Вы теряете 90% клиентов. «Чиним» воронку продаж и повышаем конверсию – в 20 кейсах
Вы запускаете рекламу, тестируете гипотезы, внедряете лайфхаки. Но продажи остаются прежними либо увеличиваются на 10-20%, а рентабельность падает. Причина скрыта на пути клиентов к покупке — там явно есть «пробоины», через которые утекают лиды. Делимся методикой повышения конверсии на каждом этапе воронки продаж с примерами и кейсами.
Содержание:
1) Как выглядит воронка продаж и почему через «пробоины» в ней теряют клиентов
2) 1. Оффер слабый — реклама неэффективна. Привлекаем целевую аудиторию
3) 2. Пользователь потерялся ― ушел без покупки. Делаем сайт понятным и удобным
4) 3. Не нашел условия доставки, не стал заполнять 10 полей ― не заказал. Подталкиваем оформить заявку
5) 4. Менеджер слил заявку ― лид отвалился. Дожимаем до покупки
6) 5. Заказали один раз — привлечение клиента не окупилось. Продаем повторно
Привет! Мы МАКО — агентство контекстной рекламы и продвижения на маркетплейсах с оплатой за результат.
Вы ждете кратного роста продаж из рекламы, но любые настройки, инструменты и тесты добавляют лишь 10-20% выручки. Увеличение рекламного бюджета снижает
рентабельность, а лиды прирастают незначительно. Скорее всего, проблема в воронке продаж: на одном или нескольких ее этапах вы теряете потенциальных клиентов.
В такой ситуации увеличивать вложения в продвижение — как пытаться наполнить бездонную бочку. Нужна диагностика проблем и их решение, а уже потом эксперименты с рекламой.
Делимся методикой повышения конверсии, которая будет полезна как владельцам бизнеса и топ-менеджерам, так и отделам маркетинга и продаж. Разбираем основные приемы на кейсах из нашей практики.
Как выглядит воронка продаж и почему через «пробоины» в ней теряют клиентов
Воронка продаж показывает путь клиента от первого касания с товаром или услугой до покупки или повторных покупок.
Простая и универсальная модель в интернет-маркетинге выглядит так:
Первые пять этапов, включая покупку, одинаковы в большинстве бизнесов. Вместо повторной покупки могут применяться другие варианты увеличения LTV, допустим, апсейл или кросс-продажи.
При этом длительность цикла сделки значительно отличается в зависимости от специфики бизнеса. Например, у завода «Гермоизол», который производит огнезащиту для b2b-клиентов, между первичным обращением и продажей может пройти 2-3 года. Покупатели букетов из клубники, наоборот, ищут подарки перед праздником и заказывают буквально в тот же день, как увидели рекламное объявление.
Потерять потенциального клиента можно на каждом этапе воронки продаж:
- Нет УТП и позиционирования — оффер не зацепил.
- Сайт непонятный и неудобный — пользователь ушел.
- Форма заявки содержит много полей, корзина работает некорректно — отказался от заказа.
- Лид потерялся в CRM, возражение не закрыли — потенциальный клиент не купил.
- С клиентской базой не работают — мало повторных покупок.
Поэтому очень важно постоянно поддерживать контакт с покупателем: сначала подогревать интерес и подталкивать к заказу, потом — допродавать (во многих тематиках это значительно дешевле, чем искать новых клиентов).
Рассказываем на реальных кейсах, как найти и устранить проблемы, чтобы повысить конверсию на каждом этапе воронки продаж.
1. Оффер слабый — реклама неэффективна. Привлекаем целевую аудиторию
Даже правильно настроенная реклама может оказаться убыточной, если офферы непривлекательны для целевой аудитории.
Чаще всего встречаются такие ошибки:
- Нет УТП для привлечения ЦА.
- Отсутствует позиционирование для отстройки от конкурентов.
- Неправильно определили и/или не сегментировали аудиторию.
Чтобы изменить позиционирование и УТП, можно пойти двумя путями.
1. Простые доработки сайта без глубокого изучения аудитории.
Находят и устраняют наиболее критические ошибки. Например, как на первом экране этого интернет-магазина:
Как стал выглядеть первый экран после минимальных доработок:
2. Доработки после CustDev ― глубинных интервью с клиентами.
Этот вариант для случаев, когда на сайте нет грубых ошибок, но конверсия из перехода в заявку низкая. Велика вероятность, что привлекают не ту аудиторию либо рассказывают о продукте не то, что нужно для покупки.
Выход ― провести CustDev ― глубинные интервью с клиентами, и по результатам изменить контент посадочных страниц сайта. Что спрашивать:
- как покупатели выбирают продукт,
- какие УТП и преимущества им важны,
- когда они покупают,
- какие решают проблемы или закрывают потребности с помощью продукта,
- что может стать барьером на пути к покупке.
Подробнее про организацию CustDev читайте в нашем чек-листе.
Показываем технологию на нескольких примерах.
Авторские туры по России плохо бронировали через сайт, более 50% пользователей быстро с него уходили. После анализа стало понятно, что посадочные не отражают УТП продукта: общие слова и мало конкретики. Потенциальные клиенты предпочитали заказать более дешевые туры.
Мы провели интервью с менеджерами по продажам и CustDev с туристами.
Дали рекомендации, как отстроиться от конкурентов и повысить ценность туров. Организаторы переработали посадочные страницы.
Те же офферы использовали и в рекламе:
Конверсия сайта увеличилась в 3 раза ― с 2% до 6%. Уже за первый месяц получили 57 лидов.
Эта методика прекрасно работает и с продажей премиальных товаров и услуг. Например, обучения в элитной частной школе, где год стоит 1 млн рублей. На старте проекта сайт учебного заведения содержал только справочную информацию и не побуждал к покупке.
Мы провели CustDev с родителями учеников и на основе полученных данных разработали структуру новых посадочных страниц. Рассказали об уникальных учебных программах, современной инфраструктуре, индивидуальном сопровождении и результатах выпускников.
Конверсия сайта из рекламы на поиске достигла 4,5% (средняя для тематики услуг ― 1-2%), получили 112 лидов.
Похожая история была с рекламой багетной мастерской: её владелец хотел продавать услуги по изготовлению и реставрации рам ручной работы для картин, а клиенты покупали рамы из масс-маркета за 1000-5000 рублей. Мы провели CustDev с заказчиками премиум-сегмента, чтобы понять, как мыслит и выбирает эта аудитория. Переработали контент на сайте и использовали новые УТП в рекламе.
Количество лидов выросло в 3 раза ― с 32 до 98. В их числе был и клиент с заказом на сумму 1,3 млн рублей.
Для теста разных вариантов позиционирования и УТП можно использовать Вариокуб Яндекс Метрики. Этот инструмент позволяет проводить А/В-тесты с разными версиями сайта: менять тексты, заголовки, иллюстрации, порядок и цвет блоков. Статистика покажет, какой вариант больше нравится пользователям.
2. Пользователь потерялся ― ушел без покупки. Делаем сайт понятным и удобным
Когда проработаны основные смыслы рекламных объявлений и контента на сайте, важно облегчить выбор для покупателя. Ресурс должен быть удобным и интуитивно понятным, путь пользователя ― максимально простым.
Что стоит проверить на вашем сайте?
1. Закреплено верхнее меню, чтобы основные разделы всегда были под рукой.
Увеличить конверсию интернет-магазина мебели в 2 раза помогли простые доработки, в том числе мега-меню и постоянный доступ к корзине для более комфортной навигации.
Другая компания, которая оказывает услуги продвижения на маркетплейсах и фулфилмента (логистика под ключ от приема товаров до доставки конечному потребителю), сделала несколько шагов:
- упростила и закрепила меню,
- оформила цены в виде таблицы,
- сделала дизайн более четким и лаконичным.
Сайт стал рабочим инструментом продаж, а конверсия выросла с 0,09% до 8,2%.
2. Карточки товаров информативные, каталог структурирован, есть блок рекомендаций.
В интернет-магазине мебели все позиции были выгружены одним списком, в карточках ― по одному фото. Конверсия из перехода в покупку оставляла желать лучшего ― 0,36%. Добавили cross- и upsale-блоки, а в карточку товара ― размеры, описание, изображения в интерьере и сценарии использования (кому подойдет диван или кресло, в какой стиль впишется).
3. Смысловые блоки выделены, добавлены социальные доказательства.
У стоматологии вместо многостраничника был лендинг, посвященный одной услуге ― имплантации. Заявки из рекламы стоили 13 000 руб., шло много нецелевого трафика. Мы доработали лендинг, в том числе разделили блоки заголовками, добавили отзывы и фото до/после. Только эти шаги позволили увеличить конверсию в 3 раза.
Похожим образом доработали сайт агентства премиальной недвижимости. Изначально каждая посадочная содержала название ЖК, локацию и несколько преимуществ объекта. Этого оказалось недостаточно, чтобы склонить к покупке обеспеченную аудиторию. Мы добавили фотографии строящихся домов, сроки их сдачи, расчёты доходности. Количество лидов из рекламы увеличилось в 2,3 раза ― с 26 до 60.
3. Не нашел условия доставки, не стал заполнять 10 полей ― не заказал. Подталкиваем оформить заявку
Даже теплый лид может отказаться от заполнения заявки или покупки товара, если процесс оформления будет неудобным или непонятным.
Пользователь может бросить корзину по своим причинам: например, не готов купить сейчас, а просто отложил товар как в избранное. Однако если брошенных корзин на сайте много, обязательно надо проверить корректность работы этого функционала.
По нашему опыту, покупателей часто отталкивают такие проблемы с оформлением заказа:
- обязательная регистрация,
- много обязательных для заполнения полей в форме,
- невозможно заказать в один клик,
- неизвестна итоговая цена вместе с доставкой,
- непонятные условия доставки и оплаты,
- урезанный функционал корзины: например, при добавлении в нее мебели нельзя выбрать цвет и конфигурацию.
Яркий пример из нашей практики ― в интернет-магазине БАДов форма заказа содержала более 10 полей (!), причем с мелким серым шрифтом. Чтобы заказать товары, нужно было подробно рассказать о своем здоровье: диагнозах, наличии аллергии и проблем с ЖКТ, частоте простудных заболеваний. Таким образом магазин собирал данные об аудитории, но это раздражало клиентов, и они бросали оформление заявки.
Мы предложили упростить форму и оставить только данные о клиенте, а вопросы о состоянии здоровья вынести в отдельный опрос на главной и дать скидку за его прохождение.
Обратите внимание и на CTA ― призыв к действию. Он должен соответствовать потребностям клиента, желательно, чтобы способов связи было несколько.
Когда на сайте юридической компании были сухие тексты и только один CTA, она получала всего 5 лидов в месяц по 20 000 рублей. Рассказали, как юристы помогут защитить права и поделить имущество при разводе, добавили заказ звонка, мессенджеры и чат для обращений ― получили 25 заявок по 4000 рублей.
Этот подход особенно эффективен, когда пользователям сложно самостоятельно выбрать товар или услугу. Например, многие b2c-покупатели не понимали, какой отопительный котел им нужен, предпочитали звонить и консультироваться с менеджером. Мы добавили в карточки товаров кнопку «Записаться на консультацию» и удалили ссылки на маркетплейсы, чтобы люди не уходили с сайта и не терялись. Эти простые действия увеличили конверсию почти вдвое.
4. Менеджер слил заявку ― лид отвалился. Дожимаем до покупки
Если конверсия из перехода в заявку высокая, а из обращения в заказ низкая, обратите пристальное внимание на работу отдела продаж. Велика вероятность, что «пробоина» в воронке именно здесь.
Как ее найти?
1. Прослушать записи разговоров с клиентами.
2. Использовать метод «тайного покупателя».
Общий алгоритм мы описали в чек-листе. В роли «тайного покупателя» вы можете узнать много нового о том, как менеджеры по продажам общаются с клиентами.
Так, мы анализировали, почему нефтебаза теряет лиды на этапе обработки. Система аналитики фиксировала заявки, но дальше с ними ничего не происходило.
Позвонили в отдел продаж под видом клиентов и обнаружили, что никто не контролирует, как продажники закрывают сделки. Некоторые заявки просто «висят» в CRM. Одна из менеджеров обещала прислать КП только через неделю, когда выйдет с больничного…
Мы рекомендовали:
- Назначить ответственного за обработку лидов — руководителя подразделения.
- Контролировать ведение сделок в CRM, чтобы заявки не терялись и не оставались неотвеченными.
- Ввести регламент, в течение какого времени нужно ответить на обращение.
У федеральной клининговой компании при расширении франчайзинговой сети возникла проблема: конверсия из квалифицированного лида в продажу составляла менее 50% — мало для горячего спроса в нише.
Метод «тайного покупателя» показал, что:
- Многие франчайзи сами отвечают на звонки, причем отрывисто, недружелюбно («Я занят, перезвоните позже!»), не предлагая других вариантов.
- Менеджеры не задают уточняющие вопросы и не выявляют потребности клиентов.
- Заказы не подтверждают ни по смс, ни через пуш-уведомления.
- В сложных ситуациях (например, когда цена уборки меняется) менеджеры теряются и долго решают вопросы.
Когда клининговая компания внедрила наши рекомендации, количество уборок выросло на 115%, а стоимость привлечения клиента снизилась на 66%.
3. Дожимать клиентов.
Это нужно делать и после первого обращения до покупки, и со «спящими клиентами», которые не отказались, но и не купили.
Например, у частной онлайн-школы только 17% квалифицированных лидов конвертировались в продажи. После анализа выяснилось, что менеджер не дожимает клиентов: просто рассказывает о предложениях и учебных программах, а дальше не напоминает о себе. Многие потенциальные покупатели остывали и не возвращались.
Менеджера заменили на более активного и опытного. Она стала по-другому строить переговоры с клиентами, вникать в их проблемы и продвигать к сделке. Конверсия из заявки в продажу увеличилась почти в 3 раза до 47%.
4. Внедрить сквозную аналитику.
Она позволяет просчитать каждый этап воронки продаж и понять, сколько стоит привлечение клиента, где теряются заявки и как стратегия рекламы влияет на экономику проекта.
Мы убедили агентство по работе с маркетплейсами внедрить сквозную аналитику для контроля над сделками. Стали фиксировать все лиды, просчитывать стоимость клиента на каждом этапе. Позже начали анализировать работу каждого менеджера. Сразу стало видно, у кого низкая конверсия в заказ:
5. Заказали один раз — привлечение клиента не окупилось. Продаем повторно
У дорогих продуктов и товаров длительного пользования последним этапом воронки продаж обычно становится покупка. Но в тематиках товаров регулярного спроса и услуг наибольшую прибыль приносят постоянные покупатели. Повторные продажи повышают LTV — ценность клиента в течение всего времени взаимодействия с компанией.
Какие инструменты можно для этого использовать:
- Регулярные рассылки на почту или в мессенджеры с акциями, сезонными предложениями, новинками.
- CRM-маркетинг — сегментация клиентской базы и рассылка индивидуальных предложений (скидка на день рождения, специальные условия).
Тот же клининг — одна из тематик, где привлечение клиента стоит дорого, а лояльные покупатели будут регулярно обращаться за уборкой. Сначала компания не учитывала этот этап воронки. После уборки клиентам не перезванивали и не спрашивали, довольны ли они. Если что-то пошло не так, это узнавали по негативным отзывам на разных площадках.
Как изменили процесс:
- Добавили в CRM статус «Сбор обратной связи» и настроили интеграцию с одним из мессенджеров. Это позволило получать отзывы без прозвона клиентов и делать триггерные рассылки.
- Настроили автоматическую отправку сообщений с предложениями о повторной уборке, которые отправлялись через 2 недели после первого выезда клинеров.
Как же кратно увеличить продажи?
Проверяйте каждый этап воронки продаж, а именно:
- Оцените, насколько ваше УТП и позиционирование соответствует потребностям аудитории.
- Проработайте юзабилити сайта, в том числе удобство оформления заказа.
- Анализируйте работу отдела продаж и устраняйте слабые места.
- Уделяйте внимание повторным продажам и используйте методы возвращения клиентов.
И, конечно, грамотно и профессионально настраивайте контекстную рекламу. Мы можем провести аудит не только ваших рекламных кампаний, но и всех этапов воронки продаж.
Хотите тоже получать больше заявок? Закажите бесплатно аудит и стратегию контекстной рекламы.
Зачем это нужно:
- Найдём критические ошибки в текущих кампаниях и оценим их влияние на бюджет и конверсии: от мелких недочётов до фатальных упущений.
- Проанализируем статистику по аудиториям, объявлениям и плейсментам — укажем, где утекает бюджет и почему нет продаж.
- Дадим рекомендации по визуалу, креативам и текстам, чтобы реклама начала продавать, а не просто крутиться.
- Разработаем стратегию рекламы: с новыми сегментами аудитории, креативными подходами и точками роста.
Получать: Анонсы статей в Telegram
Чтобы получить подробную методику настройки рекламы, скачайте 5 чек-листов агентства МАКО, которые закрывают реальные потребности digital-маркетинга. Это не поверхностные советы, а практические инструменты, которые мы используем в работе с десятками проектов.
Также читайте о нашем опыте продвижения в ecom:
Реклама. Рекламодатель: ООО “Мако Медиа Групп” ОГРН: 1167746236250 ИНН: 7725309286. Erid:awjbXmhZfRWCSnB78YCSGhFeQX9SoFZ2TAKB5m43tzo