Почему у руководителя отдела продаж не должно быть личного плана по продажам

В статье про то, как выгнать сейлзов в поля, вы просили подробнее рассказать об этой теме. Рассказываю :)

Моё стойкое убеждение заключается в том, что при таком подходе руководитель отдела продаж вряд ли будет работать эффективно. Я в консалтинге пять лет, в b2b-продажах — 13, я рассмотрела около 30 отделов продаж пристально, в разное время руководила одиннадцатью. Вот вам мой опыт.

Наталия Потёмина, <a href="http://fb.com/whoispotemina" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">консультант по b2b-продажам</a>
Наталия Потёмина, консультант по b2b-продажам

Чем должен заниматься руководитель отдела продаж

  1. Отслеживать метрики. Примерный набор метрик для b2b есть в этой и этой статьях. А здесь можно почитать про то, как часто и о чём проводить планёрки.
  2. Планировать. Если у руководителя отдела нет времени раз в неделю отбросить всё и заняться просчитыванием следующих шагов, он либо перегружен, либо не умеет расставлять приоритеты, либо и то и другое одновременно.
  3. Обучать. Рассказывать о своём опыте, показывать, как надо и как не надо, развиваться и вслед за собой развивать команду, настраивать обмен опытом, читать и делиться.
  4. Автоматизировать. Оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы на уровне логики, формулировать идеальную картинку и уметь качественно описать её в кабинете руководителя, ИТ, HR или кто там потом будет помогать это реализовать. Давайте сюда же добавим регламентирование заведённых правил. У вас в отделе продаж есть шаблон фоллоу-апа? А шаблон автоответа на отпуск? А описанная процедура согласования рассрочки? Во-о-от.
  5. Заниматься операционной фигнёй. Никуда не денешься от этого пожирателя времени, неизбежно приходится подписывать бумажки на отпуск, кому-то акты и накладные, интересоваться наличием больничного, напоминать секретарям про кофе и скрепки.
  6. Нанимать и увольнять. Если вы растёте, вы неизбежно нанимаете людей. Первый этап собеседования может проводить HR или хороший сейлз, но финально смотреть человека все равно руководителю отдела. А потом подготовка рабочего места, испытательный срок, иногда увольнение, наём нового — и так по циклу. Самый удачный мой опыт — наём за месяц двух сейлзов, РОПа и технаря, из которых все четверо потом прошли испытательный срок и остались в компании. Самый дерьмовый опыт (bad carma в действии) — за четыре месяца наём шести сейлзов, из которых пять уволились в первый месяц, ещё один — в день закрытия испытательного срока. Рассказать вам, как так вышло? :) Здесь я пытаюсь донести, что даже при идеальной HR-службе ротация и расширение штата отнимают немало времени.
  7. Выстраивать отношения с другими службами. Брейнштормить о развитии бизнеса и идеальных коалициях с маркетингом, ИТ, бухами, юристами, кто там у вас ещё. Делать всем удобно и эффективно. Предлагать. Слушать. Договариваться. Сюда уходит много энергии, но если компания нормальная, эта функция РОПа очень влияет на оборотку.
  8. Продавать. Чтобы понимать, что происходит у клиентов и у сейлзов, влиять на важные сделки и иметь доверие команды, руководитель просто обязан присутствовать на встречах и время от времени звонить. Если он этого не делает, у вас в отделе продаж администратор-аналитик, а не руководитель, начинайте называть вещи своими именами и платить соответственно.

Что будет, если у руководителя отдела продаж будет личный план

Скорее всего, вы либо намудрите с системой мотивации так, что чёрт ногу сломит, либо упростите её до состояния «% от личного плана + % от плана отдела».

Сложная система мотивации опасна тем, что многие предпочитают в неё не вникать, а если и вникнут, быстро прекращают попытки идеально выполнять все метрики, потому что расфокусировка плохо влияет на нервы.

Формула «% от личного плана + % от плана отдела» опасна тем, что эти два показателя противоречат друг другу. Руководитель должен понимать, на чём фокусироваться. Человек, заточенный на деньги, выберет сначала выполнить личный план и уже потом браться за работу с отделом.

Человек, заточенный на управленческое качество своей работы, вложит все силы в выполнение плана отделом и получит в конце месяца меньше своего среднего сейлза, потому что провалит личный план.

Почему у руководителя отдела продаж не должно быть личного плана по продажам

И оба сценария на выходе дают смещение фокуса со всего, что я перечислила в первом списке, на тупую генерацию бабла. В перспективе одного-двух месяцев это даже может дать прирост в продажах, но в разрезе года это неизбежно приведёт к фиаско.

Что делать со сделками руководителя отдела продаж

Часто руководитель отдела продаж — это бывший сейлз той же компании. После раздачи клиентской базы у него иногда остаётся два-три любимых клиента, а даже если таких нет, он всё равно время от времени делает холодные звонки или каким-то другим способом генерирует сделки.

Как учитывать такие продажи? Точно учитывайте их в плане отдела, но сейловую премию руководителю отдела продаж за них не давайте. Идеальный сценарий — когда руководитель сам решает, кому из сейлзов отдать эту продажу. Тогда сейлз проделывает всю бумажную работу и получает премию за эту сделку. Таким нехитрым образом вы даёте РОПу свободу дополнительного премирования хороших сотрудников.

Итак, что надо запомнить

  • Личный план РОПа — зло.
  • РОП, который не продаёт, — это не РОП.
  • Проверить восемь функций РОПа из списка, добавить свои.
  • В случае замены РОПа не ставить на эту позицию лучшего продавца (подробно вот тут).
  • Не перемудрить с системой мотивации.
Давайте выбирать следующую тему.
Визуализация результатов в отделе продаж.
Что делать с сейлзом, который вот-вот выгорит.
Глоссарий: список популярных англицизмов и их значения.
Мне всё не нравится, я предложу свою тему в комментариях.
2222
13 комментариев

Т.е. система мотивации РОПа должна быть просто % с продаж всего отдела?

1
Ответить

Классный вопрос! В маленькой компании или в стартапе - да, потому что в таких структурах мотивация "делать хорошо" заложена на уровне человеческих отношений. Во взрослых организациях - обычно нет. Иногда % от продаж вообще не должен быть в мотивации руководителя, и его нужно заменить на % от прироста по отношению к тому же месяцу (лучше кварталу) прошлого года. Где-то важно в мотивацию руководителя отдела продаж зашить выполнение отделом плана по фокусным для компании продуктам, иногда не как % от оборота или маржи, а как фиксированную сумму за штуки. Где-то показатель NPS будет даже важнее оборотки, и тогда надо зашивать его. Кому-то LTV важнее. Тут надо разбираться с приоритетами и лезть в стратегию компании на год, каскадировать оттуда. Написать про это отдельно и подробно?

11
Ответить

Не мотивация, а стимулирование. Просто процент с продаж подходит агенту по недвижимости или mlm продавцу. У РОПа стимулирование обычно из пары/тройки кпэ должно стоять. Например объем продаж по отделу, валовая рентабельность и ОУЗ по клиентам отчетного периода. Но это не догма, лишь одна из возможных схем.

2
Ответить

Я и продаю и распределяю Лиды и план отдела на мне, и менеджеры, и статистика!!! Все это я выполняю, но что-то сильно устал🤣

2
Ответить

Рекомендую одно средство, называется отпуск, недельки на две)

1
Ответить

Попробуйте йогу, медитацию, прогулки на свежем воздухе, не ныть и что-то поменять...)

Ответить

+100500 в карму. Абсолютно точно.

2
Ответить