Что такое NPS: как его рассчитать и увеличить?
В статье рассказываем, что такое NPS клиентов интернет-магазина и зачем он нужен, как измерить NPS, какие факторы формируют уровень NPS, а также как служба доставки может повлиять на лояльное отношение покупателей к интернет-магазину.
Что такое NPS?
NPS (Net Promoter Score) – это индекс лояльности клиентов. Уровень NPS является одним из основных показателей, который используется компаниями для измерения удовлетворенности клиентов и определения того, насколько вероятно, что клиенты будут рекомендовать продукты и услуги компании другим людям.
Как считать NPS?
Для того чтобы определить NPS, потребителям предлагается проголосовать в опросе: «Оцените по шкале от 1 до 10 вероятность того, что вы порекомендуете нашу компанию своим друзьям и знакомым». Обычно одного этого вопроса достаточно, однако компании также могут добавить в опрос несколько уточняющих вопросов.
Все проголосовавшие делятся на три группы:
1) 9-10 баллов – «промоутеры» (им нравятся продукты и услуги компании)
2) 7-8 баллов – «нейтралы» (им обычно нужна дополнительная мотивация обращаться в вашу компанию, например, выгодная скидка или акция)
3) 0-6 баллов – «критики» (имеют негативный опыт, связанный с вашей компанией, соответственно, вряд ли будут постоянно покупать вашу продукцию)
Далее NPS нужно рассчитать по формуле:
Например, интернет-магазин опросил 1000 своих покупателей. 600 участников оказались «промоутерами», а 200 – «критиками». NPS в таком случае рассчитывается следующим образом:
NPS = (600/1000 – 200/1000)х100% = 40%
Хороший ли это показатель?
Зависит от сферы бизнеса. К примеру, в отрасли ретейла средний показатель уровня удовлетворенности клиентов равен 44%. Чем выше NPS, тем лучше для репутации и прибыли продавца.
Что влияет на NPS интернет-покупателей?
Качество товара
- Доступность цен
- Удобство покупки, в том числе удобство навигации на сайте или в мобильном приложении
Скорость и качество доставки
- Скидки, акции, бонусы, программы лояльности
Известность бренда (в СМИ, социальных сетях и др.)
Как от доставки зависит NPS покупателей?
Стандартная цепочка онлайн-покупки выглядит следующим образом:
1. Покупатель оформляет заказ в интернет-магазине
2. Интернет-магазин подтверждает заказ и отправляет его в курьерскую службу
3. Курьерская служба доставляет заказ покупателю
Получается, что в большинстве случаев покупатель оценивает компанию-продавца по качеству работы на последнем этапе - «последней миле». Покупатели часто воспринимают курьеров или сотрудников пунктов выдачи заказов как лицо бренда интернет-магазина.
Какие нарушения в работе службы доставки могут испортить впечатление клиента от покупки в вашем онлайн-магазине:
Несвоевременная доставка заказа (сильно раньше или позже установленного срока)
- Непрофессионализм, хамство курьеров и администраторов
Повреждения целостности упаковки или самого товара во время транспортировки
- Отсутствие прозрачности в процессе доставки: покупатель не может отследить, где находится его заказ, не осведомлен о задержках
Отсутствие возможности отменить или перенести доставку заказа в случае форс-мажора
- Отсутствие возможности примерки товара до выкупа
Как увеличить NPS?
Этот вопрос волнует каждую компанию, которая заботится о своей репутации и которая стремится удержать своих клиентов и привлекать новых.
Мы советуем следующее.
Соберите как можно более подробную обратную связь от «критиков». Обычно они самая отзывчивая аудитория, которая сообщает обо всем, что ей не нравится в работе вашей компании. Используйте отзывы, sms- и email-опросы, обращения на почту или в мессенджеры.
На основе собранных данных выделите проблемные зоны. Например, вы можете обнаружить, что большинство клиентов отказываются от покупки на вашем сайте из-за долгой загрузки страниц или из-за высокой стоимости товаров по сравнению с вашими конкурентами на рынке. Пересмотрите в таком случае функционал сайта или свою ценовую политику.
Или, например, вы видите, что общий NPS проседает из-за проблем с доставкой. Проанализируйте конкретные параметры доставки, которые не устраивают ваших онлайн-покупателей. В ходе анализа выявится какой-то аспект, который приносит больше всего негативной обратной связи от клиентов. Обратитесь к своему логистическому партнеру/партнерам и обсудите вместе пути решения. Хороший партнер должен пойти вам навстречу, в противном случае стоит задуматься о поиске другой службы для доставки своих товаров.
Тут кстати есть готовый шаблон nps, который сразу можно использовать - https://www.testograf.ru/ru/blog/nps-template
Спасибо за статью! Ещё есть классное исследование бенчмарков NPS по отраслям. Для онлайн торговли в целом — это 62%. Есть с чем сравнивать ;)
Николай, здравствуйте!
Действительно интересное исследование, результат воодушевляющий. Спасибо, что поделились :)
Ох, да как же без этого NPS, как без воздуха! Кто бы мог подумать, что просто спросить у клиентов, будут ли они рекомендовать компанию своим друзьям, станет настолько важным показателем. Кажется, компании могут смело закрывать все свои фабрики и офисы, если только NPS будет на высоте!
Добрый день. Благодарим вас за проявленный интерес!
Ничего закрывать, конечно, не нужно :)
Мы уверены, что зачастую именно обратная связь от клиентов помогает компании совершенствоваться и развиваться. По этой причине NPS относится к достаточно важным показателям, с помощью которого можно не только оценить, довольны ли существующие клиенты работой компании, но и понять, можно ли рассчитывать на увеличение количества клиентов посредством рекомендаций.
Немного дополню. Из опыта лучше задавать два вопроса. Второй: «Что повлияло на оценку?». Так вы узнаете, что требуется изменить (ответы критиков), а что оставить и усилить (ответы сторонников).
Также если клиенты приносят компании разный доход, разумно оценивать и их ответы по отдельности. Здесь есть несколько примеров, как это можно реализовать. https://bartoshevich.by/blog/metodika-nps-indeks-loyalnosti-klientov/