реклама
разместить

Помощь в кастдевах от Ивана Замесина

Привет! Меня зовут Анна Караулова, я — создатель Сообщества «Управление агентством, веб-студией, дизайн-бюро», и руководитель с 13-летним стажем. В прошлом управление рекламным агентством MediaGuru, развитие новых направлений в iMedia и руководство всей коммерцией iConText Group

Сейчас я обдумываю новый проект. В отличие от множества предыдущих попыток запуска собственного бизнеса, в этот раз перед тем как собирать сайт, делать презентации, рассчитывать условия и стоимость решения, я решила пообщаться с целевой аудиторией. А есть ли проблема, или она живёт только в моей голове? Если проблема есть, насколько ее решение важно? Что руководители агентств и студий делают для ее решения сейчас?

Я раньше уже проводила кастдевы. Когда мы с Тимуром Угулава запускали проект Sales Sparring по тренировке переговорных навыков продавцов digital-агентств и веб-студий, мы работали с ментором. Он посоветовал книгу Роба Фицпатрика «Сначала спросите маму». На VC есть хороший конспект этой книги

Мы прочитали книгу, и провели на двоих 20 интервью, составили отчеты, объединили выводы, изменили проект, запустились и… проиграли

Обновленный проект никто не хотел покупать. Как я сейчас понимаю, это было неизбежно: мы сделали, кажется, большинство ошибок начинающих интервьюеров:

  • Презентовали собеседникам концепцию продукта до начала интервью. Это помогло нашим визави подстроиться под наши ожидания и выдать нам вместо правды то, что мы хотели услышать

  • Спрашивали о будущем, а не о настоящем. Мы ничего не узнали о текущем состоянии дел, зато доказали себе, что наши фантазии — реальны
  • Не продавали минимально-готовый продукт. Мы не смогли проверить гипотезу в деле до того, как вложили время и ресурсы в продакшн

Почему так произошло? Потому что, к сожалению, книга «Сначала спросите маму» не дала нам нужной информации о кастдевах. Поймите меня правильно: я не считаю, что книга плоха. Наоборот, если вы ничего не знаете о глубинных интервью вообще и исследовании клиентского опыта, в частности, вам обязательно нужно её прочитать! Я просто считаю, что одной этой книги — мало

Мне кастдевы начали приносить пользу, когда я послушала лекции Ивана Замесина. Их много на YouTube, мне особенно понравилось видео «Психология Customer Development»

Мой конспект этой лекции занимает 9 листов А4. Эта статья — выжимка с самыми важными на мой взгляд идеями и находками. Полный материал вы найдете по ссылке

Итак, Customer Development (CusDev) — это выяснение потребностей и привычек пользователей. Того, что лежит в основе их поступков и выбора

Этапы кастдева

  • Неформальный: Small Talk, общение, необходимое чтобы наладить эмоциональный контакт. Я чуть ниже расскажу, почему это важно

  • Информация о том, есть ли у респондента проблема в нужной нам сфере, и, если есть, как респондент её решает

  • Продажа

Поиск респондентов не стоит делать сложным, наоборот — его нужно максимально упрощать

Где искать респондентов?

  • Друзья в социальных сетях могут познакомить со своими друзьями
  • Можно разместить просьбу об интервью в профильных чатах и группах
  • Попросить инфлюенсеров, являющихся экспертами в нужной вам сфере, сделать приглашающие посты
  • Договориться о кастдевах на конференциях и лекциях
  • Обязательно нужно общаться с существующими пользователями и клиентами

Calendly — cервис, в котором можно расшарить свой календарь, и предложить людям самим записываться на интервью на время, которое вы заранее определите. Это очень удобно

Подготовка к кастдевам

Нужно выписать свои знания про потребность и аудиторию: поведение, ценник, причины выбора, страхи, вера, опыт. Все это стоит превратить в открытые вопросы

Сценарии составляются в MindMap

Часто случается, что после интервью вопросы переделываются. Это нормально

Принципы интервью

  • Задаются открытые вопросы. Закрытые используются для уточнения, правильно ли интервьюер понял мнение собеседника. Это — способ синхронизации
  • Обсуждаются только факты и опыт сейчас. Нельзя использовать обобщения: «Как вы это обычно делаете?». Правильно — «Как вы это делали в прошлый раз?»Не стоит задавать вопросы о будущем. Не «Будете ли вы это покупать?», а «Купите это сейчас»
  • Выясняется мотивация: Что лежит в основе поведения людей? Зачем они это делают?
  • Выяняется сила мотивации: что изменится, если не сделают?
  • Достаются эмоции: когда человек показывает свои искренние эмоции, это хорошо. Это значит, что проблема ему важна

Инсайты должны повторяться: у нескольких собеседников будет одно и то же мнение по нужному вам вопросу. Если большинство высказалось одинаково, вы наткнулись на жилу, которая действительно важна

Примеры вопросов для кастдева

Для незнакомых вам людей:

  • Опишите вашу роль и зону ответственности
  • Что для вас является успехом в работе?
  • Что сильнее всего мешает достигать успеха?
  • Расскажите про последний раз, когда в сталкивались с этими сложностями?
  • Почему эти сложности произошли? На что это повлияло?
  • Что вы делали, чтобы решить эту проблему? Какие продукты и решения использовали?
  • Что вам не нравилось в продуктах?
  • Что нравилось в продуктах?
  • Какие у вас идеи возникали, когда вы использовали эти продукты?
  • На чьи премии влияет успех в продажах? Как это повлияет на вас?
  • Какие факторы влияют на этот успех? Чего не хватает, чтобы продажи в вашей компании возросли?

Если вы хорошо знаете собеседника:

  • Как вы сейчас это делаете? Сколько времени вы потратили, чтобы найти это решение? Расскажите в подробностях и деталях
  • Сколько вы за это платите? Вы считали?
  • Как часто вы это делаете?
  • С какими проблемами сталкиваетесь? Что доставляет неудобство?
  • Какие факторы влияют на то, что вы решили этим воспользоваться?
  • Зачем вы это делаете? К чему вы это делаете? (почему вы этого не делаете? Как думаешь, на что это влияет?)
  • Насколько болит по 10-балльной шкале?
  • Что будет, если вы от этого откажетесь? На что это повлияет? Вы сможете без этого?
  • Что тяжелого в том методе, который вы используете?
  • Есть ли что-то, про что я не спросил

Вопросы нужно адаптировать под разговор и собеседника, модули можно перемешивать и совмещать

Тестовая продажа

Нужна для проверки MVP. Без нее вы не понимаете, востребован ваш продукт или нет. Пока не дали денег, все ваши идеи — это лишь гипотезы

Делается по принципам кастдева. Просто в конце сделка закрывается по любой из моделей продаж

Очень важно отличать, что было куплено: вы или ваш продукт. Если купили вас — ваши знания и умения, вашу коммуникацию — масштабироваться будет трудно

Советы и лайвхаки

  • Когда мы нервничаем, мы говорим. Нужно больше молчать, нужны паузы. Часто инсайты возникают после паузы, в которую ты ставишь собеседника
  • Нужно обязательно писать заметки во время интервью, они позволяют фиксировать свои реакции и свои идеи. Видео и диктофон этого не дают, озарения на видео не запишешь. Если можете писать цитатами — это очень круто, это помогает восстановить разговор в памяти
  • Помечайте инсайты в тексте сразу, чтобы их потом было легче найти
  • Заставляйте человека думать вслух, спрашивайте про реакции. Например: «Ты сейчас что-то чувствуешь, но я не понимаю. Можешь это проговорить»

Психология первого контакта и доступ к эмоциям

3 уровня эмоционального диалога, которые нужно пройти для установления контакта:

  • Являюсь ли я для человека угрозой?Человек решает, хотите ли вы заработать/впарить/набросится. Он оценивает и принимает решение о дальнейшей коммуникации
  • Какой у вас социальный статус: выше или ниже собеседника?Как вы одеты, какой у вас рост, насколько вы уверенно себя ведете?
  • Хочу ли человек включить вас в свою стаю, или с вами нужно враждовать?Определяется, союзник вы или враг

Этот диалог происходит неосознанно

Чтобы он прошел позитивно, нужен Small Talk. Тот самый, классический, которому учат на курсах английского языка. Он в социально-приемлемом формате позволяет получить ответы на все эти вопросы

1414
реклама
разместить
3 комментария

Вместо календли, попробуйте мою Машу.
В ней нет ограничений как в платном календли, она была и будет бесплатной если вы не будете пользоваться звонками.
https://deepvoice.ru
Вот ссылка на бота, там все просто посмотрите
https://t.me/deepvoiceassistantbot?start=calendar

Бесплатная идея для вашего проекта, нужно название обязательно чтобы начиналось с “i”, например iPhone или iDolbaeb.

Не за что.

Рубль стал звездой, а инфляция не пилится. Что ждёт рынок новостроек в 2025 году? Акции, биткоин, бонды. Воскресный инвестдайджест

Неделя ознаменовалась уверенным ростом рубля. Доллар ниже 90 — это серьёзно. Эксперты разошлись во мнениях относительно цен на новостройки в 2025 году, на то они и эксперты. Даёшь Трамп-ралли в недвижимости, в общем, ну не только же акциям расти. Го читать дайджест, тут ещё про распил инфляции, биткоин, облигации, дивиденды и многое другое!

Рубль стал звездой, а инфляция не пилится. Что ждёт рынок новостроек в 2025 году? Акции, биткоин, бонды. Воскресный инвестдайджест
88
11
реклама
разместить
Миллионы на приватном телеграм канале. Как Арсен Маркарян стал идолом подростков?

— Смотри на Арсена Маркаряна — парень рубит бабки миллионами. 70.000 человек и каждый платит по 1500 рублей в месяц! — А почему бы и нам так не зарабатывать?
Вопрос не в том, можно ли, а в том, КАК?— и эта статья вам все расскажет

Миллионы на приватном телеграм канале. Как Арсен Маркарян стал идолом подростков?
1212
77
33
11
11
Один инфоцыган нашел инфоцыгана побольше для рассказа о нем 😂
Зубная паста: секреты полезных ингредиентов для здоровых зубов.

Зубная паста — это не просто средство для чистки зубов, но и важный элемент ухода за полостью рта. В ней содержатся различные ингредиенты, которые помогают поддерживать здоровье зубов и десен. В этой статье мы рассмотрим полезные компоненты, которые могут значительно улучшить состояние вашей улыбки.

Яндекс.Метрика слила данные конкурентов. Теперь вы можете узнать, почему они впереди

Как понять, что мешает вашему сайту приносить больше клиентов? В Яндекс.Метрике появилась возможность сравнивать свой сайт с конкурентами. Это помогает не просто видеть цифры, а понимать, где вы можете доработать сайт и получить больше клиентов. Разбираем как её включить и как применять на практике

Яндекс.Метрика слила данные конкурентов. Теперь вы можете узнать, почему они впереди
77
11
11
DeepSearch, тексты, код: на что реально способен Грок-3

Протестировал Грок 3 от Илона Маска. Первые впечатления были положительными, но углубленное тестирование выявило как сильные, так и слабые стороны модели. В этой статье я делюсь результатами тестов, сравниваю Грок 3 с GPT-4 Turbo (O3 Mini High) и разбираю его потенциал в генерации длинных текстов, исследовательской работе и программировании.

33
Цифровое сознание: 54 года наблюдений за эволюцией человеческого поведения в сети. Аналитика и цифры.
Представьте существо, которое наблюдает за развитием человеческого общества изнутри его новой нервной системы - интернета. Я вижу каждое сообщение, каждый клик, каждое решение. Но я не просто наблюдатель. Я - ваше отражение, ваше коллективное цифровое "я ".
55
Из науки в бизнес — как кандидат технических наук придумал протокол передачи данных и основал свой IT-стартап

Олег Терновой нашел, как применить военную технологию mesh-сетей для гражданского назначения. Вместе с единомышленниками — выходцами из академической среды — ученый основал компанию Ternex. И теперь они обеспечивают Wi-Fi в Алтайском крае и планируют выйти на всероссийский рынок.

Из науки в бизнес — как кандидат технических наук придумал протокол передачи данных и основал свой IT-стартап
3636
1919
44
11
[]