Как я увеличила рейтинг ресторана с 4,4 до 5 звезд в Яндексе за 6 месяцев и помогла получить знак «Хорошее место»

Я пришла работать в ресторан в мае 2022. На тот момент отзывами в Справочнике никто не занимался — собственники их не читали, гостям не отвечали. Люди оставляли в карточке до 15 отзывов в месяц, и ресторан имел рейтинг 4,4. Это неприемлемо для бизнеса такого типа, так как отзывы здесь могут быть одним из основных источников трафика.

Меня зовут Троицкая Ксения, я маркетолог: 13 лет управляю отделами, работаю в командах и на себя. Веду канал «Маркетинг без мракобесия» — про то, как растить бизнес или частную практику систематично, без надрыва и магического мышления. Подписывайтесь.

Первый же день в ресторане я начала с разработки системы управления отзывами, так как благодаря ей я могла быстро и с минимальными вложениями увеличить гостепоток. Имеет смысл упомянуть тот факт, что несколько лет назад я руководила отделами качества работы компании. Тогда мне удавалось годами держать рейтинг 5 звезд у нашего интернет-магазина на площадках Яндекс.Маркета. Поэтому работа не представлялась сложной: я знала, что делаю и уверенно внедряла это.

<p>Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было </p>

Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было

Начало работы: привожу в порядок площадку

Сначала я привела в порядок карточку ресторана в Справочнике:

— отправила в техподдержку документы ресторана и получила синюю галочку верификации;

— заполнила все разделы, указав максимум информации;

— добавила меню с ценами;

— загрузила актуальные фото и убрала старые.

После я ответила в карточке заведения гостям, которые написали отзывы 4-5 звезд в мае 2022. Также нашла контакты тех, кто оставил 1-3 звезды и инициировала расследования по ситуациям с ними. После связалась с каждым и решила проблемы тех, кто вышел на диалог. Взамен некоторые гости убрали отрицательные отзывы.

Промо-материалы для гостей

До меня отзывы запрашивали эпизодически. Обычно на выходе из ресторана гостям говорили: «Если вам понравилось, оставьте отзыв, пожалуйста». Где оставить, как оставить — непонятно. Учитывая возраст аудитории 40+, для некоторых гостей это становилось непосильной и, по сути, ненужной задачей.

Поэтому я перевела персонал в режим «запросил отзыв —> помог гостю его оставить».

Прежде всего я распечатала промо из личного кабинета Справочника: тейбл-тенты и визитки с QR-кодом, ведущим на карточку ресторана. При переходе гость видел кнопку «Оставить отзыв» посередине экрана телефона: таким образом писать свое мнение становилось проще.

Промо Яндекса я использовала не случайно: желтый цвет и лого поисковика узнаваемы и создают у людей ощущение доверия. Это я знаю, что все можно распечатать из кабинета, но для гостей это выглядит как: «О, Яндекс дал им свои визитки, значит, стоящее место».

<p>Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком</p>

Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком

Работа с официантами

Недостаточно, чтобы гости заметили промо-материалы: нужно, чтобы им рассказали, для чего они нужны и помогли воспользоваться QR-кодом. Поэтому я обучила официантов запрашивать отзывы и внедрила мотивацию.

Мотивация включала:

1. Именной бонус: официант получал 250 руб за каждый отзыв 5 звезд, в котором упоминается его имя. Путаниц с именами у нас не возникало — сотрудники по сути текста опознавали своих гостей

2. В первый месяц работал командный бонус — 5 000 руб на всех при выполнении плана в 40 отзывов с оценкой 5 звезд. Здесь считались и именные, и обезличенные отзывы.

На планерках я или администраторы регулярно напоминали сотрудникам о бонусах, в тренингах отрабатывали моменты, как говорить гостям об отзыве и помогать оставить его.

<p>За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус </p>

За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус

Мотивация оправдала себя сразу же: у сотрудников появился азарт, и они начали соревноваться в количестве отзывов. Улучшилось качество обслуживания: ребята научились вести small talk, начали смотреть в глаза гостям (такого раньше не удавалось добиться ни одним обучением), стали называть имя.

В первый же месяц работы с отзывами их количество увеличилось: 85 (из них положительных 90%) в июне против 17 в мае. За год моей работы в среднем в месяц стали оставлять 60 отзывов — это в 4 раза больше, чем раньше. Что касается официантов, каждый получал от 5 до 20 отзывов в месяц в зависимости от смен и активности.

Другие мероприятия для набора отзывов

Были и другие мероприятия для увеличения количества отзывов. Какие-то краткосрочные, какие-то долгосрочные. Вот некоторые из них:

— скидка 50% на роллы, если перед оплатой счета гость оставит отзыв о них на Яндексе. Опубликованный отзыв гость показывал официанту, и тот делал скидку. Была вероятность, что отзыв не пройдет модерацию или клиент отзовет его, но я помню лишь 2 такие истории.

— для тех, кто бывал у нас раньше действовало спецпредложение: предлагалось оставить отзыв о прошлом посещении и при повторном получить десерт в подарок, продемонстрировав отзыв официанту. Информация была на сайте, время от времени публиковалась в социальных сетях и рассылках в боте.

Результаты работы с Яндекс.Справочником за год

Чтобы отслеживать звонки со Справочника, я добавила в карточку статический номер. С ним обнаружилась проблема: сотрудники или роботы Яндекса стали звонить с проверкой каждые 2-3 недели. Если официанты не успевали брать трубку более 2 раз подряд, номер удаляли из карточки. Видимо дело в том, что номер не совпадал с номером на сайте и Яндекс этот факт беспокоил.

Каждый звонок я прослушивала, делила заявки на категории — от доставки до банкетов под ключ. Также отслеживала выполнение целей на сайте от гостей, которые перешли по Справочнику. После сравнивала с отчетом по продажам, запрашивала данные у администраторов. Яндекс давал 10-15% месячной выручки при небольших затратах на обслуживание.

Казалось бы, 10% не так много, однако, трафик с Яндекса занимает 3 место из 6 источников нового трафика ресторана. Первые два — рекомендации и проходящий поток — отрабатывают 75% трафика. Эту информацию я получала каждые 3 месяца из анкетирования гостей ресторана на выборке в четверть ежемесячного гостепотока.

Расходы на обслуживание:

1. Тейбл-тенты — 20 шт — 2500 руб.

2. Визитки — 6000 шт — 8000 руб.

3. Сладкие десерты для лояльных гостей — не более 3000 руб за все время по себестоимости.

4. Бонусы за отзывы — 76 000 руб за год (с учетом командного бонуса первого месяца). Всего сотрудники получили 284 именных отзыва.

В расходы не входят издержки по акционным предложениям, так как Яндекс в них был одним из условий, но сами акции проводились по иным экономическим соображениям.

Рейтинг и наклейка «Хорошее место»

Поднять рейтинг с 4,4 до 5 звезд удалось за полгода.

<p>До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»</p>

До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»

Безусловно, важна работа всей команды — ведь, если бы кухня не была вкусной, а обслуживание хорошим, гости не оставляли бы отзывы. Однако рост рейтинга и его поддержание невозможно без системы и ее контроля. Только когда внедрила я систему, площадка начала работать эффективно. Так за время моей работы гости оставили более 700 отзывов, однако, за 5 лет работы ресторана до меня их было чуть больше 200. К тому же Справочник чувствителен к работе в нем— если не отвечать на отзывы или отвечать долго, он начинает откатывать прогресс или замедлять его. Поэтому важно ежедневно мониторить отзывы и работать с гостями.

<p>На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане</p>

На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане

Контракт с рестораном мы заключили на год и в мае 2023 мы закончили работу. Со стороны на текущий момент я вижу, что собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало до показателей, которые были до меня, гостям не отвечают и пр. признаки. Я не могу сказать временное это явление или постоянное, но если карточка останется заброшенной, то через пару месяцев рейтинг начнет регрессировать.

Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц
Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц

Подписывайтесь на мой канал «Маркетинг без мракобесия» — там я рассказываю о кейсах, экспериментах на блоге и даю рекомендации о том, как работать системно и без надрыва.

66
11 комментариев

Жалко, конечно, ваших трудов 🙄, но собственникам же хуже 🤷‍♀️. Скажите, а над удержанием клиентов как-то работали или расчет был только на новых посетителей?

2

Да, работали. По умолчанию были бумажные сертификаты на 500 руб (при чеке от 3500 руб) с ограничением по времени для каждого гостя. Ежемесячная возвратность базово до 2,5%, расходы на печать сертов до 10 000 руб за время моей работы. Сами серты я в Канве делала)

Ну и дополнительные мероприятия — спец. предложения для повторных визитов через рассылки/социальные сети, комплименты и пр. — все тоже было. На протяжении года сохранялась тенденция 50/50 по старым и новым гостям, большинство старых бывали у нас более 2 раз за год. Точные цифры не помню, надо отчеты по анкетированию смотреть)))

Комментарий недоступен

1

Вообще договаривались продлить до сентября 2023 (а дальше видно будет), но я ушла раньше по датам основного контракта. Очень тяжело работать практически без бюджетов, но с требованием непрекращающихся чудес)) Так что вопрос ухода я поднимала с февраля, уговаривала себя, что справлюсь. Но на текущий момент я думаю, что мы с собственниками больше не можем быть друг другу полезны из-за разных взглядов на маркетинг и сервис.

1

Комментарий удалён модератором

Если под материальной стимуляцией имеется ввиду именно оплата за отзывы («напиши и получи Х денежек на телефон/карту»), то в этом кейсе такой инструмент не использовала.

Были стимуляции по типу «напиши и получи доступ к акции» как с роллами, но они были краткосрочные и как я упоминала, сами акции были для других задач — они бы так и так были, просто привязывалось условие.

А так в прошлом на других проектах стимуляцию денежками использовала, но давно. Правда, тогда те 500 рублей, которые мы давали были не теми же 500 рублями, что сейчас по ценности)))