{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как писать заключения к статьям?

Ведь сильный финал - это возможность не только подытожить идеи, но и мотивировать читателя к действиям, оставить яркое послевкусие. Узнайте, как написать заключение, которое запомнится читателю.

Заканчивая статью, не спешите ставить точку. Уделите должное внимание самой недооцененной части текста.

В стремлении поскорее закончить материал авторы довольно часто не обращают внимание на то, какими именно словами завершается статья, поскольку, как они считают, всё главное уже сказано в основной части. В результате финала либо нет вовсе, либо он получается скомканным, либо чрезмерно наставительным, либо он просто «пережевывает» все сказанное ранее.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

А между тем, заключение (наряду с заголовком и лид-абзацем) – такой же важный элемент не только научной статьи, но и любого другого текста – отчета, презентации, рекламного или PR-материала. Заключение делает любой текст по-настоящему завершенным и цельным, создает положительный эмоциональный посыл и желание продолжить взаимодействие.

Как находить интересные темы и создавать привлекательные заголовки для статей

Как создать по-настоящему ценный и притягательный контент для ваших читателей и подписчиков? С чего начинать? Как «упаковать» тему в привлекательный заголовок?

В этой статье мы рассмотрим, какие функции выполняет заключение, его структуру, наиболее частые ошибки при его составлении, а также основные принципы написания сильного заключения, чтобы максимально вовлечь аудиторию и донести собственные идеи.

Функции заключения

Резюмировать основные идеи статьи

В заключении автор должен четко обозначить ключевые идеи, о которых шла речь в основной части статьи.

Например, если в статье речь шла об эффективности новых методов продаж, то в заключении нужно резюмировать, какие именно методы оказались результативными и почему.

Это позволит читателю еще раз убедиться в обоснованности основных выводов автора. Кроме того, компактное резюме поможет лучше запомнить главные идеи статьи.

Подтвердить или опровергнуть изначальную гипотезу

Еще одна важная функция заключения – подтвердить или опровергнуть гипотезу, выдвинутую в начале статьи.

Например, если изначально предполагалось, что новая маркетинговая стратегия повысит продажи на 15%, то в заключении нужно указать, оправдалась ли эта гипотеза.

Если описанные в статье данные подтверждают гипотезу, то следует четко об этом написать. Если же гипотеза не подтвердилась, нужно объяснить почему – возможно, потребуется ее скорректировать или пересмотреть подход.

Так заключение показывает, насколько корректными были первоначальные предположения автора. Это важно для понимания обоснованности выводов статьи.

Показать практическую или теоретическую значимость результатов

В заключении важно продемонстрировать, как полученные в статье результаты могут быть использованы на практике или внести вклад в предложенную теорию.

Например, если статья посвящена новым методам лечения, следует указать, как это может помочь врачам и пациентам – снизить смертность, повысить качество жизни и т.д.

Если статья носит теоретический характер, можно показать, как сделанные выводы расширяют имеющиеся знания в данной области науки или меняют сложившиеся представления.

Предложить рекомендации и дальнейшие направления исследования

Заключение также предоставляет возможность дать практические рекомендации на основе полученных данных.

Например, в статье об эффективности онлайн-обучения можно предложить внедрить определенные образовательные технологии.

Кроме того, следует наметить дальнейшие перспективы изучения темы – что еще предстоит выяснить, какие гипотезы проверить. Это поможет другим исследователям продолжить работу в данном направлении.

Таким образом, заключение не только подводит итог, но и открывает новые горизонты для изучения темы.

Мотивировать читателя на конкретные действия

Заключение – это хорошая возможность мотивировать читателя на осуществление каких-то конкретных действий на основе прочитанного.

Например, если статья о пользе регулярных пробежек, можно призвать читателя начать бегать по утрам хотя бы по 5-10 минут.

Если в статье рассказывается о новом программном продукте, то в заключении логично дать ссылку на сайт разработчика и предложить скачать пробную версию, чтобы оценить преимущества лично.

Таким образом, заключение помогает перевести интерес читателя в практическую плоскость, заставить его действовать.

Оставить последнее впечатление у читателя

Заключение – это финальный аккорд статьи, который должен оставить у читателя приятное послевкусие и желание вернуться к этому автору.

Для этого в конце можно высказать пожелание, напутствие читателю. Например, пожелать удачи и успехов в освоении новой полезной привычки или использовании полезного софта.

Также можно закончить на оптимистичной ноте – выразить надежду, что советы из статьи помогут читателю достичь поставленных целей и изменить жизнь к лучшему.

Такой позитивный и мотивирующий финал поможет надолго запомнить статью и создать положительный образ автора.

А теперь давайте разберем заключение «до винтика» и заглянем внутрь.

Структура заключения

Переход от основной части к заключению

Заключение стоит начинать с переходной фразы, которая плавно приведет читателя от основной части статьи к итоговой. Это может быть такое предложение:

«Подводя итог всему вышесказанному…»

«Обобщая результаты проведенного исследования…»

«На основе проанализированных данных можно сделать следующие выводы…»

Такая фраза покажет, что основная часть закончилась, и далее последует резюме и выводы.

Краткое резюме основных идей и результатов

Далее в 1-2 предложениях следует кратко резюмировать ключевые идеи и результаты статьи – ее главные тезисы и выводы. Это будет своего рода «выжимка» самого важного, о чем шла речь в основном тексте.

Такое резюме поможет читателю еще раз вспомнить главные моменты и подготовит почву для финальных выводов автора, которые прозвучат далее.

Анализ и связь между идеями и аргументами

В заключении важно не просто перечислить основные идеи статьи, но и продемонстрировать логическую связь между ними, показать, как один тезис подкрепляет другой.

Например, можно написать: «Идея о том, что регулярные физические нагрузки улучшают настроение (идея 1), подтверждается данными исследования о выбросе эндорфинов (аргумент 1). Это также объясняет, почему при занятиях спортом снижается уровень депрессии (идея 2)».

Подтверждение или опровержение гипотезы

Еще один важный элемент – прямо указать, подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая в начале статьи, или нет.

Например, если предполагалось, что новый метод терапии повысит эффективность лечения на 20%, а данные показали 15% – гипотезу можно считать частично подтвердившейся.

Это поможет оценить корректность изначальных предположений и понять, насколько выводы соответствуют первоначальным ожиданиям.

Рекомендации и возможности для дальнейших исследований

В заключении имеет смысл дать конкретные рекомендации на основе результатов статьи.

Например, если речь шла об эффективности онлайн-терапии, можно предложить специалистам чаще использовать этот метод при работе с пациентами.

Также следует наметить дальнейшие направления для исследований – что ещё предстоит изучить в этой области, какие аспекты рассмотреть более детально. Это даст толчок для продолжения научной работы.

Финальные слова – подтверждение цели статьи

В самом конце стоит сформулировать итоговую мысль, которая подтвердит достижение заявленной в начале статьи цели.

Например, если целью было доказать эффективность нового лекарства, то в конце можно написать: «Таким образом, результаты данного исследования убедительно продемонстрировали высокую эффективность нового препарата в лечении заболевания».

Риторические вопросы

Также сделать заключение более живым и заинтересовать читателя помогут риторические вопросы.

Например: «Не пора ли пересмотреть подход к решению этой проблемы?» Вопросы также создают эффект диалога с аудиторией.

Однако нужно следить, чтобы вопросы соответствовали теме и не выглядели искусственно.

Ссылки

В структуру заключения полезно включить ссылки на интересные материалы других авторов или источники дополнительной информации по теме статьи.

Это позволит читателю, который заинтересовался затронутым вопросом, более подробно его изучить. К примеру, если ваша статья посвящена эффективным методикам изучения иностранных языков, то в заключении уместно дать ссылки на полезные ресурсы, где раскрываются отдельные аспекты этой темы.

Ссылки должны быть тематически релевантны основному содержанию материала. Они могут указывать на научные публикации, статьи, книги, обучающие курсы, видео и другие источники.

Главное – чтобы эти материалы действительно расширяли и дополняли информацию вашей статьи, а не просто дублировали ее.

Далее рассмотрим, какие типичные ошибки допускают авторы при составлении заключения к статьям.

Основные ошибки при написании заключения

  • Отсутствие заключения. Это весьма распространенная ошибка в сетевых публикациях. Причем, такой подход существенно снижает ценность материала для читателя. Ведь заключение не только подводит итог, но и помогает структурировать информацию, сделать основные выводы. При отсутствии заключения статья выглядит незавершенной. Как если бы человек был в шляпе, в костюме-тройке, но при этом босиком. Если у статьи нет заключения, читатель остается в подвешенном состоянии.
  • Чересчур короткое, формальное заключение. Заключение, состоящее из 1-2 ничего не значащих предложений – тоже распространенный недостаток. Автор как бы «ставит галочку»: мол, заключение есть, и ладно. Но такая концовка не несет никакой смысловой нагрузки, она бессодержательна. В ней отсутствует резюме ключевых идей, выводы и ответы на вопросы.
  • Чересчур длинное заключение, растянутое на целую страницу и более. Заключение должно быть лаконичным и включать только самые основные выводы. Следует избегать воды, длинных рассуждений, повторов, чтобы не утомлять читателя и под самый конец не испортить общее впечатление. В век цифровых технологий лаконичность приобретает особую ценность, поэтому даже если ваша статья претендует на лонгрид, затягивать с концовкой не стоит. Читатель будет благодарен автору не только за полезный материал, но и за наличие чувства меры (и даже за сострадание, если хотите).
  • Использование сложных терминов, аббревиатур, профессионального жаргона. Язык заключения (как и остального текста) должен быть максимально простым и понятным. Лучше использовать привычные слова, чтобы сделать текст доступным широкой аудитории.При этом язык заключения не должен быть примитивным или упрощенным. Важно найти золотую середину между простотой и профессионализмом.
  • Использование шаблонных фраз типа «в заключение». Не рекомендуется использовать банальные шаблонные фразы типа «В заключение хотелось бы сказать…» Это придаст ему формальный оттенок. Лучше начать с переходного предложения: «Подводя итог всему сказанному…» или «Обобщая результаты исследования…» Такой подход сделает заключение более естественным и органичным.
  • Отсутствует связь между введением и заключением, цель не достигнута. Хорошее заключение должно логически вытекать из введения. В начале формулируется цель или гипотеза, а в конце подтверждается, была ли она достигнута. Также во введении задаются основные вопросы, а в заключении на них даются ответы.Эта связь придает работе целостность и завершенность. Читатель видит, что автор последовательно двигался к заявленной изначально цели.
  • Заключение не связано с основным содержанием и вводит новую информацию. В заключении не стоит вводить абсолютно новые данные, аргументы или тезисы, о которых не было речи в основной части. Оно должно опираться на уже приведенные факты. Иначе у читателя возникнет вопрос – почему эта важная информация не прозвучала ранее. Можно привести аналогию с персонажем одной из книг Джерома К. Джерома, который «каждые пять секунд… вводил в нить рассказа новую коллекцию действующих лиц на фоне совершенно новых событий».
  • Вместо конкретных выводов – общие слова и лозунги. Еще одна распространенная ошибка, когда в заключении отсутствует резюмирование главных идей и конкретные ответы на вопросы статьи. Вместо этого используются абстрактные фразы и шаблоны. Такое заключение не имеет смысла, оно не выполняет своей основной задачи. Читатель так и не понимает, к чему в итоге пришел автор.
  • Заключение не мотивирует читателя ни к каким действиям. Хорошее заключение должно содержать конкретные призывы, мотивировать читателя к действиям – просто задуматься над какой-то проблемой или предпринять определенные шаги, изменить привычки, использовать рекомендации, применить полученные знания на практике. Кроме того, если заключение содержит призыв к действиям, не помешает и пожелание успеха.Однако призывы должны логично следовать из текста статьи и не выглядеть навязчивыми. Их цель – вдохновить, а не манипулировать.

Заключение

Статьи пишутся для читателей, поэтому важно сделать заключение по-настоящему полезным, ценным и вдохновляющим для аудитории.

Не забывайте пословицу: «Конец – делу венец». Если лид-абзац призван привлечь внимание к статье, то заключение – это то, какими словами вы прощаетесь с читателем.

Пожалеет ли он о зря потраченном времени или будет не против продолжить общение, просто задумается о прочитанном или захочет претворить в жизнь – зависит в том числе и от вашего заключения.

Как придумывать завлекающие лиды к статьям

У вас качественный контент и интересные заголовки, но статьи не читают? Возможно, вам стоит обратить внимание на лиды. Узнайте в этой статье, как превратить лид в надежный мостик и бесшовное передаточное звено между заголовком и статьей.

Надеюсь, изложенные здесь советы помогут вам сделать ваши статьи и другие материалы более цельными и запоминающимися.

Успехов в создании интересного, полезного и грамотного контента!

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Zloy Sniper

Полезный пост. Лайк.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Backlog blog

Ни разу такого не было и вот опять: хвалебный коммент от штатного/ангажированного подсоса компании, от которой пост, классика.

Ответить
Развернуть ветку
Алевтинка - - -

Заключение - как по мне основа статьи. Я, например, всегда сначала читаю концовку и если цепляет, перехожу к началу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Backlog blog

Забавно, что в самой статье про то как писать заключения, заключение – говно)

Ответить
Развернуть ветку
Sanchezt

А вот и наш маленький и злобный тролль с его комплексом неполноценности... )) Как же нам его не хватало ))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда