«Беру», Bringly, постаматы и аналитика продаж для бизнеса: что «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» сделали за первый год работы

В 2018 году «Яндекс.Маркет» получил от банка 30 млрд рублей инвестиций. В новый бизнес с Mail.ru Group «Сбербанк» вложит ещё больше.

«Сбербанк» и Mail.ru Group 25 июля объявили о создании совместного предприятия на базе Delivery Club и «Ситимобила». Партнёры планируют инвестировать деньги и активы на общую сумму 64 млрд рублей, а оценивают проект в 100 млрд рублей.

Mail.ru Group внесёт в новую компанию свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобил» (22,69%), а также 7,7 млрд рублей. «Сбербанк» вложит 38 млрд рублей и внесёт свою долю в компании «Фудплекс» (35%), которую банк развивает с Rambler Group.

За последние несколько лет это третья сделка «Сбербанка» с крупными российскими интернет-компаниями. В 2018 году «Яндекс» и «Сбербанк» создали совместное предприятие в сфере онлайн-торговли на базе «Яндекс.Маркета». В 2019 году банк купил 46,5% в онлайн-бизнесе Rambler Group Александра Мамута.

Что успели сделать «Сбербанк» и «Яндекс.Маркет» за неполные полтора года партнёрства

«Яндекс» и «Сбербанк» договорились о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета» в августе 2017 года. Партнёры закрыли сделку в апреле 2018 года: банк выкупил 45% вновь выпущенных акций «Яндекс.Маркета» за 30 млрд рублей при общей оценке компании в 60 млрд рублей. 45% осталось у «Яндекса», ещё 10% акций (по 5% от каждой из сторон) были переданы в опционный фонд для команды «Яндекс.Маркета».

Из 30 млрд рублей компания потратила не очень существенную долю, рассказал гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков в июльском интервью Forbes. По его словам, деньги идут на три-четыре направления: маркетинг (привлечение аудитории), технологии (разработчики, которые технологически строят бизнес) и инфраструктура (логистические комплексы и постаматы).

Что партнёры успели сделать:

  • Первый квартал 2018 года «Яндекс.Маркет» закончил с выручкой 1,26 млрд рублей. Последний раз «Яндекс» раскрывал сопоставимую выручку «Маркета» в четвёртом квартале 2018 года: она составила 3,41 млрд рублей, а за год — 7,89 млрд рублей.
  • Первым крупным проектом стал маркетплейс «Беру». Платформа начала работать в мае 2018 года, а в октябре вышла из режима тестирования. На маркетплейсе более 200 тысяч наименований, в том числе бытовая техника и электроника, товары для дома, продукты питания и лекарства.
  • В мае 2019 года глава «Сбербанка» Герман Греф рассказал, что выручка «Беру» достигла 1 млрд рублей в месяц. У маркетплейса около 8 млн клиентов в месяц, рассказывал Гришаков в интервью Forbes.
  • В ноябре 2018 года начал работать маркетплейс Bringly, на котором можно купить товары от зарубежных продавцов. За доставку и помощь покупателям отвечает «Яндекс.Маркет».
  • Компания обещала пользователям товары не только из Китая, но и более качественную продукцию из Турции, Европы и США без наценок как у офлайн-ритейлеров. Но пока доставка из этих стран стоит несопоставимо дорого, рассказывал Гришаков.

Мы с «Почтой России» пытаемся наладить именно такие трансграничные почтовые каналы, чтобы можно было уже не только дешёвые товары из Китая получать, но и брендовые товары из других стран. Это будет ещё один этап [развития интернет-торговли].

Максим Гришаков, гендиректор компании «Яндекс.Маркет»
Дневная аудитория каждой площадки, входящей в «Яндекс.Маркет»
Дневная аудитория каждой площадки, входящей в «Яндекс.Маркет»
  • В апреле 2019 года «Яндекс.Маркет» начал развивать свою сеть постаматов под брендом BoxBot. Первые локеры компания установила в отделениях «Сбербанка», магазинах «Пятёрочка» и торговых центрах в Москве. «Курьер может приехать не вовремя, особенно в мегаполисе. А если у тебя есть недалеко от дома постамат, ты можешь получить товар, когда тебе удобно», — объяснял Гришаков преимущество постаматов перед курьерской службой.
  • С весны 2019 года «Яндекс.Маркет» тестирует приложение «Суперчек». Сейчас сервис позволяет сравнивать цены в магазинах «Пятёрочка», «Магнит», «Азбука вкуса» и других, составлять списки покупок и получать кэшбек по чеку. К осени в приложении должна появиться возможность самостоятельно сканировать и оплачивать товары с помощью смартфона, минуя кассу. В основу «Суперчека» лёг сервис ScanToBuy, который «Яндекс.Маркет» приобрёл в апреле 2019 года.
  • Среди примеров прямой интеграции — возможность оплачивать покупки на «Беру» бонусами «Спасибо» и возможность клиентам банка авторизоваться на «Беру» с помощью «Сбербанк ID», единого логина и пароля для авторизации в сервисах экосистемы «Сбербанка» и его партнёров.
  • Клиенты «Сбербанка» получили возможность покупать товары на «Беру» в кредит на сумму от 3500 до 250 000 рублей сроком от трёх до 36 месяцев. Оформление кредита, по словам представителя компании, проходит полностью в онлайне и занимает несколько минут.
  • Кроме потребительских сервисов «Яндекс.Маркет» развивает решения для бизнеса. С июня 2019 года компания тестирует систему аналитики онлайн-торговли в России. С её помощью производители и продавцы смогут в реальном времени анализировать объёмы продаж в деньгах и штуках. Система собирает данные из «Яндекс.Маркета», у продавцов-партнёров и из открытых источников (например, Росстата). Полноценный запуск запланирован до конца 2019 года.

Дальнейшие планы и амбиции:

  • Герман Греф говорил, что в перспективе «Яндекс.Маркет» может пойти на IPO, такое условие предусмотрено соглашением. IPO возможно в перспективе пяти лет, заявил в мае 2019 года первый зампред правления «Сбербанк» Лев Хасис. Гришаков согласен с этим прогнозом.

Чтобы думать об IPO, нужно достичь определённых показателей. Это и темпы роста, и определённые размеры. Делать IPO на маленьких показателях смысла никакого нет. На биржу надо выходить, когда бизнес-модель доказана, она растёт, масштабируется, либо уже прибыльна, либо близится к этому. Это как раз то время, в которое нужно привлекать дополнительные инвестиции.

Я считаю, что у нас задачи менеджмента на три года в том, чтобы быстро, умно и качественно расти, догнать конкурентов, а после трёхлетней отсечки мы уже будем думать о дополнительных инвестициях.

Максим Гришаков, гендиректор компании «Яндекс.Маркет»
  • The Bell со ссылкой на пять источников сообщил в июле 2019 года, что партнёры недовольны результатами сотрудничества и обсуждают возможность его разрыва. Среди причин собеседники издания называли невыполнение «Беру» поставленных на первый год KPI и стремление «Сбербанка» получить больше операционного контроля.
  • «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк» отвергли слухи о недовольстве партнёрством, в том числе на уровне руководства: Хасис и Греф заявили, что никаких разногласий нет, а между компаниями сложились «очень добрые, партнёрские отношения».

Всё будет зависеть от того, насколько мы будем хотеть масштабироваться. Чем больше и агрессивнее мы будем расти, тем дольше у нас займёт выход на прибыльность, потому что придётся больше инвестировать.

В целом, я думаю, на горизонте пяти лет мы выйдем на рентабельность, а дальше будем решать уже с акционерами вместе, [как быть дальше]. Пока у нас стратегия агрессивного роста.

Максим Гришаков, о планах выйти на прибыль
  • Источники РБК рассказали о планах «Яндекс.Маркета» добавить на «Беру» товары от зарубежных продавцов, на продаже которых специализируется Bringly. Гришаков подтвердил Forbes планы по интеграции, он объяснил, что на «Беру» продавцы смогут предложить свой товар большей аудитории. В первую очередь на «Беру» будут добавлены техника и электроника, представленные на Bringly. Гришаков отметил, что Bringly продолжит работу.

Bringly начал работать в ноябре 2018 года в формате бета-теста. Мы тестировали быструю и удобную доставку, подключали продавцов из разных стран, построили сеть логистических хабов.

Мы поняли, как это работает, и хотим лучшие решения интегрировать в «Беру». Таким образом мы даём возможность клиентам «Беру» видеть интересный ассортимент по хорошим ценам и даём доступ продавцам к маркетплейсу с большой аудиторией.

Максим Гришаков, гендиректор компании «Яндекс.Маркет»
  • С 16 июля Bringly приостановил продажи продуктов питания. На маркетплейсе можно было найти кофе, чай, сладости и другие нескоропортящиеся продукты от зарубежных продавцов. «Яндекс.Маркет» обещает вернуть их после оптимизации логистики, которая позволит уменьшить сроки и стоимость доставки.
88
5 комментариев

Непонятно что они с брингли делать будут и где вообще цифры об окупаемости? Оттуда поуходили все, как только пропали промокоды и уменьшили % по оплате бонусами. Теперь это обычный JD/Aliexpress только с чуть бОльшими ценами, меньшим ассортиментом и неудобным интерфейсом.

1

брингли сыроват еще. возможно объединятся с беру и сделают 1 большую интернет-площадку с зарубежными товарами в том числе. всё же, понятно, что еще не окончательный вариант и большая работа предстоит над улучшением сервиса.

Нельзя допустить, что бы СБЕРБАНК купил Яндекс. Яндекс умрёт. А сбер устроит монополию. Нельзя товарищи.

Комментарий недоступен