Робот-скульптор
Huawei Pura X
Pixar напрягся
Будни офиса Miro
Бонобо Канзи
Рабочее место для кота
Протесты против Маска
«Офису» — 20 лет
Ламба из картона
Дорожка для аквабега
Jaguar Type 00 в Париже
Xiaomi SU7 Ultra
Полёт над Луной
Автопилот Tesla на бездорожье
«Игровые» Google Maps

Хотите миллионную прибыль? Проверьте вашу цель на реалистичность

На одной из наших стратегических сессий команда Клиента подняла цели роста с 30%, установленных собственником, до 40%. Согласитесь, это редкость: обычно сотрудники занижают планы. Их бонусы напрямую зависят от достижения этих целей. Чем выше план, тем выше риск недостичь его, а значит, потерять премии. Поэтому люди стремятся снизить планку, чтобы "перепрыгнуть её" с запасом. Но в этом случае команда не просто захотела большего, а поняла, как этого достичь.

Почему в этот раз получился обратный эффект? Дело в чёткой декомпозиции целей. Большие цели пугают, если непонятно, с чего начать. Но если разбить их на конкретные шаги — риск кажется ниже, а результат ближе. В этой статье разберёмся, как проверить вашу цель на реалистичность и что делать, если она выглядит недостижимой.

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегической мастерской План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.

Содержание:

Декомпозиция целей и задач: как съесть слона?

Всем известно, что за раз целого слона не съешь. Его нужно разделить на кусочки и есть по чуть-чуть. Большая, сложная, далекая цель или масштабная задача, требующая значительных усилий, времени и ресурсов 一 тот же слон. Когда перед нами стоит большая, на первый взгляд непосильная задача, разбивка на части помогает сделать её достижимой.

Декомпозиция целей и задач — это процесс разделения сложной, масштабной цели на более мелкие, управляемые и конкретные подзадачи. Это методика, которая помогает структурировать работу, сделать её более понятной и достижимой.

Декомпозиция целей и задач
Декомпозиция целей и задач

Наша задача: хорошенько проработать слона и правильно его разделить. Его не нужно искромсать в порошок, одновременно куски не должны быть слишком большими. Все части должны быть понятными, это похоже на разделку курицы: если разрезать ее пилой на квадратные кусочки, то в каждом будет смесь костей, кожи и мяса, которые невозможно будет есть. Поэтому отделяется бедро, ножка, крыло и т.д. Это и есть правильная декомпозиция, для которой нам и нужны фреймворки или канвы.

Выбор канвы для декомпозиции целей и задач

Первый шаг в декомпозиции целей, задач и проектов 一 это выбор канвы. Канва 一 это шаблон или фреймворк, в котором содержится набор правил, шагов и инструментов для реализации проектов и задач.

Зачем использовать какую-либо канву? Потому что благодаря канве мы достигаем комплексности и полноты проработки задачи. Мы подготовили примеры шаблонов декомпозиции проектов для каждой функциональной области:

Универсальный шаблон декомпозиции

BSC (cбалансированная система показателей)

Сбалансированная система показателей состоит из 4 ключевых направлений бизнеса: финансы, рынок, бизнес-процессы и персонал. Подробнее про каждое читайте в наших прошлых статьях:

С помощью этого фреймворка можно декомпозировать любую цель или задачу по 4 направлениям:

Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей

К примеру, возьмем цель: К концу 2025 года создать портфель продуктов, приносящий 10% выручки 2025 года и 30% авансов 2026 года.

Пример декомпозиции цели с помощью сбалансированной системы показателей
Пример декомпозиции цели с помощью сбалансированной системы показателей

Шаблоны для проектов в маркетинге и продажах

1. CJM (Customer Journey Map) 一 это визуализация пути клиента от осознания проблемы до покупки и повторного обращения. Например, мы запускаем подписку на информационные подборки для отраслевых клиентов.

Декомпозиция с помощью CJM:

  • Клиенты должны узнать о подписке: запускаем рекламную кампанию в соцсетях, делаем лендинг с описанием выгод подписки.
  • Клиенту становится интересно, что предлагает подписка: показываем на лендинге примеры подборок и отзывы реальных клиентов. Предлагаем 7-дневный бесплатный пробный период.
  • Клиент размышляет, стоит ли оформлять подписку: добавляем FAQ на лендинг: «Что включено в подписку?», «Как отменить?», устанавливаем чат с менеджером для оперативных ответов на вопросы.
  • Клиент оформляет подписку: настраиваем удобный процесс оплаты: поддержка карт и быстрых переводов. Отправляем письмо с приветствием и руководством: «Как пользоваться подпиской».
  • Клиент решает, продлевать ли подписку: раз в неделю отправляем полезный контент. Добавляем опрос: «Что ещё вы хотели бы видеть в подборках?». Предлагаем бонус за продление подписки.

2. Воронка AAARRR ー это логика превращения покупателя из абсолютно вас незнающего в вашего приверженца, готового вас рекомендовать. Это раскладывание достаточно большого пути покупателя на конкретные шаги, которые можно измерять, оценивать с точки зрения метрик, искать в них новые конверсионные действия, точки контакта, каналы привлечения, лучшие практики. Вот расшифровка этапов воронки:

  • Awareness — узнаваемость
  • Acquisition — привлечение
  • Activation — активация
  • Retention — удержание
  • Referral — виральность
  • Revenue — выручка

В этой статье подробно описали каждый этап:

Алгоритм декомпозиции здесь такой же: маркетинговый проект нужно разложить на действия по каждому из этапов воронки и сделать узкий фокус на каждом: где мы теряем конверсии и где есть высокий потенциал роста.

3. Формула чистой прибыли состоит из ряда элементов:

Чистая прибыль = Портфель услуг * Охват ЦА * Конверсия в покупку * (Цена продажи – Себестоимость – Прямые расходы) * Длина среднего чека * Коэффициент возврата – Постоянные расходы

На каждый из элементов влияют определенные факторы. Например:

Декомпозиция формулы чистой прибыли
Декомпозиция формулы чистой прибыли

С помощью этого фреймворка можно декомпозировать крупные проекты в разных отраслях. Мы подготовили шаблоны декомпозиции чистой прибыли для 3 отраслей: производства, сферы услуг и торговли. Забрать можно здесь.

Шаблоны для работы с процессами, организационной структурой и стратегией

1. Бизнес-модель Остервальдера

Бизнес-модель — это примерное представление, как должны выглядеть основные бизнес-процессы в компании. Канва бизнес-модели по Остервальдеру позволяет разложить сложные процессы или масштабные стратегии на понятные блоки:

Канва бизнес-модели по Остервальдеру 
Канва бизнес-модели по Остервальдеру 

Подробнее о бизнес-моделях и шаблоне Остервальдера писали здесь.

2. Матрица Ансоффа

Матрица Ансоффа позволяет чётко структурировать направления развития: где оптимизировать, где пробовать новое, а где рискнуть с кардинальными изменениями. Вы разбиваете задачи по двум измерениям:

  • Существующие/новые рынки: текущие области работы или новые территории, сегменты клиентов.
  • Существующие/новые процессы, структуры или стратегии: что можно улучшить или создать с нуля.

Например, проект: Оптимизировать процессы в компании и подготовить её к выходу на новые рынки, можно декомпозировать так:

Декомпозиция с помощью матрицы Ансоффа
Декомпозиция с помощью матрицы Ансоффа

Шаблоны для управления портфелем продуктов

1. Жизненный цикл продукта

Жизненный цикл продукта показывает этапы его существования на рынке: запуск, рост, зрелость и спад. Если у вас есть цель развить портфель продуктов, жизненный цикл помогает понять, где находится каждый продукт, и что с ним делать дальше. В рамках декомпозиции нужно распределить все продукты по этапам. Каждый этап требует своих стратегий и задач.

Жизненный цикл продукта
Жизненный цикл продукта

Например, если продукт находится на этапе запуска, нужно:

  • Провести 30+ интервью с клиентами для уточнения потребностей
  • Подготовить минимальную версию продукта (MVP)
  • Настроить маркетинговую кампанию для запуска

На этапе роста:

  • Увеличить рекламный бюджет на эффективных каналах
  • Провести акции для привлечения новых сегментов аудитории
  • Добавить новые функции или варианты продукта

На этапе зрелости:

  • Разработать персонализированные предложения для постоянных клиентов
  • Оптимизировать производственные процессы
  • Перезапустить продукт с обновлённым дизайном или функциями

На этапе спада:

  • Провести анализ спроса и понять, стоит ли дорабатывать продукт или выводить его с рынка
  • Предложить специальные условия для оставшихся клиентов
  • Подготовить новый продукт, который займёт место старого

2. Матрица BCG

Матрица Boston Consulting Group помогает анализировать портфель продуктов по двум критериям:

  • Темп роста рынка: Насколько продукт развивается в растущей или стагнирующей нише.
  • Доля рынка: Какую позицию продукт занимает среди конкурентов.
Матрица Boston Consulting Group 
Матрица Boston Consulting Group 

Если вы хотите понять, как перераспределить ресурсы между продуктами, матрица BCG помогает выделить четыре категории:

  • Звёзды: Продукты с высоким ростом и большой долей рынка.
  • Дойные коровы: Продукты с большой долей рынка, но в нишах с низким ростом.
  • Вопросительные знаки: Продукты в растущих нишах, но с маленькой долей.
  • Собаки: Продукты с низким ростом и маленькой долей.

Например, нам нужно оптимизировать портфель продуктов бренда бытовой техники, чтобы увеличить долю прибыльных направлений, то есть сконцентрироваться на продуктах с высоким потенциалом роста:

Декомпозиция с помощью матрицы BCG
Декомпозиция с помощью матрицы BCG

Шаблоны для управления изменениями

1. Метод “6 шляп”

Метод “6 шляп” помогает смотреть на изменения с разных точек зрения. Каждая «шляпа» символизирует определённый способ мышления.

К примеру, нам нужно согласовать с сотрудниками новые схемы вознаграждения до конца апреля 2025 года и запустить их с 1 мая 2025 года. Разложим этот процесс по шляпам:

  • Белая шляпа (факты): Создать функциональные карты, учесть KPI, автоматизировать расчёты, собрать обратную связь.
  • Красная шляпа (эмоции): Сотрудники могут бояться сложностей и снижения дохода — важно объяснить выгоды и провести диалог.
  • Чёрная шляпа (риски): Возможное сопротивление, ошибки в расчётах, дисбаланс KPI. Решение: тестовые расчёты, мониторинг.
  • Жёлтая шляпа (позитив): Прозрачность, справедливость, рост мотивации и эффективности работы.
  • Зелёная шляпа (идеи): Пилотный запуск, гибкие коэффициенты, сессии вопросов-ответов.
  • Синяя шляпа (управление): Этапы: карты → схемы → презентация → запуск → мониторинг → доработка через 3 месяца.

2. 8 этапов изменений по Коттеру

Метод 8 этапов изменений по Коттеру делит процесс на 8 этапов для управления масштабными изменениями в организациях: разбивает сложные изменения на понятные шаги, помогает вовлечь сотрудников и устранить барьеры, закрепляет изменения в культуре компании, предотвращая откаты назад.

Метод 8 этапов изменений по Коттеру
Метод 8 этапов изменений по Коттеру

Например, мы хотим перевести сотрудников на гибридный формат работы. Цель: снизить расходы на офис и повысить удовлетворённость сотрудников. Разложим этот проект на этапы:

  • Создание срочности: Провести опрос и показать, что большинство хотят гибридный формат.
  • Формирование коалиции: Назначить группу лидеров для продвижения изменений.
  • Разработка видения: Установить цель — 70% рабочих дней удалённо, 30% — в офисе.
  • Коммуникация видения: Провести встречи, объяснить выгоды и создать гайд для удалённой работы.
  • Устранение препятствий: Обучить работе с инструментами (Zoom), обеспечить сотрудников техникой.
  • Краткосрочные победы: Через 3 месяца показать примеры успешных команд и измерить удовлетворённость.
  • Укрепление изменений: Закрепить гибридный формат как стандарт, проводить регулярные опросы.
  • Интеграция в культуру: Сделать гибкость и ориентацию на результат частью миссии компании.

Шаблоны для технологических процессов или создания продуктов

1. Agile

В Agile мы делим процесс на этапы, каждый из которых проверяется и дорабатывается. Например, нужно построить дом с участием заказчика.

Итерация 1:

  • Разработать чертёж и согласовать с заказчиком.
  • Получить обратную связь: "Мне нужны большие окна и больше света".
  • Внести изменения в дизайн.

Итерация 2:

  • Построить каркас дома и показать заказчику.

  • Заказчик хочет добавить террасу — добавляем в план.

Итерация 3:

  • Выполняем внутреннюю отделку одной комнаты и согласовываем.

  • На основе фидбэка вносим улучшения для остальных комнат.

2. Lean

С помощью Lean мы оптимизируем процесс, чтобы минимизировать лишние действия. Например, нам нужно убрать квартиру за 1 час:

  • Идентифицируем потери: выясняем, где тратим больше времени (перекладываем вещи, постоянно ищем тряпки).
  • Оптимизация: сортируем вещи в корзины перед уборкой, держим все чистящие средства в одном месте.
  • Автоматизация: используем робот-пылесос для пола, чтобы освободить время на другие задачи.
  • Контроль: после уборки проверяем результат и корректируем процесс на будущее (например, убираем сразу после еды, чтобы кухня не захламлялась).

Как декомпозировать цели и задачи, чтобы не профакапить результат

Когда канва определена, ее нужно заполнить. Для этого берется Mind Map и заполняется задачами. Есть 2 варианта развития событий:

  • Есть опыт работы с проектом или знание, что представляет собой какая-либо цель или задача. В этом случае декомпозицию можно сделать самостоятельно.
  • Опыта нет. Здесь важно быстро идентифицировать свою некомпетентность и пойти за помощью к эксперту/руководителю/консультанту. В новой задаче или проекте есть высокий риск нафантазировать и покромсать курицу на те самые квадратики.

Сама декомпозиция может представлять собой последовательность или параллельность действий. Либо гибрид, когда какие-то этапы разветвляются, а какие-то идут последовательно.

Структура декомпозиции целей и задач
Структура декомпозиции целей и задач

Декомпозиция 一 это настолько разнообразная история, что описать ее алгоритм невозможно. Нельзя сравнить приготовление торта с разработкой новой системы мотивации, выходом на международные рынки или с укладкой плитки. Везде декомпозиция будет диктоваться канвой, а затем требованиями опыта и здравого смысла.

Важно при декомпозиции найти в каждой задаче свои КФУ и КФН.

Ключевые факторы успеха и неудачи декомпозиции целей, задач и проектов

Мы будем использовать термины 💎Ключевой фактор успеха (КФУ) и ⛔ Ключевой фактор неудачи (КФН).

Ключевые факторы успеха

💎Ключевой фактор успеха (КФУ) — это проявление правила Парето в бизнесе. Это те 20% действий, которые дают 80% результата, другими словами это лучшая мини-стратегия, самый короткий путь к достижению целевого результата:

  • Правильный выбор канвы. Главное в процессе декомпозиции ー определить, на что и каким образом делить. Канва предопределяет шаги по работе с проектом и задает общее направление работы.
  • Правильная разбивка на этапы. Этапность должна быть понятной и четкой: нельзя строить крышу, если еще не готов фундамент.
  • Осознание своей способности справиться с задачей. Берем проект на себя только в том случае, если у нас есть достаточно опыта и компетенций, чтобы его реализовать.
  • Привлечение эксперта, в случае, если опыта и компетенций недостаточно.
  • Выбор важного: что из этапов становится самым приоритетным, куда нужно инвестировать максимум усилий.
  • Распределение ответственности. Какие-то из важных задач нужно взять на повышенный контроль, а какие-то ー выполнять самостоятельно. Например, разработку концепции нельзя делегировать, а реализацию можно.
  • Визуализация в графике или в другом удобном виде. Это позволяет лучше воспринимать задачу и вовремя обнаружить пропуски.
  • Просчет и фокус на самом длинном критическом пути. За ним нужно следить, чтобы уменьшить время на весь проект.

Критический путь — это метод управления проектами, который позволяет определить последовательность задач, от которых напрямую зависит срок завершения всего проекта. Он показывает, какие задачи являются самыми «узкими местами»: их задержка автоматически отодвинет финальный дедлайн.

Ключевые факторы неудачи

⛔ Ключевой фактор неудачи (КФН) — это риски и барьеры, которые могут помешать в достижении намеченной цели и реализации стратегии. Но их преодоление не гарантирует вам получение результата.

  • Думать, что ты можешь декомпозировать новую сложную задачу без посторонней помощи.
  • Декомпозировать задачи/проекты без учета принципа ВИСИ. Все составные части проекта должны быть Взаимно Исключающими и Совместно Исчерпывающими.
Принцип ВИСИ (MECE)
Принцип ВИСИ (MECE)

Взаимно исключающие задачи — это составные элементы проекта, которые не пересекаются по содержанию и не дублируют друг друга. Каждая задача уникальна и охватывает отдельный аспект работы.

Совместно исчерпывающие задачи или категории — это такие элементы декомпозиции, которые полностью охватывают весь проект или процесс. Они гарантируют, что ничего важного не упущено, и проект будет выполнен полностью.

Стратегическая сессия позволила участникам лучше понять цели и задачи компании, а также определить пути их достижения. Получил новые знания и опыт от коллег из других отделов или компаний

сказал участник стратегической сессии iCover

Если вы хотите сформировать достижимые цели вашей компании ー свяжитесь с нами

Мы соберём данные о вашем рынке, позициях конкурентов, найдем работающие проекты и ответим на вопрос, как их реализовать.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как эффективно распределять задачи в команде?
Правильное распределение задач в команде — это ключевой фактор успешного выполнения проектов. Ошибки в этом процессе могут привести к потере времени, снижению мотивации сотрудников и даже провалу инициатив.
44
11
Стратсессии противопоказаны в этих двух случаях…

Этот материал создан на основе глубокого анализа тысяч часов стратегирования и фасилитации, это 5 лет плотной работы и всего один главный вывод в конце.

Так подсознание руководителя смотрит на грядущую стратсессию
11
11
УСН под защитой: что делать, чтобы ФНС не оспорила ваш режим
УСН под защитой: что делать, чтобы ФНС не оспорила ваш режим

Компании на УСН часто рискуют оказаться под подозрением в дроблении бизнеса. Чтобы избежать обвинений и подтвердить добросовестность, важно правильно организовать работу и выстроить надёжную защиту. С такой задачей к нам обратилась группа компаний из торговой отрасли. Расскажем, как мы помогли решить проблему.

33
Декомпозиция бизнеса на 2025 год: SMART-цели и декомпозиция. Бизнес-стратегия на год

Я – Виталий Абдулин, директор консалтингового агентства БМП-консалтинг, специалист по бизнес-процессам . Сегодня я расскажу вам о том, как мы в нашей практике подходим к анализу результатов года и планированию.

Как системный и продуктовый подход спасает бизнес от хаоса

Представьте собрание топ-менеджеров. Один считает, что под «стратегией развития продукта» подразумевается набор гипотез по увеличению продаж, а другой понимает под тем же термином план на ближайшие пять лет — со строгими метриками и дорожной картой. Третий руководитель вообще уверен, что «стратегия» — это синоним «целей», и ничего системного в этом…

Как мы запускаем проект: 6 ключевых этапов для достижения максимального ROI
Как мы запускаем проект: 6 ключевых этапов для достижения максимального ROI

Существует ли универсальный рецепт успешного запуска проекта? Мы уверены, что да! Сегодня мы поделимся с вами нашим проверенным подходом к этому процессу.

66
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

Хочу поделиться с вами своим отрицательным опытом в бизнесе. Рассказать про ошибки, которые мы совершили с мужем, когда открывали кондитерский отдел: как мы подходили к запуску бизнеса, выбору помещения и о других нюансах работы в этой нише.

Важное примечание: эту картинку нам сгенерил чат ДжиПиТи-шка — в этой статье это единственная бурная фантазия нашего редактора
22
Как у вашей команды с фокусом на целях?

Исследования доказали, что укрепление сотрудничества среди сотрудников или отделов способно повысить ежегодную прибыль организации в восемь раз! Этот вывод сделала Хейди К. Гарднер, проанализировав данные о деятельности двух тысяч топ-менеджеров в 2015 году. Но что же означает «улучшить взаимодействие»? Какие критерии помогут вам определить, что ва…

Авторская формула команды Пряхиной Юлии "4К"
11
Почему у вас в бизнесе куча невыполненных задач в бэклоге

И никакие SMART и Матрицы Эйзенхаура не решат эту проблему

Почему у вас в бизнесе куча невыполненных задач в бэклоге
22
реклама
разместить
SMART-цели и декомпозиция. Бизнес-стратегия на 2025 год
SMART-цели и декомпозиция. Бизнес-стратегия на 2025 год
Кейс: Как я систематизировал работу отдела маркетинга в девелопере туристических объектов
Кейс: Как я систематизировал работу отдела маркетинга в девелопере туристических объектов

"Не пытайтесь просто управлять задачами — управляйте системой, и задачи решатся сами собой." — Эдвардс Деминг, один из основателей управления качеством.

11
Целеполагание на нулевом этапе проработки проекта

Неотъемлемая часть работы каждой команды — запуск проектов от краткосрочных научно-исследовательских до сложных технических, которые могут длиться более 5 лет. Наша задача — помимо просто «создать», сделать это качественно. В статье — об инструментах и стратегии для запуска реально крутых проектов.

Целеполагание на нулевом этапе проработки проекта
22