Нулевая ошибка брендинга

Прочтите этот лонгрид, если не хотите в один прекрасный день «случайно» обнулить все достижения по созданию и развитию собственного бренда. Многие вкладывают в этот процесс сотни миллионов рублей (долларов) или долгие годы жизни... и все равно проигрывают. Почему? Где от нас прячется главная ошибка?

Михаил Фридман, Alfa Group and LetterOne Артем Геодакян для The Sunday Times
Михаил Фридман, Alfa Group and LetterOne Артем Геодакян для The Sunday Times

«Я уверен, что успех в бизнесе — это продолжение твоих человеческих качеств», — сказал однажды самый богатый житель Лондона. Это я о Михаиле Фридмане, совладельце «Альфа-Групп».

Из чего бы мы ни пытались строить собственный бренд, все равно получается из самого себя. Работает принцип изнутри наружу, который так хорошо описал Стивен Кови в своей немеркнущей книге «7 навыков высокоэффективных людей». Это значит, что внутри нас что-то правильное уже должно ждать своего звездного часа.

Вопреки традиционным рекомендациям, создание бренда начинается не с анализа рынка, конкурентной среды и ценностей будущих потребителей: все это порой декорации, на фоне которых мы разворачиваем собственное представление и стремимся сыграть в нем главную роль. Но чаще всего нам не аплодируют. Почему?

Потому что самые первые шаги в брендинге начинать надо именно с намерения заглянуть внутрь себя. Многие наотрез отказываются это делать (или, в крайнем случае – одним глазком) и совершают то, что я называю нулевой ошибкой брендинга, потому что она может обнулить ваши усилия и наработки на всех последующих этапах этого сложного процесса. Вы, конечно, назначите потом виновных в поражении и даже совершите пару устрашающих казней, но поставленной цели так и не достигнете, а, значит, любые жертвы будут напрасными.

Если все так, может, пора познакомиться с собой поближе? Тем более, что этот этап – и есть та самая «матчасть» в брендинге, без которого что-то основательное построить точно не получится. Да, деревянный туалет на даче мы можем собрать и по одностраничной инструкции, а вот построить 9-этажный дом - нужны специальные знания, игнорировать которые не получится: на одной интуиции далеко не уедешь.

- Форест, кем ты будешь когда вырастешь?

- А разве я не буду самим собой?

Нулевая ошибка брендинга

От характеристик внутреннего мира каждого из нас будет зависеть эмоциональный фон и те действия, которые совершатся под его влиянием. Одних эмоции выведут на новый уровень брендинга, других подтолкнут к затяжной депрессии. «На одного надавишь — он стал тверже, а другой — скис», — словно для этой ситуации сказал Джон Милтон из фильма «Адвокат дьявола». Это значит, что управлять подобным процессом с пользой можно будет, только если удастся заглянуть внутрь себя до того, как вы подпишете к исполнению миллиардные рекламные бюджеты или контракт с лучшим маркетинговым агентством Европы.

В большинстве книг по брендингу аккуратно замалчивается тема личностных характеристик будущего владельца великого бренда, как будто это никакой роли не сыграет. А между тем, значимость данного фактора в попытке получить 100-процентный результат по моим наблюдениям может доходить до 90%. Это ровно та причина, по которой никогда не стоит (будучи бренд-менеджером, консультантом или представителем агентства) с полной самоотдачей развивать бренд компании, в которой основатели и ключевые члены команды будут бессознательно выносить себя за скобки со словами: «Вы специалисты или мимо проходили? Вот и сделайте мне хороший бренд. И побыстрее».

На ранних этапах своей жизни будущий бренд — как ментальная конструкция — практически полностью вбирает в себя генетику основателей, становясь либо носителем ограничений и искажений, либо ребенком со счастливой судьбой. Как за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, так и за каждым великим брендом не могут не стоять соответствующие «родители».

Главный технологический сбой на этом этапе — пытаться быть не самим собой. Покупка толстовок Issey Miyake или кроссовок New Balance не сделает вас Стивом Джобсом, а умение материться в интервью и соцсетях — Юрием Дудем или Артемием Лебедевым.

Любые аутентичные характеристики, какими бы они ни были — это ваш главный ресурс на всех последующих этапах брендирования.

Нельзя пустить в ход то, чем вы не обладаете. Будь вы ярким, как Ричард Брэнсон, скромным, как Роман Абрамович, или рассудительным, как Михаил Фридман, — именно ваша искренность и самобытность ложится в основу будущего бренда.

Обнулить свое присутствие в этом процессе тоже не получится: зримо или незримо, вы остаетесь главным соучастником брендинга с первого и до последнего дня. Это всегда хорошо понимал создатель «Магнита» Сергей Галицкий:

«Предприниматель — это человек, проживающий свою собственную жизнь, а не жизнь под копирку. Многие читают истории успеха и пробуют чему-то соответствовать, но копия всегда будет хуже оригинала. Только через свое осознание мира ты, может, к чему-то придешь».

Галицкий после "Магнита": хотя бы носки уже можно не носить... Артем Коротаев/ТАСС
Галицкий после "Магнита": хотя бы носки уже можно не носить... Артем Коротаев/ТАСС

Поэтому, как бы вы ни были заняты, найдите немного времени для знакомства с самым главным человеком в вашей жизни. Именно с ним вам предстоит пройти долгий и интересный путь к вершинам клиентской любви. Другие с этой задачей вряд ли справятся.

Можно услышать возражение: "А разве бренд – это не то, что в головах у людей?" Во-первых – это очень упрощенное понимание бренда (хотя отчасти и правильное). Во-вторых, работает правило связистов, обученных азбуке Морзе: можно принять ровно столько знаков (букв), сколько было правильно передано. Если передается с ошибкой – с ошибкой и принимается. С кого тогда спрос?

Нет повести печальнее на свете…

Большая часть основателей строят бренды по принципу «с места – в карьер». И надо отдать должное госпоже Удаче, поскольку некоторым она благоволит, и живут ее бренды-любимчики действительно долго. Оставшемуся большинству удается испытать свои 15 минут славы, но редко больше: потом они угасают навсегда. Как именно возникает и проявляет себя эта ошибка?

Отсутствие должного внимания так называемому нулевому этапу брендинга (когда компания и ее товары-услуги еще не предстали перед клиентами, но процесс превращения мысли в плод уже запущен) оборачивается тем, что наспех порожденное образование лечится от генетических болезней всю оставшуюся жизнь. Конечно, если одной из компаний удается попасть потом в руки такого мага и волшебника как Бернара Арно, то он без труда реанимирует потерявший былое величие бренд. Но в лучшем случае заберет его в свою копилку, в худшем – пройдет мимо, и некогда любимый, но ослабленный бренд без остатка растворится в Универсуме.

Богатейший предприниматель Франции Renaud Joubert / Imago / TASS
Богатейший предприниматель Франции Renaud Joubert / Imago / TASS

Бернар Арно - самый богатый человек в Европе, первый европеец, чье состояние превысило $100 млрд, владелец LVMH, которому принадлежат такие бренды как Moet&Chandon, Dom Perignon, Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Kenzo, Loro Piana, Fendi, Bulgari, Tag Heuer, Hublot, Princess Yachts – всего более 100 брендов. При этом в самой Франции концерн получает всего 10% выручки, а самый большой рынок – азиатский, 36%. В 1999 году оборот его оборот составлял €8,5 млрд, а в 2018 - €46,8 млрд. LVMH – уникальная компания, пережившая кризис 2008 года без потерь: в 2009 году объем продаж был ниже всего на 0,8% к предыдущему году.

Такими же способностями обладал и Николас Ван Хайек, глава Swatch Group, спасший швейцарскую часовую индустрию от разорения и вернувший миру множество брендов, самым известным из которых считал Breguet. Однако люди подобные Ван Хайеку, Бернару Арно или Стиву Джобсу рождаются один раз в 100 лет и на их помощь лучше не рассчитывать, выживать придется самому.

Нулевой этап имеет такое название именно по той причине, что на него при брендинге не принято обращать внимание. От слова «совсем». И пока у большинства бизнесменов не изменится само представление о бренде как об обертке, а не как о сложно устроенном тексте, который создает систему значений в корпоративной среде и иногда глобально определяет, будут что-то покупать люди или не будут – ничего хорошего от брендинга не выйдет, а значит, его ресурс так и останется невостребованным.

Приглядитесь на феномен Tesla (в мире до них было полно прекрасных автомобилей), Coca-Cola или Pepsi (полезнее воды нет напитка, вам это скажет любой врач), Disney (зачем вам фантазии в картинках, фокус на реальности важнее для вашего благополучия), Facebook (в социальных сетях нет настоящих друзей), Marlboro (курение убивает), Red Bull (дополнительная энергия берется у вас за счет ресурсов завтрашнего дня) – и хорошенько подумайте над тем, что если бы брендом были одни лишь «хорошие упаковки», то в нашем веке мгновенного копирования технологий и образцов бренды были бы уже у всех подряд.

Но «упаковка» занимает меньше 10% в удельном весе брендинга. С ней хорошо могут помочь в сотне прекрасных российских дизайн-бюро, но нарисованные в компьютере или на бумаге самолеты не летают в реальной жизни. Поэтому при создании бренда большую часть интеллектуальных и энергетических ресурсов придется потратить на воссоздание мира, максимально приближенного к реальности за счет множества взаимосвязей, а потом на попытку изучить, как вашему прототипу живется в нем. Собрать максимум данных от этого тестирования и быть честным с самим собой – это уже огромный шаг вперед, я бы даже сказал квантовый скачок брендинга.

Если ваши маркетинговые бюджеты исчисляются сотнями миллионов рублей в год, то преодоление нулевой ошибки брендинга даст вам колоссальное преимущество перед конкурентами, а в некоторых случаях – поможет одержать победу над соперником, многократно превосходящим вас по всем параметрам.

В нашем отечестве чудеса преодоления конкурентной борьбы проявили, например, такие бренды как SPLAT, основанный Евгением Деминым и Natura Siberica Андрея Трубникова. Последний в интервью «Афише» так рассказал о рецепте его появления, после того, как осознал, что евреи гордятся на весь мир Мертвым морем, а нам надо гордиться Сибирью с ее дикими травами: «Мы руководствовались обычным принципом «котла», как при варке супа: берешь морковку, кусок мяса, лук, петрушку и картошку. Кладешь в одну кастрюлю и варишь. Мы так и сделали. Взяли Starbucks, доктора Хаушку (немецкий бренд натуральной косметики Dr. Hauschka), немного сибирских трав, чуть-чуть Камчатки, щепотку Аляски, австралийские бренды Aʼkin и Jurlique, идею Мертвого моря — и сварили все в одной кастрюле. Варили три года на медленном огне. Получилась Natura Siberica».

И хорошо получилось, надо сказать. Всего через 9 лет после запуска он продавался уже в 45 странах, а годовая выручка от продажи ассортимента бренда составила 3,6 млрд рублей. Британская газета The Times включила шампунь Natura Siberica в пятерку лучших натуральных шампуней в мире.

Андрей Трубников со своим неснимаемым талисманом www.rb.ru
Андрей Трубников со своим неснимаемым талисманом www.rb.ru

Трубников настолько крут, что нужно обязательно посмотреть его интервью с Олегом Тиньковым в "Бизнес-секреты"

Who is mr. Gref ?

В природе самопознания и самореализации Герман Греф разбирается, пожалуй, лучше многих в нашей стране, на что косвенно указывают и позиции его бренда в мировом сообществе (не говоря уже о России, где Сбербанк занимает первое место среди главных отечественных брендов несколько лет подряд). Именно Грефу принадлежит фраза: «Самый большой секрет продуктивности – не нужно переделывать мир. Лучше сконцентрироваться на изменении себя». И он прав на 100%. Из десятков миллионов желающих изменить мир на старте своего бизнеса, целей достигло всего несколько десятков компаний.

Герман Греф <span>в СКОЛКОВО </span>с докладом "Эволюционируй или вымрешь"  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Ftrends.skolkovo.ru%2F2016%2F05%2Fevolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo%2F&postId=91243" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">http://trends.skolkovo.ru/2016/05/evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo/</a>
Герман Греф в СКОЛКОВО с докладом "Эволюционируй или вымрешь"  http://trends.skolkovo.ru/2016/05/evolyutsioniruy-ili-vyimresh-german-gref-na-konvente-vyipusknikov-skolkovo/

Статистически шанс поразить человечество своим творением – один на миллион, тогда как работа над собой и над тем, чтобы пройти долгий путь по тропе самореализации в десятки раз повышает ваши шансы на успех. Жаль, что дорога эта так непривлекательна для многих талантливых бизнесменов, но по ней придется учиться ходить и не падать с обрыва. Даже если вы – совершенно непубличная фигура, ваши достоинства (или недостатки) отражаются в первую очередь на всей команде, на их чувствах и разговорах, выходящих далеко за пределы компании и делающих ее легендарной. Или абсолютно посредственной.

Еще один важный момент: бренд не ткется из одних только достоинств, это закоренелое, но бесполезное заблуждение.Недостатки являются таким же важным строительным материалом, как и достоинства, потому что между ними очень тонкая грань.«Если рыжий вдруг занял высокое положение в обществе, его волосы начинают называть золотисто-каштановыми», – такова знаменитая фраза Марка Твена. Все дело в концентрации качеств и в структуре мотива вашей деятельности: когда намерения действительно серьезны и подтверждаются практикой, вам простят многое. Если же самоутверждение не приводит к результатам, лавочку придется закрывать.

Давайте взглянем на пример, когда в процессе брендинга ваши недостатки вдруг неожиданно становятся достоинствами?

Для этого нам нужно «встретиться» с 10-летним Квентином Тарантино, когда ухажёр его разведенной мамы предложил вместе сходить в один из кинотеатров в центр Лос-Анжелеса, где крутили фильмы жанра блэксплотейшен. Квентин выбрал «Чёрный пистолет» и впервые в жизни оказался в большом кинотеатре, полностью забитом афроамериканцами, которые шумно разговаривали и постоянно подкалывали друг друга матерными фразами и всё в таком духе. Атмосфера произвела на него неизгладимое впечатление и навсегда осталась в памяти. Он начинает ходить абсолютно на все низкопробные фильмы, стараясь не пропустить ни один из них. Кино становится его единственной страстью.

В 15 лет он бросает школу и устраивается билетером в дешевом кинотеатре калифорнийского городка Торранс, по вечерам посещая курсы актерского мастерства и мечтая сняться хоть где-нибудь. В 22 года Тарантино устроился в пункт видеопроката, где все четыре года работы крутил фильмы дни напролет, параллельно изучая предпочтения зрителей и беседуя с ними о кино. Именно там ему и пришла идея написать сценарий фильма, состоящего из трех киноновелл (сюжеты которых он подсмотрел в других произведениях), объединенных общей интригой.

Потом были долгие годы попыток продать хоть какой-нибудь свой сценарий, пока не случилось знакомство с Харви Кейтелем. Так появились «Бешеные псы», ставшие в 1992 году культовой картиной независимого американского кино. Благодаря им он с первой попытки вошёл в историю кинематографа, а еще через два года, представив в Каннах спонсируемое Харви Вайнштейном «Криминальное чтиво», навсегда в этой истории остался, получив «Золотую пальмовую ветвь». Чем разозлил главного претендента на эту награду – Никиту Михалкова с его картиной «Утомленные солнцем». Главный российский бесогон здорово обиделся на судей и в частности президента 47-го Каннского фестиваля Клинта Иствуда, который «подсуживает своим». И пообещал, что ноги его больше здесь не будет, увозя за свой фильм «унизительное» Гран-при вместо пальмовой ветви. Потом, правда, передумал.

«В первую очередь я именно фанатик кино. И всегда мечтал быть частью его мира», – скажет Квентин Тарантино позже. Не свернув с избранного пути, несмотря на многочисленные неудачи, ему удалось нащупать общественный нерв и дать зрителям именно то, что они хотели увидеть. Выработав свой узнаваемый стиль. Примерно так и работает механизм самореализации, если в нём не закралась ошибка.

Вывод: самоутверждение – это хорошо, но самореализация – еще полезнее. Люди, глядя на ваш бренд, будут по любому поводу кричать «не верю!», если вы не убедите их в искренности того, что вы делаете. И не докажете им (не только клиентам, но и вашим сотрудникам), что бренд есть продолжение личностных качеств, которые должны им понравиться. Одно можно сказать наверняка: в хорошем брендинге важнее работать над собой, а не над брендом. Тогда шансы на победу возрастают многократно.

1919
43 комментария

Никто не знает личных брендов под кока-колой, пепси, ред-буллом. В чем смысл приводить эти примеры? Для красок?

4
Ответить

Здравствуйте, Сергей! Благодарю вас за все комментарии: видно, как вас заинтересовала эта тема. Если никто не знает этих личных брендов - это не значит, что их не было. Кока-Колу начинал продавать конкретный человек, к которому позже присоединилось много других партнёров. Равно как Пепси или Ред Булл. То, что у них получилось создать компании, ставшие легендарными - это и Говорит о том, что они почти все сделали правильно. В отличие от тысяч других основателей с напитками в этой нише, которые промахнулись. Так что примеры не для красок, Конечно же)

2
Ответить

Что такое работать над собой в брендинге?

До ответа, пока, попахивает Тони Роббинсом: Делай, как надо, не делай, как не надо)

3
Ответить

Работать над собой в брендинге - то же самое, что работать над собой в спорте, работать над собой в публичных выступлениях или архитектуре. К сожалению, я видел не одну сотню людей, которые в какой-то момент вдруг решили, что делают одолжение своим клиентам  уже самим фактом создания продукта (и продвижение было таким же бледным). Они получались у них так себе, и им намекали на это, но вместо того, чтобы воспринять на свой счёт, отнестись к этому пристрастно, поискать в своих действиях просчеты и ошибки - они осуждали кого угодно, но не себя. И этим проигрывали всю шахматную партию. 

3
Ответить

Ответ платный?)

1
Ответить

Тема личного бренда как никогда актуальна. 

3
Ответить

Основная мысль полезная - бренд во многом наследует качества основателей, это действительно интересный взгляд, но разжевали вы его растекаясь мыслью по древу то туда, то сюда - как в старых американских книжках Карнеги, например))


А так да, я встречал основателей, они зачастую хотят создать бренд таких качеств, которыми они сами не обладают - но почему так происходит, может и потому, что они хотят развить в себе эти качества, не знаю.. )

2
Ответить