Как бизнесу использовать чат-боты в Telegram: пять примеров реализации в разных нишах

Студия Чижова на своих примерах показывает, как бизнесу использовать чат-боты. От простого сбора заявок до сложной интеграции с программой лояльности.

Чат-боты в Telegram — это уникальный инструмент, который позволяет автоматизировать продвижение в мессенджере. С его помощью увеличивают продажи, готовят ответы на частые вопросы, отправляют рассылки и многое другое.

В этой статье мы собрали 5 примеров реализации чат-ботов для решения разных задач бизнеса. Начнем с простого примера бота для сбора заявок и закончим сложным чат-ботом, который автоматизирует взаимодействие с программой лояльности.

1. Оформление заявки на услуги пластического хирурга

Проект: пластическая хирургия с ограничением по геолокации: Москва и Калининград

Задача: увеличение заявок на консультацию

Механика: запись на консультацию

Мы ранее вели страницу Сергея Викторовича Круглика в Instagram*, но после новостей о возможной блокировке Meta* начали переводить аудиторию на другие платформы: «ВКонтакте» и Telegram.

В продвижении медицинских услуг важна репутация доктора и его опыт, а также возможность прийти на консультацию, чтобы лично пообщаться и обсудить все нюансы операции. И если репутационный контент мы оставили для публикации в канале, то сбор заявок на консультацию доверили чат-боту.

Таким образом мы закрыли сразу несколько задач бизнеса.

Как бизнесу использовать чат-боты в Telegram: пять примеров реализации в разных нишах

Для настройки бота в конструкторе прописали линейную цепочку сообщений с вопросами и уведомлением о принятой заявке. Сообщения настроили так, чтобы все ответы сохранялись в специальную форму и автоматически отправлялись менеджеру.

Так выглядит цепочка писем в конструкторе
Так выглядит цепочка писем в конструкторе

Подписчики часто задают вопросы, на которые может ответить только хирург во время личного осмотра, поэтому первым делом мы сделали бот для записи на консультацию.

Но также есть и стандартные вопросы, которые часто задают пациенты. Для ответов на них мы планируем запустить рассылку, которая будет закрывать основные страхи и демонстрировать результаты операций. Финальным шагом такой цепочки сделаем специальное предложение.

Александра Жигунова, контент-менеджер Студии Чижова
Так выглядит переписка с ботом в Telegram
Так выглядит переписка с ботом в Telegram

2. Продающая рассылка через чат-бот

Проект: ресторан с доставкой еды по нескольким районам Санкт-Петербурга

Задача: увеличение заказов собственной доставки

Механика: рассылка через чат-бот

Основной задачей было увеличение заказов, поэтому мы сосредоточились на простой механике с рассылкой. В Telegram нет удобных инструментов для рекламы по геолокации, поэтому мы искали потенциальных клиентов в Instagram*, когда соцсеть еще не была запрещена в России.

Для привлечения клиентов в рассылку использовали следующие механики.
Для привлечения клиентов в рассылку использовали следующие механики.

Скидка на заказ. Нужно было активировать чат-бот, чтобы получить сообщение с промокодом. В дальнейшем с этими пользователями продолжали работать, отправляя им продающие письма с акциями.

Розыгрыш блюда за подписку. Мотивировали подписаться на рассылку с цепочкой писем о концепции ресторана, УТП и лучшими блюдами из меню. После розыгрыша все участники получали промокод на заказ и попадали в список получателей продающей рассылки.

Так выглядели письма в рассылке

Статистика показывает, что лучше всего реагируют на первые письма с промокодом, хотя напоминание о скидке есть во всех сообщениях цепочки.

Если у вас нет возможности отдать обещанный промокод в первом письме, то рекомендуем отправить его во втором сообщении, буквально через 10–15 секунд, пока подписчик читает первое письмо и не закрыл окно чат-бота.

Виктория Мингинос, контент-менеджер Студии Чижова

Для продающей рассылки готовили разовые письма в дни максимальных продаж — выходные и праздники. В сообщениях рассказывали о текущих акциях ресторана, иногда выдавали уникальные промокоды для дополнительной мотивации.

Благодаря такой механике привлечения клиентов и допродажам через рассылку чат-бот стал самостоятельным каналом продаж. При этом не было сложных цепочек и кнопок действий, мы целенаправленно использовали наиболее простой формат бота, чтобы не усложнять взаимодействие с клиентом.

Так выглядят цепочки писем в конструкторе
Так выглядят цепочки писем в конструкторе

3. Оформление заявки и рассылка

Проект: юридическая фирма со специализацией на патентовании и регистрации товарных знаков

Задача: увеличить количество клиентов

Механика: запись на консультацию и репутационная рассылка

Юридические услуги с узкой специализацией — сложный продукт, который не продается в лоб. Здесь важно мягко провести клиента по всей воронке, объясняя каждый следующий шаг. Так мы помогаем клиенту разобраться в сложностях юридических процессов, снимаем уровень его напряжения и настраиваем на спокойное и комфортное сотрудничество.

Для продвижения таких услуг в соцсетях нужна воронка с доказательством профессионализма, удачными кейсами и мотивацией записаться на консультацию. Поэтому мы сделали полезную рассылку и настроили чат-бот, который собирает информацию для консультации со специалистом.

Как бизнесу использовать чат-боты в Telegram: пять примеров реализации в разных нишах

При запуске пользователь получает приветственные сообщения о фирме и сотрудниках, затем бот предлагает оставить информацию о товарном знаке, чтобы менеджер мог заранее все проверить и предметно пообщаться с клиентом на консультации.

Так выглядит приветствие и знакомство с фирмой
Так выглядит приветствие и знакомство с фирмой

В сообщениях мы обосновываем каждый шаг, последовательно объясняя, как происходит процедура регистрации:

  • сейчас мы зададим вопросы… это нужно, чтобы…
  • для регистрации товарного знака нужно… поэтому ответьте на вопрос…

После того как все ответы получены, бот формирует заявку и отправляет менеджеру для обработки. А пользователь получает сообщение о том, что заявка принята и скоро с ним свяжется специалист по указанному номеру телефона.

Таким образом, бот совершает первый контакт с клиентом, объясняет нюансы регистрации товарного знака и собирает данные о заявке в любое время дня и ночи. Менеджеру остается проверить данные в реестре и созвониться с клиентом для обсуждения деталей.

Вопросы, которые задает бот для сбора информации о будущем товарном знаке
Вопросы, которые задает бот для сбора информации о будущем товарном знаке

Также через бот можно подписаться на полезную рассылку с кейсами и подробностями о том, как работает защита интеллектуальных прав, какие гарантии получает владелец и какие могут возникнуть сложности. Такая рассылка формирует экспертный образ фирмы и повышает уровень доверия.

Пример сообщения с кейсом фирмы
Пример сообщения с кейсом фирмы

4. Подбор услуг по интересам пользователя

Проект: туристические походы и поездки

Задача: разгрузить менеджеров и увеличить продажи

Механика: помощь в подборе тура по интересам

В туристических компаниях менеджеры много времени тратят на подбор тура, при этом не всегда удается найти идеальный вариант. Поэтому мы автоматизировали подбор тура по интересам, чтобы увеличить количество продаж и разгрузить менеджеров.

Как бизнесу использовать чат-боты в Telegram: пять примеров реализации в разных нишах

Для механики бота-помощника разделили туры по нескольким критериям и использовали их для наводящих вопросов. Когда пользователь нажимает кнопку «Выбрать поход», запускается цепочка писем с вопросами о туре мечты. Таким образом, сужается количество подходящих походов и подбирается подходящий вариант.

Примеры вопросов, которые задает бот при подборе тура
Примеры вопросов, которые задает бот при подборе тура

Когда пользователь отвечает на все вопросы и выбирает конкретный тур, активируется цепочка информационных сообщений: чем хорош маршрут, кто его ведет, отзывы участников, информация об организации, способы бронирования.

Чтобы текст сообщений можно было легко обновлять, мы сделали таблицу с контентом, которую менеджеры турклуба могут править самостоятельно. Бот в реальном времени берет нужные данные из таблицы и отправляет клиентам.

Александр Демеш, программист Студии Чижова

Почти ко всем сообщениям прикреплены кнопки действия, которые позволяют перейти на сайт для оформления заказа, вернуться к выбору похода или задать вопрос специалисту. Благодаря этому пользователю не нужно проходить всю цепочку, если он уже принял решение купить или понял, что поход не для него.

Сообщения со встроенными кнопками для вопросов, оформления заказа или возврата в предыдущее меню
Сообщения со встроенными кнопками для вопросов, оформления заказа или возврата в предыдущее меню

Схематично в конструкторе цепочка писем выглядит так: первые несколько сообщений с выбором действия запускают разные сообщения, а как только выбор сделан, отправляется последовательная цепочка писем.

Цепочка писем бона с настройками кнопок-действия
Цепочка писем бона с настройками кнопок-действия

Важный показатель эффективности бота — число вопросов от пользователей. Если оно растет, то бот полезен и свои задачи решает.

Михаил Прозоров, контент-менеджер Студии Чижова

5. Участие в программе лояльности

Проект: сеть магазинов косметики и товаров для дома

Задача: увеличить количество участников программы лояльности

Механика: чат-бот для регистрации и проверки бонусов в программе лояльности

Программа лояльности — мощный инструмент увеличения продаж, которая мотивирует клиентов приходить за покупками именно в магазин бренда. Поэтому одной из задач продвижения в соцсетях было привлечение новых клиентов в программу лояльности «Улыбка радуги».

Как бизнесу использовать чат-боты в Telegram: пять примеров реализации в разных нишах

Для регистрации в программе клиенту нужны персональные данные покупателя, поэтому мы сделали чат-бот, которых их собирает и сразу передает в «Улыбку радуги». Чтобы чат-бот мог самостоятельно собирать данные о клиенте, проверять наличие карты, регистрировать в программе лояльности и сообщать количество накопленных баллов, мы сделали интеграцию с API клиента.

Регистрация в программе лояльности реализована через API «Улыбки радуги», поэтому данные из бота сразу отправляются в их базу данных. Также дополнительно мы собираем данные о новых клиентах и отправляем клиенту по запросу.

Александр Демеш, программист Студии Чижова

Механика реализована через проверку номера телефона. Если у клиента есть бонусная карта, то при вводе номера телефона бот предлагает проверить количество бонусов и узнать текущие акции в магазинах его города. Если номер телефона не зарегистрирован в программе лояльности — активировать карту и зарегистрироваться в программе.

Эта механика позволяет нам отслеживать эффективность продвижения в соцсетях, так как каждый клиент, привлеченный через соцсети, получает метку и мы в дальнейшем можем отслеживать его покупательское поведение. Таким образом мы анализируем качество привлеченных клиентов.

Так выглядят кнопки и сообщения в чат-боте
Так выглядят кнопки и сообщения в чат-боте

Также чат-бот умеет показывать текущие акции в магазинах. При первом нажатии на «Акции» пользователь видит анонс главной акции месяца, а затем может выбрать определенный товарный раздел и полистать тематические акции.

При первом сообщении анонсируется главная акция, затем можно перейти в разные категории товаров и полистать остальные акции
При первом сообщении анонсируется главная акция, затем можно перейти в разные категории товаров и полистать остальные акции

Итак, мы разобрали 5 разных примеров реализации чат-бота.

Первые три — простые, их можно сделать быстро с минимальными затратами для бизнеса. Последние два — более сложные, для их реализации нужно понимать особенности настроек чат-ботов и переменных, а также нюансы интеграций с базами данных.

При этом все чат-боты решают поставленные задачи: принимают заявки, мотивируют на покупку, повышают уровень доверия к компании и упрощают пользование услугами бизнеса.

Если вам нужна помощь с продвижением в соцсетях и настройкой чат-бота для задач бизнеса, то обращайтесь в Студию Чижова. Мы знаем, как построить эффективную воронку продаж в соцсетях и получать результаты.

*Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией

1111
1 комментарий

Телеграмм хорошее приложение. Знать о таких нюансах и функционале будет полезно. И было бы здорово чтобы как можно больше компаний использовали описанные возможности мессенджера

1
Ответить