Новые MacBook и iPad Air
Посадка на Луну
Котодиско у Hyundai
Nothing Phone (3a) и (3a) Pro
Focus 2 Ultra от Nubia
Возможный релиз MacBook Air?
Автопилот Tesla на бездорожье

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Привет, друзья! В предыдущем материале я рассказывал о Presales процессах в IT. Сегодня я хочу погрузить вас глубже в Discovery Phase: не в теоретические тонкости, а в практические вариации, которые срабатывали у меня, и смогут частенько выручать и вас.

Что я расскажу?

  • Понимание Discovery Phase в продажах IT: как его видят, и что это такое на самом деле.
  • Что поставляют на Discovery Phase, и как это действует на клиентов.
  • Discovery Phase на 4 недели работы с детализацией и объяснениями.
  • Пример из практики: как можно работать с трудными заказчиками через внутренних специалистов.
  • Пример из практики: взаимовыручка между конкурентами.

Discovery Phase: все знают, но никто не понимает

Я работаю с IT-бизнесом со штатом от 30 до 1000 специалистов, и в каждой компании я сталкивался с разными понятиями, что такое Discovery Phase.

Мое личное сборное определение:

Discovery Phase — это фаза, в рамках которой вы осуществляете все действия, исследования и анализ, благодаря чему в результате можете максимально точно определить масштаб будущего проекта и построить правильную работу над ним. Чем грамотнее понимание заинтересованных лиц, проблем клиента и финального вида продукта / сервиса для решения таких проблем, тем более эффективный результат вы предоставите клиенту.

Зачем вообще проводится Discovery Phase и всегда ли она нужна?

Ответы на эти вопросы разные, но я приведу лишь ключевые, с которыми сталкивался:

  • «Чтобы выровнять ожидания клиента».
  • «Чтобы дать попробовать команду и продукт на небольшом спринте».
  • «Чтобы сделать что-то небольшое, но показательно красивое».
  • «Чтобы взять первый доллар».
  • «Чтобы сформировать для клиента объем работ с оценкой и презентацией».

Так или иначе, но все эти вместе взятые версии определяют, что дает Discovery. Единственный нюанс — компании не всегда понимают, что есть результат Discovery для клиента, а есть — для бизнеса. И это НЕ начало работ над проектом, это закрытие бреши представления между тем, что есть сейчас, и что будет с вашим участием.

Что должен получить клиент в результате Discovery Phase?

  • Возможность вовремя остановиться. Легче сказать «стоп» вначале взаимодействия, если команда или услуга не устраивают, чем после подписанного контракта на 200 тысяч.
  • Снижение финансовых рисков. Проще расстаться с 10 тысячами, чем сразу с 300 тысячами, даже если работа может не понравиться.
  • Тестирование гипотез и идей. Ответить на вопрос «а можно ли вообще так делать?» легче, когда осуществляется оценка, а не запускаются все механизмы, хоть и результат становится очевидным в процессе.
  • Упрощение старта. Понимая, что предлагают и какие результаты обещают, проект в работу запустить легче.

Выходя из того, чего ожидает клиент на Discovery Phase, вы можете определить, что и как ему подавать.

Что должны получить вы в результате Discovery Phase?

  • Возможность продать часть продукта. Получить 10 тысяч проще, чем 200. Но и расставаться дальше с деньгами клиенту будет легче, если часть он уже внес.
  • Время на построение нужной команды. Определение нужных квалификаций на Discovery позволяет своевременно укомплектовать компанию нужными специалистами, которые уже будут обучены к старту проекта.
  • Углубление в задачи клиента. Переход с устаревших технологий на новые, доработка продукта, полное обновление IT-инфраструктуры под требования клиента. Но эти требования нужно понять и интерпретировать в техническую плоскость.
  • Презентация себя и продукта. Показать умение коммуницировать, говорить на языке клиента, планировать — все, что вы делаете и так, но клиент с этим должен познакомиться.
Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Пример плана на Discovery Phase для продуктовой IT-компании

Всегда ли нужна Discovery Phase для бизнеса? В том или ином виде — всегда. Но если это дизайн за 2 тысячи, то Phase ограничится брифованием клиента и отправкой презентации, а если это продукт на несколько десятков-сотен тысяч — Phase наращивает процессы.

Я дам несколько форматов того, что поставляется на фазе Discovery в разных компаниях для удовлетворения потребностей всех сторон.

Что поставляют на Discovery Phase в IT-компаниях разных размеров и профилей

  • Техническая документация. Понятно, что вам нужно разобраться, какой продукт требуется, расписать его вдоль и поперёк.
  • Функциональные требования. Что должен делать продукт, в какой последовательности процессов, вариация опций и возможностей, спецификация ПО.
  • Нефункциональные требования. Стек технологий, архитектура, связи с другими продуктами, инфраструктура, нагрузочные показатели.
  • Визуальные требования. Экраны главных рабочих процессов, визуализация зависимостей экранов, набор основных графических элементов, анимации и интерактивные элементы.
  • Требования по внедрению. Ограничения, обязательные условия и оценка усилий команды.

2. Проектная документация. Тут должно быть описано все с точки зрения сроков, команды, очередности и организационных составляющих.

  • Дорожная карта проекта. Что и в какой последовательности вы будете делать, какие сроки на это отведены и какие ресурсы будут задействованы.
  • Состав команды. Кто будет вовлечен, с какими навыками и опытом, сколько будет задействован. Тут отлично впишется матрица связей: кто из вашей команды и с кем от клиента должен контактировать, по каким вопросам, на каком этапе.
  • Финансирование проекта. Редко, но встречаются планы финансирования проекта по этапам / частям, и тут можно описать, за что и когда клиент оплачивает.

3. Бизнес-документация. Тут описываем все критерии, которые показывают, как хорошо вы работали, работаете или будете работать.

  • Видение финального продукта. Что вообще получает клиент в результате, и где может это применить: лучше, если с прогнозными оценками.
  • Кейсы по похожим проектам. Коротко, но емко можно показать, с чем пришли, и с чем ушли в похожих ситуациях клиенты.
Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Указанные выше пункты в том или ином оформлении / комбинации очень хорошо влияют на клиента. По крайней мере, работали, когда Discovery можно было проводить оффлайн: оценить вовлеченность клиента, интерес, понимание, увидеть барьеры и группу лиц, с которыми будете контактировать. Но пандемия внесла свои поправки в процессы «презентации», и теперь взаимодействие перешло в онлайн. Чтобы конверсия Discovery в онлайне не сильно уж упала, рекомендую обратить внимание на несколько ключевых моментов:

  • Оформление. При физическом отсутствии вас у клиента сложней понимать, на что делать акценты, что объяснять. Приходится много заниматься дизайном документации, матриц и прочего.
  • Команда клиента. Если раньше при посещении офиса клиента можно было легко со всеми познакомиться, узнать о внутренних тонкостях организации, то сейчас для этого потребуется чуть ли не детектив. Смотрим соцсети, профили, новости, общаемся с другими локальными компаниями, которые знакомы с клиентом.
  • Митинги. Их нужно организовывать вам: собирать команду как со своей стороны, так и со стороны клиента. Так что тут придется погрузиться в график клиента и искать возможность «поймать» сразу всех.
Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Сейчас в рамках моего примера для компании на 150 человек с бюджетом в 200 тысяч на продукт и 20 тысяч — на Discovery я покажу, как за 4 недели выполнять все шаг за шагом.

Пример Discovery Phase на 4 недели работы с детализацией и объяснениями

В рамках данного подхода я, как обычно, задействовал 3 специалистов:

  • Проектного менеджера;
  • Бизнес-аналитика;
  • Технического специалиста.

Эти специалисты попеременно общались с заинтересованными / вовлеченными специалистами со стороны клиента. К концу каждой недели (этапа / фазы) готовился конкретный перечень документов. И это действительно вызывало вау-эффект, так как разговоры перетекали в конкретное бизнес-предложение.

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Запись разговоров с клиентами и их жалоб, по сути, брифование, но обычным человеческим языком. На данном этапе задача — вытянуть триггеры принятия решения о сотрудничестве (что нужно пообещать, чтобы тебя купили).

В рамках этого шага работает бизнес-аналитик, лучше совместно с проектным менеджером.

В конце недели команда Discovery формирует бизнес-документацию и карту принятия решений со стороны клиента (кто за что отвечает, и кто в финале говорит “да”).

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

На основании материалов опросов с первой недели выявляются боли клиента и искомое решение / сервис для закрытия всех болей. На этом этапе задача — показать технический фундамент и «красоту» того, что вы продаете.

На текущем шаге работает технический специалист, и лучше, чтобы он взаимодействовал как с ЛПР, так и с техническими специалистами с другой стороны.

В конце недели очень круто презентовать техническую документацию на митинге: по функциональным, нефункциональным и общим визуальным требованиям.

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Опираясь на бизнес-цели и техническую документацию, нужно составить объем работ. На данном этапе задача — показать, как это будет выглядеть и как же вы к этому будете приходить.

На этом шаге работают технический специалист и проектный менеджер.

В конце недели вы очень красочно и красиво презентуете карту проекта с детализацией по работам, шагам, срокам.

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

На данном этапе задача — формализовать все, что делали предыдущие 3 недели. Получить предварительное согласие, что вы предлагаете верное решение, убедиться, что в технических моментах, сроках все ок.

На этом шаге работает проектный менеджер.

В конце недели вы подбиваете приблизительную оценку стоимости проекта, оформляете бизнес-требования, прописываете состав команды и матрицу взаимодействия с вовлеченными специалистами от клиента. Все проектные артефакты можно насыщать компонентами (EPICS) продукта, вырезками дизайна, отдельными сметами.

Результатом в конце 4 недели должна быть продажа всего продукта. Но есть небольшая фишка. Вот этот весь объем работ можно продавать, как фиксированный отдельный продукт с четкой стоимостью. В итоге, вам платят за то, что вы все сводите и систематизируете для улучшения своей будущей работы. Хотя и с таким красочным описанием все равно встречаются преграды. Поэтому сейчас я расскажу как мне удавалось выходить из тупиковых ситуаций.

Кейс 1: лазутчик

Продукт — софт для логистической компании.

Discovery Phase — базовая, на 4 недели с выездом к клиенту и длительными переговорами.

Проблема — один из СЕО на стороне клиента был не совсем подкован в технической части, в связи с чем постоянно тянул с принятием решения и уходил от ответа.

Решение — внедрение специалиста внутрь компании.

Как все решилось:

Представьте, что вам нужно купить продукт, который вы не знаете или не понимаете, но точно уверены, что он вам нужен. И какой бы продукт вы не выбрали, неизвестно, удовлетворит ли он ваши потребности. В данном кейсе ситуация была аналогичная, так как СЕО не совсем понимал, что нужно купить, как потом его поддерживать и кто этим будет заниматься.

Выход из ситуации был креативный: предложить клиенту в компанию технического специалиста, который сможет принимать работу, и, даже в случае ухода IT-поставщика, сможет что-то поддерживать. Разумеется, специалист, который попал в компанию, был весьма «лоялен» к рекомендателю. Стоит ли говорить, что продажа завершилась успешно?

Вариации Discovery Phase в Presale: рабочие примеры из практики

Вариант плана на 4 недели в рамках Discovery Phase

Продукт — софт для промышленно-торговой компании.

Discovery Phase — базовая, на 4 недели с выездом к клиенту и длительными переговорами.

Проблема — языковые барьеры, которые, даже при понимании заказчиком предложения, отталкивали от покупки продукта.

Решение — приглашение на кофе локального «конкурента».

Как все решилось:

Представьте, что вы приехали из мегаполиса в микронаселенный пункт. Тут жизнь течет иначе, проблемы другие, хотя есть и бизнес, и услуги. Как бы вы себя не вели, в каждом жесте и манере вы будете выдавать жителя мегаполиса. В этом кейсе ситуация аналогичная: как бы все подходит, но объясняется не тем языком (образно).

Визит конкурента, который просто в дружеской атмосфере объяснил клиенту, что ему предлагают и как это решит его проблемы, на понятных только им примерах позволил полностью продать продукт. И не просто продать, а еще и найти так называемого «связного». Разумеется, в некоторых других продажах от вас потребуется аналогичная услуга, но это уже вопрос времени и ситуации.

Выводы и предложения

Как видите, многое решает впечатление о вашей подготовке и настрое. И от этого зависит, дадите ли вы клиенту именно то, что он ожидает получить на Discovery Phase. Надеюсь, мой шаблон и практики из личного опыта помогут вам лучше захватывать клиента на этой стадии продаж.

Если у вас остались вопросы или вы планируете разработать свой формат Discovery Phase — обращайтесь, я открыт к диалогу.

44
2 комментария

Не надо прозрачный фон в слайдах использовать - при использовании темной темой шрифта ничерта не видно, одни цветные штрихи и рамки.

2

Хорошая статья, полезная, но поправьте картинки, пожалуйста. Многих оттолкнет это.

Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5252
1616
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2626
1515
1010
22
Думаю, нужен реестр
Самые странные запреты в международной логистике: от кубиков Рубика до жевательных резинок
Самые странные запреты в международной логистике: от кубиков Рубика до жевательных резинок
Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3636
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Нейросеть Kling: как правильно написать промт для видеоконтента на русском языке

Познакомимся поближе с нейросетью Kling и разберем, как правильно написать промт для видеоконтента на русском языке. Если вам важно научиться четко ставить задачи перед искусственным интеллектом и получать ожидаемый результат, вы попали по адресу. В этой статье я расскажу о наработках и личном опыте взаимодействия с Kling, покажу, как раскрыть весь…

Нейросеть Kling: как правильно написать промт для видеоконтента на русском языке
11
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]