51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Приветствую, комьюнити, на связи Александр Хитро. За 10 лет в маркетинге и 8 из них в контекстной рекламе я занимался многими интересными вещами, о которых пишу в ТГ канале PPC для сверхразумов (в конце статьи 10 полезных постов). Но оптимизация юзабилити и конверсии сайта моё любимое занятие, т.к. это влияет не на один канал, а сразу на весь трафик сайта независимо от того, сколько источников продвижения используется, будь то 2 или 20.

Повышение конверсии сайта мне как маркетологу нравится тем, что оно постоянно требует новых идей и подходов к реализации, и это гораздо менее ресурсозатратный процесс, чем попытки оптимизировать качество трафика из каждого канала и каждого критерия таргетинга по отдельности, хоть это спорно и не всегда так, сам это прекрасно знаю.

У самурая нет цели. Только путь.

Джейсон Стетхем. Философ, гений, плейбой, миллиардер, филантроп.

Оптимизация конверсии как сбор паззла: что-то крутишь-вертишь, сюда ткнул — не подошло, перевернул — опять не то, взял другую детальку, третью, десятую — вуаля, наконец встала на место. А уж если ещё и конкуренты слишком умные, жизнь становится в несколько раз интереснее.

Лонгрид о ворующих конкурентах, построении и усилении бренда, взаимоотношениях с заказчиком, поднятии конверсии с 8% до 22% и генерации 73000 записей в оффлайн, фидбэке от бизнеса и клиентов, создании спроса и проблемах масштабирования.

Никогда не писал кейсы, ибо невозможно уложить в один текст всё, что было сделано по всем фронтам работ. Здесь на 13 листах А4 текста на 45000 символов в лучшем случае 0,001% из всего, что произошло за 7 лет. А рабочая папка на компе по этому проекту весит 120 ГБ. Можете себе представить, сколько там всего интересного.

Статья не о рекламных источниках и не о том, как в высокий сезон в построенном мной инхаус отделе продаж, работавшем в две смены без выходных, из 10 каналов трафика было по 400–600 входящих и исходящих звонков в день, из которых новых уникальных телефонных номеров была половина. Нет, статья не об этом, хоть и пруфы из телефонии есть.

Все звонки по дням:

51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Только новые уникальные номера телефонов (первое касание с номерами, которых ещё нет в базе) по дням:

51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Хоть мне и хочется рассказать, благодаря чему это стало возможно, статья лишь о крошечной составляющей всего этого процесса — об итерационном изменении сайта, с какими проблемами мы столкнулись в процессе роста, каких их решали, через какие этапы прошли, сколько было попыток, к чему в итоге пришли. А также поговорим о том, что вы можете сделать, чтобы подобные процессы и изменения запустить у себя.

Содержание

Ворующие конкуренты

Работаю с сетевым предприятием 7 лет. Все эти годы оно было и остаётся лидером ниши в стране. И всё это время конкуренты только и делали, что постоянно копировали с нашего сайта всё, что я ежегодно делал новое:

  • Секции целиком.
  • Решения в юзабилити и навигации.
  • Процесс взаимодействия с картой.
  • Вёрстку таблиц цен и расписания.
  • Сами цены, как только мы их меняли.
  • Галерею. И это неполный список.

Вы когда-нибудь изучали сайты конкурентов на предмет того, а что бы это такого прикольного у них незаметно стрельнуть, чтобы не морочить себе голову упаковкой с вёрсткой и за пять минут собрать себе готовый лендос из всего, что и так уже есть в отрасли в изобилии?

Это ведь уже классика. Я же знаю, что вы изучали. И знаю, что воровали. И делаете это регулярно.

Так вот, я тот самый человек, который 7 лет делает что-то новое, а несколько сетевых конкурентов ежегодно это воруют.

Из года в год сайты наших 6 основных сетевых конкурентов становятся всё больше и больше похожими на наш. Но воруется инфа лишь отдельными блоками, и у тех, кто её ворует, нет в голове общей идеи, почему в совокупности у нас всё сделано именно так, как оно сделано. И именно поэтому они всегда будут позади глотать пыль.

Если вас копируют, значит, вы всё делаете правильно. Но придётся переделать ещё раз.

И именно поэтому каждый год приходится делать что-то новое, чтобы заранее быть готовыми к высокому сезону и быть на пять шагов впереди сетей-конкурентов, у которых тоже уже под полсотни филиалов по всей стране.

За 7 лет было сделано столько всего и так много было переделано по многу раз, что, казалось бы, всё, потолок, куда уже улучшать-то. Но нет, за последние полтора года оказалось, что улучшать есть куда даже спустя столько лет. Всегда.

Об этом как раз сегодня и поговорим.

Как конверсия влияет на количество и стоимость лидов?

Ниже на скринах поиск Google Ads за последние 2,5 года. Это лишь один из источников трафика. Он здесь основа лидгена, его и покажу.

  • Общеотраслевой небрендовый трафик из поиска Google Ads:
51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Сравнение последних 15 месяцев к предыдущим 15 месяцам:

  • Увеличение CR на 67% — с 13% до 21,5%.
  • Снижение CPA на 32% — с 2,14$ до 1,45$.
  • Лидов больше на 84% — с 3571 до 6568 шт.
51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта
  • Брендовый трафик из поиска Google Ads:
51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Сравнение последних 15 месяцев к предыдущим 15 месяцам:

  • Увеличение CR на 33% — с 25% до 33%.
  • Снижение CPA на 53% — с 0,25$ до 0,12$.
  • Лидов меньше на 13% — с 3203 до 2797 шт, но брендовых конверсий меньше лишь из-за того, что меньше "поливали" таргет в соцсетях, чем в предыдущем периоде.
51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Кратко о кейсе

Сеть кружков, направление деятельности не скажу специально. Сейчас в 10 городах уже 51 филиал, но летом 2016 года, когда мы начали с ним работать, было 12 филиалов в одном городе. В самом начале 8–10% конверсии сайта казались прорывными результатами. Но меня это вечно не устраивало, т.к. по опыту работы с другими проектами я уже знал, что можно поднять конверсию до средних 20–25% без потери в качестве лидов.

Поэтому каждый год переделывал сайт снова, и снова, и снова. И в этом кейсе конверсия была не просто поднята, а ещё и качество лидов существенно выросло, и отдел продаж стал тратить меньше времени на звонки. Дальше вы поймёте почему.

В статье специально не будет названия ниши, брендов, ссылки на сайт и его скриншотов, региона, бюджета, стоимости разработки и интеграций.

Почему?

  • Чтобы и вы тоже не своровали результаты 7 лет работы, и не только моей работы, а нескольких десятков человек, которые были вовлечены в этот проект.
  • Достойные кейсы всегда выстраданы тысячами часов оплаченного чужого труда, сотнями протестированных и несработавших гипотез, рекламными бюджетами, бессонными ночами, слезами, болью, унижениями и инсультами. Включайте голову и делайте что-то своё уникальное, а не требуйте всё готовенькое на блюдечке с голубой каёмочкой со скриншотиками и ссылочками на рабочие высоко конверсионные сайтики.
  • Чтобы вы не измеряли сложность каких-либо работ ни населением региона, ни конкуренцией, ни бюджетами, ни какими-либо ещё факторами, которые совершенно точно сыграют роль психологического фильтра, увидев которые в статье, вы мгновенно подумаете либо:

Нууу, это точно не про меня, вот у них-то получилось, конечно, а у меня с моими ресурсами так не выйдет.

Либо наоборот:

Мда, ну и лошары, да какой же это результат? Мы-то вон аж на сколько миллиардов выросли!

И оба эти мнения не имеют абсолютно никакого значения.

Делайте лучшее, что вы можете, в рамках тех ресурсов и навыков, которые у вас есть.

Главное найти потом смелость признаться самим себе и своему заказчику, что вы вбухали столько времени и денег, но гипотеза по классике не сработала, и нужно переделывать ещё, и ещё, и ещё, до тех пор, пока не получите вменяемые результаты.

А не делать сайт с первой попытки, конверсию сразу принимать навечно за константу и оставлять всё неизменным до скончания времён, а потом жаловаться, чего это лиды стоят как ведро золота.

Эволюция сайта 2016–2022

  • 2016:

— Старый страшненький лендос полностью переупаковали в новый и опрятный, показав в заголовке ряд выгод для пользователя.

  • 2017:

— Переделали навигацию.

— Сделали проще для восприятия отображение списка адресов и расписания занятий в каждом филиале.

— Закрепили к верху браузера хэдер с кнопками скролла к секциям, которые выделялись друг за другом цветом при долистывании до соответствующих секций.

— Сделали много автоподмен заголовков по параметрам в URL

— Автопроигрывание видео на первом экране.

— Сделали лендинг для второго города, но полностью переделали контент: фотогалерею, фото и описание преподавателей, цены, адреса, карту, расписание занятий.

  • 2018:

— Сделали интерактивную фотогалерею на JavaScript с просмотром 25+ адресов без перезагрузки страницы c кнопкой возврата назад к списку адресов. Пользователи смотрели и кликали её очень много.

— Сделали упрощенную версию лендинга для третьего города.

— Сделали большую видеогалерею отзывов.

— Сделали ещё больше автоподмен заголовков по параметрам в URL, ещё подробнее детализировав самые важные и горячие сегменты аудитории

— Сделали удобнее секцию отзывов, которая была чуть ли не самой просматриваемой и закликанной секцией на странице после карты.

— Интеграцией подтянули на сайт автоматом новые отзывы из обсуждений группы ВК со ссылками на настоящие комментарии, аваторками и ссылками на авторов отзывов. Social Proofs 90 LVL. Но после того, как одна неадекватная особа устроила в обсуждениях цирк, всё это автоматом подтянулось и на сайт. Поэтому решили даже не заниматься постоянной модерацией обсуждений, а просто отключили интеграцию и оставили на сайте отзывы в статическом виде.

  • 2019–2020:

— Сделали многостраничный сайт со сложной структурой, основные тезисы из ТЗ по которому я раскрою чуть ниже.

— Сделали интерактивную карту со всеми адресами.

— Близость филиала к дому — один из ключевых факторов принятия решения. Поэтому следующие несколько итераций переделки сайта были посвящены вовлечению во взаимодействие с картой, адресами, фильтрами, расписанием занятий в филиалах и полировкой шероховатостей UX/UI в мобильной версии. Почему — узнаете дальше.

  • 2021–2022:

— Добавили подсказки, что делать с каждым интерактивным элементом.

— Переделали навигацию, самые важные для пользователя блоки информации сделали ещё доступнее.

— Переделали отображение карточек филиалов на карте, сделав их гораздо более информативными и полезными.

Получили удобную сквозную навигацию между всеми элементами и страницами на всех типах устройств. Путь пользователя из любой части сайта в любую другую часть сайта сократили до пары кликов.

Почувствуйте разницу:

  • 2016 — плавающая конверсия 8–10% по общеотраслевым запросам. Брендовых запросов тогда не существовало вовсе.
  • 2022–2023 — стабильная среднегодовая конверсия 21–22% по общеотраслевым запросам и ~30% по брендовым, доля которых 40% в общей массе лидов.

Естественно, выше неполный список изменений, а только то, что я вспомнил на ходу из самого важного, что в наибольшей степени влияло и на вовлеченность, и на конверсию. Если за все годы соединить в единый список все мои ТЗ для разработчиков по внесению изменений на всех версиях сайтов всех городов, которые потом были объединены в один сайт, то получится больше 1000 пунктов.

Тысяча изменений — вот что я называю сайтом здорового человека.

Если количество изменений за несколько лет стремится к нулю — это сайт курильщика. Это вызывает рак мозга. Не надо так.

Проблемы создания структуры сайта и удобной навигации:

  • 10 городов. Каждый год география растёт, городов и филиалов всё больше. Этот прирост нужно учитывать на все последующие годы развития бизнеса и с точки зрения UX/UI, и SEO, и контекстной рекламы, и не только не навредить каждому из этих аспектов, а наоборот — улучшить их.
  • Посетитель сайта из определённого города, вообще не заинтересован другими городами. Весь пользовательский путь на сайте должен быть выстроен так, чтобы перед глазами в секундной доступности был только контент о соответствующем городе.
  • Нельзя сделать одинаковый шаблон страницы для каждого города. Есть города, в которых по 1–2 филиала, есть где их 4, а есть и 39.
  • В маленьких городах нет деления на районы и микрорайоны. А в самом большом городе деление на 10 районов, 30 микрорайонов и 39 адресов.
  • Нельзя сделать одну общую страницу с преподавателями, как и нельзя создавать под каждый город дубли страниц преподавателей, т.к. это плохо для SEO. В разных городах разные преподаватели, суммарно их более 25 человек, многие из них преподают в нескольких филиалах в разные дни недели.
  • Нельзя сделать одну общую универсальную вёрстку таблицы расписания, как и нельзя создавать под каждый город дубли страниц расписания, т.к. это плохо для SEO. Занятия в каждом филиале проходят в разное время в разные дни недели. В каждом филиале от 2 до 4 разных возрастных групп, каждая группа занимается в разное время.
  • В каждом филиале занятия ведёт разное количество преподавателей, и одновременно (например, в 18:00) начинаются занятия у разного количества групп.
  • Просматривая определённый филиал, должна быть возможность увидеть список ближайших адресов.
  • Нельзя сделать одну общую универсальную таблицу цен, как и нельзя создавать под каждый город дубли страниц с ценами, т.к. это плохо для SEO. В разных городах цены отличаются. Вёрстка таблицы цен, подписи строк и столбцов, количество строк и столбцов в таблицах цен в разных городах разная.
  • Все филиалы сильно отличаются друг от друга, везде разный рабочий инвентарь, разная вместимость людей. Поэтому по каждому филиалу нужна своя отдельная фотогалерея.
  • Текстовые и видео отзывы читают и смотрят очень много. Их видимость, доступность и юзабилити очень важны.
  • Есть определённый список и порядок вопросов, которые отдел продаж задаёт входящему потоку обращений для квалификации и ускорения процесса записи. Именно в таком порядке следования смыслов создана и структура сайта.
  • Более 87% всего трафика сайта — с мобильных устройств. С поиска — 90%. Поэтому навигация, удобство, интуитивность, юзабилити, вёрстка, поведение всех интерактивных элементов и конверсия на мобильных устройствах — это главный фокус, драйвер всей лидогенерации и экономики предприятия.
51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Все эти проблемы были благополучно решены, но не с первого раза, а итерационно. Как я уже говорил в самом начале, никаких скриншотов ни структуры, ни меню, ни каких-либо элементов не будет.

Нечего чужое копировать. Делайте своё.

Задача этой статьи — лишь накинуть на вентилятор идей, чтобы вы с учётом всех особенностей ваших проектов обратили внимание на схожие проблемы и в рамках располагаемых ресурсов и навыков придумали собственные решения.

Проблемы масштабирования:

Предприятие ежегодно расширяет географию и перед созданием структуры сайта, навигационного меню и прототипов страниц, нужно было заранее предусмотреть неизбежно грядущие изменения географии, и всё это без потерь в юзабилити на всех типах устройств:

  • Шаблонизацию добавления и удаления новых городов, районов, микрорайонов и адресов:
    а) в интерфейс сайта
    б) в навигационное меню
    в) на интерактивную карту
  • Добавление новых преподавателей

Помимо подготовки сайта к увеличению географии во все последующие годы нужно было готовить и все рекламные материалы, и до меня только после добавления третьего города, а это после трёх лет работы, дошло наконец, что нужно изначально готовить их все таким образом, чтобы потом для запуска рекламы приходилось переделывать минимально возможный объём работы:

  • Структуру поисковых и сетевых рекламных кампаний в Гугле и Яндексе.
  • Новые группы и страницы в соцсетях (ВК, ФБ, IG).
  • Рекламные видео для соцсетей: из-за наличия названия города в видео приходилось перемонтировать старые видео, а т.к. их было много, это были ощутимые трудозатраты.
  • Рекламные баннеры для соцсетей: изображения с текстом, фотки разных филиалов в разных городах, фотки преподавателей.
  • Все форматы баннеров (графических объявлений) для КМС, РСЯ, myTarget, ВК.
  • Каждый графический креатив для разных типов рекламных постов в соцсетях приходилось ресайзить (менять соотношение сторон и вёрстку элементов в креативе), и в масштабах добавления нового региона количество работы существенно увеличивалось.

Три совета из прожитой боли по работе с любыми "рабочими" медиафайлами

Важность и обязательность этих действий невозможно переоценить. Они сэкономят вам время, нервы и деньги.

Совет №1.

Всегда сохраняйте редактируемые исходники ваших видео, баннеров и фоток с наложением текста!

Второй касается работы с подрядчиками, которые делают для вас медиа материалы, и не важно, единоразовые ли это работы или поточное производство:

Совет №2.

Всегда говорите вашим подрядчикам сохранять и скидывать вам редактируемые исходники видео, баннеров и фоток с наложением текста!

Даже если они выставляют вам выше ценники только за то, чтобы скинуть вам редактируемые исходники, лучше переплатите один раз, чем потом ломать себе голову, как в целой пачке баннеров и видео поменять одно единственное слово. И если вам кажется, что это не проблема совсем, вы вспомните мои слова только в тот момент, когда столкнётесь с этим лично. И хорошо если отредактировать нужно только одну фотки или видео. А представьте себе масштабы нашей проблемы, когда изображений и баннеров — сотни, а видеороликов — десятки.

И даже если сейчас исходники вам не нужны, поверьте, я вам просто гарантирую, что через год вы будете грызть локти. И если вы не хотите всё это хранить у себя локально на устройствах, особенно если речь идёт про видео, скажите подрядчикам заливать исходники в облачное хранилище: Google Drive, Яндекс Диск, Облако Mail ru и т.д.

Совет №3.

Всегда создавайте новые аккаунты для заливки в облачные хранилища подрядчиками всех исходников медиа файлов на ваши аккаунты! И никогда не соглашайтесь на заливку на их аккаунты!

В противном случае вас ждёт следующая история, случившаяся со мной:

Ой, а нам нужно было свободное место на нашем облачном диске, и мы удалили ваши файлы, вам же они были не нужны.

Проблемы юзабилити сайта на всех типах устройств:

  • Все адреса должны быть отображены на карте.
  • Процесс фильтрации удобного адреса должен быть в 1–2 клика.
  • Карта занимает много места на экране, и нужно дать пользователю понять, что под картой находится ещё много другой ценной информации, отсюда и была рождена идея подписывать каждый интерактивный элемент, как с ним взаимодействовать и что ещё находится ниже.
  • Фильтрация всех адресов на карте: списком районов, микрорайонов и адресов. Интерфейс на всех типах устройств для этого было сложнее всего придумать с точки зрения интуитивности и UX/UI, и в особенности сложно оказалось это сделать на мобильниках.
  • Долго воевал с сеошниками по поводу того, что фильтрация районов, микрорайонов и адресов должна быть без перезагрузки страницы, но это плохо для SEO. В итоге пришли к решению, которое понравилось и мне, и сеошникам, и пользователям, и поисковым системам.
  • При выборе в фильтрах нужного города, района, микрорайона или адреса на карте другим цветом должны подсвечиваться все отфильтрованные филиалы. Пришлось курить документацию Яндекс Карт.
  • В первый год, когда только сделали первую итерацию отображения всех адресов на карте, обнаружили, что при клике на точку ничего не происходит. Пришлось курить документацию Яндекс Карт и делать так, чтобы при клике на точку отображалась карточка с описанием.
  • Фильтрация адресов должна происходить не только на карте, но и в списке филиалов на странице.
  • Пользователь при просмотре списка филиалов на странице должен иметь возможность увидеть время занятий в каждом. Сделали при клике на адрес раскрывание вниз расписания занятий всех возрастных групп с кнопкой перехода на страницу выбранного филиала.
  • В одном из районов самого большого города нет ни одного филиала, но поисковый спрос мы сами создавали с помощью таргетинга в соцсетях, и пользователи были недовольны: "А почему обделили наш район? Почему его нет на сайте?". Поэтому для этого района нужно отображение ближайших доступных адресов и на карте, и на странице сайта.
  • Клик на филиал на карте должен отображать не только адрес, но и подробную информацию вместе с фоткой здания внутри карточки. Пришлось курить документацию Яндекс Карт ещё усерднее. Кстати, фотка входа в здание внутри карточки, всплывающей по клику на филиал на Яндекс Картах — это гениальное решение, к которому я пришёл, получив от платящих клиентов и тех, кто приходил на пробные занятия, огромное количество фидбека о том, что люди либо не могли найти вход в здание, либо наоборот ходили в него или мимо него годами, но не знали, что тут есть такой кружок, и пришли бы гораздо раньше, если бы узнали о нём раньше. А казалось бы, всего лишь фотка здания.
  • Внутри карточки филиала должны быть видны теги района и микрорайона, к которому относится данный адрес, и кнопка, ведущая на расписание именно в этом филиале. В любой непонятной ситуации курим уже ставшую классикой документацию Яндекс Карт.
  • Находясь на любом экране страницы любого филиала, особенно на мобильной версии, должна быть возможность в 1 клик перейти к самой важной информации при принятии решения — расписанию, ценам, отзывам, преподавателям.
  • Просматривая карточку преподавателя, пользователь должен иметь возможность записаться именно к нему. Причины на то две: 1) сарафан, люди советуют друг другу своих преподавателей, 2) мы в соцсетях публиковали много постов про титулованных преподавателей с кучей их наград, медалей, международных званий, в том числе заливали эти посты в таргетинг и ретаргетинг.

Как создать спрос на неизвестный продукт

Хоть я в начале и сказал, что ничего не буду рассказывать о трафике, но уж очень хочется. Намотайте себе на ус раз и навсегда:

Спрос на продукт, услугу или бренд, о котором рынок ещё ничего не знает, не появляется сам каким-то чудом из ниоткуда, его нужно создавать самостоятельно.

Как это сделать?

  • Создать группы и страницы во всех соцсетях и вести их. Нет никакой необходимости создавать уникальный контент под каждую соцсеть, достаточно перепубликаций одних и тех же материалов на разные платформы. Помните, что не все люди пользуются всеми соцсетями, и даже если человек пользуется каким-то одним приложением, это не значит, что второе, третье и четвертое он вообще открывает хоть когда-нибудь.
  • Любого рода медийная (графическая) реклама: таргетинг ВК, ФБ, Инст, Тикток, Майтаргет, РСЯ, КМС, Ютуб. Активно заливаете несколько месяцев сразу несколько соцсетей.
  • Если ваш продукт или услуга (или результат их приобретения) — это некий продолжительный процесс, то обязательно показывайте это на видео, и не на одном, а продумайте множество сценариев разных видео про разные аспекты, которые могут быть важны для вашей аудитории. Если ваш товар, услугу или результаты их приобретения можно отразить фотками, всё равно не останавливайтесь на одном только фотоконтенте, а подумайте над тем, как и что можно показать и рассказать в видео. Но в моей практике видеообъявления, например, на всех плейсментах FB/IG имели гораздо выше CPA, чем у изображений. Надо тестить всё.
  • Перед составлением сценариев, съёмкой и монтажом изучите сначала технические требования к видео на всех площадках, для которых вы собираетесь создавать материалы. В разных форматах видео на разных площадках разные требования: в видеодополнениях РСЯ, роликах и клипах ВК, TikTok, Reels, Stories, YouTube Shorts, видеообъявлениях КМС Гугла. Даже если вы не собираетесь их делать прямо сейчас, полезным будет знать, к чему надо быть готовым в ближайшем будущем, какие ресайзы и длительность роликов предстоит делать. То же самое касается и фотоконтента: перед стартом изготовления каких-либо баннеров и наложения каких-либо текстов на изображения изучите сначала все технические требования к изображениями на всех плейсментах каждой платформы по отдельности.

Не имея представления о технических требованиях, правилах модерации, допустимому объёму текста на изображениях, весе и формате файлов, соотношении сторон, размеру в пикселях, длительности видео на разных плейсментах, вы потратите кучу лишнего времени и денег на переделывание.


Чем больше вы подготовите различных форматов медиафайлов, тем больше площадок и плейсментов вы сможете охватить, а это увеличение и охвата аудитории, и количества касаний пользователей с вашим брендом.


Главная задача медийной рекламы — мозолить юзерам глаза до победного, чтобы они думали: "Вау, вы такая большая распиаренная компания! Вы прям везде по всему интернету. Выглядит солидно. Куплю у вас!" — реальные слова одного из моих клиентов, которую он сначала сказал по телефону, а потом повторил в офисе.

  • Сразу запустить брендовые поисковые рекламные кампании в Гугле и Яндексе, потому что вы не узнаете, через какое время поливания медийной рекламы они начнут появляться, и обязательно пропустите этот момент. А так брендовые поисковые РК уже будут готовы, и как только медийная реклама спровоцирует за собой ряд брендовых запросов в поисковых системах — ваши объявления будут тут как тут.
  • Если в Яндекс Вордстате или Планировщике ключевых слов Google Ads нет статистики спроса на какие-либо бренды, услуги, товары или их специфические сегменты, это совершенно не значит, что у рынка нет этой боли. Это лишь значит, что вам нужно залить медийное пространство вашим оффером. В нашем случае это были титулованные преподаватели, города, районы, микрорайоны, адреса.
  • Мотивировать клиентов создавать про вас контент в соцсетях, писать отзывы, снимать видеоотзывы, выкладывать фотки, снимать видео оказания услуг или готовых результатов, отмечать ваш аккаунт в постах и сторисах.
  • В маленьких городах, где даже общеотраслевого спроса нет, мы выезжали на одних только соцсетях, заливая таргетинг по самой широкой аудитории, я выбирал только регион без усечения охвата соц-дем параметрами, интересами и чем-либо ещё. А также собирал локальные паблики с названием города в названии, но не усекал охват ни регионом показов, ни другими условиями таргетирования.

Проблемы оптимизации отдела продаж

Всё описанное выше о проблемах юзабилити сайта сделано для того, чтобы пользователи на сайте получали максимум ответов на свои вопросы и возражения, а отдел продаж в последствии тратил меньше времени на каждый звонок.

Скриншот из статистики телефонии Sipuni:

51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

К этим 32 300+ номерам с общей продолжительностью разговоров 1848 часов (непрерывных 2,5 месяца) нужно прибавить ещё 12 000 за 2016–2018 годы и ещё 12 000 не учтённых на последнем скрине, т.к. последние пару лет не трекаются исходящие звонки. Получаем суммарно около 66 000 уникальных номеров. Примерно 10% звонивших записывало на пробное занятие сразу два человека, и около 1% — сразу три. В совокупности ~73 000 записей.

В таких масштабах каждая сэкономленная секунда разговора экономит трое суток рабочего времени.

51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Хочется рассказать в этом кейсе бесконечно много всего и про обучение отдела продаж, и про формирование идеального скрипта звонка, и обработку обращений из соцсетей, и про интеграцию переписок в CRM, и про созданные условия для отдела продаж, чтобы менеджеры мгновенно без пауз отвечали на вопросы сразу по 10 городам и расписанию занятий по 50 филиалам и 25 преподавателям. Но статья не об этом. Таков путь.

Поговорим о ваших проблемах

Регулярно наблюдаю не только у клиентов, коллег и знакомых, но ещё и в крупных отраслевых комьюнити повальное нежелание заниматься изменениями сайта. В разговоре об улучшении эффективности воронки продаж постоянно фигурируют лишь самые верхние её уровни:

  • Охваты
  • Критерии таргетинга
  • Параметры рекламных кампаний.

Но всё, что происходит с трафиком после клика, как будто не принято обсуждать вовсе. Замечали такое? Словно и маркетолог, и заказчик впадают в стадию отрицания:

Пользователя на сайт привёл? Привёл. Всё, дальше он уже как-нибудь сам разберётся без меня.

До крупномасштабных работ по оптимизации всей воронки продаж и переделыванию сайта руки доходят настолько редко, что это сродни чуду. Классика в лучшем её виде.

И каждый раз, когда эта тема поднимается в маркетинговых комьюнити, годами наблюдаю следующее:

Заказчик меня не слушает, не хочет изменять сайт, говорит, иди занимайся трафиком, сайт не в твоей компетенции, не лезь не в своё дело.

Типичный владелец сайта be like:

51 филиал в 10 городах за 7 лет. 130+ шагов повышения конверсии сайта

Давайте разберёмся, почему так происходит, и что обе стороны могли бы изменить в своей модели поведения.

20 проблем в коммуникации маркетолога с заказчиком:

  • Отсутствие квалификации клиентов в самом начале общения. Для того, чтобы маркетологу не жаловаться на то, какой заказчик плохой и не хочет его слушать, нужно просто задавать ему вопрос при первом же разговоре: "Будете ли вы готовы вносить оперативные изменения в посадочные страницы и выполнять иные рекомендации?" И если ответ отрицательный — это сразу красный сигнал. Дальше общение с таким клиентом не придёт ни к каким соглашениям.
  • Патологическая лень человеческой природы, соответственно, в бездействии виноваты обе стороны. Если можно что-то не делать и никто за это не накажет или катастрофического ничего не произойдёт — никто ничего делать и не будет. Но обычно тема оптимизации каких-либо показателей не поднимается, когда всё хорошо. Она поднимается, когда уже всё очень плохо. И чтобы что-то исправить, придётся работать, извините. Естественно, можно попрощаться друг с другом, но это лишь подмена понятий.
  • Перекладывание ответственности друг на друга, на рекламные системы, на поисковые системы, на экономические и политические факторы, на особенности рынка, на конкурентов, на пользователей, которые такие вот негодяи не хотят оставлять заявки и покупать.
  • Выставление себя жертвой обстоятельств обеими сторонами, что "что-то сломалось" не по их вине, а раз не по их вине, то и исправлять они это не обязаны. Никто не виноват и никто ничего делать не намерен. Ну просто гениально же.
  • Слишком сложно. Изучение поведения пользователей и причин принятия ими решения о совершении конверсии и покупки — это ресурсозатратный итерационный нескончаемый процесс, даже при мысли о котором становится плохо абсолютно любому человеку, потому что каждый осознаёт в большей или меньшей степени, что на это придётся потратить очень много времени.
  • Отсутствие плана, заранее составленного и согласованного, что можно предпринять для исправления каких-либо проблем на любых этапах воронки продаж. А раз нет составленного плана, задача кажется непосильной изначально. И никому непонятны ни зоны ответственности, ни виды работ, ни их объёмы, ни приоритеты, ни этапы подготовки, ни требуемые ресурсы, ни сроки выполнения, ни стоимость.
  • Страх сделать ещё хуже, чем было или есть, оперируя всем известной фразой "работает — не трогай". Но если всё работает в глубокий минус, страх наломать ещё бóльших дров умножается стократно. Если лидов ноль, то куда уже хуже-то?
  • Переворачивание причинно-следственных связей, неспособность отделить важные действия от второстепенных, имеющих минорное влияние на самое важное в бизнесе — на деньги в кассе и прибыль.
  • Отсутствие у маркетолога опыта переговоров, умения и желания продавать, доказывать свою правоту, отстаивать своё мнение, обосновывать важность тех или иных действий, недостаточная убедительность в разговоре с предпринимателем.
  • Отсутствие опыта в предлагаемых действиях и непонимание того, ни в какой последовательности что делать, ни откуда получать ту или иную информацию, ни как ей воспользоваться, ни к чему в дальнейшем могут привести все приложенные усилия, ни какая точка приложения усилий наиболее вероятно будет полезной конкретному бизнесу в конкретный момент времени.
  • Нежелание маркетолога развивать навыки, смотреть на проблемы более широкого, быть инициатором действий, предлагать решения, не бояться браться за выполнение чего-то совершенно нового.
  • Неуверенность, стеснительность, отсутствие смелости у маркетолога поставить рекламодателя "на место", обосновать свои гипотезы и решения.
  • Отсутствие доверия у предпринимателя к маркетологу, к его опыту, к его сомнительным предложениям. А почему вам не доверяют? Что вы можете сделать для придания значимости и важности своим словам?
  • Отсутствие доказательств и рассказанных историй для обоснования тех или иных выдвигаемых гипотез, почему какие-либо действия важны, почему они важны именно сейчас, зачем кому-либо тратить время на какие-то действия, в каких ситуациях эта гипотеза подтверждалась, какие были кейсы и результаты, будь то даже чужие, где-то прочитанные или услышанные.
  • Отсутствие энтузиазма в интонации при общении. Вы никогда никому ничего не продадите, если сами не будете восхищены идеей, которую хотите продать.
  • Отсутствие желания у обеих сторон своевременно говорить, слушать и слышать. Всё это вытекает из отсутствия доверия друг другу. Почему вы сами не доверяете тем, с кем вы работаете? Зачем вы вообще с ними продолжаете работать? К чему вас приведут дальше такие рабочие отношения?
  • Отсутствие ресурсов у предпринимателя: денег, времени, штата на внедрение тех или иных изменений.
  • Более важные бизнес-задачи у предпринимателя на момент вынесения каких-либо предложений маркетологом, чего последний может просто не знать и/или не понимать.
  • Нечестные взаимоотношения, основа которых — развести другого на деньги. Нормальные здоровые отношения между бизнесом и маркетологом строятся только тогда, когда каждая из сторон понимает, что они нужны друг другу и только стратегия "win-win" имеет долгосрочное развитие.
  • Приоритеты маркетолога. Если он понимает, что он легче и быстрее заработает больше денег на оказании других услуг другим клиентам, он даже и задумываться не станет над тем, чтобы заниматься другими задачами:
    — Конверсией сайта
    — Изучением поведения клиентов
    — Оптимизацией скриптов общения
    — Изучением обратной связи от отдела продаж
    — Оптимизацией поведения пользователей на сайте
    — Соцсетями и таргетингом, которые, в свою очередь, влияют на доверие аудитории к предприятию, её осведомленность о бизнесе, увеличение брендового трафика и прямых заходов
    — Внедрением изменений, требующих больших трат ресурсов.

Но нежелание всем этим заниматься — это лишь подмена понятий. Независимо от того, за какой источник трафика вы отвечаете, конверсия сайта влияет сразу на весь трафик из всех источников: из SEO, соцсетей, таргетинга, прямых заходов, контекста и рефферального. И когда клиент видит больше денег в кассе, восприятие вас как профессионала в его голове укрепляется в граните.

Всё это закономерно ведёт к:

  • Повышению доверия клиента к вам.
  • Сокращению времени обсуждения всех последующих ваших предложений и гипотез по внедрениям и изменениям.
  • Работе с другими проектами от этого же клиента.
  • Усилению сарафана.
  • Упрощению обоснования увеличения стоимости ваших услуг, либо допродаже смежных услуг с более высоким чеком.
  • Упрощению смены модели оплаты вплоть до партнёрства и получения процента с выручки и/или прибыли.
  • Ускорению многопрофильного развития вас как профессионала.

Теперь, когда мы разобрали проблематику, рассмотрим ряд практических советов, которые вы можете взять на вооружение и пойти что-то сделать прямо сегодня, прямо сейчас.

Все высоко конверсионные сайты и посадочные страницы, которые я когда-либо упаковал с нуля или переупаковал итерационно, стали возможны благодаря изучению того, как проходят:

  • Общение с лидами (звонки, переписки, оффлайн общение)
  • Отзывы платящих клиентов.
  • Отзывы тех, кто пришёл по сарафану.

Что изучать и искать в скриптах общения:

  • Что при обращении люди говорят первое, второе, третье, пятое.

  • В каком порядке они это говорят.

  • До каких вопросов разговор вообще не доходит, если человек не получает ответов, которые он ожидает услышать.

  • Что говорят менеджеры с первых же секунд, как "ведут" человека в беседе, чем заканчивают разговор.

  • Какие встречные вопросы задают менеджеры.

  • Какие вопросы типовые с обеих сторон.

  • Какие вопросы квалификационные со стороны бизнеса.

  • В каком порядке они расположены.

  • Какие вопросы лишь дополнительные.

  • Без каких вопросов эффективность скрипта по "закрытию" лида в следующий этап воронки, не пострадает ни насколько.

  • Какие бывают возражения.

  • Причина их возникновения.

  • Как менеджеры их отрабатывают.

  • Какие ответы порождают ещё больше возражений.

  • Почему это происходит, и что именно в этот момент у ЦА болит в голове.

  • Как отрабатывать возражения так, чтобы после первой же ответной фразы человек был уже на вашей стороне.

  • Что позволяет "закрыть" лида в следующий этап быстрее.

Потом эти вопросы и ответы на них упорядочиваете в порядке важности для аудитории, и делаете из всего этого контента сайт, донося до посетителей информацию в той же самой последовательности, в которой сам бизнес доносит её до клиентов.

Структура сайта в идеале должна повторять процесс взаимодействия предприятия с идеальным клиентом.

Идеальный клиент — это тот, кто:

  • Прошёл все шаги квалификации (сообщение, письмо, звонок, замер, приезд в офис, запись на посещение), при этом самих этапов квалификации может быть несколько.
  • В итоге купил.
  • Совершил повторную покупку.
  • Привёл за собой друзей, которые тоже купили.

Важное о конверсии сайта:

  • Высокая конверсия не рождается из воздуха.

  • Увеличить её с первого раза не получится — это итерационный процесс.
  • Тесты новых гипотез часто хуже, чем исходные результаты, и приходится переделывать снова и снова.
  • Вероятность того, что у вас всё будет блестяще с первой же попытки, околонулевая.
  • Вы должны научиться разговаривать со своими клиентами так, чтобы они не меньше вашего понимали важность всех ваших действий, даже если они не принесли ожидаемых результатов.

Как получить от бизнеса обратную связь для упаковки

Говорите владельцу бизнеса, чтобы он своим менеджерам по продажам, исполнителям и любым звеньям сотрудников, которые как-либо соприкасаются с лидами и клиентами, поручил задачу каждому из этих звеньев сотрудников написать список из 5–10 вопросов, которые чаще всего задают клиенты. В идеале, конечно же, вместе со списком либо полноценных ответов от самих сотрудников, либо разных вариантов ответов, исходя из сценария, в котором задается тот или иной вопрос.

И в зависимости от того, какую позицию занимает сотрудник, какие у него полномочия и зона ответственности, насколько он приближен к клиенту, руководству, продажам или к исполнению услуги, разные сотрудники пишут совершенно разные вещи и разной степени важности. На этом этапе обычно вскрываются совершенно неожиданные детали, ведущие к прорывным идеям.

Все эти вопросы-ответы настолько разнообразные, что вы очень сильно удивитесь тому, что всё, что находится на сайте предприятия, или всё то, что вы собирались впарить ему под видом "продающего сайта с 146,7% гарантией прироста конверсии в over9000 раз", ничего общего не имеет с реальностью, которая творится в голове у платящих клиентов.

Дальше из всех этих вопросов выделяются самые важные, ключевые, частые, квалификационные, второстепенные.

Из собранных вопросов и ответов делаем:

  • Структуру многостраничного сайта.
  • План масштабирования структуры сайта, даже если у вас сейчас лендинг, к каким изменениям нужно быть готовым через 1–3 месяца или через полгода-год, какие страницы, элементы и секции обязательно нужно шаблонизировать или вовсе автоматизировать их создание.
  • Контент первого экрана каждой специфической страницы.
  • Содержание главной страницы.
  • Последовательность секций на каждой из страниц.
  • Навигационные "страницы-фильтры" (листинги), "секции-фильтры" (плитка товаров/услуг), теги.
  • Порядок секций и тегов, в котором они расположены на странице.
  • Сквозную навигацию и взаимосвязь между всеми ключевыми секциями и/или страницами, чтобы время получения важнейшей информации для ЦА сократить до одного клика, выполняемого за секунду.
  • Сопутствующие темы, которые интересуют ЦА, собираются в навигационные блоки, тем самым вы ведёте каждого посетителя сайта как бы за ручку через весь самый важный для принятия решения контент сайта, даже несмотря на то, что это либо очень длинный лендинг, либо многостраничный сайт со сложной разветвленной структурой, которая для выполнения целевого действия требует изучения минимум 5–10 блоков или страниц.
  • План добавления коммерческих, информационных, навигационных страниц на сайт.
  • Контент-план для соцсетей, таргетированной рекламы, идеи для постов всех типов, в т.ч. форматов Reels, Stories, Shorts.

В зависимости от сложности и самой услуги, количества направлений деятельности бизнеса и количества свободных пар рук в команде маркетолога, сроки выполнения могут сильно варьироваться, но это реально выполнимо за пару недель. Больше времени понадобится в случае сложной разветвленной структуры самого бизнеса.

Этапы работ:

  • Собрать информацию от сотрудников.
  • Изучить и упорядочить всю информацию, выкинув всю воду и оставив только самые важные тезисы.
  • Составить скелет сайта или лендинга.
  • Набросать прототип главной страницы или всего лендинга.
  • Сделать и потом несколько раз переделать прототипы всех навигационных элементов.
  • Сделать прототипы самых ключевых типов страниц.
  • Адаптировать прототипы, отображение и поведение всех интерактивных элементов под все типы устройств.
  • Возле всех интерактивных элементов сделать заметные подписи, что на них можно нажать, а ещё лучше — зачем пользователю на них нажимать, т.е. какую выгоду он от этого получит.
  • Обязательное согласование с заказчиком каждого из перечисленных выше этапов работ.

На выполнение каждого шага при должном усердии, погружении и ответственности уходит по пару дней.

А имея сейчас нейросети, которые по текстовому запросу создают готовый дизайн презентаций, экранов сайтов, экранов мобильных приложений в редактируемом формате для Figma, каждый из этапов можно сделать вообще за несколько часов.

  • Дальше при желании дизайн, но я за все 8 лет в интернет-рекламе ни разу им не занимался, ибо это всегда самое бесполезно потраченное время.
  • И сама реализация, которая в зависимости от сложности может длиться от одного или нескольких дней в случае лендоса до нескольких недель или месяцев в случае многостраничника. Естественно, сроки могут отличаться в 5 раз в обе стороны.
  • Еще пару дней на настройку веб-аналитики, счётчиков, конверсий, событий во всех системах аналитики, перепроверки отправки и отслеживания лидформ, интеграций разных сервисов, автовыполнения событий в интеграциях, их проверку.

Первые 1–2 недели после запуска трафика в обязательном порядке ежедневно:

  • Отслеживать поведение аудитории на сайте (Вебвизор Метрики, карта скроллинга, карта кликов, выполнение событий, долистываемость до важных секций, просмотр важных страниц).
  • Изучать, на каких этапах аудитория уходит с сайта.
  • Менять контент первого экрана.
  • Поднимать наверх самые просматриваемые секции и менять их местами в попытках найти их оптимальный порядок, после которого средняя длительность просмотра будет максимальной. И даже при очень скудном объёме трафика это уже будет значить, что осведомленность посетителей о вашем бизнесе выросла, что и более вероятно приведет к выполнению целевых действий.
  • Добавлять больше визуала и более детализировано раскрывать контент самых просматриваемых секций.
  • Упрощать процесс взаимодействия с наиболее кликабельными элементами.
  • Менять визуальный акцент на элементы, с которыми аудитория если не повзаимодействует, то она просто не увидит на экране важной информации, ведущей к выполнению целевого действия.
  • Менять размер и видимость секций и элементов таким образом, чтобы на один экран на всех типах устройств всех логических разрешений влазила если не вся смысловая секция, то хотя бы её самая важная часть, которая побудит юзера пролистать дальше.
  • Между каждой второй-третьей по счёту смысловой секцией страницы добавлять в рандомном порядке:
    — Кнопки звонка
    — Кнопки скролла к лидформам
    — Кнопки скролла к самым важным секциям, расположенным ниже
    — Лидформы
    — Фильтры в виде нескольких кнопок или плитки
    — Призыв к действию внутри кнопки писать каждый раз разный, чтобы хоть какой-то из них срезонировал у пользователя в голове больше остальных.
    Тем самым повышаем вовлеченность аудитории в досматриваемость лендинга до конца или всего самого важного контента многостраничного сайта.
  • Оптимизировать критерии таргетинга, настройки РК, аудитории, поисковые запросы, площадки, плейсменты, типы креативов. Пишу этот пункт последним по счёту не просто так, ибо эта статья как раз о том, что ещё можно делать КРОМЕ попыток оптимизации одних только настроек рекламы и таргетингов.

Как попасть в боли ЦА:

Взять как можно больше текстовых или видео отзывов у платящих клиентов предприятия.

Не можете поучаствовать в оффлайне и поруководить процессом лично — скажите клиенту, чтобы он этим занялся этим сам.

Иначе вы никогда в жизни даже от владельца бизнеса не узнаете реальные причины, по которым клиент купил у него, потом ещё раз, потом привёл друзей, а потом и они тоже купили повторно.

Вопросы для интервью с клиентами

Для каждого предприятия вопросы для интервью с клиентами всегда будут очень разными и зависеть от особенностей бизнеса. Их может быть несколько десятков и больше. Но можно упростить всё до двух вопросов:

1. Почему вы купили именно у нас?

2. Почему купили повторно?

И в зависимости от полученных ответов, переделываем и дополняем всё то, что было перечислено в статье выше.

Работа с клиентами и контентом, с которым им приходится взаимодействовать для того, чтобы занести больше денег в кассу предприятия — это всегда работа над ошибками.

И если пользователи попадают на ваш сайт и страдают, то это не их вина, что они такие плохие скликали ваш бюджет и ушли без конверсий.

Это вина бизнеса, который заставляет своих пользователей страдать, и словно любой ценой делает всё возможное, чтобы они ему не заплатили.

Зачем вы заставляете своих пользователей страдать?

Если вас заинтересовала тема комплексного маркетинга и решения нестандартных задач, в том числе касающихся сайта, приглашаю вас на курс по аналитике и оптимизации контекстной рекламы, в котором будет всё от упаковки себя в продукт, продажи своих услуг, выстраивания взаимоотношений с клиентами до запуска рекламы, её аналитики в BI-системах, автоматизации различных этапов и неочевидных способов оптимизации воронки продаж.

Ещё больше полезностей я пишу в ТГ канале PPC для сверхразумов и делюсь неочевидными аналитическими приёмами в Power BI, Looker Studio (Google Data Sudio) и Excel.

А также у канала есть уютный живой чатик почти на 700 человек, где коллективный надмозг поможет вам решить насущные вопросы, связанные с интернет-рекламой. Но это не точно.

10 полезных постов с канала:

Cамые идиотские мифы о контекстной рекламе:

На канале ещё много интересного. Увидимся там.

3636
25 комментариев

Вставлю свое "ФЕ") Твой "кейс" хорош только когда клиент понимает сложность и важность работы в паре со специалистом, а таких клиентов, увы мало и на всех их не хватит. Если каждого такого футболить еще на базовом брифинге, можно с голой жопой остаться, не говоря уже о тендерных, где вовсе ты ни на что не повлияешь, только трафик и лей себе. А так, многие тезисы крайне очевидны, без тесного взаимодействия и понимания ЛПР и специалиста, вся работа превратится в тыкву, как в краткосрочной перспективе, так и в целом для самого клиента.

2

очевидно тогда, когда ты это проживал уже. мне вот они ни разу не очевидны были, пока на граблях не натанцевался

20 проблем жизненные.
Каждый профи проходил этот путь, где-то больше, где-то меньше. Это про маркетинг в целом. Иногда на решение простой задачи может уйти неделя или месяц, и все из-за того, что исполнитель/заказчик решил "подумать". В ответ только хочется кинуть что-то тяжёлое, сопроводив фразой - "$ука, за тебя уже подумали, тебе только сделать нужно!".

2

хочется кинуть что-то тяжёлое)
Полагаю, заказчики думают так же.

Как это осилить? Скачивать не стал, лайк за труд.
Прочитаем порциями.

1

значит и вам нужен лайк за труд, за то что прочитали, хоть часть

1

глазками, Павел, глазками, я в вас верю