Как найти маркетолога? Разбор специалистов в сфере маркетинга
Рассказываю о различиях между диджитал-специалистами в сфере маркетинга и о том, как выбрать того самого.
Начнём с фундамента команды.
Маркетолог
Маркетолог – это специалист, который создаёт стратегию продвижения клиента или продукта клиента. Он анализирует конкурентов, руководит всеми маркетинговыми процессами и знает, какие приёмы сработают в данной нише, а какие – нет.
Метрика, по которой оценивают его работу, называется ROMI. Она выражается в процентах и считается так:
Если ROMI равен 100%, затраты на маркетинг уже окупились, но никакой прибыли клиент не получил. В идеале маркетолог стремится хотя бы к 200%.
Все остальные
Всю работу с потенциальными клиентами маркетологи делят на три этапа:
- Привлечение
- Конвертация
- Активация
Привлечение – это ваше первое касание с клиентом, знакомство. Человек видит рекламу в Яндекс Директе или ВК, замечает интересное видео на Ютубе, читает промо залетевшей статьи. Возможно, он пролистнёт дальше, а возможно, перейдёт на следующий этап воронки.
Над привлечением работают:
Таргетолог
Директолог
SMM-специалист
SEO-специалист
Авитолог
Копирайтер
Рассыльщик
Дизайнер
О том, кто все они такие, расскажу ниже.
Конвертация – приземление на лендинг. Причём лендинг – это не обязательно красивый одностраничник, сделанный на Тильде. Это может быть страница в соцсетях, ваш сайт, та самая залетевшая статья или объявление на Авито.
Специалисты здесь отчасти дублируются:
- SMM-специалист
- Авитолог
- Копирайтер
- Дизайнер
- Рассыльщик
- Разработчик
Активация – это целевое действие, которое совершает клиент. Например, в конце статьи вы добавляете CTA – Call To Action: «Присылайте мне в личку ссылки на вас и ваш бюджет, а я подберу вам стратегию продвижения». И если клиент это сделал (подписался на канал, перешёл по ссылке, ответил на оффер) – он активировался.
На этом этапе работают:
- Аккаунт-менеджер
- Сейлз
- Рассыльщик
- Копирайтер
Хорошему маркетологу вначале нужно поработать на всех этапах, чтобы понять, какой путь проходит клиент.
И сделать так, чтобы он двигался, как поезд по рельсам
Кто такой таргетолог
Тот, кто должен заинтересовать вас с первого слова. Таргетологи работают с рекламой в соцсетях: ВК, Одноклассники, Телеграм, Facebook*, Instagram*, LinkedIn. Как правило, они сосредотачиваются на 1-3 каналах: таргетолог Вконтакте может не выдать классный результат в Facebook.
Специалист создаёт и настраивает рекламный кабинет, готовит креативы, запускает рекламную кампанию. В процессе работы таргетолог смотрит, какие креативы сработали, какие – нет, и перераспределяет бюджет, чтобы тратить его с максимальной эффективностью.
Примеры креативов таргетолога:
Кто такой директолог
Принцип его работы отчасти схож с работой таргетолога: он сегментирует ЦА, создаёт креативы, работает в рекламном кабинете, оптимизирует кампании. Но директолог действует только в Рекламной Сети Яндекса: настраивает контекстную и ПОИСКовую рекламу, создаёт маркквизы на сайте.
Кто такой SMM-специалист
Сммщик отвечает за оформление соцсетей, чаще всего Инстаграма, Вк и Телеграма. Сильный смм может написать текст к посту и сценарий для Reels, смонтировать несложное видео, обработать фото, составить контент-план и сделать сторис. Иногда сммщики также отвечают на сообщения в Директ.
Для себя я давно вывел идеального сммщика: это очень креативный и заряженный человек, который двигает вперёд всю команду.
Кто такой копирайтер
Один из самых популярных диджитал-специалистов, потому что тексты нужны всегда. Копирайтеры наполняют сайты и лендинги, пишут статьи, могут вести телеграм-каналы вместо СММ. К копирайтерам обращаются за написанием креативов для закупа рекламы, сценариями для Reels и видео на YouTube, статейным SEO-продвижением.
Например, эта статья – пример работы копирайтера.
Кто такой дизайнер
Он подготовит рекламный баннер, разработает фирменный стиль и лого компании, сделает красивую картинку для поста или статьи, оформит целый сайт – и это только самые стандартные задачи.
Везде, где есть визуал, нужен дизайнер. Он создаёт много креативов для тестирования гипотез: наша работница подготовила 60 разных баннеров, чтобы мы выбрали только 5. Благодаря такой кропотливой работе после её прихода количество кликов увеличилось в три раза, заявок – в шесть. Качество заявок осталось таким же высоким.
Выше – костяк специалистов, которые нужны практически каждой маркетинговой команде. Дальше идут менее популярные, но тоже важные работники.
Кто такой SEO-специалист
Их работа – одна из самых сложных в Digital, но только в первые месяцы. Сеошник делает так, чтобы сайт был в топе выдачи поисковика. То есть проводит аудит сайта, оптимизирует его для компьютеров и смартфонов, увеличивает ссылочную массу, подбирает ключи для SEO-статей и составляет к ним ТЗ.
SEO – это продолжительное мероприятие. Чтобы вывести новый или мёртвый сайт в топ, нужно минимум 3-4 месяца, а по-хорошему сеошник привлекается на все время существования проекта для сохранения и поднятия позиций сайта.
Часто SEO со временем заменяет контекстную рекламу, потому что результат тот же - по ключевым запросам ваш сайт на первом месте, вы получаете больше трафика вашей целевой аудитории и среди них получаете своего клиента.
Кто такой авитолог
Авито – это полноценная площадка для ведения бизнеса: иногда я вижу, как агентства недвижимости продвигают здесь свои объекты, как продаются премиальные автомобили.
Авитологи – особые люди. Большая часть их работы кропотливая и муторная: написать 6 вариаций одного текста, подобрать уникальные фотографии, запостить 20 объявлений за день, выбрать тариф для платного продвижения. В самой работе разобраться несложно, при должной сноровке базу сделает даже ассистент. Но только люди с особым складом характера не завоют после пары часов рутинных действий.
Кто такой рассыльщик
Рассыльщики бывают двух видов: те, которые рассылают сообщения пользователям вручную (в Инстаграм или Wats’App) или с помощью сервисов, в телеграм. Хороший рассыльщик может сам подобрать целевую аудиторию продукта, спарсить базу для рассылки, составить тексты сообщений и разослать всё пользователям.
Среди рассыльщиков чаще всего попадаются мошенники, потому что результаты их работы легко подделать. Я проверяю их работу так: в базу id для рассылки в нескольких местах добавляю свой id.
К сожалению, иногда это не спасает от скама, и только в этом году я слил 150 тысяч рекламного бюджета из-за недобросовестного рассыльщика. До сих пор сейчас ищу надёжного специалиста.
Кто такой аккаунт-менеджер
Аккаунт-менеджеры чаще всего работают в крупных компаниях. Это специалисты, которые отвечают за коммуникацию с клиентами компании, за их удержание и за развитие отношений с ними.
Аккаунт постоянно на связи с обеими сторонами, работает в связке с проджектом и делает всё, чтобы клиент остался доволен их совместной работой.
Кто такой МОП
МОП или сейлз – это менеджер по продажам. Продажники могут работать как с тёплой, так и с холодной базой; как на звонках, так и по переписке.
Продажники – это очень активные, коммуникабельные, амбициозные люди. Их работа эмоционально затратна и требует полной отдачи, поэтому им крайне важны карьерный рост, чёткие выходные, понятный KPI.
В сфере маркетинга есть и другие профессии: закупщик рекламы, специалист по работе с картами, техспец, проджект, продакт. Напишите в комментариях, если хотите, чтобы я рассказал и о них.
Как найти маркетолога, который не сольёт бюджет?
Задача нетривиальная, и она относится к поиску любого специалиста. Я сам маркетолог и должен знать, как искать работников в Digital. Но иногда и у меня случаются проколы.
Что нужно делать, если вы ищете специалиста в телеграм от отсечения мошенников до нахождения квалифицированного маркетолога:
- Посмотреть на страницу. Мошенников быстро ловят с поличным, поэтому они удаляют аккаунт либо фотографии на своей странице и стирают переписку с клиентом. Те, кто работают вдолгую, оформляют профиль основательно. У них на странице есть старые фото, может быть куплен Premium, есть удобный «человеческий» id. Возможно, ссылка на их канал или часы работы.
- Созвониться. Совсем уж отъявленный мошенник не станет созваниваться с вами со включённой камерой и сделает всё, чтобы избежать видеовстречи. Но добросовестному маркетологу важно продать себя ещё на первом звонке, поэтому он обязательно включит камеру.
- Увидеть кейсы. Да, кейсы можно украсть, но здесь как в школе: «ты хоть списывай, но понимай, что делаешь». Грамотный кейс из интернета – путеводная карта для маркетолога. Он может узнать, как продвигаться в той или иной нише и какие приёмы лучше всего работают.
- Прочитать отзывы. Один из самых крупных «отзовиков» в телеграм – чат «Мари про отзывы». Сообщения проходят серьёзную модерацию, поэтому подделать их практически невозможно.
- Спросить про команду. Маркетолог, который работал со множеством проектов, обладает сформированной базой подрядчиков и с радостью расскажет вам, как он отбирает людей для задач. Если уже в процессе работы у вас появятся вопросы, он позовёт своего подрядчика на созвон для ответов на них.
- Зайти на минимальный тариф или разбить платёж на несколько частей. Самый верный способ узнать, как работает маркетолог – увидеть это вживую. Специалист должен еженедельно ставить планы работ и отчитываться по выполненным задачам.
Ориентируясь на это, вы также можете подобрать себе почти любого специалиста в Digital. Главный совет – будьте готовы потратить на это время.
Я работаю маркетологом уже более 5 лет, помогаю бизнесам выстраивать отделы маркетинга в компании. Сейчас есть проекты, в которых этот отдел включает в себя от 4 до 25 специалистов и приносит ROMI от 350 до 1400%. Также веду проекты с уже сформированной командой, и нам достаточно 3 человек для окупаемости и системного привлечения заявок.
Пишите мне в телеграм для сотрудничества: @altvictory
Ваш вопрос может помочь другому предпринимателю – оставьте его в комментариях.
*Meta является экстремистской организацией и запрещена не территории РФ.
Я видел сотни маркетологов. Большинство из них не продаёт, не понимает рынок и вообще не разбирается в том, как работает бизнес. Зато умеют красиво пиздеть про «воронки», «аватары клиентов» и «нейромаркетинг». Если вам впарили маркетолога, но денег больше не стало – поздравляю, вас опять наёбывают.
Если прямо сейчас вы решили искать специалиста в команду – прочитайте эту статью, чтобы сэкономить деньги и время. Она поможет разобраться, как подбирать маркетологов, какие критерии учесть и как не попасть в “бесконечную карусель найма”. Мы собрали 20 типов плохих маркетологов, которых вы научитесь выявлять.
Ко мне чаще всего обращаются клиенты, когда у них кризис. А многие когда уже жопа горит. 😱
Маркетинг — это не только творчество, но и точная наука с математической логикой. Каждый проект можно сравнить с живым организмом, который требует постоянной диагностики, лечения и адаптации.
Что делать, если период распродаж закончился, наступает межсезонье и спрос в нише женской одежды только начинает восстанавливаться? Осенью 2023 года мы задавали себе тот же вопрос. В этом кейсе расскажем, как у нас получилось выйти на результат х2 по продажам и снизить целевой ДРР при увеличении бюджета.
Что-то я не догнала, как вставление id помогает понять, работает рассыльщик или нет)
Все просто - если твой рассыльщик действительно работает, то на твой личный аккаунт придет оффер из рассылки, который увидит и остальная база
У меня два вопроса:
1. Весь этот набор спецов у маркетолога должен быть под рукой на постоянке?
2. Если все эти спецы делают реальную работу по продвижению, тогда зачем нужен маркетолог?