Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые бренды мгновенно захватывают ваше внимание и остаются в памяти на долгие годы? Ответ прост - потому что они построены по концепции архетипов. В статье разберем, как работают архетипы, изучим примеры успешных брендов и определим, какой архетип подойдет именно вашему бизнесу.

Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?

Привет. Привет! Меня зовут Юлия Малявина, я – совладелец маркетингового агентства Digital Step и действующий маркетолог. Развивала и продвигала 7 лет в России международные бренды (Coca-Cola, Heineken, например), а сейчас создаю востребованные бренды для российских предпринимателей и стремлюсь завоевать мир с ними.

Это третья статья из цикла про Архетипы Бренда. В первой статье мы разбирали, что такое архетипы, какие они бывают, чем отличаются, для каких бизнесов подходят. Дочитайте серию до конца, и вы узнаете, как с помощью архетипов создать мощный бренд, который будет говорить на языке вашего клиента и вызывать доверие.

Что такое архетипы бренда?

Если вдруг вы впервые читаете мои статьи и не стали заходить в первую, делюсь краткой справкой.

Архетипы бренда – это универсальные модели поведения и образы, которые вызывают сильные эмоциональные отклики у людей. Карл Юнг говорил об архетипах как о коллективных бессознательных образах, и в маркетинге они работают аналогично. Всего существует 12 классических архетипов, и каждый из них имеет свои уникальные характеристики и подходы.

Теперь понимаете, почему я предложила прочитать первую статью?)

Как архетипы помогают брендам достигать бизнес-целей?

1. Установить эмоциональную связь: Каждый архетип вызывает определенные эмоции, что позволяет глубже взаимодействовать с клиентами. Уместно привести мое любимое выражение: "В век высокой и жесткой конкуренции, единственное, как мы можем отличаться - это эмоциями, которые мы дарим нашим клиентам и покупателям".

Например, архетип Героя вдохновляет на достижение целей и преодоление трудностей. Если вы владелец спортивного клуба или фитнес-центра, этот архетип поможет вам мотивировать своих клиентов на улучшение физической формы и преодоление личных барьеров, что, в свою очередь, повысит их лояльность и частоту посещений.

Наглядный пример архетипа Героя в рекламе World Class. 
Наглядный пример архетипа Героя в рекламе World Class. 

2. Выделиться среди конкурентов: использование уникального сочетания архетипов помогает бренду выделиться на фоне конкурентов, создавая запоминающийся и узнаваемый образ. Например, архетип Шута точно подходит для развлекательных компаний, создавая атмосферу веселья и радости. Однако, если мы его интегрируем в бренды товаров повседневного спроса, то у нас получается уникальный, запоминающийся бренд с ноткой юмора.

Для примера, возьмем бренды мужских дезодорантов. Перед написанием этой статьи я реально заморочилась и провела опрос среди мужчин и женщин: "Какой дезодорант вы бы купили себе (или своему мужчине)". Угадайте, кто бы на первом месте? Конечно же, Old Spice.

Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?
Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?

И несмотря на то, что брендов мужских дезодорантов - множество, есть как более широкие (например, Rexona, Dave), есть профильные - как, например, Axe, но Old Spice до сих пор остается на первом месте. Потому что он вызвал сильные эмоции шока, юмора, смеха через свою рекламную компанию (архетип Шута в действии). И эти сильные эмоции надолго заякорили в памяти покупателей бренд и его образ.

3. Создать последовательный бренд: архетипы помогают поддерживать последовательность в коммуникациях и маркетинге, создавая целостное восприятие бренда. Это значит, что все ваши маркетинговые материалы, от логотипа до рекламных кампаний, будут передавать единое послание, укрепляя восприятие вашего бренда в глазах клиентов.

Мы в агентстве каждый день консультируем бизнесы, кто недоволен эффективностью своих маркетинговых каналов: соц. сети не приводят клиентов, реклама у блогеров не работает, посещаемость сайта высокая - конверсия низкая. Если есть такая проблема, то в 90 из 100 случаем она возникает из-за того, что каждый канал - "кто в лес, кто по дрова". Нет единого стиля подачи информации, единых визуальных концепций.

Реальные истории успеха: бренды, которые покорили рынок с помощью архетипов

Рассчитываю на то, что у вас загорелся интерес к теме построения бренда по архетипам. Добавлю в копилку аргументов примеры крупных компаний, какие архетипы они использовали и как раскрывали в маркетинге.

Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?

Skillbox - это образовательная платформа. Выбрав в основу архетип Мудреца, компания позиционирует себя как источник знаний и образовательной мудрости. Они предлагают курсы, вебинары и мастер-классы, направленные на повышение квалификации и приобретение новых знаний. Цвета, используемые в брендинге, статьи, которые написаны о них в интернете, формат продукта - все вызывает ассоциации серьезного образовательного бизнеса (чему очень завидует большинство представителей инфобизнеса из инстаграма).

Аудитория любит и поддерживает бренд, даже после бунтарских выходок
Аудитория любит и поддерживает бренд, даже после бунтарских выходок

Lush. Этот бренд, который невозможно пройти стороной, если мы говорим об архетипах (даже с учетом того, что он приостановил свою деятельность в РФ). Lush, производитель косметики, использует архетип бунтаря, бросая вызов традиционным стандартам красоты и экологии. Они открыто критикуют индустрию, используют экологически чистые ингредиенты и продвигают этичные стандарты производства. Если ваш бизнес связан с экологией или инновациями, архетип Бунтаря поможет вам привлечь аудиторию, которая ценит нестандартный подход и экологичность. Их аутентичность ярко отражена на скрине выше. Казалось бы, где экологичная косметика и где бунтарство? Вместе с тем, благодаря ярко проявленному архетипу бунтаря получился очень аутентичный, запоминающийся, успешный бренд.

Обойти стороной ягодных я не смогла
Обойти стороной ягодных я не смогла

Wildberries. Хочется даже сказать так "его высочество Wildberries", в общем, в представлении не нуждается. На примере этого бренда хочу раскрыть, как они интересно "вшили" в свою платформу бренда архетип Исследователя. Платформа предлагает своим клиентам уникальный опыт покупок и открытия новых товаров. Более того, WB простимулировал создания энного количества комьюнити под эгидой "находки" (вы точно хоть раз натыкались на группу в телеграмме находки на WB или на рекламную подачу от блогеров в стиле "находки на WB"). И дальше это переросло в еще более интересный формат досуга - "лазить на вайлдбериз и искать что-то интересное" (цитата пользователей).

Стратегии использования архетипов

Теперь переходим к главному вопросу - в какой момент стоит выбрать архетипы для своего бренда.

1. На этапе актуализации ценностей. Какие принципы и идеи лежат в основе вашего бизнеса? Например, если вы запускаете бренд премиальных костюмов, у вас скорее всего будут ценности роскоши или статуса. Тогда вам отлично подойдет архетип Правителя, потому что он символизирует власть, контроль и качество. Ваша стратегия будет включать акцент на эксклюзивность и высочайшее качество продукции.

2. На этапе анализа целевой аудитории. Какие эмоции и ожидания у вашей аудитории? Например, если ваши клиенты – молодые и амбициозные люди, архетип Героя поможет вдохновлять их на достижение успеха и личных целей. Ваша стратегия будет заключаться в создании мотивирующего контента, историй успеха и вызовов.

3. На этапе анализа конкурентов. Какую позицию занимают ваши конкуренты? Предположим, вы - сеть beauty студий и ваши конкуренты используют архетип Любовника. Тогда вы можете выбрать что-то более серьезное, например, Мудреца или Правителя, чтобы выделиться на их фоне. Ваша стратегия будет заключаться в демонстрации экспертности и надежности (показывать стерильность материалов, делать полезные рубрики с советами от экспертов-сотрудников студии).

Парочка конкретных советов

Хочу поделиться из практического опыта, как использование концепции архетипов упрощает жизнь компаниям и предостерегает от ошибок.

При ведении социальных сетей. Пониманием своих архетипов помогает вести социальные сети в едином стиле, в нужной подаче.

Архетипы бренда: почему из всех мужских дезодорантов мы первым вспоминаем Old Spice?

Я не понимаю, что за магия или проклятие SMMщиков-фрилансеров, но если они работают с аккаунтами компаний, у которой нет брендбука и сформированного Tone of Voice - сразу начинают скатываться в манеру "хорошей девочки" (мы все такие добрые, милые, приятно, услужливо общаемся). Поэтому, если вы по каким-то причинам не готовы сейчас создать себе полноценный брендбук (это который не только про логотип и шрифт, а который про миссию, ценности, позиционирование и т.д.) - выбор архетипов уже вам поможет создавать аутентичный контент, раскрывающий вас.

Например, если вы выбрали архетип Шута, делайте забавные и легкие посты, которые развлекают вашу аудиторию. Это поможет вам установить эмоциональную связь и повысить вовлеченность.

При выборе блогеров, страниц для посевов в ТГ и рекламы у инфлюенсеров

Когда вы определите архетип для себя, вам будет легче находить инфлюенсеров для рекламы. Вы будете отбирать тех, у кого похожий на вас архетип, что повысит вероятность успеха рекламы и снизит риск неудач. Это позволит вам эффективно использовать рекламные бюджеты и привлекать ЦЕЛЕВУЮ аудиторию.

Подведём итоги

Выбор правильного архетипа для бренда – это стратегическое решение, которое может определить успех вашего бизнеса. Архетипы помогают создавать эмоциональные связи с клиентами, выделяться на фоне конкурентов и поддерживать последовательность бренда. Если хотите на конкретном примере разобраться, как по-разному может раскрываться бренд при разных архетипах, рекомендую изучить вот этот пост в моем телеграм-канале.

А если у вас есть запрос на усиление бренда своего бизнеса или на разработку сильного бренда с нуля, приходите в наше агентство за бесплатной консультацией. Подскажем, как усилить вашу бизнес-идею.

P. S.: в следующей статье мы углубимся в практику и разберем, как разрабатывать маркетинговую стратегию для развития бизнеса с учетом архетипов бренда.

55
12 комментариев

Есть пример, когда архетип выбран осознанно, хорошо считывается, но не сработал?

Ответить

На своей практике такого не видела (когда архетип выбран осознанно и хорошо считывается). Бывает такая история у личных брендов, когда заходишь в запретграме на страницу блогера, а шапка в стиле "живу в Дубай, катаюсь на ламбе, зарабатываю миллионы" - это по архетипу Правителя. Но! Таких - миллионы, и это не осознанный выбор архетипа.

Хочу отметить, что бренд не начинается с архетипов. Это штрих ближе к финалу разработки концепции - после понимания ЦА и формирования своего УТП. Архетипы помогают сделать бренд интересным, ярким, понятным, и чтобы бренд не расползался.

1
Ответить

Сразу вспомнилась реклама рибока про иглу мужского одобрения)

Ответить

Оо, да, очень провокационная кампания была. Такое тоже ок, для PR, но надо уметь работать с управлением репутацией.

Ответить

Классная статья, интересная тема. Каждому бренду нужно сформировать свой архетип. Начинающие бренды обычно отталкиваются от архетипа основателя или желаемой ЦА

Ответить

Светлана, благодарю!
Да, это частая практика, что отталкиваются от архетипа основателя. Так тоже можно, но я рекомендую собирать без привязки к личности собственника

Ответить

С архетипом собственника понятно) а вот как быть с архетипом бренда? его надо придумать или тоже есть какие-то тесты? Если да, то на чем они основаны?

Ответить