(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

Как составить план продаж в B2B, чтобы стабильно расти. Пошаговое руководство с примерами

Как определить реалистичную цель по продажам? Как повысить выручку от текущих клиентов и привлечь новых? Что помогает достичь желаемых цифр? Эти 6 шагов помогут вам выстроить по-настоящему работающий план продаж.

План продаж - пример

Привет! Я Федор Ченков, основатель сервиса B2B-продаж Respondo. Предприниматели, руководители отделов продаж и маркетологи приходят к нам, чтобы увеличивать свои продажи с помощью холодных рассылок. Так что о болях в продажах мы говорим часто.

Проблема, с которой часто сталкиваются небольшие и средние B2B компании: поздно задумались о планировании роста. Поначалу как-то продавали (сарафан, связи основателя) , бизнес развивался, но со временем уперся в потолок: как масштабироваться — непонятно, итог — стагнация, или медленная смерть.

В этой статье я расскажу, как грамотно составить план продаж, который поможет вам добиться постоянного роста компании.

Что такое план продаж и почему без него нельзя кратно вырасти

План продаж — это стратегический документ, который содержит реалистичные цели по продажам, пути их достижения и ответственных лиц. Иными словами, это не просто цифра, а практический путеводитель к ней.

Если вы считаете, что идея вашего бизнеса настолько гениальна, что продажи пойдут сами собой, я, конечно, за вас рад. Но вынужден предостеречь: без грамотного планирования они постепенно сойдут на нет, и грандиозного завоевания рынка не случится.

Как говорят англичане, failing to plan is planning to fail (провал планирования – это планирование провала) . Без понятного плана вы не сможете:

  • определить, насколько реалистичную цель вы наметили;
  • контролировать ход продаж;
  • грамотно распределять ресурсы на те или иные каналы;
  • вовремя расширять отдел для обработки лидов.

Чтобы правильно составить план продаж, в нем нужно зафиксировать цель, показать, как именно ее достичь, назначить ответственных и установить контрольные точки для отслеживания эффективности.

Шаг 1: поставьте конкретную и реалистичную цель продаж на год

Как определить, сколько нужно делать продаж? Просто взять желаемую цифру с потолка, увы, нельзя. Надо поставить реалистичную цель.

Пример цели по продажам: «мы планируем вырасти за год в 2 раза, с 30 до 60 миллионов рублей». Чтобы определить, насколько эта цель осуществима, придерживайтесь следующих правил:

1. Ориентируйтесь на текущую выручку: чем она меньше, тем сильнее может вырасти компания.

Вот что говорит статистика:

На сколько реально вырастить продажи за год

Почему крупным компаниям расти сложнее? Допустим, у вас было 10 клиентов, стало 20 — вы выросли в 2 раза. Но если у вас уже 100 000 клиентов, то набрать еще 100 000 клиентов за год будет сложно.

2. Найдите компании, похожие на вашу, и посмотрите динамику их роста.

Подобрать компании можно, например, в сервисе «Контур. Компас» (отфильтровав по выручке и ОКВЭД) , а динамику выручки можно посмотреть на сайте проверки контрагентов.

Если компании A, B и С с аналогичным размером выручки выросли за год на показатель N, значит, и вам можно планировать аналогичный прирост.

Есть, конечно, один момент: вы можете планировать такой же рост, только если у вас есть такие же ресурсы. Этого, конечно, не посмотреть, но нужно иметь в виду.

3. Обсудите цель с ответственными сотрудниками.

Привлеките всех, кто будет участвовать в реализации плана: руководителя отдела продаж, маркетолога, коммерческого директора или вице-президента по выручке (бывает и такая должность в западных компаниях: CRO, Chief Revenue Officer) .

Они должны оценить, какие действия и ресурсы необходимы для достижения цели и возможно ли реализовать ее за год.

Шаг 2: разделите план продаж на текущих и новых клиентов

Если небольшие компании активно растут за счет привлечения новых клиентов, то с ростом важнее становится работа с постоянными заказчиками.

Важно не упустить этот момент и спланировать работу по удержанию и развитию текущих клиентов.

Поэтому сегментируйте ваш план продаж на старых и новых клиентов. Пример: «Мы получим 40 миллионов выручки с текущих заказчиков и 20 миллионов с новых».

План продаж по сегментам

При планировании важно не забыть про неизбежный отток клиентов. Если вы работаете с крупными компаниями, за год может «отвалиться» около 10%. Если с малым бизнесом — до 50%.

Если вы оказываете несколько услуг или продаете сопутствующие товары, то можете снизить отток в денежном выражении, допродав больше текущим заказчикам и повысив средний чек. Отразите это в вашем плане продаж.

Шаг 3: составьте план продаж текущим клиентам

Основные цели — сохранять и повышать лояльность старых клиентов, чтобы снизить их отток и увеличить средний чек.

Если заказчиков много, разбейте их в плане продаж на группы: крупные, средние, малые. За первыми закрепите менеджера по работе с ключевыми клиентами. В его задачи входит:

  • Решать проблемы клиента до того, как тот решит прекратить с вами сотрудничество.
  • Увеличить объем продаж текущих услуг.
  • Допродавать новые услуги.

Со средними и небольшими клиентами можно держать связь в автоматизированном режиме — информировать о дополнительных услугах и акциях через email-рассылки, обзвоны или Telegram-канал.

Шаг 4: проработайте каналы привлечения новых клиентов

Разбейте план по каналам продаж: запишите, сколько клиентов вы привлекаете сейчас, откуда, поставьте цели по росту. Пример:

План продаж новым клиентам по каналам

За счет чего возможно увеличение количества новых клиентов:

  • Ваша выручка выросла, и вы можете часть направить на масштабирование каналов продаж.
  • Повысилась эффективность работы с этими каналами: оптимизировали сайт, сократили стоимость привлечения лида с рекламы, получили много хороших отзывов от клиентов. Т. е. на те же деньги можно получать больше клиентов, чем раньше. В экономике это называется «положительный эффект от масштаба».

Шаг 5: разбейте план продаж по кварталам

Определите промежуточные цели продаж для каждого квартала или месяца и зафиксируйте в плане конкретные действия, которые нужно выполнить. Разделите их по направлениям работ и каналам/инструментам:

  • Работа с текущими клиентами: обзвон, контент-маркетинг и т. д.
  • Привлечение новых клиентов: холодные email-рассылки (аутрич) , SEO, контекст и т. д.
  • Найм менеджеров по продажам (это тоже важно отразить в плане, если вы планируете увеличивать поквартальные показатели) .

Например, для привлечения новых клиентов планируется использовать инструмент холодных email-рассылок. В I квартале необходимо запустить тестовую кампанию в сервисе Respondo, написать автоматические письма в 1 000 компаний и получить 10-100 лидов с рассылки. Во II квартале — обработать эти лиды и закрыть 1-10 сделок, масштабировать рассылки на 1 500 компаний и т. д.

Цели на год в этом случае: написать столько-то писем, получить X заявок по Y рублей, чтобы суммарно вышло сделок на сумму N.

Пример плана продаж

Пример поквартального плана продаж

Если у вас несколько продуктов (услуг) , все это необходимо прописать по каждому из них.

Шаг 6: назначьте ответственных

Важно за каждое направление плана продаж назначить одного ответственного: руководителя отдела продаж, коммерческого директора, маркетолога или кого-то еще — в зависимости от структуры вашей компании и спектра обязанностей сотрудника.

Проговорите с каждым из них цели и систему мотивации. Обеспечьте необходимыми ресурсами и утвердите формат отчетности, чтобы можно было мониторить ход выполнения плана.

Выводы: план продаж может быть разным, но механика его подготовки универсальна

Чтобы составить хороший план продаж, нужно учесть целый ряд моментов, таких как специфика бизнеса, рыночные условия, типы клиентов, ресурсы на найм и маркетинг.

Но главное, чтобы он включал цель, ключевые направления работ с конкретными действиями, разбивку по каналам и периодам, ответственных и четкие KPI. Только так план приведет вас к желаемому росту.

А какой подход к планированию продаж вы используете? Что еще включаете в план? Поделитесь в комментариях.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Вдумчиво о продажах

Тут не хватает важного процесса — вывода менеджеров по продажам на план

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

А как их вывести на план?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Фёдор Ченков
Автор

Ну, у меня 1 квартал отведен на обучение и 1 на ввод в строй (имел в виду как раз выход на плановые показатели). Это даже с запасом, думаю :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
World is a Playground

тут отдельную услугу надо, по выводу менеджеров на план

Я обычно беру за это мощный процент )
Ибо работы тут - вагон

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Business driver

Поддержу коллегу. Правильно поставить и выполнить план продаж. Этот как построить пирамиду Хеопса в сроки и в рамках бюджета.
Если серьезно. Лаконично изложил свой План выполнения Плана тут:
https://youtu.be/aW9beDC40Vo?si=clQKv8akoLmDeywU

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ryazanov

Продавай или умри)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Умри, но продай

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Степанов

Хотелось бы ещё почитать, как продать услугу b2b в условиях падающего российского рынка, а так же как продать услугу в условиях повышения общей нервозности ЛПР и ЛВР и сокращения горизонта планирования бизнеса с полугода до одного месяца

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

Поддержу

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Также можно спросить, как продать услугу B2B в условиях гиперконкуренции на западных рынках..
Сто бед, один ответ - генерим больше лидов, сокращаем цикл сделки (делаем поддерживающие материалы для каждой стадии клиента - см лестницу Ханта, постоянно улучшаем скрипты) повышаем конверсию на всех этапах :)
А так вообще, сделана ли у вас база?
- есть разделение труда в отделе продаж
- компания специализируется на конкретной нише, где она является лидером или может им стать
- налажен системный процесс B2B лидогенерации (см наш пример и другие кейсы в моем профиле - https://vc.ru/marketing/833069-derzkaya-holodnaya-rassylka-s-konversiey-20-kak-my-sdelali-3-prodazhi-v-krupnye-b2b-kompanii)

Ответить
Развернуть ветку
World is a Playground

1. услуга ценна? 2. конкурентов много?

Если ответы 1. нет 2. да
- то почти никак

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Инструменты слабые. Для продаж используется лажа, вроде холодных звонков и информационных рассылок и я так понимаю, эта статья один из инструментов. Так вот, эти инструменты не работают, более того, компании которые их применяют автоматом попадают в черный список.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Понял, пошёл удалять статьи с кейсами.. (шучу, Олег)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ловен Инпуси

План уровня кальсонных гномов

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

а вы шарите

Ответить
Развернуть ветку
Маркетолог из Кыргызстана

В какой программе рисовали первую диаграмму?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Это называется sankey diagram, разных программ много, я делал в https://sankeymatic.com/build/

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Трофимов

Спасибо за статью, как раз задумываемся о построение отдела продаж:) Но для начала надо самим понять как это работает

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

У нас было так:
* запустили рассылку писем через respondo (подробнее - статья в моём профиле про дерзкие рассылки)
* наняли 2 SDR чтобы доводить тех кто ответил до созвона
* созвоны проводил я (основатель)
* понял, какие типичные возражения, непонимания бывают, отточил сценарий демонстрации
* 1 SDR превратился в Account Executive (доводить от созвона до сделки), работа по сценарию
* наняли еще одного SDR и двух Account Manager (для работы с постоянными клиентами)
* наняли одного Account Executive
Ну и теперь у нас небольшой, но эффективный и органически выросший отдел продаж :) Напишу подробнее как-нибудь, если будет вдохновенье :)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

Вроде все по делу

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Колбасов

Спасибо за прекрасную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

Отличная статья. Понравилось, что предлагается план ставить по старым и новым клиентам + по разным каналам

Ответить
Развернуть ветку
Метелкин Роман

Продать это одно, но вот удержание вот где проблема. Ты можешь сколько угодно каучей инфоциган бизнес тренеров нанимать в команду. Но если у тебя через каждые три месяца отваливаются клиенты , то нужно account manager к стенке ставить, а их как правило жалко ,лучше на продажника вину повесить :)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Отвал клиентов может быть, потому что:
* продажники\маркетинг приводят клиентов, которым не нужно решение. То есть втюхивают что-то, ингода это получается, но реально клиенту помочь не может. И тогда аккаунты не при чем
* высокая конкуренция, клиенты выбирают альтернативу - и тогда надо что-то делать с продуктом (повышать "липкость") или ценой
* плохая поддержка, недостаток функционала, не получают ценности..
В общем, разные причины могут быть, не всегда аккаунты виноваты.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
kker

прогноз результатов; план продаж; риски @; обращ клиента; продающее описание ца 3, анализ конкурентов, где; анализ ца, сегменты; анализ рынка; тренды рынка; воронка; продающее описание

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда