Как маркетологу зарабатывать больше? 7 главных требований работодателей

Какие навыки маркетолога востребованы на рынке, какие скиллы нужны, чтобы получить выгодный оффер и зарабатывать от 180 000 ₽, — узнаете в материале Roistat.

Как маркетологу зарабатывать больше? 7 главных требований работодателей

Сколько зарабатывает маркетолог

Регион и средняя зарплата:

Москва и Московская область — 125 000 ₽
Санкт-Петербург — 90 000 ₽
Казань — 65 000 ₽
Новосибирск — 65 000 ₽
Екатеринбург — 60 000 ₽

Это примерный срез рынка вакансий на hh.ru в августе 2022 года по запросу «маркетолог».

Даже в эпоху тренда на удалённую работу разбивка среднего заработка по регионам всё ещё важна. В digital-маркетинге ещё есть компании, которые предпочитают, чтобы сотрудники ходили в офис постоянно или появлялись время от времени. Зарплата маркетолога зависит от того, в каком городе находится работодатель.

Если вы живёте в регионе, можно найти удалённую работу в столичной компании — зарплата в Москве на должность маркетолога, по данным вакансий на hh.ru, примерно в 2 раза выше, чем в регионах.

Контекст:

в феврале и марте 2022 года многие российские компании сократили траты на маркетинг и прекратили найм специалистов. Из-за этого рынок труда просел — предложений было очень мало. К лету ситуация изменилась.

Динамика вакансий на сайте hh.ru
Динамика вакансий на сайте hh.ru

По данным hh.ru в мае начался прирост вакансий. И, вероятно, осенью их станет ещё больше, поскольку основной найм компании проводят, как правило, в сентябре.

8600+
Столько вакансий на позицию маркетолога размещено на hh.ru в августе 2022 года.

9160+
А это количество вакансий на ту же позицию в сентябре 2022 года — рост уже есть.

Какие навыки маркетологов востребованы у работодателей

Мы изучили открытые вакансии в сфере digital-маркетинга на hh.ru в августе 2022. Для обзора нас интересовали прежде всего позиции digital-маркетолога и интернет-маркетолога. Из описания вакансий мы выбрали навыки, которые работодатели упоминали чаще других:

  • умение работать в одном или нескольких рекламных каналах: Яндекс.Директ, myTarget, ВКонтакте — настраивать и оптимизировать рекламные кампании;
  • навыки работы с текстами, контент-маркетинг;

  • навык выстраивать маркетинговую стратегию, как на уровне всего маркетинг-микса, так и в отдельных рекламных каналах;
  • знание основ SEO-продвижения;

  • умение работать с системами аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика, Roistat).

Специалистам, претендующим на должности product marketing manager, digital-маркетолог, стоит иметь портфолио с успешными кейсами.

Как оформить кейс в портфолио? Например, вот так:

1. Внедрил сквозную аналитику и интегрировал с CRM-системой (раньше на проекте работали только с веб-аналитикой — объяснил владельцу бизнеса важность сквозной аналитики, нашёл подрядчика, полностью контролировал процесс внедрения на каждом этапе).

2. Проанализировал эффективность рекламных каналов за N недель/месяцев, по итогу:

  • перераспределил бюджет с каналов с отрицательным ROI на N ₽;
  • заменил креативы для повышения CTR.

3. Получил следующие результаты:

  • уменьшил стоимость заявки на N%;
  • увеличил количество заявок в N раз без роста бюджета на рекламу за N месяцев;
  • в N раз увеличил конверсию в заявку за N месяцев.

Какие хард-скиллы необходимы маркетологу

1. Аналитика

Научитесь работать с системами аналитики, чтобы расширить свои компетенции и получить интересный оффер. Без опоры на метрики невозможно запускать успешные рекламные кампании, продумывать позиционирование, анализировать воронку. Иногда выручает интуиция, и реклама приносит результат. Но работодатель ищет не удачливого маркетолога, а опытного специалиста, который может показать количество привлечённых заявок, продаж и прибыли, как сработала его реклама.

Для успешного маркетолога недостаточно знать, как считать конверсию, где смотреть показы и просмотры рекламы. Необходимо большее погружение в аналитику, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • как снизить стоимость привлечения заявки и продажи;
  • какие каналы приводят продажи, а в каких компания рискует потерять деньги;

  • с каких посадочных бизнес получает больше заявок и как увеличить конверсию сайта и лендингов;
  • какая реклама участвует в цепочке привлечения клиентов;
  • как вычислить ROI рекламных каналов;
  • анализировать всю воронку продаж;

  • видеть, как действия маркетолога влияют на конечную прибыль бизнеса.

В вакансиях работодатели часто указывают конкретные аналитические системы, в которых должен уметь работать маркетолог. Например, Яндекс.Метрика и Roistat. В чем разница?

  • Веб-аналитика поможет отследить поведение пользователей на сайте: посещаемость, переходы с рекламы, конверсии по целям;

  • сквозная аналитика существенно расширит знания о клиентах и эффективности маркетинга: поможет отследить весь путь от клика по рекламе до покупки; покажет, какие рекламные каналы реально приносят выручку, а не просто конверсии. Эти данные помогут маркетологу перераспределить рекламный бюджет и привести весомые аргументы руководству, какая реклама действительно работает, а какая попросту сливает бюджет.

Важно:
специалистам, которые разбираются в сквозной аналитике, предлагают больше денег, чем маркетологам, которые знают только веб-аналитику (Google Analytics и Яндекс.Метрику).

Сравните 2 вакансии

В первой вакансии компания ищет мотивированного специалиста, который готов генерировать идеи, умеет управлять проектами, запускать рекламу и знает digital-тренды. Потолок по зарплате — 120 тыс. ₽.

Описание вакансии digital-маркетолог на hh.ru
Описание вакансии digital-маркетолог на hh.ru

Во второй вакансии список требований меньше — работодатель ищет маркетолога с сильными хард-скиллами и готов предложить больше за опыт в работе с аналитикой. Потолок по зарплате — 200 тыс. ₽.

Вакансия интернет-маркетолога
Вакансия интернет-маркетолога

2. Умение грамотно выстраивать воронку клиентов и продаж

Обычно у бизнеса не одна, а несколько воронок — под каждый продукт и каждый проект. Работодатели ищут специалиста, который может собирать такие воронки и продвигать по ним клиентов. Чем эффективнее работает воронка, тем выше прибыль.

Маркетолог может рассчитывать на больший размер оклада оффер, если умеет провести исследование: изучить рынок, сферу и целевую аудиторию, разработать подробный портрет потенциального клиента, построить воронки с опорой на метрики, а не на статьи из выдачи Google.

Если готовите кейсы для портфолио, обязательно добавляйте информацию про воронки. Докажите, что вы умеете строить их. Это даст преимущество на собеседовании.

3. Умение строить и проверять гипотезы

Ещё один востребованный навык у работодателей с hh.ru связан с креативностью. Чем больше идей предлагает маркетолог, тем лучше для бизнеса. Некоторые из них выстрелят и помогут компании повысить продажи и заявки. Другие — станут источником для извлечения опыта.

Маркетологу нужно постоянно искать и тестировать гипотезы — это важный навык на всех этапах продвижения продукта. Тестирование гипотез поможет понять, какие идеи команды работают и как их применить с пользой для бизнеса, а какие не приносят ожидаемого результата.

К примеру, вы решили, что реклама в Яндекс.Директ будет стоить дешевле, чем таргет во ВКонтакте, и принесёт вам больше целевых лидов. Пока это только ваши домыслы, не стоит сразу отключать таргет в сецсетях и весь бюджет вливать в контекстную рекламу. Теперь важно проверить вашу гипотезу в реальном мире — с реальными бюджетами, креативами и аудиторией.

Какие софт-скиллы необходимы маркетологу

1. Решение проблем

The Economist и Intelligence Unit провели исследование: опросили работодателей, какие навыки больше всего им нужны. Умение решать проблемы оказалось в числе лидеров — более 50% участников исследования отметили, что указывают этот навык в вакансиях.

Решение проблем — это способность находить выход из сложных и нестандартных ситуаций. Чем быстрее действует специалист и чем более эффективное решение он находит, тем лучше развит этот софт-скилл.

2. Критическое мышление

Специалист без этого навыка способен следовать указаниям, он не сомневается в картине мира работодателя и полностью доверяет идеям руководства. Такой маркетолог может стать успешным исполнителем, «руками». Например, он сможет запускать простые коммуникации, настраивать рекламу, выгружать аналитику.

На рынке ещё можно найти вакансии с такими требованиями, но с каждым месяцем их становится меньше. Зарплаты на таких вакансиях значительно ниже. Работодатели готовы платить больше специалистам, которые предлагают новые идеи.

3. Навык заводить полезные контакты или нетворкинг

Нетворкинг важен для маркетолога. Завязывать новые полезные знакомства можно:

  • на профильных офлайн-конференциях. Не стесняйтесь подходить к коллегам, спрашивать о проектах, рассказывать о своих. Даже формат small talk может стать началом крепкой профессиональной связи;

  • на онлайн-конференциях. В этом формате ивентов всё чаще отводят нетворкингу больше времени: предлагают слушателям присоединиться к отдельным онлайн-комнатам или чатам;

  • в специальных Telegram-каналах — чаще всего в них можно вступить на одной из профильных конференций;
  • в комментариях в профильных сообществах во ВКонтакте или Telegram.

Даже короткие связи важны: зачастую маркетологов переманивают из других компаний или ищут по рекомендациям. Маркетологи тоже любят работать со знакомыми. Например, предпочитают дизайнеров и веб-разработчиков, с которыми уже запустили не один проект. Так что удачная самопрезентация на конференции может сыграть вам на руку спустя какое-то время.

Пример: лид контент-маркетинга получил оффер в новой компании и посоветовал на вакансию дизайнера, коллегу с прошлой работы. Лид пересекался с дизайнером на проектах и на практике убедился в его навыках.

Нетворкинг — это не просто знакомство, но и поддержка, эмпатия, помощь. Чем лучше специалист взаимодействует с коллегами, тем шире сеть полезных контактов.

4. Self-менеджмент

Управлять проектом — сложный процесс, который требует концентрации, уверенности, настойчивости. Не менее сложно управлять своим временем. Self-менеджмент стал особенно популярным во время пандемии коронавируса, когда работа переехала из офисов — к сотрудникам домой.

Как определить зоны роста и наметить развитие

Поискать интересующие вакансии

  • Просматривайте сайты с вакансиями, например, hh.ru;

  • чётко сформулируйте свой запрос, на какую конкретно позицию вы претендуете, какую работу хотите получить;

  • при поиске используйте максимально широкий запрос «маркетолог»;

  • просматривайте даже те вакансии, которые кажутся вам нерелевантными. Например, вы ищите работу на мидл позиции, а вам попадутся предложения на позицию лида или хэда. Посмотрите требования, чтобы понять, какие навыки нужны на смежных или высоких позициях. Будете знать, что нужно прокачать.

Выписать востребованные навыки

Наш список из семи востребованных скиллов — отправная точка для ваших зон роста. Список навыков нужно регулярно обновлять — пополнять и редактировать.

Учитывайте свой профиль и специализацию. К примеру, маркетологу точно нужно искать и тестировать гипотезы, уметь строить воронки, верно (и быстро!) собирать и анализировать данные по всем рекламным кампаниям.

Проранжировать навыки

Соберите скиллы в таблице, нарисуйте карьерное дерево или составьте roadmap (дорожную карту). Как это сделать?

  • Выпишите компетенции, которые хотите прокачать. Например, четыре самых важных для вас скилла;

  • выберите срок, за который планируете прокачать навыки. К примеру, месяц;

  • разбейте отведенный месяц по неделям и к каждой компетенции пропишите последовательность шагов — что вы сделаете за отведенное время, чтобы развить навык. К примеру, прочитаете профильную книгу, посмотрите курс, попробуете настроить первую рекламную кампанию самостоятельно и т.д.;

  • придумайте шаги для каждой компетенции. Решите, будете вы выполнять по одному шагу каждую неделю для каждой компетенции или будете прокачивать их последовательно;

  • визуализируйте свой план.

Если вы хотите больше узнать о том, как строить roadmap, прочитайте материал Roistat.

Понять, каких навыков не хватает

Приоритезируйте навыки — отметьте способности, которые нужно развить как можно скорее, чтобы получить выгодное предложение. Менее важные навыки оставьте на потом. Цель — составить план действий на ближайшее время.

Поискать курсы и каналы

Навыки приобретаются через обучение. Эффективный метод — курсы, где в теории и на практике можно прокачать навык. Например, для погружения в основы аналитики можно использовать наш курс «Бизнес-аналитика в маркетинге».

Изучайте как можно больше материалов про нужный навык. Однако просто чтения статей или просмотра роликов недостаточно. Найдите каналы в Telegram, подпишитесь на странички специалистов, которые помогают маркетологам развиваться. К примеру, мы в Telegram-канале Roistat пишем о новостях маркетинга, делимся практическими кейсами, анонсируем интересные мероприятия и делимся записями конференций.

Ищите нестандартные пути развития. Например, если хотите развить критическое мышление, участвуйте в дебатах и решайте задачи на логику.

Полезные книги, чтобы маркетологу прокачивать навыки

  • Шон Кови, «Как достичь цели. 4 дисциплины исполнения»
  • Фил Барден, «Взлом маркетинга»
  • Чан Ким, Рене Моборн, «Стратегия голубого океана»
  • Шон Кови, «7 навыков высокоэффективных людей»
  • Роберт Чалдини, «Психология влияния»
  • Дейл Карнеги, «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»
  • Максим Ильяхов и Людмила Сарычева, «Пиши сокращай»
  • Андрей Курпатов, «Троица. Будь больше самого себя»
  • Фил Барден, «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем»
  • Даниэль Канеман, «Думай медленно... решай быстро»
  • Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»
  • Дэвид Огилви, «О рекламе»
  • Дэн Ариели, «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения»
  • Ихцак Адизес, «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей»
  • Патти МакКорн, «Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix»
11
Начать дискуссию