Большинство рабочих digital-стратегий — пустышки. Почему бизнес не замечает подмены?

По данным маркетинговой группы «Комплето», 87% руководителей и маркетологов компаний, которые думают, что у них есть digital-стратегия, на самом деле ошибаются. В большинстве случаев за digital-стратегию принимают совсем не то, что есть на самом деле.

Digital-стратегия: что не так?

Именно так, в большинстве случаев, делают digital маркетинг Completo.ru
Именно так, в большинстве случаев, делают digital маркетинг Completo.ru

Мы проанализировали большой пласт данных, опросив крупных заказчиков “Комплето”, немалое количество маркетологов и диджитал-директоров B2C и B2B-секторов, пришедших учиться диджитал-маркетингу к нам в школу “Маркетинговое образование”, и выяснили, что подавляющее большинство специалистов и руководителей, которые принимают ключевые управленческие решения, не понимают, что такое digital-стратегия. Ее либо просто нет, либо она номинально существует, но висит в рамочке у директора по маркетингу. Такие “заламинированные” стратегии добавляют вес вашему имиджу в социальных сетях, но никак не работают на бизнес-цели. В них нет ответов на главные вопросы:

  • Какую бизнес-задачу нужно решить?
  • Кто ваша целевая аудитория? Каковы ее “боли” и потребности?
  • В чем ценность вашего уникального предложения? Каковы ваши инновации? Как формируется потребность в вашем товаре или услуге?
  • Какие у вас есть ресурсы и какие будут нужны в будущем?

Если этих ответов нет, то у вас то, что называется - стратегия-пустышка.

Откуда берутся стратегии-пустышки?

1. Консалтинговый вариант

Вы заказали digital-стратегию стороннему агентству. Вам сделали дорогую и привлекательную презентацию, расписали пошагово каждый пункт, сделали выводы и нарисовали золотые горы будущей прибыли.

Такие стратегии хороши на бумаге и нужны, чтобы потешить самолюбие собственника. Но на деле они не работают. Главное правило: кто делает стратегию, тот ее и реализует. Пусть это будет инхаус-команда специалистов или привлеченное агентство, но вы будете понимать, с кого спрашивать результат.

2. Быстро и недорого

Вариант для торопыг. Чего там заседать и анализировать? Любое агентство полного цикла средней руки может составить вам стратегию на основании лишь веб-аналитики и ваших желаний. На выходе получаем табличку с поканальным планированием и приблизительными цифрами по трафику и продажам.

Такая табличка безусловно нужна, но это точно не digital-стратегия.

3. Креативная стратегия продукта

“Нужно изменить название, позиционирование и рекламный слоган” – иногда вместо digital-стратегии вам подсовывают креативную концепцию по упаковке продукта. Она может быть неплоха и может даже выстрелить на первых порах. Только такая стратегия – это лишь верхушка айсберга, которая не касается основных “скучных” процессов в компании: общение с заказчиками, сбор обратной связи, выстраивание пути клиента и так далее.

4. Стратегия поканального роста интернет-продаж

А вот еще один заменитель полноценной digital-стратегии. В ее основе одна точка касания с клиентом – ваш сайт. Это малая толика по сравнению с “черными дырами”, на которые может пролить свет глобальный анализ ситуации. Если не начнете копать глубже, через полгода вас обойдут конкуренты.

5. Стратегия как набор нереальных целей

Иногда стратегии “мастерятся” на основании хотелок собственника. “Босс хочет, чтобы мы были номер 1 на рынке.” “Босс хочет, чтобы мы продавали товара в два раза больше.” Откуда взялись эти цели – непонятно. Возможно, они ему приснились. На основании этих желаний формируется список задач компании. Такой стратегический план обречен на провал, ведь он абсолютно ни на чем не основан и не учитывает реальной ситуации.

6. Стратегия от супермена-одиночки

У вас в команде есть один маркетолог. Будь он семи пядей во лбу, но он вряд ли выдаст вам хорошую стратегию, а уж тем более реализует ее. Для создания полноценной digital-стратегии нужно минимум 3 специалиста и 1 управленец. Один человек не может свернуть горы и сдвинуть бизнес с мертвой точки.

7. Нет связи с отделом продаж

Digital-стратегия должна объединять все бизнес-процессы компании. Если у вас маркетинг отдельно, а продажи отдельно, то ничего хорошего из этого не выйдет. Вам придется выполнять функцию арбитра между вечно конфликтующими отделами. Стратегия будет жить только в связке с CRM-системой и планами отдела продаж.

8. Стратегия без плана

Маркетолог нарисовал вам картину идеального будущего: трафик зашкаливает, продажи достигли своего исторического максимума, довольные клиенты сами бегут строчить хвалебные отзывы, а вы в шоколаде. Только как этого достичь непонятно, ведь у вас нет тактического плана по достижению этих показателей. Это не стратегия, а картина маслом получается.

Ничего ты не знаешь, Джон Сноу

“Даже если моя стратегия не стратегия вовсе, а что-то другое, – возразите вы, – моему бизнесу это не мешает”. Маркетолог регулярно предоставляет отчет о трафике, а отдел продаж – о сделках. Этого вполне хватает, ведь бизнес идет своим чередом.

Но внезапно без видимых изменений трафика кривая продаж падает вниз.

– В чем дело? – спрашиваете вы маркетолога?

– Я не знаю, ведь трафик остался на прежнем уровне.

– В чем дело??? – кричите вы на дрожащих от страха сотрудников отдела продаж.

– Мы не знаем. Нет звонков. И заявки все дохлые.

Большинство рабочих digital-стратегий — пустышки. Почему бизнес не замечает подмены?

А дело в том, что вы ничего не знаете о своем бизнесе. Вы даете рекламу в интернете, к вам на сайт приходят посетители, и спустя какое-то время у вас что-то покупают. Но как именно происходит продажа – непонятно. Это такие дебри, в которые вы не лезете. Не лезут ни ваши маркетологи, ни отдел продаж. Но лезть в эти дебри нужно. Задача digital-маркетинга – распутать этот клубок и понять, что же происходит на самом деле. Чем сложнее продукт и крупнее компания, тем сложнее этот клубок распутать.

Для создания полноценной digital-стратегии важны две отправные точки:

  1. бизнес-цели (SMART-цели, конечно: конкретные, измеримые, достижимые, значимые, ограниченные по времени),
  2. бюджет на цифровую трансформацию компании.

Digital-стратегия – это притирка целей и возможностей компании. А потянем ли? Процесс “притирки” занимает от месяца до трех. Почему же так долго?

7 шагов построения digital-стратегии в компании

Как создавать digital-стратегию – на эту тему написано немало статей в нашем блоге. Здесь собрали ключевые моменты, о которых стоит помнить. Мы в “Комплето” выделяем 7 основных этапов.

1. Аудит бизнеса и анализ рынка

  • Товар (что мы продаем).
  • Целевая аудитория: кто эти люди, сегментация аудитории, боли. Выявляем с помощью интервью с покупателями на местах, интернет-опросов.
  • Оборот компании: из чего складывается.
  • Система продаж: проводим интервью с продавцами.
  • Ценовая политика: из чего складывается цена.
  • Дилеры: система взаимодействия.
  • Конкуренты: анализ присутствия в интернете, выезд на места.
  • “Товарозаменители”: чем можно заменить ваш товар: другие категории, конкуренты.
  • Реклама: изучаем используемые и доступные каналы.
  • Спрос: актуальный и потенциальный.

2. Привлечение аудитории

  • Рост трафика: куда будем расти?
  • Каталог на сайте: систематизация и структурность.
  • Омниканальность: связка рекламных каналов между собой.
  • Градация спроса: сформированный, несформированный, конкурентоспособный, смежный и т.д.
  • Узнаваемость: важна ли для аудитории, если да, то создаем триггеры увеличения узнаваемости.
  • Отзывы и рекламации: наладить систему обработки и использовать в маркетинге и продажах.
  • Видео о продукте (не только youtube).
  • Кросс-маркетинг: перекрестное опыление аудиторий разных каналов, привлечение аудиторий партнеров.

3. Точки контакта

  • Роль сайта: какую информацию транслируем и что будем измерять: трафик, обращения, продажи.
  • Путь клиента: до посещения сайта – во время посещения – после посещения.
  • Функционал сайта.
  • Структура страниц сайта и распределение по аудиториям: как сайт отрабатывает путь клиента.
  • Каждую страницу сайта нужно приравнять к посадочной. Делаем поэтапно.
  • Мобильная версия сайта. Нужно ли приложение?
  • Дилерские сайты/приложения: нужны ли?
  • Схема перераспределения трафика между страницами: карта посещений сайта.
  • Конвертация трафика в продажи.

4. Удержание аудитории

  • E-mail-маркетинг: регулярная рассылка, триггерные цепочки писем, сегментирование базы.
  • SMM: комплексный подход.
  • Контент-маркетинг.
  • Личные кабинеты на сайте для разных групп пользователей.
  • CRM-маркетинг.
  • Скрипты продаж для отдела продаж.
  • Ретаргетинг: вернуть клиента, который о вас забыл.
  • Система лояльности в связке с digital.

5. Аналитика и сквозная аналитика на сайте

  • KPI: workflow-таблица.
  • Отчеты Google-analytics, Яндекс Метрика.
  • Автоматизированная понятная отчетность с регулярной периодичностью.
  • Сквозная аналитика: интеграция “рекламная кампания – сайт – CRM”.
  • Calltracking: аналитика звонков.

6. Автоматизация маркетинга и продаж

  • Интеграция всех систем компании: calltracking+CRM+1C+логистика и т.д.
  • Автоматизация на всех бизнес-этапах и создание необходимых продуктов: личные кабинеты, приложения, сервисы для call центра и т.д.
  • Автоматизация работы специалистов.

7. Прогностическая модель достижения результата

  • Четкие параметры модели.
  • Прогноз периода окупаемости (ROI).
  • Периодическая сверка с моделью.

Рецепт роста? Его не существует

Рост поискового трафика компании Torex Completo.ru
Рост поискового трафика компании Torex Completo.ru

Когда заказчики просят нас дать совет, как им вырасти, к примеру, с 20 тысяч посещений в месяц до 100 тысяч, мы иронично пожимаем плечами. А поможет ли в этом digital-стратегия? Может быть, да, а может быть и нет. Она нужна немного для другого.

Digital-стратегия даст вам точное понимание всех процессов внутри компании и направления роста. Возможно, рост интернет-трафика вам сейчас не нужен, он будет слишком дорого стоить, а нужно лучше работать с тем, что у вас есть: развивать дилерскую сеть или поработать с отделом продаж, увеличив доходимость клиентов до сделки.

Путей роста много, но вы не узнаете, какой из них верный, пока не сделаете digital-стратегию.

Примеры успешной digital-стратегии? Хм…

Поделиться кейсом успешной digital-стратегии практически невозможно. Тогда эта статья стала бы таким длиннющим лонгридом с огромным массивом данных, что ее вряд ли кто-то дочитал бы до конца. И все же мы выбрали три компании, долгое сотрудничество с которыми привело нас к весьма впечатляющим результатам. Обратите внимание: наполнение работ везде разное. Аудит текущей ситуации выявил свои точки роста для каждой конкретной компании.

Завод входных дверей TOREX

Сайт компании сейчас занимает лидирующие позиции по трафику в теме “входные двери”, обходя даже мультибрендовые интернет-магазины. Это результат планомерной системной работы по реализации digital-стратегии.

Что было сделано:

  • Стратегия электронного маркетинга.
  • Исследования: рынок, спрос, конкуренты, аудитория.
  • Генератор дилерских сайтов.
  • Конфигуратор каталога продукции.
  • Система онлайн-бронирования для дилеров.
  • Сайт.
  • Система промоутирования.
  • Мобильное приложение для монтажников.
  • SEO.
  • Контекстная реклама.
  • Сквозная аналитика.
  • CRM и телефония.
  • Контент-маркетинг.
  • Система распределения заявок по дилерам.

Завод пленок для паро- и гидроизоляции MegaFlex

Созданная стратегия электронного маркетинга показала, что необходимо полностью менять позиционирование товара на рынке и заново упаковывать его.

Что было сделано:

  • Стратегия электронного маркетинга.
  • Разработка продуктовой линейки.
  • Маркетинговая проработка: позиционирование, УТП, ЦА.
  • Сайт продукта.
  • Сайт завода.
  • Продуктовые видео ролики (отзывы, реклама, guide).
  • CRM для торговых представителей, менеджеров-операционистов и менеджеров по привлечению новых дилеров.
  • SEO.
  • Продуктовые посадочные страницы.
  • Личный кабинет дилера.
  • Контекстная реклама.

Завод стройматериалов “Альта-Профиль”

Компания сейчас в числе лидеров на рынке сайдинга.

Что было сделано:

  • Стратегия электронного маркетинга.
  • Исследования: рынок, спрос, конкуренты, аудитория.
  • Сайт.
  • Онлайн-система для дилеров.
  • SEO.
  • Контекстная реклама.
  • SMM.
  • Email-маркетинг.
  • Портал для дилеров.
  • CRM для завода и дилеров.
  • Калькулятор фасадных материалов.
  • Система подогрева клиентов (salesfarm).
  • Создание чат-бота.

Подытожим:

  1. Большинство внедренных digital-стратегий – пустышки. Они номинально существуют, но никак не работают на бизнес-цели.
  2. Для создания полноценной digital-стратегии важны две отправные точки: бизнес-цели и бюджет на цифровую трансформацию компании.

  3. Универсального рецепта роста не существует. Но если хотите узнать, куда двигаться дальше и как обойти конкурентов, то digital-стратегия – must have для компании.
  4. Хорошая digital-стратегия – это долго и дорого. Если нет времени или испытываете дефицит бюджета, то начните с поканального планирования. Это не стратегия, конечно, но уже кое-что.
  5. Результаты digital-стратегии можно увидеть спустя несколько лет ее планомерной реализации. Если хотите результат за 2-3 месяца, то запустите таргетированную рекламу и поставьте KPI продавцам.

💣А если хотите создать эффективную диджитал-стратегию – оставьте заявку здесь.

2121
20 комментариев

https://miro.com/app/board/o9J_kq3GwBM=/?moveToWidget=3074457349853558375&cot=3

Тут также есть годный фреймворк для создания стратегии. Ребята постарались и структурировали всю информацию.

8
Ответить

«У вас в команде есть один маркетолог». В большинстве агентств стратегию делает один человек. ну иногда джуны помогут собрать данные или найти исследования.

А успешная реализация стратегии — это не набор правил на 5 лет, а постоянное движение по циклам проверки гипотез. Невозможно сегодня, в точке А понять, как обогнать конкурентов в следующие 5 лет. Это игра с закрытой информацией, в которой план уже через два месяца отправится в шкаф, и решения придется принимать на ходу. В том числе признавать свою неправоту и начинать сначала. Интересная ли такая текучка большинству агентств? Или проще продать «план на 5 лет» и уйти в закат?

6
Ответить

"В большинстве агентств стратегию делает один человек. ну иногда джуны помогут собрать данные или найти исследования." - ну вот поэтому "87% руководителей и маркетологов компаний, которые думают, что у них есть digital-стратегия, на самом деле ошибаются."
Основная проблема заключается в том, что и в большинстве компаний, и в большинстве агентств к стратегии не относятся серьезно. Её делают "в подарок", "как доп услугу", "за пару часов".
Безусловно можно бесконечно крутиться в колесе гипотез. Это выгодно маркетологам, у них всегда будет работа. А можно выстроить маркетинг 1 раз и потом время от времени его модернизировать. Это и сократит затраты компании на маркетинг и даст более качественный и стабильны результат. И уже потом, если маркетологу очень захочется работать, он может параллельно тестировать новые гипотезы и внедрять их в существующую стратегию.
Этого делать никто не запрещает.

2
Ответить

Да и это факт, о котором предпочитают не говорить. Практически ни разу не видел полноценного видения плана продвижения ресурса (сайта, программы и т.д.). Очень часто личные "хочелки" и видения встают на передний фронт. И из этого выливается кривая маркетинга. Особенно, если в управлении компании сидят "криэйтеры", которые видят "лучше и яснее" всех остальных. Но, это закрытая для других участников информация ))).
А на деле, отдел продаж идет одной тропой, маркетинг другой тропой, производство собственной кривой. Иногда возникает вопрос "Ребята, а как вы вообще развились и продаете?" )))

2
Ответить

3 кейса - "что было сделано"... А какие результаты по итогу?

1
Ответить

Альта Профиль и Торекс, в том числе и нашими силами, стали лидерами рынка всего за пару лет и до сих пор ими являются.
Ребрендинг и digital маркетинг для MegaFlex позволил пережить уход ключевых дилеров. Компания продолжает развиваться и увеличивать обороты.
Это общие результаты.
Более детальные результаты по конкретным услугам вы можете почитать у нас на сайте в разделе кейсов: https://www.completo.ru/cases/

Ответить

Тоже не раз удивлялся насколько плоско собствениики и даже коммерческие директора представляют себе потребности своих клиентов.
Элементарный разговор о анализе воронок по сегментом, большинство руководителей вводит в ступор.

.на мой взгляд все дело в модели мышления.

Большинство управленцев хотят купить волшебную таблетку вместо тежедневного исследования данных,и тестирования гипотез., внимательного общения с командой, анализа успешных практик конкурентов,.

1
Ответить