«Тебя воспринимают не как партнёра, а как пешку»: как работают продавцы на Wildberries

Главное из выпуска YouTube-шоу «Все работы хороши», где разбирают условия труда в разных компаниях.

Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.vedomosti.ru%252Fbusiness%252Farticles%252F2023%252F03%252F23%252F967743-wildberries-peresmotrit-usloviya-raboti-s-punktami-vidachi-tovarov%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw3rmQMkF8pNd8Ie-gZB4jqC%26amp%3Bust%3D1681734054305000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CBMQjhxqFwoTCLiMw9qxrv4CFQAAAAAdAAAAABAE&postId=667075" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ведомости</a>»
Источник: «Ведомости»

Запуститься «без вложений» не выйдет

  • При регистрации продавец обязан заплатить 30 тысяч рублей, чтобы активировать кабинет (с июня 2023 года взнос снизили до 10 тысяч рублей — vc.ru). Перевести деньги с личной карты не получится — нужен расчётный счёт.
  • Если после активации продавец месяц не будет пользоваться кабинетом, его деактивируют, и 30 тысяч придётся платить снова, узнал автор ролика. Иногда кабинет не подключают и после оплаты — система выдаёт ошибку и снова просит внести деньги, рассказал один из продавцов со ссылкой на жалобы «коллег» в чатах для поставщиков.
  • После регистрации магазины также нередко сталкиваются со спам-рассылками, которые компания игнорирует. В них мошенники под видом представителей маркетплейса требуют оплатить гарантийный взнос и угрожают отключением кабинета.

На рабочую почту, на которую ты регистрируешь магазин, приходят письма счастья с разных адресов. Содержание такое: оплатите гарантийный взнос, иначе мы заблокируем магазин. Взнос — от 30 тысяч рублей до 150 тысяч. Вот такие суммы были.

Меня удивляет, что Wildberries особо с этим не борется. За месяц мне пришло писем десять. Значит, кто-то всё-таки оплачивает? Ещё интересно, откуда у мошенников база? Кто-то из работников маркетплейса слил?

продавец с Wildberries

Маркетплейс меняет правила без заблаговременных предупреждений

  • Согласно оферте, Wildberries вправе в одностороннем порядке вносить изменения в договор и делает это часто — как минимум раз в три месяца, говорит один из собеседников блогера: например, увеличивает стоимость логистики, повышает комиссии, вводит плату за приёмку товара на одном из складов.

Wildberries любит менять условия сотрудничества день в день. Ты можешь зайти в 10 часов утра на [внутренний сайт для продавцов] и увидеть новость о том, что с 12 часов этого же дня какой-то склад закрывается на день, два или, может быть, насовсем. Бывает всякое.

Ты планировал отвезти на него товары по FBS, но не успеешь, потому что тебе, например, нужно ещё съездить и эти товары собрать.

продавец с Wildberries
Про изменение условий
Про изменение условий

Клиенты возвращают покупки, но они не всегда доходят до продавца

  • «Если стоимость возвращаемого покупателем товара менее 2000 рублей или продавец просрочил срок рассмотрения заявки покупателя, продавец поручает Wildberries принять товар <...> и утилизировать [его]», говорится в оферте. Некоторые собеседники подтвердили, что их клиенты оформляли возвраты, но обратно товар до них не доезжал.
  • «[Маркетплейс] либо отсылал их на склад храниться, а оттуда уже клиенты их повторно заказывали, либо они "терялись", проще сказать — исчезали», — рассказал один продавец. По его словам, рассчитывать на возмещение таких потерь приходится не всегда.

У Wildberries порядок простой: ты подписал оферту — они могут творить что хотят. Например, у моего друга была такая ситуация...

За испорченный или потерянный товар ввели компенсацию. Сколько возвращать — решают они сами, но ссылаются на себестоимость товара. Ты продаёшь товар за 10 тысяч рублей, а они могут за него компенсировать 300 рублей, так как решат, что его себестоимость — 300 рублей.

продавец с Wildberries
Этот и следующие два скриншота — опыт продавцов с возвратами
Этот и следующие два скриншота — опыт продавцов с возвратами
«Тебя воспринимают не как партнёра, а как пешку»: как работают продавцы на Wildberries
«Тебя воспринимают не как партнёра, а как пешку»: как работают продавцы на Wildberries

Маркетплейс может выкупить товар, но игнорирует свои же условия

  • В оферте сказано, что продавец предоставляет Wildberries право выкупить его продукцию. Согласно договору, цена выкупа высчитывается так: розничная стоимость товара со скидками умножается на коэффициент выкупной цены (Ks), прописанный для нужной категории продукта. Но последний часто игнорируется. У одного из собеседников Ks составлял порядка 75-80%, а маркетплейс применил коэффициент в 10%.

Пример попытки разобраться в ценообразовании при выкупе
Пример попытки разобраться в ценообразовании при выкупе

«Буквально за всё» платит сам продавец

  • Помимо расходов на логистику, магазины перечисляют комиссию самому маркетплейсу в размере 15-30% (некоторые говорят, что она может доходить до 50%), а также платят за участие в акциях. Это приходится учитывать в ценообразовании, иначе есть риск уйти в минус.

  • Акции, по словам блогера, работают так: например, снизив цены на товар на 15%, продавец уменьшает свою комиссию Wildberries на 10%. Снизит цены на 5%, просто поучаствует в скидках. Оставив цену прежней, получит прирост комиссии на 10%.
  • Если магазин отказывается от участия в акции, у маркетплейса есть и другие рычаги воздействия. Он может понизить его карточки в выдаче, а также отменить для его клиентов скидку постоянного покупателя. Последняя составляет 11-27%, и её, по данным блогера, обычно покрывает сам Wildberries.

Ты платишь буквально за всё: за хранение товара на складе, за приёмку. У тебя товар может стоить 200 рублей, а ты только за приёмку одной единицы должен 80 рублей.

Ты должен продавать товар с учётом [этого]. А за такую цену, может, никто и не захочет его покупать. То есть ты теряешь клиентов из-за того, что просто платишь за любую фигню.

продавец с Wildberries

На складах маркетплейса царит неразбериха

  • Есть два способа сотрудничать с площадкой: по модели FBO через склады маркетплейса и по FBS. При FBS продавец сам хранит товары и не платит за складирование, но, по неподтверждённым слухам, продукция таких магазинов может пессимизироваться в выдаче.

  • Есть и плюс: продавец знает, где его товар, и может им в любой момент распорядиться как угодно. В случае с FBO просто так забрать товар обратно со склада не получится — придётся платить, узнал блогер.

  • Помимо этого, продукцию на складе могут потерять, перепутать, а также «пропикать», но не обновить данные в системе. Продавцу в итоге придётся покрывать штрафы — за то, что он не платит за хранение чужих товаров или просрочил запланированную доставку.

Wildberries не воспринимает тебя как партнёра. Он воспринимает тебя как пешку. Ему абсолютно наплевать на то, кто ты, чем занимаешься. Если ты небольшой селлер, то он даже думать о тебе не будет.

продавец с Wildberries

Техподдержка долго отвечает и по итогу не всегда помогает

  • По словам некоторых продавцов, техподдержка может не отвечать месяцами, из-за чего продавцы не могут, например, забрать товары со склада или оказываются вынуждены переплачивать за доставку, потому что система неправильно высчитала стоимость по габаритам упаковки.

  • В одном из магазинов рассказали, что за доставку десяти сумок по 2000 рублей каждая пришлось заплатить 80 тысяч рублей. В другом, что продали комиксов на 30 тысяч рублей, а логистика обошлась в 101 тысячу.

Wildberries может по своему усмотрению удалить, поменять или вернуть удалённую информацию и фотографии [в карточках]. Как пример: мы продавали игрушку — летающего миньона. Нам написал правообладатель, что не давал такого разрешения. Пришли к заключению, что надо распродать остатки и [снять предложение[.

Напрямую удалить карточку, по которой были продажи, нельзя — это запрещено маркетплейсом. Тогда мы поменяли фотографию на [изображение] без миньона. Товара нет в наличии — какая разница, что там за фото.

Прошёл год. Внезапно «на остатках» появляется несколько миньонов, и в карточку возвращается старая фотография. Причём не все фото, а только две. Как и почему? Просто так.

продавец с Wildberries
Пример того, как долго может отвечать поддержка — и что по итогу ничем не помогает
Пример того, как долго может отвечать поддержка — и что по итогу ничем не помогает

Ожесточённая конкуренция вынуждает жульничать

  • Чтобы поднять себе рейтинг, продавцам приходится самостоятельно выкупать свои же товары с поддельных аккаунтов — и с них же оставлять позитивные отзывы. Маркетплейс это запрещает, но не делать так нельзя, «потому что так делают все». «Будешь играть честно — проиграешь», — говорит один из предпринимателей.

  • Ещё одна проблема — подлянки от конкурентов. Они могут специально покупать товар продавца-соперника, чтобы потом вернуть его и вынудить магазин заплатить за эти возвраты, либо обманом переманить к себе клиентов, написав: «А я видел этот товар у другого продавца, там дешевле, а этот — обманщик».

Автор ролика посчитал справедливым заметить, что не все магазины сталкиваются с порчей и потерей товаров на складах и не все не могут достучаться до техподдержки и оспорить штрафы — некоторым везёт. Вопрос лишь в том, повезёт ли тому, кто только собирается запускаться на маркетплейсе в надежде на быстрый рост и большую прибыль без значимых вложений.

Редакционные выжимки других выпусков программы Олега AsSa «Все работы хороши»:

2424
55 комментариев

Вы заходите в "бизнес" где старший "партнёр" работает с вами по договору оферты, в которой прямо пишет, что может её изменить в любой момент. Нет, вы не пешка, для этого есть другое слово, обидное...

17
Ответить

А как же все эти истории когда "за 3 месяца на WB вырос с 0 до 5 млн/мес"? Реально же народ туда прёт.

1
Ответить

Ради справедливости, это везде так в российском бизнесе.
Я вспоминаю финам, который изменил тариф в пятницу вечером. Мол через три дня начинает действовать новый тариф. Правда суббота-воскресенье и понедельник были выходными.
Но все по их правилам. За три дня предупредили, информацию об изменение на сайте выложили. Что эту информацию еще фиг заметишь, так этого в договоре не было прописано

1
Ответить

Мдаа, докатились: VC начал пересказывать ролики от сомнительного блогера, который к тому же и поддержал СВО

3
Ответить

А если автор поддерживает СВО, то вайлдберриз перестает быть говном? А если выступит с осуждением, то на маркетплейсах наступит благодать?

12
Ответить

а где убедиться в поддержке СВО ? он вроде не был таким..

4
Ответить

А что если даже поддержал? Какое это имеет отношение к вб?

2
Ответить