентам, выбирать стоит робота с ИИ. Такой пополняет свою базу знаний с каждым новым диалогом, учится распознавать новые запросы и реагировать на них более ситуативно.

  • Настройте гибкие кастомные сценарии

Еще раз подчеркнем: корректно прописанные сценарии — одно из важнейших условий гладкой коммуникации робота с клиентом. Они помогают ИИ выбирать верные действия и слова для каждого конкретного пользователя и придерживаться уместного направления разговора.

Простая настройка выбора ветки скрипта в соответствии с расписанием позволит не оставить без внимания ни одного клиента, даже того, кто обратился ночью. Если роботу потребуется помощь человека, то согласно сценарию дневное обращение он переведет на свободного специалиста, а ночное — зафиксирует и поставит задачу группе операторов перезвонить, как только появится возможность.

  • Не позволяйте роботу быть слишком… роботом

Чего роботу ни в коем случае нельзя делать в коммуникации с клиентом? Общаться по одному и тому же скрипту со всеми пользователями, бесконечно просить уточнения вопроса, не давая возможности переключиться на специалиста, невпопад реагировать на реплики собеседника, не отвечая на заданный вопрос, засыпать человека предложениями, которые ему неинтересны.

66
28 комментариев

Подскажите, кто-то, хоть где-то сталкивался с ботом саппорта, который годился на что-то более, чем подложка оператора? Я — нет

24
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать какому проценту звонящих помогают глупые советы саппорта вроде "Подключите кабель напрямую в компьютер, а не в роутер"))

Ответить

Еще ни разу бот не смог помочь, а еще в большинстве мест его нельзя пропустить, т.е. он обязательно договорит свое. Как-то встретил бота, который при повышении голоса автоматически делает переключение на оператора, не договаривая свой текст.

5
Ответить

Роллон, приветствуем! Робот призван разгрузить сотрудника, помочь ответить на типовые вопросы клиента, для более сложных коммуникаций лучше привлекать компетентного человека. Интеренсый кейс с интонацией. Мы от наших клиентов недавно получили запрос на то, чтобы речевая аналитика могла распознавать негативные эмоции в разговоре. Но про робота, реагирующего на повышение тона, тоже интересно🔥

Ответить

Намного лучше голосового бота решает задачи кнопочный бот на жестких сценариях. Его можно использовать там, где шумно (например, в метро), где много людей и не хочется разговаривать при них.
Жесткие сценарии не позволят ошибаться боту. Бот постоянно может дополняться все новыми сценариями. Мы такого делали для ВТБ в botman.one

3
Ответить

Dmitry, приветствуем! Благодарим за ваше мнение и интерес к нашей статье.

1
Ответить