Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29 недостатков CX у Диван.ру

Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29  недостатков CX у Диван.ру

Мы знаем, критические статьи нередко вызывают негативную реакцию — не стоит ей поддаваться. Освещение темы важно исключительно для анализа слабых сторон и поиска вариантов их устранения, то есть для поддержки эволюционного развития. Просим уважительно относиться к автору, брендам Диван.ру и Ensi, а также друг к другу.

Редактор Ensi

В октябре этого года передо мной и мужем встала задача обновить кровать и матрас. Надо сказать, что это наша первая покупка мебели после ухода ИКЕА из России, большими любителями которой мы долго были, и все в квартире — оттуда.

Я работаю в Гринсайте (15 лет занимаемся екомом), еще я продакт-оунер платформы Ensi, а муж долгое время работал в ИКЕА, поэтому весь процесс мы воспринимали через призму профессионального опыта.

Дать шанс решили магазину Диван.ру: в моем дизайнерском прошлом в отделе часто смотрели на кейс Лифанова, арт-директора Супрематики (старый и новый). По стилю и цене мебель вполне подходила, а друзья остались довольной покупкой там.

В итоге мы прошли полноценный путь от поиска модели и покупки до возврата по гарантии, и вот какие недостатки CX (пользовательского опыта) нашли у одного из основных ИКЕА-заменителей.

Прямые сравнения с ИКЕА встречаются в маркетинговых материалах Диван.ру:
1. Как у IKEA, но лучше: чем заменить однотипную мебель?
2. Нет Икеи? Собираем аналогичную корзину покупок в Диван.ру!

Сайт: интерфейс

В целом интерфейс понятен, в каталоге просто отфильтровать кровать и матрас, карточка товара дает полноценную информацию о характеристиках. Что смутило:

1. Сложный конфигуратор цветов в карточке товара (в моем кейсе это кровать Шерона). Изначально видно 9 вариантов цвета у товара, можно посмотреть еще +29. Когда заходишь в эти +29 цветов, то в конфигураторе нет изначальных простых 9, что сильно путает, мешает сравнить цену, создает впечатление недоступности базовых цветов.

Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29  недостатков CX у Диван.ру

💡 Упростить конфигуратор, объединить базовые и расширенные цвета.

2. Неавтоматизированный расчет стоимости доставки. Казалось бы, сайт узнал мой адрес и может отобразить финальную стоимость доставки с двумя вариантами подъема. Но сложение сумм и сомнения по тому, нахожусь ли я по мнению Диван.ру в городе или нет, предпочитают предоставить покупателю. У ИКЕА с адресами тоже было много проблем, например, нельзя было сделать заказ на нестандартные негородские адреса.

Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29  недостатков CX у Диван.ру

💡 Предоставить пользователю уже посчитанную сумму за доставку, а расчет подъема и сборки сделать интерактивными.

3. Скудная информация о заказе в личном кабинете. Нет подробностей об адресе доставки, получателе, примененных промокодах/скидках и кнопки оформления возврата. Частично что-то из этого приходит в письме на почту (но вряд ли все так прилежно хранят письма, как я🤓)

Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29  недостатков CX у Диван.ру

💡Обогатить страницу заказа всем, что может понадобиться покупателю.

Сайт: техническая реализация

Полноценный UX состоит не только из удобных интерфейсов, но и того, как они работают. Здесь-то и начались проблемы, которые в итоге мотивировали посветить Диван.ру статью.

4. Падают страницы на сайте. То и дело ловила или упавшую карточку товара/корзину, или в целом не существующую и отдающую ошибку 404 (активно пользовалась сайтом в середине октября 2023 года).

5. Неактуальные остатки на сайте. Столкнулась с тем, что не учитываются модификации товара при отображении остатков: на сайте доступность кровати при выбранной конфигурации «с механизмом» — 2 шт, при звонке менеджера после оформления заказа оказывается, что таких нет и нужно ждать производства.

6. Заказ не отображается в личном кабинете. После оформления и подтверждения менеджером прошло 2 дня, прежде чем заказ появился в ЛК. Это заставляло немного сомневаться, а всё ли хорошо с заказом и действительно ли его взяли в работу.

7. Разные номера заказов. В почте, в личном кабинете и на товарном чеке номера заказов различаются. Где-то просто наличием нулей в начале, а где-то полностью номером.

8. Некорректно рассчитывается стоимость заказа в рассылке. Неправильно суммируется стоимость товаров. Мелочь, а неприятно.

9. Недостаточно удобные формы на сайте. Форма с обращением в отдел качества не обнуляется после отправки, а на почту отбивка о принятии заявки пришла через несколько часов. О сработавшей форме дает понять только попап на сайте при отправке. Также мешает ограничение на размер фото и видео по 10 Мб, хотя сейчас, чтобы уместить видео в 10 Мб, надо очень постараться.

💡 Дать более явный отклик о принятой заявке.

Работа с клиентами, колл-центр

Маркетплейсы давно приучили меня к екому без разговоров, когда ты остаешься один на один с сайтом и все идет хорошо, а если нет, то все можно решить через чат. В Диван.ру очень многое завязано на общении с менеджером по телефону (привет, интроверты!).

10. Заказ уходит менеджеру в неправильной комплектации. Я выбрала кровать с подъемным механизмом, но менеджер этого не увидел в OMS и предложил приобрести механизм, который и так был заказан.

11. Заказ уходит менеджеру без промокода. Та же проблема: менеджер не сразу увидел, что я применила промокод, но позже всё-таки смог его найти.

12. Все вопросы/проблемы нужно решать через колл-центр. В личном кабинете нет возможности, например, перенести дату доставки. В Телеграм-боте сотрудник тоже может только проконсультировать по товарам, а с любыми вопросами по заказу отсылает в колл-центр.

Как я пыталась импортозаместить ИКЕА: 29  недостатков CX у Диван.ру

💡 Уравнять каналы взаимодействия клиента и магазина, дать возможность помочь с заказом в чате.

13. Всё завязано на ответственного менеджера. При звонке в колл-центр предлагают ждать своего менеджера или обратного звонка от него. При этом, в случае переноса доставки после просьбы перезвонить в определенный слот времени, взявший трубку специалист смог за 5 секунд перенести доставку сам без ответственного менеджера.

14. Звонки Шредингера с производства. Менеджер при согласовании заказа предлагает ждать «звонок с производства», но не понятно, для чего. В итоге с производства мне так и не позвонили.

15. Отсутствие ссылки на оплату. Менеджер при согласовании обещает прислать ссылку на оплату. В моем случае ссылка так и не пришла до самой даты доставки, пока не позвонила в колл-центр и не попросила ее прислать. Из-за этого доставщики сначала думали, что оплата будет наличными.

16. Ошибки коммуникации между менеджерами (а значит, с CRM). Один менеджер не смог передать другому мою просьбу перезвонить завтра, позвонили опять в тот же день.

Доставка

С доставкой всё было хорошо, за исключением одного пункта.

17. Нет связи с курьером. В день доставки не приходит номер курьера, оператор также не может его подсказать. Благо, курьер позвонил сам незадолго до доставки.

Cамостоятельная сборка

В сборке уровня ИКЕА достигнуть сложно. Опыт показал, что Диван.ру еще не вкладывался в сборку настолько сильно, и лучше заказывать ее у профессионалов.

18. Неаккуратная упаковка. Непонятно изначально, сколько упаковок и что должны привезти, нет информации о габаритах коробок. По факту уже доставщик говорит, сколько мест нужно принять. Сама упаковка не самого лучшего качества, элементы завернуты в разного размера картон, коробка с механизмами и крепежом сильно помята.

19. На сайте нет инструкции по сборке. Кроме этого,нельзя заранее ознакомиться с тем, какие могут понадобиться инструменты. Можно попросить инструкцию у оператора все в том же колл-центре, но оказалось, что инструкцию прислали неподходящую.

20. Некачественная инструкция. В самой инструкции много специфичных терминов и текста (по сравнению с картинками ИКЕА). Графика плохо пропечатана, тонкие числа не видно. Напечатана на листах А4, сложенных пополам и вложенных друг в друга.

21. Путаница с крепежом. Этот момент отнял почти целый час. Во-первых, в инструкции много специфичных названий крепежа. Во-вторых, инструкция сразу на несколько конфигураций кровати — несколько ширин, с наличием или отсутствием механизма. Если кровать с механизмом, часть крепежа учтена два раза, из-за чего у нас не сходилось подсчитанное количество винтиков и шурупчиков. В-третьих, часть крепежа уже вкручена в детали кровати, что в инструкции не указано. Это мы обнаружили, когда отчаялись и полезли открывать все коробки. В каком-то смысле это удобно, так как не нужно искать отверстия в обивке, чтобы вставить тот или иной болт.

💡 Разбить инструкцию на несколько (с механизмом и без, по разным ширинам), чтобы не смущать неправильным количеством крепежа. Писать про то, что часть крепежа может быть уже установлена.

22. Необходимость самостоятельных расчетов. В части мест нужно было самим отмерять, куда прикручивать детали на саморезы (инструкция давала три варианта отступов на выбор, но непонятно, какой для какой ширины кровати). В одном моменте пришлось самостоятельно вычислять, куда прикручивать уголки, иначе бы саморезы уперлись друг в друга.

Три расстояния на выбор.
Три расстояния на выбор.

23. Ошибки в инструкции. Два раза инструкция дала неверные указания, из-за чего в самом конце не легло дно кровати, а два шага пришлось переделывать.

24. Отдельная инструкция для ортопедического основания. Инструкция для ортопедического основания была отдельной страницей А4 без пошаговой сборки. Хорошо, что оно достаточно простое.

💡 Можно было включить его в основную для соответствующей комплектации.

25. Нелогичный порядок действий. Например, дно ящика предлагают положить до установки ортопедического основания — хотя оно будет мешать ходить внутри кровати и собирать ее.

26. Самостоятельная сборка долгая. Ко всему вышеописанному, для сборки нужны более специфичные инструменты/насадки, чем при сборке ИКЕА. В комплекте инструменты не идут. Общее время сборки заняло у нас больше 3 часов против заявленных 45 минут в инструкции.

💡 Кстати, в ИКЕА регулярно проходят тренинги, где консультанты и другие сотрудники должны сами собирать мебель в отделах.

Эксплуатация и возврат

После двух недель использования новых кровати и матраса мы приняли решение вернуть матрас. Таким образом, мой кейс взаимодействия с Диван.ру красиво замкнулся на обращении по гарантии и обратной логистикой. В целом, возврат прошел без вопросов, матрас вывезли бесплатно и без упаковки.

27. Неидеальное качество кровати. Неровно обита спинка, скол на деревянной ножке, погнутый подъемный механизм.

28. Некачественный матрас. Через две недели обычного использования поверхность матраса пошла волнами, а под боками по нарастающей начали щелкать пружины.

29. Долгая работа с заявкой на возврат. После отправки заявки на сайте звонка от отдела качества пришлось ждать 5 дней. После этого еще 5 дней ушло на то, чтобы попробовать подождать ответа от фабрики (он не пришел) и уже договориться на возврат по гарантии. Два раза теряли мое заявление на возврат с номером карты — на это ушло еще 6 дней. После третьего раза деньги вернули быстро, за 2 дня.

Желаем лучшего Диван.ру и продолжаем тестировать отечественные мебельные екомы!

1010
11 комментариев

Нельзя просто так взять и заменить IKEA.

4

Икеа это не магазин с товарами, это целый сервис с услугами. Именно поэтому его так сложно скопировать и повторить.

2

прежде чем ругать всю Российскую мебель- нужно сначала провести отбор нормальный- тут непойми что купили и сделали глубокие выводы! Ну спросили бы кого то сначала. Та дно висит на уголках- кто так вообще делает- зачем поднимать дно, чтобы потом его убирать и под ним пыль! У Итальянцев ДВП прям на пол- дешево и практично, я все кровати всегда так делаю. Про инструкцию- у большинства руки не заточены мебель собирать, и кровать с подъемным механизмом не так просто собрать. Нужно приглашать сборщиков нормальных- кровать не так просто собрать. Про сайт не знаю, в целом косяки можно у всех найти. Кровати и диваны лучше смотреть живьем перед покупкой. Вообще я не фанат диван ру, но очень похоже на заказную статью. ИКЕЯ ИКЕЯ- там в принципе были кровати с подъемным механизмом? там с ящиками выждвижными- икея это вообще не про кровати - про фрикадельки и тапки итд. КУПЕ там хорошие- не нужно все обобщать и делать непонятные выводы.

1

А где в статье про всю российскую мебель? Да и что значит "не пойми что"? Диван ру довольно-таки известная компания с шоурумами по всей стране.

Сколько по вашему времени нужно отбор проводить, нормальный отбор это как? И у кого спрашивать, чтобы мебель купить? Частников искать, которые месяцами завтраками кормить будут или на контору однодневку напороться? А заказная статья кем?

И да, у ИКЕА были кровати с подъемным механизмом, и, как и всю их мебель, можно было собрать самостоятельно по понятной инструкции.

2

Диван ру, как и многие другие имеют шоу рум, но с ограниченным набором мебели. Икеа же у себя в магазине выставляла все. И у них был огромный магазин. Икею сложно переоценить. И это хорошо понимаешь, когда делаешь ремонт и нужна мебель.

Это вы еще шкаф не собирали. Инструкцию можно выкинуть. Она не поможет от слова совсем. Уже не говоря про качество этого шкафа. До икеи, как до луны.

1

Тридцать лет назад тетя Груня с 15 размером бюста из-за прилавка рыкала на покупателей: Вас много, а я одна. А теперь удивляемся - где сервис в товарке? Хорошо хоть вообще привезли не стулья